12 октября (29 сентября) 2018 года исполнилось 100 лет со дня кончины выдающегося миссионера-проповедника, агиографа, епископа Старобельского, первого викария (временно Управляющего) Харьковской епархии Неофита (Следникова).
К сожалению, мы пока не обнаружили хотя бы заметки к этой дате. Вероятнее всего потому, что сведения о его смерти в справочниках (например, в открытой православной энциклопедии «Древо» и нек. др.) указаны иные: 29 ноября 1918 г.
Игумен Дионисий (Воздвиженский), бывший наместник Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря уже немало лет назад писал: «Малоизвестной страницей в жизни епископа Неофита остается его архипастырская деятельность, а также время и место кончины» (http://www.blagovest-2000.narod.ru/01_4-5neofit.htm)
Поэтому, спустя годы, откликаясь и говоря о вехах жизненного пути епископа Неофита, мы приводим сведения и о последних месяцах его служения, а также о кончине, из архивного дела «О смерти Преосвященного Неофита, епископа Старобельского I викария Харьковской епархии».
Помещаем и составленный нами краткий список сочинений епископа Неофита.
+ + +
Будущий епископ, Николай Николаевич Следников, родился в семье учителя Вельского духовного училища Вологодской епархии (впоследствии - протоиерея Троицкого собора г. Вельска).
Обучался он в Вологодской духовной семинарии, а в 1898 г. окончил со степенью кандидата богословия Казанскую духовную академию, ректором которой с 1895 г. был архимандрит Антоний (Храповицкий).
В этой академии было специальное миссионерское отделение, отсюда неудивительно, что новый ректор в 1897 г. выступил инициатором проведения в Казани 3-го Всероссийского миссионерского съезда. Успехи на новом поприще были по достоинству оценены: 7 сентября 1897 г. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, а с 1 марта 1899 г. с открытием в Казани второго викариатства, он назначается епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора.
А Николай Следников, познавший особую важность миссионерства, был назначен на должность противораскольничьего миссионера-проповедника Вологодской епархии, где начал не только посещать самые отдаленные её уголки, но и публиковаться в «Вологодских епархиальных ведомостях» и в приложении к нему - журнале «Церковное слово», еженедельном издании Вологодского братства Всемилостивого Спаса.
Многие наболевшие вопросы затрагивал Николай Следников в своих заметках и очерках. Он писал о великом праведнике св. Иоанне Кронштадтском, о подвижниках благочестия в Вологодской епархии, рассказывал о необыкновенных случаях проявления чудесной помощи Божией в разных житейских ситуациях.
9 марта 1908 г. епископом Никоном (Рождественским) он был пострижен в монашество, 15 августа - рукоположен во иеромонаха и 13 октября того же года - назначен исполняющим должность настоятеля Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, оставаясь и в должности Вологодского епархиального миссионера. 22 марта 1909 г. отец Неофит был возведен в сан игумена, а 5 июля 1910 г. - в сан архимандрита. С 5 апреля 1911 г. он - благочинный 2-го округа монастырей епархии.
Но и при такой загруженности отец Неофит не оставлял своих церковно-исторических изысканий. Именно ему принадлежат жизнеописания почти всех вологодских подвижников благочестия XIX - начала XX-го века.
10 марта 1913 г. в Воскресенском соборе г. Вологды архимандрит Неофит был хиротонисан во епископа Измаильского, викария Кишиневской епархии. Чин хиротонии совершали: архиепископ Ярославский Тихон (будущий патриарх), епископ Никон, член Свящ. Синода; Александр, епископ Вологодский; Алексей, епископ Великоустюжский; Антоний, епископ Вельский и Амвросий, епископ Михайловский.
Измаил вошел в состав Российской империи в 1878 г. и был уездным городом Бессарабской губерниии. Измаильское викариатство Кишиневской епархии было образовано 30 декабря 1909 г. Епископ Неофит сменил епископа Зиновия (Дроздова), а возглавлял тогда Кишиневскую кафедру известный деятель монархического движения, церковный писатель, будущий новомученик, епископ Серафим (Чичагов).
С 13 ноября 1914 г. епископ Неофит назначается епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии, где пробыл почти три года (епископом Полтавским и Переяславским в это время был Феофан (Быстров) - бывший духовник царской семьи).
Из сведений этой поры, дошедших до нас, есть такая запись (1917 года) в дневнике полтавца А. А. Несвицкого: «Архиерей Неофит жаловался, что самовольно рубят монастырский лес, и ничего не поделаешь».
16 октября 1917 г. - преосвященный Неофит (Следников) был назначен епископом Старобельским, викарием Харьковской епархии, а также настоятелем Старо-Харьковского Преображенского Куряжского монастыря.
В это время архиепископ Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий) участвовал в работе Поместного Собора, поэтому он предписал консистории: «Управление епархией вверяю Преосвященному Митрофану, пока преосвященный Неофит осмотрится на новом месте».
29 ноября 1917 г. архиепископ Антоний Указом Св. Синода был возведен в сан митрополита и прибыл в Харьков только перед праздниками Рождества Христова.
На ситуацию в Харькове оказывали влияние события, происходившие как в Петрограде и Москве, так и в Киеве. Епархия большую часть года оставалась без правящего архиерея. И здесь во многом позитивную роль играли викарии.
К концу 1917 г. обстановка кардинально изменилась. Хрупкая неустойчивая ситуация была взорвана, что привело к страшным последствиям. В декабре 1917 года в Харькове была провозглашена Советская власть на Украине, в феврале-апреле 1918 г. город побывал столицей Донецко-Криворожской республики, а в мае-октябре находился под немецкой оккупацией и в составе гетманата Скоропадского.
В январе 1918 г. митрополит Антоний (Храповицкий) приехал в Киев и присутствовал при открытии Всеукраинского церковного Собора. Перед взятием Киева большевиками он успел покинуть город, где сразу же начались кощунства и насилия. 25 января (ст. ст.) в Киево-Печерской Лавре был арестован и около нее убит митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). В те дни митрополит Антоний находился в Житомире, затем он вновь приехал в Киев и вернулся в Москву для участия в продолжающемся Поместном Соборе.
(Продолжение следует)