Но в каждые мрачные времена пробиваются светлые лучи надежды. Таким лучом в то время явилось первое русское кругосветное плавание, начавшееся под командованием капитан-лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770 - 1846), корабли шли под Андреевским флагом. Седьмого августа 1803 года, 215 лет назад, небольшие парусные корабли, закупленные в Англии, шлюпы «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта, чтобы вернуться сюда через три года 17 августа 1806 года. Корабли были английские, а команды-то русские! Маршрут экспедиции, так именовалась кругосветка, был немалым: через Атлантический океан, обогнув мыс Горн, путь пролёг по Тихому океану - Камчатка - Япония-Китай - Индийский океан - и вновь через Атлантический в Балтийское море.
Проходя стажировку в английском военном флоте, обычная практика того времени, с 1793 по 1799 годы, и побывав во многих странах, Иван Фёдорович стал готовить проект русского кругосветного плавания. Вернувшись в Петербург, он попытался заинтересовать своим проектом в 1801 году Морское ведомство, но получил отказ. Удача пришла, откуда её и не ждали. В 1802 г. с аналогичным предложением выступило Главное правление Российского Министерства коммерции. Здесь-то и вспомнили о капитан-лейтенанте Крузенштерне. Ему устроили аудиенцию у Императора Александра I. Крузенштерн сумел воодушевить последнего проектом, и тот дал «добро» на его осуществление.
Но хотя Император и благословил проект, всё же экспедиция носила больше коммерческий, чем государственный характер. Большинство средств на осуществление этого путешествия выделила Российско-американская кампания, имевшая свой интерес в этой экспедиции.
Основной задачей экспедиции было исследование устья реки Амур для обнаружения новых маршрутов взаимодействия с Америкой и Японией. С целью проведения научных исследований от Российской Академии наук в экспедицию была включена группа учёных. Помимо всего шлюп «Надежда» должен был перевезти в Японию российского посла камергера Рязанова, который должен был организовать торговые отношения с Японией.
Кругосветная экспедиция с достоинством выполнила свою миссию, решив не только коммерческие задачи, но и обогатила географию и естественные науки полезными сведениями.
Путешествие Крузенштерна составило эпоху в истории русского флота. Во-первых, подняло значимость флота в глазах общественности; во-вторых, показало значение флота в освоении мирового океана, и в третьих - подняло престиж морской службы. А главное, Российский флот фактически вышел в мировой океан! С этого времени начинается непрерывный ряд русских кругосветных плаваний, где получило опыт немало выдающихся русских флотоводцев.
Александр I отметил экспедицию, щедро наградив командиров капитан-лейтенантов И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, не забыты были и члены экспедиции. В честь этого события была выбита памятная медаль.
Это событие, как говорят в народе, останется на века. 25 лет назад, в 1993 г. в честь 190 -летия первой русской кругосветки Банк России выпустил памятную серебряную монету достоинством в три рубля, с маршрутом путешествия. На аукционе монета быстро разошлась за большие деньги, и сейчас является мечтой каждого нумизмата.
Личность адмирала И.Ф. Крузенштерна, занявшего почётное место в рядах русских флотоводцев, не вызывает сомнений в его чести. Но это уже другая тема. Только к слову, открытие бронзового памятника Ивану Фёдоровичу состоялось шестого ноября 1873 года - «первому русскому плавателю вокругсвета - адмиралу Ивану Фёдоровичу Крузенштерну» - гласит надпись на памятнике в Санкт-Петербурге.
Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, публицист