Повесть о трех Параскевах

Из записной книжки паломника

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
586
Время на чтение 19 минут

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Мф. 5, 8.

Я хотел начать свое знакомство с Крымскими святынями с Симферополя, но Господь распорядился иначе, направив мои стопы в Топловский монастырь. Это было во всех отношениях замечательно: во-первых, я поступал не по своей воле, а по воле Божией; во-вторых, в горах, где находилась обитель, жара переносилась значительно легче; в-третьих, здесь был большой паломнический корпус, где я и остановился.

Меня поразило число богомольцев, каждый день прибывающих в Топлу, как будто это был не рядовой монастырь, а Крымская Лавра. С раннего утра громадную автостоянку заполняли десятки легковых машин и автобусов, но стоянка, как правило, «трещала по швам», и тогда дежурные охранники, сбиваясь с ног, распределяли машины за ее пределами. Много было местных, крымских богомольцев, но еще больше - из разных, порой очень отдаленных, мест России. Я отметил одну деталь: у всех гостей выражение лиц было радостное, сияющее, одухотворенное. «Интересно, даже очень интересно, - подумал я. - Наверняка тут кроется какая-то загадка». Оставлять загадку неразгаданной было не в моих правилах, и я стал искать к ней ключ. Где бы я ни был, чем бы ни занимался - то ли молился, то ли читал Евангелие, то ли делал вылазку к горному источнику, - я не выпускал из виду эту проблему.

В обители меня опекала сестра Ксения Катюшина, заведующая канцелярией, очень тактичная и предупредительная послушница; на все мои вопросы она отвечала весьма подробно и обстоятельно. Прежде всего я попросил ее рассказать о преподобномученице Параскеве, небесной покровительнице и защитнице Топловской обители.

I

-В прекрасном и цветущем Риме проживали глубоко верующие благочестивые христианские супруги Агафон и Полития, - начала свой рассказ Ксения. - У них был добротный дом, большой ухоженный сад, в котором росли маслины, смоковницы, груши, апельсины и другие фруктовые деревья, все их распоряжения выполняли расторопные слуги, однако всему этому они не придавали особого значения. Их сердца долгие годы тяготила большая печаль - у них не было детей. Жизнь без детей - это то же самое, что фруктовое дерево без плодов. Соседи насмехались над супругами, вот, мол, они чем-то прогневили Бога, и Тот не дал им утешения. Агафон и Полития смиренно переносили напраслину и каждый день усердно молились Господу Богу, чтобы Он даровал им дитя. Их горячая молитва была услышана: Полития родила девочку; ее назвали Параскевой, так как она родилась в пятницу.

Радость родителей была велика; они окружили дочку заботой и вниманием; вместе с молоком матери она впитывала христианское благочестие; она рано научилась молиться; Евангельские истины стали опорой ее жизни. Параскева выросла смиренной христианкой, для которой жизнь во Христе стала краеугольным камнем ее существования.

Вскоре ее родители умерли. Параскева, решив посвятить свою жизнь Возлюбленному Жениху, продала дом, сад и все имущество, а деньги раздала нищим. Она стала проповедовать Евангелие, рассказывать о том, как Христос принес Себя в добровольную жертву, чтобы искупить грехи всего рода человеческого. Она это делала на улице, на площадях, в парках, везде, где встречала людей, желающих услышать слово Правды. Слушатели часто спрашивали:

-Что нам нужно делать, чтобы спастись?

Параскева отвечала:

-Принять Таинство Крещения.

Многие римляне обратились ко Христу. Это произошло потому, что проповедь юной Параскевы была приправлена солью истинной веры.

О ревностной проповеднице донесли императору Антонину. Тот приказал привести ее во дворец. Когда Антонин увидел юную деву, то был поражен ее красотой.

-Верно ли то, что ты проповедуешь какого-то Христа? - спросил он.

-Да, - смело ответила Параскева. - Я хочу, чтобы как можно больше людей узнали Христа и обрели с Ним вечную радость в Райских Обителях.

-Ты занимаешься абсолютно пустым делом, - император повысил голос. - Отрекись от своего Христа и поклонись нашим богам. Если ты это сделаешь, то заслужишь мою похвалу, и я осыплю тебя великими дарами. Ты будешь в большом почете и уважении среди моих вельмож.

-Христос - моя жизнь и мое упование, - отвечала юная дева, - и я никогда от Него не отрекусь. Богатство меня не интересует, так как я вменяю его в никому ненужный прах; почет вельмож для меня ничего не значит, а твоих лживых богов я презираю.

-Опомнись, Параскева, будь благоразумна. Я найду для тебя самого знатного жениха; ты будешь жить в большом почете; твоя красота будет лучшим украшением моего дворца.

-У меня уже есть Жених, Которому я обручена и Которому останусь верна до последних дней моей жизни. Можешь не продолжать своих льстивых речей, они для меня - пустой звук.

Услышав такой ответ, в котором звучала непоколебимая вера в своей правоте, Антонин перешел к угрозам:

-Я и мои приближенные поклоняемся нашим богам, и они дают нам все, что мы только пожелаем. Если ты не поклонишься им и останешься при своем мнении, то я предам тебя лютым мучениям.

-Я не боюсь никаких мучений, более того, приму их с радостью, - возразила святая дева. - Пострадать за Христа - высшая награда для меня. Делай побыстрее то, что задумал.

Мучители возложили на главу Параскевы раскаленный медный шлем, но он не причинил ей никакого вреда. Тогда император приказал бросить святую в медный котел с кипящим маслом. Параскева стояла в нем так, как будто это был прохладный святой источник. Антонин был страшно удивлен; он не поверил, что в котле действительно кипящее масоло.

-Дай мне этой жидкости, - попросил он.

Юная дева зачерпнула ладонью смолу и плеснула в лицо Антонину.

-Я ослеп! - воскликнул он, страдая от невыносимой боли. - Прости меня, юная дева, я сознаю свою неправоту. Помилуй меня, неразумного, и возврати свет очам моим, чтобы и я мог уверовать в того Бога, Которого ты проповедуешь.

Параскева помолилась, и император прозрел. На его лице не осталось и следа от сильного ожога. Он сдержал свое слово и стал христианином; вместе с ним Таинство Крещения приняло его семейство и все приближенные.

Святая Параскева отправилась в другие края проповедовать Евангельское учение. Однажды она пришла в город, правителем которого был некий Асклипий, и обратила ко Христу многих жителей. Узнав об этом, Асклипий призвал святую и долго уговаривал ее прекратить «пустое занятие». Получив твердый отказ, он осудил ее на смерть. Таких людей, как Параскева, обычно отдавали на съедение ужасному змию, который обитал вблизи города. На это зрелище, как на некое представление, приходил весь город.

Змий выполз из пещеры, из его пасти выплескивались языки пламени; увидев свою жертву, он издал страшное шипение и приготовился к прыжку. Святая дева, не дрогнув, осенила его крестным знамением; тело змия распалось на несколько частей и в следующее мгновение исчезло из поля зрения.

Невиданное чудо так поразило местных жителей, что они, все до единого, приняли христианство.

А святая Параскева продолжила свое миссионерское путешествие. Обойдя многие города и села, она прибыла в место, где правил человек по имени Тарасий. Он был жесток нравом, и, узнав, что Параскева проповедует Евангелие, попытался уговорить ее отречься от Христа. Не достигнув желаемого, он приказал отсечь ей главу.

Так святая дева закончила свое апостольское служение. Это произошло во втором веке нашей эры.

-Местные жители очень почитают преподобномученицу Параскеву, - продолжала свое повествование сестра Ксения. - Они считают, что она довольно долго проповедовала Благую Весть на Крымской земле, а ее мученическая кончина произошла на территории нашего монастыря. На месте казни забил целебный источник.

II

-Можно из него испить водички? - спросил я.

-Конечно, - согласилась Ксения.

Мы спустились с крутой горки и подошли к небольшой часовенке. Моя провожатая опустила в колодец ведро, достала воды, и я с удовольствием утолил жажду (день был очень жаркий).

-Источник известен с древних времен. К нему притекали не только православные христиане, но и местные татары; последние называли его Чокрак-Саглык-Су - источник живой, здоровой воды. Он находился в глухом лесу, к нему вела, среди камней и оврагов, узкая тропинка.

Прошло несколько столетий; источник стал популярен во всем Крыму; количество людей, приходящих к нему, увеличивалось с каждым годом. Этому способствовало следующее обстоятельство. Однажды священник греческой деревни Топлу, придя на источник, чтобы отслужить молебен, обнаружил икону; на ней была изображена преподобномученица Параскева; в чаше, которую она держала в руках, находились два человеческих глаза - это говорило о том, что святая может исцелять зрение (вспомним эпизод, когда она вернула зрение императору Антонину). С этих пор к источнику стали приходить люди, страдающие заболеванием глаз или вовсе слепые; они заказывали молебен, священник кропил святой водой их глаза, и они получали исцеление.

Особенно много таких больных приходят к источнику в наши дни.

-Как сложилась судьба обретенной иконы?

-В 1778 году местные греки переселились в Приазовье; чудотворную икону они взяли с собой; долгое время она находилась в Мариуполе в церкви Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы; местные жители очень почитали ее.

Как-то в городе произошла вспышка холеры; смерть косила людей почти в каждом доме; слезы и громкие рыдания слышались всюду. Верующие христиане взяли чудотворную икону, прошли с нею по улицам города, и только после этого холера отступила.

-А где сейчас эта икона?

-Увы, это нам неизвестно. Но мы надеемся, что святая Параскева рано или поздно явит ее нам. Угодница Божия всегда с нами, ее защиту и покровительство мы ощущаем постоянно. Топловский монастырь никогда не оскудеет, как бы говорит она нам, все ваши печали, заботы и нужды я взяла на себя, и никто из вас не забыт мною. И волос с ваших голов не упадет, так как я сама охраняю вашу обитель.

И это действительно так. Мы верим, что по ночам святая ходит вокруг монастыря в длинной мантии, с посохом и пальмовой ветвью в руках. Предание сохранило забавное происшествие: однажды несколько татар пытались похитить бревна и доски, предназначенные для постройки сестринских келий. Святая Параскева манием руки остановила их, и они не могли сделать больше ни одного шага.

Утром незадачливые воры со слезами просили прощения у сестер обители. Мать игумения благословила дать каждому из них по горячему калачу: как-никак они всю ночь, не сомкнув глаз, простояли на одном месте.

III

На третий или четвертый день моего пребывания в обители сестра Ксения, встретив меня около книжной лавки, сказала:

-Я хочу познакомить вас с пещеркой болгарки Константины.

-А кто она такая?

-Через несколько минут вы это узнаете.

Выйдя за пределы монастыря, мы поднялись по крутой тропе в гору и остановились около входа в пещеру; в нее вел длинный узкий тоннель; миновав его, мы оказались в тесной, в виде креста, пещерке; когда мои глаза привыкли к темноте, я увидел несколько рядов икон, у которых теплились лампадки; внизу, на песке, горело несколько свечей.

-В этой пещерке (или похожей на нее), согласно церковному Преданию, подвизалась болгарка Константина, - сказала моя провожатая.

- Подвиг отшельничества считается одним из самых трудных; не каждый решится на него... Но как же подвижница попала сюда?

-Мне придется начать издалека. Третьего августа 1804 года в Севастопольскую бухту вошла купеческая шхуна «Дидона», на борту которой находилось двести двадцать болгар, бывших подданных турецкого султана. Православные христиане, они изнывали под властью мусульманского правителя - это была главная причина, вынудившая их покинуть Турцию.

Их путь лежал в Таганрог (так распорядился русский посланник в Стамбуле). На одиннадцатый или двенадцатый день пути разыгрался сильный шторм, смертельная опасность грозила не только судну, но и всем пассажирам. Капитан «Дидоны» решил переждать непогоду в Севастополе. Через два-три дня шторм утихнет, и я продолжу плавание, считал он. Однако шторм не утих не только через три дня, но и через неделю. Ситуацию усугубляло то, что у пассажиров заканчивались продукты.

Капитан заявил портовым властям, что дальнейшее путешествие невозможно. Пассажиров высадили на берег и отправили в восточную часть Крыма. Здесь было пустое селение, в котором раньше жили татары (они эмигрировали в Турцию). Село носило название Кишлав (от татарского «къшла» - загон для овец).

Болгары быстро освоились на новом месте: красивая природа, плодородные земли, отличный климат, а самое главное, православные храмы, в которые можно приходить и молиться о спасении своих душ.

В одной из переселенческих семей жила скромная, тихая, трудолюбивая девушка, которую звали Константина. Она находилась в полном послушании у своих родителей, следила за очагом, стирала белье, пекла лепешки, полола огородные грядки, выполняла другие дела, которых в крестьянском хозяйстве не счесть. Родители не могли нарадоваться на свою дочь.

Однажды девушка, напевая нехитрую мелодию, месила тесто для выпечки хлебов.

Вдруг раздался чей-то голос:

-Константина!

Девушка оглянулась, но вокруг никого не было. Наверно, мне послышалось, подумала она.

-Константина! - снова раздался голос.

Девушка оставила квашню, заглянула в одну комнату, в другую - никого.

-Константина! - третий раз позвал ее чей-то требовательный голос.

Девушка, поняв, что это зов Неба, немедленно покинула дом.

Родители долго искали дочку, но их усилия не увенчались успехом. Они безутешно горевали - как же, ведь они лишились любимой дочери и незаменимой помощницы. Через некоторое время их горе притупилось, и они смирились с происшедшим.

-Как сложилась дальнейшая судьба девушки?

-Она ушла в горы, выкопала небольшую пещерку (вблизи села Кизилташ) и стала там жить, пребывая в постоянной молитве. Ее одиночество никто не нарушал, лесные звери к ней не приходили, а что касается птичек, то Константина была только рада им - ведь они молились вместе с нею.

Так прошло семь лет, в течение которых подвижница духовно возрастала от силы в силу. Потом в этих местах появились люди, и Константине пришлось искать новое место. После долгих поисков она остановила свой выбор на пещере, где мы сейчас находимся. Достоинство этой пещеры в том, что она природная; вход в нее находился вверху, и Константине, физически ловкой и сильной, не составляло труда пользоваться им (нынешний вход и тоннель - дело современных строителей).

Константина часто приходила на святой источник преподобномученицы Параскевы и подолгу молилась там - к тому времени над источником была построена маленькая часовенка.

У молодой подвижницы была заветная мечта: основать в этом красивом благодатном месте женский монастырь. Она поделилась своей мечтой с местными христианками. Те одобрили ее планы, но тут же добавили, что это практически невозможно, - где взять средств для такого большого предприятия?

-Я уповаю не на свои слабые силы, а на Господа Бога - Ему все возможно, - отвечала Константина.

-Это, конечно, так, но поблизости совсем нет богатых людей, которые бы внесли хотя бы первый вклад.

-Нам не нужны богатые люди, - возражала подвижница, - нам нужны люди, богатые верой.

-Есть ли они?

-Да! - уверенно заявила Константина. - Это прежде всего святая Параскева, которая приняла смерть за Христа! Она - наша первая помощница!

Каждый день подвижница становилась на колени в часовенке и подолгу молилась святой Параскеве о том, чтобы ее мечта непременно осуществилась. Скоро к ней присоединилась одна христианка, а потом еще одна.

-У нас теперь малая церковь, - радовалась Константина, - и наши молитвы не пропадут даром.

Прошло немало времени, и, по милости Божией, в Топлу открылся женский монастырь (это произошло в 1864 году); в числе немногих ее насельниц была и болгарка Константина. Ее выстраданная мечта осуществилась!

-Вот что значит крепкая пламенная вера! - воскликнул я.

-Такая вера двигает горами, - добавила Ксения. - Вскоре Константина постриглась в Ангельский чин с именем Параскева. Она была великой постницей, носила власяницу, ночи проводила в молитве, кладя многочисленные поклоны. «Это ангел во плоти», - говорили о ней насельницы.

Монахиня Параскева отошла ко Господу в 1874 году и была похоронена на монастырском кладбище.

-Наверно, уже готовятся документы для прославления ее в лике святых? - спросил я, когда мы покинули пещерку и возвращались в обитель.

-Первые шаги в этом отношении уже сделаны, - сказала моя провожатая. - Мы не сомневаемся, что настанет день, когда совершится ее прославление (в Болгарской Православной Церкви это уже произошло).

IV

Храм преподобномученицы Параскевы в Топловской обители небольшой, но очень уютный и благодатный. Его украшают красивый иконостас, чудотворные иконы, тонкой работы Распятие, роскошные цветы в стеклянных вазах. Но, пожалуй, больше всего привлекает паломников рака с мощами преподобной Параскевы, игумении Топловской. Каждый день я приходил в храм и подолгу молился около нее.

Однажды, когда сестра Ксения, поменяв у раки цветы и приложившись к святыне, собралась покинуть храм, я попросил ее рассказать о Топловской игумении.

-Я очень почитаю нашу покровительницу, поэтому с большим удовольствием выполню вашу просьбу, - сказала она. - Ольга Ивановна Родимцева (таково ее мирское имя) родилась в Москве в 1849 году. Она росла в благочестивой семье, в которой царили мир и согласие; девочка рано научилась читать; ее любимым чтением были Евангелие, Псалтирь и жития святых. Ольга не любила шумных игр, зрелищ, увеселений; ей больше нравилось уединение, когда можно было заняться каким-либо рукоделием или помолиться перед старинными иконами.

Девушка часто бывала в московских храмах, которых было так много, что глаза разбегались. Когда она входила в храм, то попадала в то место, где ей больше всего нравилось и где так легко и умилительно было молиться. Особенно часто она посещала Страстной женский монастырь, находящийся в самом центре Москвы, на Тверской улице, напротив памятника Пушкину. Глядя на монахинь в строгом темном облачении, которые подходили к матери игумении под благословение, читали паремии на всенощном бдении, раздавали Крещенскую воду в праздник Богоявления, пели акафист чудотворной Страстной иконе Божией Матери, с хоругвями и иконами шли Крестным ходом, глядя на них, Ольге все сильней и сильней хотелось стать такой же, как они.

-Мама, отпусти меня в монастырь, - попросила она однажды.

-Доченька, закончи сначала училище, а потом посмотрим, - ответила мать. - Грамоте учиться всегда пригодится. Запомни это, моя дорогая.

Поскольку девушка любила учиться, то годы обучения в училище промелькнули незаметно, и наконец ее давняя мечта осуществилась: она была принята в число насельниц Страстного монастыря. Через три года ее облекли в рясофор с наречением имени Вячеслава.

Вскоре игумении монастыря Валерии предложили переехать в Крым; она взяла с собой послушницу Вячеславу. В Топловском монастыре Валерия, однако, долго не задержалась, отправившись на новое послушание. Вячеславе же обитель так понравилась, что она не захотела с нею расстаться.

16 июня 1889 года архиепископ Мартиниан (Муратовский) постриг послушницу в Ангельский чин с именем Параскева. Она вела строгую монашескую жизнь: неукоснительно посещала все церковные службы, аккуратно выполняла свои дневные послушания, ночи проводила в молитве и земных поклонах, вкушала очень мало, возлюбив пост, то есть, другими словами, шла царским путем. Весьма скоро Параскева настолько духовно выросла, что правящий архиерей возвел ее в сан игумении.

Пасти словесное стадо - задача не из легких. Можно наставлять сестер словом, а можно - своим примером. Второй способ оказался более трудным, но зато и более эффективным, поэтому Параскева старалась его использовать как можно чаще.

Во время ее игуменства обитель достигла наивысшего как материального, так и духовного расцвета. Сестры создали образцовое хозяйство, насадили большой фруктовый сад, который со временем стал одним из лучших на полуострове. В Феодосии, Симферополе, Старом Крыму и Керчи открылись подворья Топловского монастыря, в каждом из них были построены храмы, дома для священников, церковно-приходские школы и другие здания.

Одним из главных дел игумении Параскевы было строительство собора в честь Святой Живоначальной Троицы. Это благое дело благословил владыка Мартиниан. Нашлись благотворители, которые пожертвовали на строительство большие суммы. В 1894 году в основание собора был положен первый камень.

С началом революционной смуты для монастыря наступило время исповедничества. В 1919 году большая группа бандитов, совершив неожиданный налет, разорила и ограбила обитель; беды следовали одна за другой, и только Один Господь знает, как игумения и сестры находили в себе силы и смирение, чтобы перенести все это.

В 1928 году безбожники взорвали монастырский собор, который был близок к завершению. Сердце игумении Параскевы такого удара не выдержало, она слегла и вскоре отошла ко Господу (незадолго перед кончиной матушка была пострижена в схиму). Она возглавляла монастырь в течение тридцати девяти лет, смиренно неся этот тяжелый духовный крест. Сестрам обители (к тому времени их было почти двести пятьдесят) игумения оставила завещание; в нем, в частности, говорится:

«Поручаю вас всех Всемилостивому Господу Богу, Пречистой Богородице и нашей Небесной предстательнице равноапостольной преподобномученице Параскеве. Люблю я всех вас всем сердцем, а также и в вас всегда видела к себе любовь и уважение, что всех нас сроднило о Господе. Да пребудет же между нами эта святая любовь вечно во взаимном молитвенном духе. Свято храните блаженное и единодушное общежитие. Немало жизненных теснот приходится переносить в святой обители. Но кто и когда угодил Богу и достиг Царствия Божия без скорбей и терпения? Не путем ли безмерных лишений и страданий пришел наш Небесный Подвигоположник и не этим ли путем шли, шествуют ныне и будут идти за Ним во все времена все Его последователи, все спасающиеся?

Строго исполняйте священный завет святой нашей обители о гостеприимстве, которым она всегда была украшена. Но главное, мои дорогие и предорогие чада во Святом Духе (ах, хочется мне в последнем своем земном обращении особенно приласкать вас, тоскует ведь мое сердце, расставаясь с вами, чувств моих к вам не выразить никакими словами), все дарования душ ваших направьте к тому, чтобы сердца ваши сделались обителью Божиею. Ничего так не требует Господь от человека, как сердце Его. Когда сердца ваши будут очищены иноческими подвигами, освящаемы Таинствами Христовыми, преисполняемы христианскими добродетелями, наипаче же украшаемы христоподражательными уничижениями и смирением, тогда будут умножаться и преумножаться перед Престолом Божиим сильные о вас молитвы нашей небесной покровительницы - преподобномученицы Параскевы, всесторонне будет покрывать вас Своим Покровом Преблагословенная Заступница рода христианского Приснодева Матерь Божия и будет благословлять вас Господь всяким благословением - и небесным, и земным.

Я, милостью Божией, всегда была утешена вашим благочестием, вашей любовью и преданностью православной Христовой Церкви и уверена о Господе, что каждая из вас, и старая, и молодая, благодатию Святого Духа никогда и ни в одной йоте не изменит Святому Православию и с любовью, по примеру нашей Небесной молитвенницы, примет и мучение и даже смерть за всякую истину Божию...»

В 2009-ом году Украинская Православная Церковь, «рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и учитывая народное почитание подвижницы благочестия Параскевы (Родимцевой)», причислила ее к лику местночтимых святых.

V

-Наверно, уже накопилось много свидетельств о чудесах преподобной Параскевы? - поинтересовался я.

-Да, - подтвердила Ксения. - Вот что написала, например, Елена Самсонова, жительница города Николаева: «Изменения в Украине привели к тому, что моя специальность - учитель русского языка и литературы - оказалась невостребованной. Я проработала в школе всего два года, после чего попала под сокращение - большинство школ в нашем городе стали украинскими. Многие учителя переквалифицировались в историков, географов, ботаников, а мне это сделать не удалось, так как у меня был маленький ребенок.

Когда сын подрос, я стала готовить его к поступлению в школу. Мои знакомые, узнав об этом, привели ко мне своих детей, чтобы я с ними занималась. Так я подрабатывала, но денег все равно не хватало. Каждое лето я волновалась: будут ли у меня ученики в новом учебном году? Об этом я просила матушку Параскеву на ее могилке, когда приехала в Топловский монастырь. Вернувшись домой, я встретила свою давнюю знакомую.

-Елена, - обратилась она ко мне, - я ищу учителя русского языка и литературы.

-Для кого?

-Для своих детей.

Я возликовала! Теперь у меня есть работа, причем на много лет вперед! Эту работу мне дала матушка Параскева!

Другая моя подруга, Наталья, предоставила для занятий свою квартиру. Мои ученики очень смышленые и любознательные, они хорошо усваивают правила русского языка, с удовольствием читают рассказы русских писателей. Кроме того, я рассказываю им о христианских праздниках: о Рождестве Христовом, о Святой Пасхе, о Вознесении Господнем - они постепенно воцерковляются».

Лидия, жительница Керчи, оставила такое свидетельство: «Мой сын, штурман дальнего плавания, ушел в очередной рейс; в течение года я не получала от него никакой весточки. Такое было впервые, обычно он регулярно сообщал мне о себе. Мое сердце подсказывало, что с ним что-то случилось. Я поехала в Топловский монастырь, пришла в часовню матушки Параскевы, упала на колени и долго, со слезами на глазах, молилась ей о моем сыне.

Через месяц он вернулся домой.

-Наше судно арестовали вблизи территориальных вод Испании, - поведал он. - Арестовали по вздорному, надуманному поводу. Меня и еще пять человек командного состава арестовали и посадили в тюрьму. Началась судебная тяжба; она длилась почти год. Наконец, обвинение признали незаконным, и нас освободили.

Мой сыночек вернулся домой, конечно же, по молитвам матушки Параскевы».

Вот еще одно письмо, его написала Галина Степановна Кондратенко, жительница Псковской области.

«Я болящая и долго от этого страдала. Моя знакомая посоветовала мне поехать в Топловский монастырь. В течение нескольких лет подряд я приезжала сюда. Когда я прикладывалась к могилке матушки Параскевы, то сильно кричала, меня раздувало, разрывало голову и все тело, была рвота. Так повторялось много раз. Я не отступала и все молилась и молилась.

Наконец - о чудо! - наступило облегчение. Господь, по молитвам матушки Параскевы, исцелил меня с помощью большой благодати от дьявола двадцатилетней давности».

VI

Помолчав, сестра Ксения возобновила свое повествование:

-Времена меняются, в России наступила духовная оттепель, храмы и монастыри вставали из разрухи, в них снова зазвучали молитвы. Словно сказочная птица Феникс, возродилась и Топловская обитель. Восьмого августа 1992 года, в день памяти преподобномученицы Параскевы Римской, в обители после долгого-долгого перерыва состоялась Божественная Литургия. Ее совершил архимандрит Филипп (Стецюренко). А через восемь лет состоялось еще одно памятное событие: митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь возвел в сан игумении инокиню Параскеву. Вручив ей игуменский посох, он сказал:

«Посох этот - какой он тяжелый, какой он ответственный, какой он многозначный! Поэтому, дорогая наша игумения, прими этот посох со смирением. Этот посох видим, но посох настоящий - невидим. Прежде всего, это твои усердные молитвы келейные - вот это твой посох. Ты должна всегда опираться на этот духовный посох, чтобы Господь тебя постоянно умудрял. Чтобы Он вел тебя по пути спасения тех, которых Сам тебе вручил.

Пусть этот посох всегда подсказывает тебе, что ты должна неотступно стоять на страже святой обители. Тяжело, сама видишь и знаешь, как тяжело. Но и промыслительно. Хочется верить, что вымолила тебя для обители та Параскева, которая еще, думаю, будет народом церковным прославлена в будущем, ибо есть за что. Может быть, она захотела и просила у Бога, чтобы именно Параскева была здесь во главе святой обители. Так оно сегодня и случилось, поэтому прими, дорогая игумения Параскева, этот посох.

Желаю тебе здоровья, желаю тебе духовной красоты, желаю тебе радости! Ведь не зря, видимо, Господь привел тебя в эту обитель. Радуй нас своими трудами. В добрый путь!»

В миру новую игумению звали Нина Михайловна Тищенко; она уроженка Черкасской области; закончив педагогический институт, преподавала иностранные языки сначала в школе, а затем в техникуме; монашеский постриг приняла в Топловской обители.

При ней вновь начал строиться собор в честь Святой Живоначальной Троицы; не прошло и шести лет, как на его куполах засияли лучезарные кресты; через некоторое время, даст Бог, закончится его внутренняя отделка, и он распахнет свои двери для молящегося народа.

Мы, насельницы монастыря, очень любим нашу матушку. Но она любит нас гораздо сильнее, и мы ощущаем это каждый день и каждый час. Мы живем как бы в ее сердце, и нам в нем весьма отрадно.

VII

Я пробыл в Топловском монастыре больше месяца; наступило время отъезда, но уезжать не хотелось.

Обитель стала для меня как бы родным домом; я был окружен теплом и вниманием ее насельниц, любая моя просьба, даже самая маленькая, быстро выполнялась, и я мог без суеты выполнять мою работу. Мои недостатки... их было много, но сестры покрывали их своей любовью.

А самое главное, я, кажется, нашел ключ к таинственной загадке: на обители - по молитвам четырех Параскев - почивала обильная Божия благодать. Вот почему все богомольцы, прибывающие сюда (я не был исключением), испытывают несказанную радость. Для нас как бы распахиваются Небеса, и мы видим красоту Горнего Мира, чувствуем его чудное благоухание, ощущаем его духовную сладость, и сердца наши ни к чему больше не стремятся и ничего больше не желают...

Николай Кокухин, член Союза писателей России; член Союза журналистов России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Кокухин
Мы идем путем Христа
Нас будут гнать до Второго пришествия Сына Человеческого, и ничего изменить нельзя
19.04.2024
«Если не покаетесь, все так же погибнете»
Евангельское поучение, которое никто не должен забывать
30.03.2024
Ядовитый источник
Заметки о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
18.03.2024
«Я вам жить завещаю...»
О стихотворении А.Твардовского «Я убит подо Ржевом»
25.01.2024
Духовное солнце России
Возвращение Казанской иконы Божией Матери
21.12.2023
Все статьи Николай Кокухин
Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин и Пасха
О светлых пасхальных днях в жизни великого русского поэта рассказывает фонд Президентской библиотеки
05.05.2024
День памяти Дениса Давыдова
Сегодня мы также вспоминаем художницу А.П.Остроумову-Лебедеву, а также героев Великой Отечественной войны С.Е.Артеменко и Е.Н.Завалий, православного публициста В.Л.Махнача
05.05.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Отрыжка белорусской партии многовекторности
Новый комментарий от Игорь Бондарев
10.05.2024 14:59
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Русский Иван
10.05.2024 14:04
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Александр Волков
10.05.2024 09:39
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:27
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.05.2024 04:23