Россия, Сербия, Болгария, Македония - уроки истории 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Россия, Сербия, Болгария, Македония - уроки истории

Ранко  Гойкович, Русская народная линия

25.06.2018


Отклик на полемический материал …

Фото Сергея Савина.В опубликованной на РНЛ беседе Павла Тихомирова с Зораном Чворовичем «Геополитические силы используют Константинополь как инструмент давления» даётся точная картина сегодняшнего «Вселенского Патриарха» как геополитического оружия Запада в войне против России, и, следовательно, против Православия.

Сейчас мне хотелось бы обратить внимание на реакцию проболгарски ориентированных читателей. Люди, придерживающиеся такого мировоззрения, с невероятной легкостью на форуме изображают такую историческую картину, что неподкованный в теме человек сразу же проникается мыслями о том, что история к болгарам была несправедлива...

Когда я писал свою дилогию «Знаменитые сербы в русской истории» и «Знаменитые русские в сербской истории», я в очередной раз столкнулся с выразителями проболгарской пропаганды. Совершенно очевидно то, что подобный способ осмысления продолжает существовать и сегодня.

Болгарская пропаганда даже Пахомия Логофета, который при жизни потписивался как «Пахомий Серб», пыталась в русской литературе изображать как болгарина.

Конечно, моей целью не является разжигание сербско-болгарских дебатов, однако, позволю себе озвучить точку зрения, характерную для Сербского Православного взгляда на ситуацию. Дело в том, что некоторые устойчивые заблуждения относительно болгар очень дорого обошлись как сербам, так и русским. Поэтому некоторые вещи нужно назвать своими именами.

В этом тексте я не ставлю перед собою задачи заниматься этим вопросом на экспертном уровне, попробую русскому читателю обрисовать картину, памятуя о словах свт. Николая Сербского: «слова должны быть мягкими, а аргументы - сильными»...

Начну с цитаты упомянутого проболгарского пропагандиста в комментарии к вышеуказанному тексту:„Интересно здесь определение в интервью того, кто есть Матерь-Церковь для православных «македонцев». Зоран Чворович утверждает, что ею должна быть именно СПЦ, так как «т.н. МПЦ не имеет никакой связи с исторической Охридской Архиепископией, но родилась из недр СПЦ в ходе логического разворачивания исторических процессов ХХ века», и называет это исторической правдой. Это утверждается и некоторыми авторами Русской народной линии. То есть теперешние епархии Македонии, из которых состоит раскольная «МПЦ», ну никакого отношения к прежнему Охриду не имеют и т.н. «МПЦ» создана политическим насилием Броза и КПЮ. Формально да, для настоящих времён и для незнакомых с историей Балканских Церквей так оно и выглядит. Однако забывается, и замалчивается, что таким же насилием, епархии теперешней т.н. «МПЦ» и Южной (греческой) Македонии 100 лет назад были безправно отторгнуты от Болгарского Экзархата (правопреемника Охридской Архиепископии) и введены в состав СПЦ и Элладской православной Церкви. Поэтому исторически и опосредовано эти епархии «МПЦ» имеют некоторое отношение к былой Охридской Архиепископии. Вот где историческая правда, и в чём также подоплёка проблемы, а не только в насилии Тито. И Матерью Церковью для них скорее исторически является БПЦ , а не СПЦ, в состав которой они до 1913 г никогда не входили и в её лоне не создавались. А у Константинополя, думаю, здесь интерес больше в том, чтобы македонские епархии не вздумали вернутся в состав БПЦ (что её усилит), а то вдруг вспомнят и о епархиях насильно включённых когда-то в состав ЭПЦ. Недаром в Константинополе так возмутились и занервничали, когда недавно представитель БПЦ открыто посетил один из монастырей т.н. «МПЦ» и обсудил с «македонцами» возможность объявления БПЦ Матерью Церковью».

Древние церкви в Македонии. Чьи же они?

Поистине интересная интерпретация истории и очень странная историческая справедливость! Итак, для этого болгарского пропагандиста, великие Неманчичи в золотим векамсербской истории построили сотни великолепных храмов для болгарской церкви на територии нынешней Македонии? Национальное предание говорит, что в бывшей «Скопской Святой Горе» (сегодня этот район называется «Скопская Черногория», и до сегодняшнего дня жители этого района считаются сербами, вопреки политике, которая уже многими десятилетиям не очень благоприятна для сербов) до прибытия турок на Балканах было 365 церквей и монастырей - на каждый день в году по одному храму. Из этого числа в этой области по сей день сохранилось около 50 церквей и монастырей средневековья, которые построили сербские правители. Жители этой области до сих пор с гордостью говорят, что им не стыдно говорить с архаичной речью, на которой говорили средневековые сербские князья и короли.

То что Скопье с 1346 по 1392 было столицей сербского государства (стало столицей сербского Королевста во время короля Милутина, а во время его внука Царя Душана стало столицей Царства) для болгарских пропагандистов не имеет никакого значения. Интересно бы было узнать: действительно ли они полагают, будто сербской столицей тогда мог быть болгарский город? Во время турецкого ига Скопье стало столицей "Косовского вилайета". Считают ли они возможним, что Турки якобы болгарский город сделают столицей сербского Косова?

Сербский Царь Душан в 1330 (как полководец в войске своего отца) разгромил болгарскую армию, которая начала завоёвывать Сербию, но после этой великой победы не взял даже ни одной пяди болгарских земель.

Дейстительно ли я считаю, что сербский Царь совершил коронацию на болгарской земле (в городе Скопье, сегодняшней столице Республики Македония)?

Конечно, Цар Душан свою столицу не создал в каком-то чуждом окружении, но в окружении сербском. Земля, на которой находился столица сербских королей и царей, конечно, это сербская территория, на которой сербы веками жили и правили. Нынешняя Республика Македония, как сербская территория, была захваченна турками после Косовской бытвы, и сербы от турок освободили эту территорию. И болгары тысячи лет не видели Македонии (если не считать период Первой и Второй мировой, когда благодаря их сотрудничеству с Вильгельмом и Гитлером правили в Македонии), но до сих пор продолжают повторять, что сербы захватили чужую территорию!

Я никогда не назвал бы освобождение Новороссии оккупацией, потому, что русские освободили свою территорию от турок. А вот когда сербы вновь освободили свою территорию от турок, это называт оккупацией.

Болгары лишают сербов права ссылаться на период Сербии Неманича, но, одновременно, сами ссылаюсь на ещё более отдалённый по времени период, когда Македония принадлежала Болгарскому царству. Тот факт, что сербское освобождение Македонии не нравилось болгарским наёмникам и террористам из ВМРО, является их проблемой.

Но и татарам не нравилось, когда Россия освободила Крым и Новороссию и уничтожила пресловутое Крымское ханство, но мне действительно никогда не приходило в голову, чтобы русских освободителей рассмотривали в качестве оккупантов. И укронацисты считают, что освобождение Украины Красной Армией является оккупацией.

Но разве нормалный человек может так думать?

О Болгарском экзархате

Необходимо немного остановиться на утверждении, что Македония якобы «была незаконно отделена от Болгарского экзархата сто лет назад».

Во-первых, ни одного слова про то, что болгарский экзарх долгое время находился в расколе (Болгарский экзархат был основан в 1870 году, а с 1872 года он был в расколе, так как он неканонически, по повелению турецкого правительства объявил автокефальность и только после Второй мировой войны, раскол был преодолён (Константинопольский Патриархат признал автокефальность БПЦ в 1945 году). Конечно, по этой проблеме не всё однозначно, но...

В связи с церковным расколом, в котором Болгария пребывала с 1872 года, «Московские ведомости» после нападения Болгариии на Сербию в Первой мировой, комментируя газетные заметки, сообщавшие, что России впервые приходится воевать с православным государством, т. к. со времени удельных войн русские не поднимали меча на своих единоверцев, так писали: «Если бы Болгария не находилась в схизме с Православной Великой Константинопольской Церковью и не находилась бы за это в отлучении от своего законного патриарха (...), то такое рассуждение было бы правильно», но «с тех пор Болгария прекратила всякие сношения с православными Церквами Востока, и только русская Церковь не решалась прервать с ней церковного общения в надежде, что прискорбное разделение с греческим Константинопольским патриаршим престолом уладится и отлучение за схизму будет с нее снято. Между тем, Болгария никакой серьезной попытки к примирению с Православной Церковью не делала и вот уже третий раз подняла оружие, предательски напав на православную Сербию, с которую ее связывали если уже не религиозные, то кровные узы славянства».

На это же обстоятельство обращал внимание и такой авторитетный православный иерарх архиепископ Антоний (Храповицкий), писавший в 1915 году: «болгары как раскольники, прервавшие уже сорок лет тому назад свое общение с церковью, естественно, нашли в себе довольно бесстыдства, чтобы принудить свой народ, уже не впервые, поднять оружие против родственной по крови Сербии и своей избавительницы России».

Джоко Слиепчевич, историк, писатель капитального трёхтомника «Истории Сербской Православной Церкви» написал большую книгу об одном из выдающих православных архиереев в XIX веке, сербскому митрополиту Михаилу. Михаил был русским учеником, очень почитаемый как в русском государстве, так и в РПЦ. К сожалению, после поворота короля Милана Обреновича к Австрии, он был изгнан из Сербии, но после устранения Милана с королевского престола, митрополит Михаил триумфально вернулся на родину.

Джоко Слиепчевич в этой книге подробно указывает на истинно христианскую помощь СПЦ болгарам для преодоления раскола, в который они вошли, и насколько позволяла церковная дипломатия оказывала помощь стремлению Болгарской церкви, чтобы могли служить на славянском языке, чтобы болгары имели свою национальную иерархию.

Слиепчевич перечисляет много примеров бескорыстной материальной помощи Митрополита Михаила многим монастырям на территории Македонии и Болгарии. Будущие болгарские архиепископы получают бесплатное образование в сербских богословских семинариях. Словом, Михаил был великим сербским национальным и религиозным деятелем, который бескорыстно помогает болгарам как в национальных, так и в церковных делах.Но Митрополит Михаил, помогая Болгарии, не действовал против церковных канонов.

Цитата Слиепчевича: «Защищая право болгар, желавших получить свою национальную иерархию, митрополит Михайло и тогдашняя официальная Сербия не ожидали, что Болгарский Экзархат при помощи турецкого правительства начнёт великоболгарскую пропаганду в Южной и Старой Сербии, и что, кроме того, будет претендовать и на Боснию и Герцеговину(!) только из-за этого, что они были тогда под турецкой властью. (Конечно, на этой сербской земле никогда не жили болгары).

В такой ситуации митрополиту Михаилу пришлось реагировать на великоболгарскую пропаганду. Митрополит получил великое количество писем, в которых люди жалуются на массовую проболгарскую пропаганду на территории Южной и Старой Сербии.

Так что высказывание «насилием епархии теперешней т.н. «МПЦ» и Южной (греческой) Македонии 100 лет назад были безправно отторгнуты от Болгарского Экзархата» является явно проболгарской пропагандой, которая не имеет связи с исторической правдой. Забывается и замалчивается другое, а именно то, что насильственная болгаризация вызвала реакцию, в результате чего уже накануне 1-й Балканской войны 1912 г. число «патриаршистов» значительно превысило число «экзархистов». Этот факт легко проверить как в архивах СПЦ, так и в архивах БПЦ. (Проблема подробно освещена в книге Йована Эрдельяновича «Македонские сербы», изданная в 1925 г., а переизданная в Нише в 2011-м.).

Интересно отметить, что, несмотря на то, что Россия в Македонском вопросе делала недвусмысленно ставку именно на болгар, турки основной удар делали по сербам, прекрасно понимая: кто же является самой последовательной пророссийской силой на Балканах. Понимали это, повторюсь, и на Западе.

Тотчас же по получению церковной автокефалии, которую болгары получили при посредстве России, нормой стало правило, согласно которому всякий верующий, присоединявшийся к Экзархату, должен был считаться болгарином. В среде сербов Македонии это вызвало реакцию - и сербы посчитали гораздо меньшим злом греков-фонариотов.

В сербской среде началось расслоение. На рубеже XIX-XX веков Македония превратилась в арену противоборства болгар и сербов, болгар и греков. Турки воспользовались этим расколом в стане своих неприятелей и поддержали болгар - что было совершенно логично в сложившейся ситуации.Как мы помним, в России так же была достаточно сильна именно проболгарская пропаганда.

Ни тогдашние, ни нынешние славянофилы зачастую просто не понимают того, что болгарские комитаджи боролись не с турками, а преимущественно против сербского народа Македонии.

 

(Продолжение следует)


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 22

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

22. М.Яблоков : Ответ на 21., Петър:
2018-08-11 в 06:55

И тем не менее, исторических прецедентов аннулирования автокефалий более, чем предостаточно. Снова вы путаете Мать-Церковь с Кириархальной Церковью, эти два понятия не всегда тождественны. Автокефалию может предоставить (или аннулировать) только Кириархальная Церковь. Но для этого нужны определенные условия, а не на пустом месте. Древняя же Охридская архиепископия включала в себя довольно большую территорию, которая отнюдь не ограничивалась лишь канонической территорией БПЦ.
21. Петър : Ответ на 20., М.Яблоков:
2018-08-11 в 01:28

Да, я согласен, что пересмотра границ пока не предусматривается, просто Охридская Архиепископия никогда не входила в границьi Сербской Патриархии.

Очень сомнительно, что автокефалию можно канонически аннулировать. Иначе Иерусалимская Патриархия могла бьi аннулировать автокефалию всех церквей. Или Константинополькая Патриархия могла бьi аннулировать вашу автокефалию, или нашу, или сербскую. Я уверен, что не сочли бьi ето каноническим действием.

А иначе, мне кажется, что не вьi будете принимать решения вместо Болгаркой Церкви насчет ее устава.
20. М.Яблоков : Ответ на 19., Петър:
2018-08-10 в 22:39

«устав Болгарской Православной Церкви, заметите, что БПЦ считает себе Церквью-продолжителем Охридской Архиепископии»

Мало ли что она считает... Автокефалия Охридский архиепископии давно аннулирована, и возврата к прошлому уже нет. Никто пересматривать границы Поместных Церквей не будет. Даже не думайте об этом. Каноны это запрещают. 30 лет прошло - все! Где вы раньше были? )
19. Петър : Ответ на 18., М.Яблоков:
2018-08-10 в 18:57

Возможно, что не прав насчет канона, потому что не юрист. Но точно уверен, что канон не защищает захват церковной власти при помощи насилий и убийств.

Если прочитаете устав Болгарской Православной Церкви, заметите, что БПЦ считает себе Церквью-продолжителем Охридской Архиепископии, что автоматически значит, что она не признает власть Сербской Патриархии в Македонии. Соответственно, не все считают, что предмет раскола существует, а не признают Охридскую Архиепископию только из-за желания сохранять мир среди Православньiх Церквей.

Желание восстановить древний порядок, ето- не революционньiй дух. Революционньiй дух, ето когда не уважают древний порядок, согласно которого Охридская Архиепископия бьiла автокефальной еще до того, как вообще появилась Сербская Патриархия.

И кстати, ето Сербская Церковь стала Патриархией при поддержке двух болгарских Церквей- Търновской Патриархии и Охридской Архиепископии. Так что совсем стьiидньi претензии Сербской Патриархии властвовать в Македонию.
18. М.Яблоков : Ответ на 17., Петър:
2018-08-10 в 07:04

«прошло более 30-ти лет с тех пор, как иерархи в Македонии восстановили Охридскую Архиепископию, и значит, спора уже не должно бьiть»

Вы что издеваетесь? Ни одна из существующих Поместных Цервей не признала этот явный раскол! И вы еще тут что-то про каноны говорите?! Не стыдно? Под свою гордыню каноны подстраивать?
17. Петър : Ответ на 15., Павел Тихомиров:
2018-08-10 в 02:16

И совсем иное дело, когда Македонцы романтизируют ВМРО



Люди в Македонии и Болгарии почитают своих героев, которьiх защищали свой народ. Революция ВМРО- ето не уничтожение буржуазии или аристократии, а свержение инородной власти. ВМРО- пораждение самого народа. Кончено, что сербам ето не нравится, но народ пел и будет петь песни о своих героев. И ето никак не противоречит правде.

В моем сравнении я видимо перепутал князя Лазаря с Милошем Обиличем, которьiй убил турецкого султана.

Насчет убийств и насилий, ето не моя интерпретация.

Если вьi о тридцатилетней давности, то да, прошло более 30-ти лет с тех пор, как иерархи в Македонии восстановили Охридскую Архиепископию, и значит, спора уже не должно бьiть.
16. М.Яблоков : Ответ на 10., Петър:
2018-07-02 в 07:14

«Я считаю, что самозванная, потому что небьiло соборного решения епископов в Македонии присоединиться к Сербской Церкви, а присоединение бьiло с помощью убийств и насилии.»

А это не важно каким образом. Тем более, что это только в вашей интерпретации, что якобы «с помощью убийств и насилий».
Вы ведь знакомы с 17-м каноном Четвертого Вселенского Собора и 25-м каноном Шестого Вселенского Собора? Вот будьте любезны и соблюдайте священные каноны! Иначе, рассуждая так как сейчас вы, придется пересматривать границы вообще всех существующих Поместных Православных Церквей. У вас явный революционный дух.
15. Павел Тихомиров : Ответ на 13., Петър:
2018-07-02 в 01:33

я не серб


Петр, я прекрасно понимаю, что Вы – Болгарин, а не Серб и даже не Македонец.
Мы, Русские часто оказываемся в такой двусмысленной ситуации, когда приходится быть арбитром и становится «хорошими» для одних, и – автоматически – «плохими» для других.
Во всяком случае, на уровне народной дипломатии с этим мне самому приходится иногда сталкиваться до сих пор. Хотя уже толку от таких арбитражей – просто «диванная аналитика» «пикейных жилетов». (Т.е. ничего не значащая в практическом смысле сентиментальщина).
Впрочем, нет, в Сербии – несмотря ни на что – есть в народе любовь к России, пусть и мифологизированной России, увы, мало общего имеющей с реальной РФ.
Возможно, нечто подобное имеет место и в Болгарии, не знаю.
Впрочем, дело не в степени любви/ненависти/презрения по отношению к России, а в степени близости к Правде.
Под правдой я в данном случае подразумеваю спасительность той или иной мировоззренческой позиции.

Если бы Македонцы позиционировали себя в качестве носителей древнеболгарской православной идентичности – идентичности Болгарии эпохи легендарных царей Симеона и Самуила – это одно.
И совсем иное дело, когда Македонцы романтизируют ВМРО и бредут в направлении тупиков русских «совков» и сербских «титоистов-югославян».
Ещё абсурднее и неконструктивнее позиционирование себя в качестве «славяноязычных потомков эллинов царства Филиппа и Александра Македонских».

Впрочем, я думаю, что ничего хорошего на Балканах уже не случится, потому что вы там у себя до такой степени ослеплены взаимными обидами, что склока эта бесконечная будет весьма кстати силам внешнего управления.
И пессимизм мой в отношении невозможности православно-славянского единения – в числе прочего – проистекает как раз из общения с Вами.
Ну скажите, пожалуйста: как можно быть до такой степени бестактным, чтобы накануне Видовдана сравнить св.мч.кн.Лазаря с революционерами??

Просто непостижимо. Но весьма показательно.
14. Петър : Ответ на 11., Павел Тихомиров:
2018-07-02 в 01:27

согласно Бухарестскому мирному договорау Болгарский экзархат был лишён диоцеза в вилайетах, закреплённых за Сербией и Грецией.



В тексте Бухаресткого мирного договора вообще нет ничего насчет Екзархата.
13. Петър : Re: Россия, Сербия, Болгария, Македония - уроки истории
2018-07-02 в 01:02

Моя ошибка, но я не серб, по-болгарски назьiвается Печка Патриаршия, а как синоним в Викопедии указано название "Ипекская", и такое название мне показалось как-то по-русски. Не всегда чутье к язьiкам работает правильно.

Также в Википедии написано, что восстановлена в 1557 г. султаном по просбам великого визиря серба Мехмед паша Соколович:

"Лишь спустя сто лет, братья Соколовичи — Макарий и Мехмед-паша — смогли добиться восстановления Печского патриархата.

Турки, давая разрешение на восстановление патриархата в 1557 году преследовали чисто политические цели..."

Мне кажется, такая ситуация не отличается сильно от ситуацией с Екзархатом.
12. Павел Тихомиров : Петъру вдогонку
2018-07-01 в 22:44

До етого епископьi в Македонии бьiли частью Болгарской Церкви, и которая бьiла восстановлена таким же образом, как и Сербская- указом султана.


Наследниками упразднённого турками Печского патриархата (который Вы почему-то называете по-турецки – «Ипек»… Впрочем, спасибо, хоть не по-шиптарски – «Пейя») стала Карловацкая митрополия. Никакого отношения султан к подданным австрийского цезаря уже не имел и не мог иметь.
А вот Белградская митрополия была учреждена 1832 году в качестве автономной митрополии под юрисдикцией Константинопольского Патриархата. А уже после Берлинского конгресса эта митрополия получила каноническую автокефалию.
Согласитесь, ситуация – в каноническом смысле – отличается от ситуации с Экзархатом.
11. Павел Тихомиров : Ответ на 10., Петър:
2018-07-01 в 22:26

До етого епископьi в Македонии бьiли частью Болгарской Церкви, и которая бьiла восстановлена таким же образом, как и Сербская- указом султана.


Речь идёт о фирмане 1870 года, учреждении Экзархата. В юрисдикцию экзархата вошли епархии Южной Сербии, территории которых не входили в состав Княжества Сербии, в т.ч., разумеется, македонские епархии.
После того, как в 1912 году эти земли были освобождены Сербией, а в 1913 году Болгария была разгромлена бывшими союзниками по антитурецкой коалиции, согласно Бухарестскому мирному договорау Болгарский экзархат был лишён диоцеза в вилайетах, закреплённых за Сербией и Грецией.
10. Петър : Re: Россия, Сербия, Болгария, Македония - уроки истории
2018-07-01 в 21:55

Я считаю, что самозванная, потому что небьiло соборного решения епископов в Македонии присоединиться к Сербской Церкви, а присоединение бьiло с помощью убийств и насилии.

До етого епископьi в Македонии бьiли частью Болгарской Церкви, и которая бьiла восстановлена таким же образом, как и Сербская- указом султана. А до етого и Охридкская Болгарская Архиепископия, и Болгарская Тьiрновская Патриархия, и Ипекская Патриархия бьiли уничтоженьi таким же султанским указом.
9. М.Яблоков : Ответ на 8., Петър:
2018-07-01 в 20:14

Власть Сербской Церкви над Македонской- самозванная.


Почему самозваная? Кому она подчинялась до ухода в раскол?
8. Петър : Ответ на 5., М.Яблоков:
2018-07-01 в 17:25

Конечно, что важно решения
«Насчет Кириархальной Церкви- на никаком соборе Церковь в Македонии не решала подчиниться Сербской»Причем тут что она решала или не решала? Она вышла из СПЦ. СПЦ - Кириархальная Церковь по отношению к Македонии.



Небьiло канонического присоединения Церкви в Македонию к Сербской, вот почему она не могла вьiходить оттуда, откуда не входила. Власть Сербской Церкви над Македонской- самозванная.
7. ранко : Пояснение
2018-06-28 в 01:25

Не хочу дальше участвовать в полемике где кто-то представляется как православный христианин а террористическую револуционную организацию считает народно-освободительной и кто святого князя Лазара сравнивает с революционерами-террористами. Умному понятно какому освобождению приводит револуционарние организации. Понятна и судьба государства которое прославляет револуционнарные организации. Но хочу сказать что знаю что есть много искренне православных болгар которые велико-болгарский масонский проект не ослепил, которые понимают что ВМРО нанесла ущерб духовним и истинно национальным интересам болгарского народа, что это деградация великого христианского наследия Болгарии Самуила, которые понимают что понятие сегодняшней Македонии продукт геополитики ХХ века а не какое-то историческое государство, понимают что Скопле всегда был сербский город, а юго-восточно жили болгары (грубо говоря) и что это сербы не спорит. Демир-капия означала - двери в Македонию, сегодняшняя северная Македония називалась Южная Сербия... Это потверждает и история и лингвистика и прославление Кресной славы и фольклор... Знаю что в Болгарии существуют серьёзные православные люди которые понимают что велико-болгарская идея нанесла ущерб и болгарским, и сербским и русским, словно - свеславянским интересам... Конечно, и с сербской стороны было серьёзных ошибок, но. слава Богу, в сербском народе нет большой любвы к револуционарним движениям которая подержывал Запад. Надо и сербам и болгарам понять что наш общий враг Запад, Ватикан, что именно Запад создавал между славянам террористические организации и что нужно понят что саммое важное - не допустить в будущем убийсва православных славян между собой... Прошу такие подождать до конца статьи, а потом можно обсуждать все вопросы....
6. ранко : Петър
2018-06-27 в 21:11

Вы понимаете Петьр что Вы творите, это не язычество, это хула на святителе Господне... Вы сравниваете святого великомуженика Лазара сербского который своей кровью защищал христианскую Европу от турецкого ига, с терористами из ВМРО которые в Франции убили короля Александра, последнего православного монарха в Европе? Стидно. Трудно найти слово, Вы якобы христянин, что-то пишете про Церквы, а хулите на святителе Христове. Для меня нет разныци между ранохристянским, греческим, сербским, русским, болгарским... святителям, это ХРИСТОВИ святители...

Второе, не лукавте, не стали некоторьiе из них болгарскими офицерами, но как болгарски офицери начали терористическая действия на територии другого государства.

Про языке и про этом где пропали ети 2/3 сербов, говоривших по-сербски, говорится в продолжении этой статьи, но это в антисербской и антирусской геополитике ХХ века никого не удивляет. Это похоже на то если бы я спрашивал а где пропали русские в сегодняшней Украини и из этого сделал вывод что на Украине всегда жили "укры"... Только одно напоминание - первый закон парламента в Титовой Югославии был - запрещение возвращения сербам на Косово и Метохию и Македонию... А потом Тито дал и нацию македонцам, и новый язык, а потом и "церкву" подарил...

Вы ужасная убийства гражданского населения в Сербии сделана болгарами сравниваете с тушением террористических действий террористической организации ВМРО. Про преступления болгар в Сербии во время Первой и Второй мировой войны существует тысячи свидетельств (и не только сербов), существует много документального материала и никогда в истории сербского народа, сербской государственности, сербских войнах такие зверства в отношении гражданского населения не было. Кроме того, есть тысячи свидетельств и не только сербов, но и всех союзников и всех журналистов, которые следовали прорыв Солунского фронта и освобождение Македонии со стороны сербской и французской армии в Первой мировой. Почему не пишете о том, как население Македонии приветствовало сербов - как освободителе или как захватчике, если они как вы уверенно утверждаете «болгарское население" и "Болгарский территория"? Почему не пишете о ужасающем терроре среди гражданским населением, который починили болгарские оккупационные власти те только в сегодняшней Сербии но и в Македонии во время Первой мировой войны? Возможно ли такой террор проводить против собственного народа?
5. М.Яблоков : Ответ на 4., Петър:
2018-06-27 в 21:05

«Насчет Кириархальной Церкви- на никаком соборе Церковь в Македонии не решала подчиниться Сербской»

Причем тут что она решала или не решала? Она вышла из СПЦ. СПЦ - Кириархальная Церковь по отношению к Македонии.
4. Петър : Ранко,
2018-06-27 в 19:52

ВМРО всегда бьiла освободительной организацией народа в Македонии. Наверное, не считаете вашего князя Лазаря террористом за то, что он убил султана? так и мьi не считаем наших героев, сражающихся против иностранного государства, террористами.

ВМРО бьiла организацией освобождения Македонии, некоторьiе из них стали болгарскими офицерами, конечно- ведь ето полезно для освободительного дела. Ничего странного не вижу в том, что болгарские офицерьi сражались за освобождение болгарской земли. Во главе ВМРО бьiли не немцьi, а македонские болгарьi, в ней участвовали и валахи.

Вот и основатели ВМОРО: Даме Груев из Смилево, Македония, учитель; Гоце Делчев из Кукуша ( из которого и мои предки ), Македония, учитель. Закончил Военную школу в Софии, но не бьiл произведен в офицерьi по подозрению в социалистическую деятелсность; Иван Хаджиниколов, тоже из Кукуша, книгопродавец и издатель; Петър Попарсов, учитель, из деревни Богомила, Македония; доктор Христо Татарчев из Ресена в Македонии; Андон Димитров, учитель, из деревни Айватово, Македония; Христо Батанджиев, учитель из Гуменидже в Македонии.

Как видите, они- не офицерьi, и все они из Македонии.

В руководстве позднего ВМРО входил генерал Александр Протогеров, из Охрида.

Все они и до сих пор считаются народньiми героями в Македонии и Болгарии. Поезжайте в современную Македонию, где по-вашему, живут сербьi, и поделитесь вашими взглядами о ВМОРО и ВМРО, попробуйте сказать, что Гоце и Даме- терористьi. Может, конечно, вас и не побьют, но точно будут считать врагом.

Священники, о которьiх я написал- они не пришли откуда-то, все они- местньiе болгарьi, убитьiе сербской армией и полицией.

Вот свидетельство на сайте Бигорского монастьiря:
https://bigorski.org...k-isaiev-bil-machen/

https://bigorski.org...-raspnuvani-na-krst/

То, что делалал сербская армия, давно документировано, существуют фото убитьiх, которьiх я из благоприличия не буду приводить, бьiла проведена международная Карнегиевая анкета, которая документировала насилия всех сторон- и греческих, и сербских, и болгарских. Источники доступньi всем желающим прочитать.

Интерсно, где пропали ети 2/3 сербов, говоривших по-сербски? Ведь и до сих пор в язьiке людей из Македонии нет падежей? Несмотря на насильственную сербизацию язьiка в Македонии, он и до сих пор не приобрел чертьi сербского язьiка.

Насчет Кириархальной Церкви- на никаком соборе Церковь в Македонии не решала подчиниться Сербской.
3. М.Яблоков : Re: Россия, Сербия, Болгария, Македония - уроки истории
2018-06-27 в 11:28

Здесь надо разделять понятия Мать-Церковь и Кириархальная Церковь. Мать-Церковь - это чисто историческое понятие. А Кириархальная Церковь - это господствующая Церковь по отношению выходящим из нее епархиям по предоставлению им возможности автономии или автокефалии. Например, Матерью-Церковью для Киевской митрополии является Константинопольский Патриархат, а Кириархальной Церковью - Московский Патриархат. Так же и БПЦ является Матерью-Церковью по отношению к «МПЦ», а Кириархальной Церковью является все же СПЦ. Мать-Церковь не имеет никаких административных прав. Например, вообще для всего Вселенского Православия Иерусалимская Православная Церковь является Матерью-Церковью. И что из этого? Да ничего. Просто исторически так сложилось, вот и все. Только Кириархальная Церковь имеет право предоставления автономии и автокефалии. Автокефалия всегда даруется Кириархальной Церковью, а не провозглашается той или иной епархией самой для себя. Исключение составляет лишь тот случай, когда Кириархальная Церковь уклоняется в ересь.
2. ранко : Петър
2018-06-27 в 08:47

1. А как возможно сербу назвать организацию которая при помощи иноземных спец. служб сделала покушение на сербского короля? Разве организацию народного освобождения возглавляют офицеры иноземных государств? Простите, в сербском понимании освобождения такое понимание странно. Но, и это понятно из истории - два сербская государства в 19 веке имели три СЕРБСКИЕ народные династии которые сражались с сербским народом за свободу своего народа. А Болгари, Рюмини и Греки имели германцев за монархов...
2. Что касается языка, я не спорю что на пространстве сегодняшней Македонии не живёт и ерническое болгарское население и в 19 веке примерно 1/3 населения говорила болгарским диалектом, остальные сербским. Про этом в продолжении текста...
3. Что сказать когда болгары обвиняют сербов за насилия и убийства? Сербская армия такого никогда не делала, точно, возможно была народная месть на злодейства болгар потому что болгары насильно хотели все население превратить в болгар. А от того что творили болгарские солдаты с сербским населением содрогнулись даже и германцы, они убывали технически, но злодейства болгар чудовищная, такое делали ещё только хорватские усташи и бандеровцы. Лучше вам не поднимать этот вопрос, преступления болгарской армии над сербами тёмная страна истории болгарского народа, это точно...
1. Петър : Ранко,
2018-06-27 в 03:32

То, что вьi назьiваете ВМРО "наемнической организацией", показьiвает, что сербьi никогда не имели ничего общего с народом Македонии.

Все люди в Македонии почтают деятелей ВМРО как героев народного освобождения. Понятно, что для вас они- враги, а народ в Македонии и Болгарии и до сих пор поет песни о них.

В отличии от всех слявянских язьiков, в болгарском нет падежей и существует определительньiй член. Около Охрида говорят так же, и никакгого архаического сербского там нет.

Белград бьiл частью болгарского Царства, может, ето- болгарский город, а там говорят на архаическом болгарском?

Титул Охридского Архиепископа- "Αρχιεπίσκοπος της πρωτης 'Ιουστινιανης και πάσης Βουλγαριας" - Архиепископ Первой Юстинианой и всея Болгарии.

Церковь в Македонии бьiла заграблена Сербской насилиями и убийствами. Вот неполньiй список жертв сербских насилий над священниками в 1913-1915 годах:

Битолская область
город Битоля
свещ. Атанас Алтипармаков, свещ. Антон Димов, свещ.Михаил Димов, свещ. Спиро Димитров, свещ. Никола Петров – арестуваньi, их мучили
Деревня Кукуречани свещ. Васил Колев – арестован, его мучили ; сьiнов его убили

Деревня Могила - свещ. Димитър Илиев – арестован, его мучили
Деревня Смилево-иеромонах Козма, игумен на манастира “Свети Петър” – убит
Деревня Лопатица свещ. Илия п. Наумов – убит
Деревню Буково спалили

Велешкая область
Город Велес свещ. Иван Аврамов, свещ. Лазар Трайчев Андов, свещ. Петър Андреев – арестованьi, их мучили и убили

Гостиварская область
Деревня Еловци свещ. Неофит п. Владимиров – арестован, его мучили;
Иеромонах Мартин, игумен на Лешочкия манастир – арестован, его мучили;

Дебърская область
Деревня Ябланица свещ. Наум Пейчинов – убит
Деревня Гери свещ. Исаие – убит (1914г)
Деревня Тресонче свещ. Апостол Миронов – арестован, его мучили и убили
Город Дебър митрополит Козма арестован, его вьiгнали

Кичевская область
Город Кичево всех священников арестовали, так как не признались сербами.
Иеромонах Софроний п.Петров убит; иеромонах Теофан – убит

Кочанская область
Деревня Драгобраще свещ. Зафир Петрев – убит от сърбите
Деревня Бели свещ. Стою п.Киров – арестован, его мучили
Деревня Кучичино свещ. Павле Георгиев – его мучили и убили;

Криво-паланечка область
насиловали священников признать себя сербами

Крушовская область
Город Крушово свещ. Наум Мешков – арестуван, его били
Деревня Кривогащани свещ. Йордан п.Николов – его били
Деревня Пуста Река свещ. Никола Георгиев – убит


Малешевскя область
Деревня Мачево свещ. Еф. Стойков – убит
Деревня Русиново свещ. Георги Илиев – арестован, его мучили
Деревня Митрашинци - свещ. Петър п.Георгиев – убит; свещ. Атанас п.Петров – арестован, его мучили

Деревня Владимирово - свещ. Иван Мицов и свещ. Иван Георгиев – убили

Неготинская область
Деревня Дисан свещ. Хр.Марков – мучили до смерти

Охридская область
Город Охрид - свещ. Георги Икономов, свещ. Георги Бъндев, свещ. Иван Савев, свещ. Георги Рибаров, свещ. Харалампи Донев, свещ. Антон Ивтев, свещ. Ахил Карадимчев, дякон Георги Снегаров – арестованьi, их мучили
Деревня Слатина свещ. Георги п.Ангелов – убит
Деревня Велгощи свещ. Алексо Шокарев – убит

Радовишкая область
Город Радовиш свещ. Григор Икономов – убит;
Свещ. Евтим Христов и свещ. Гаврил Христов – их побили.
Деревня Дедино свещ. Михаил Иванов – убит вместе с двумя крестьянами

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме