Религиозная духовность в понимании психиатра

Статья из «Российского психиатрического журнала»

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
2839
Время на чтение 28 минут

Юбилейная лекция

Казалось бы, что сложного в слове «религиоз­ность»? Сложность эта проявляется мгновен­но при обращении к сети Интернета. Существуют многие десятки сайтов, на которых определяется это понятие. Полученная из Интернета информа­ция представляет собой смесь несовместимого: от «это - мракобесие» до «высшее свойство человека», от «архаичных представлений» до «новых направлений в изучении человека», от «характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему» до «новых принципов отношения к сакральному началу, вылившихся в формирование нового облика религии и нового типа верующего», и так далее, а также что это проявление культуры, нравственных ориентаций, форм социального поведения... В этой информационной свалке любой может найти то, что ему априорно импонирует, и то, с чем он никогда не сможет согласиться. В ссылках на специальную литера­туру также указывались источники, содержащие взаимоисключающие положения. Самым грустным впечатлением от работы с этим информационным нагромождением было то, что всем авторам этих публикаций все было ясно, ни у кого никаких сомнений в своих рассуждениях.

Оказалось, что Интернет представляет множе­ство интерпретаций и слова "духовность". Здесь можно встретить, что «душа» и «дух» - синонимы или что «дух» - высший уровень души и многое другое.

Не буду входить в детали, представленной в Интернете информации, отмечу то, с чем со­гласен полностью и что было мной использовано в данной работе. Слово «религия» означает восстановление («ре-») связи («-лигио») с «духовным», а духовность в самом общем смысле - это «со­вокупность проявлений духа в мире и человеке», «связь с надындивидуальными смыслами и ценно­стями, божественными или космическими сила­ми», что духовность - это нравственная категория, которая бывает «светлой» (связь с Богом, а отсюда любовь, добро, созидание) и «темной» (связь с Са­таной, что предопределяет ненависть, зло, разру­шение), что духовность бывает индивидуальной, определяющей суть человека, и трансцендентной, управляющей Миром, и что духовность («Дух») бы­вает и слабой и сильной, и это играет существен­ную роль во всех ее проявлениях.­

Мой интерес разобраться в этой проблеме возник при работе по конкретной психиатрической тематике. Работая над своей монографией «Судьбы больных шизофренией» [1], я смог убедиться в том, что религиозность (как вера во Всемогущественного Бога, определяющего наши судьбы) играет в жизни больных весьма существенную роль, в том числе как корректор душевных расстройств [2]. Этот факт привел меня к специальному анализу аспектов взаимовлияния религиозности и психопатологии [3]. Данный анализ подтвердил существенное значе­ние религиозности для психического здоровья [4]. Вместе с тем при работе над этой темой можно было убедиться, что само понятие «религиозность» и сопряженное с ним понятие «духовность» имеют разночтения, что создает проблемы научного вза­имопонимания [5]. В этой связи было очень важно определить, какую выбрать методологическую ос­нову для обсуждения, поскольку сама обозначенная тема может быть приманкой для любителей крити­ческих коллизий [6].

Методологическая сложность обусловлена тем, что нужно рассматривать взаимосвязь того, что не имеет, казалось бы, точек соприкосновения: религия - из мира идеального, духовного; психи­атрия - из мира материального, реальных нару­шений функционирования головного мозга. Более того, речь вообще идет о сопоставлении, казалось бы, принципиально несопоставимого: духовно-идеалистического и научно-материалистического в познании человека. Опережая основные свои рассуждения, уже здесь скажу, что А. Эйнштейн, заканчивая специальную статью «Религия и наука», написал: «Один из наших современников сказал, и не без основания, что в наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубо­ко религиозные люди» (1930). Такие слова велико­го материалиста созвучны мыслям папы Иоанна Павла II: «Вера и разум - это как бы два крыла, на которых человеческий дух возносится к созер­цанию истины, ибо Сам Бог вложил в умы людей стремление к познанию истины, а также к позна­нию Его Самого, чтобы люди, познавая и любя Его, смогли найти полноту истины о себе самих» [7].

Я задумал эту лекцию в первую очередь для пси­хиатров, которые хотели бы лучше понимать своих пациентов, если те окажутся религиозными. При этом я, конечно, не призываю принять какое-либо вероисповедание, а просто пытаюсь объ­яснить «что есть что» для понимания психиатра и какую для лучшего такого понимания взять мето­дологию. Свою работу я начал с подборки фактов, свидетельствующих о том, что «все ясно» только не­веждам, что мир далеко не так прост, как кажется.

В 1937 г. в СССР была проведена перепись населения. Среди вопросов был вопрос о религи­озности, ответы шокировали Советскую Систему -56,7% населения страны назвали себя верующими, и это несмотря на два десятилетия ожесточенной пропаганды «воинствующих атеистов», массовых уничтожений религиозных святынь, церквей и мо­настырей и демонстративных репрессий духовен­ства. По решению Политбюро ЦК ВКП(б) к XIX съезду партии большевиков «в СССР не должно остаться ни одного попа». Для исправления ситуации и ре­ализации партийного замысла уже в 1937-1938 г. был расстрелян каждый второй (!) священнос­лужитель Русской Православной Церкви (более 100 тыс. человек). Только на Бутовском полигоне НКВД под Москвой с августа 1937 по октябрь 1938 г. были расстреляны и похоронены 20 765 чел. Перед расстрелом почти тысяче из них пред­лагалось: «Откажись от Бога, и мы тебя отпустим». Кто-то (единицы) отказался, остальные - нет, но никого не отпустили, и убиты были все. В рели­гиозном понимании они «пострадали как исповед­ники Православной Веры», сегодня более трехсот из них прославлены в лике святых, «новомучеников в земле Российской просиявших».

Как психиатр должен понимать этот исторический факт? Понимать не в том плане, что это было оче­видное уголовное преступление, а в том, что каж­дый из упомянутой тысячи священников, казалось бы, одним своим словом мог спасти свою жизнь - и не сделал этого! Ради чего был преодолен главный витальный инстинкт - инстинкт самосохранения? История с древнейших времен знает немало подоб­ных трагических фактов, свидетельства о них сохра­нились до наших дней. Я поймал себя на каком-то мистическом чувстве единства исторического про­тивостояния, когда был в Римском Колизее, тыся­челетия назад залитого кровью первых христиан, отказавшихся отречься от своей веры, и когда был среди захоронений Бутовского полигона.

Трудно понять религиозные войны, но здесь можно домыслить и говорить о каком-то «коллек­тивном бессознательном». Однако и в Колизее, и в Бутово, когда каждый по своему собственно­му внутреннему зову предпочел уйти из жизни, но не отказаться от Бога - то здесь что-то другое. Что это за внутренний духовный зов, который по­бедил страх смерти? Имеет ли все это какое-либо отношение к психиатрии, сферой познания которой являются нарушения нормативности функциони­рования высшей нервной деятельности - как учат психиатры-материалисты? А были ли здесь такие нарушения? Всё это вопросы трудные, фундамен­тального значения, и нами, психиатрами, должны быть правильно понятыми, чтобы не навредить своим пациентам. С позиций же ортодоксального материалистического подхода ответов здесь нет. С конца XX в., когда в разработках гуманистиче­ской и трансперсональной психологии стало по­являться совершено новое осмысление понятий «душа», «дух», открылись перспективы новых иссле­дований (А. Маслоу, В. Франкл, Э. Сутич, С. Гроф и др.) и появились новые обоснования подходов к оценке «нормативного», «искусственного», «бо­лезненного». Будем ждать результатов этих иссле­дований.

Однако разработки выдающегося мыслителя со­временности, психолога, психиатра и социолога Виктора Эмиль Франкла (V. Frankl) о трихотомиче­ском интеграле (о телесном, душевом и духовном уровнях измерения) уже убедительно показали, что «Человек - это большее, чем психика: человек - это дух», что его поведение, прежде всего, опреде­ляется ценностями и смыслами, локализованными в духовно-этическом измерении, что человек сво­боден и фатально не подвержен детерминирующим воздействиям со стороны факторов нижележащих уровней измерения (душевного и телесного) [8].

Преодоление витальных инстинктов у священно­служителей, решавших вопрос «быть или не быть», оставаться униженными в этом бренном мире или уйти в мир горний, к Богу, - свидетельство существования религиозной духовности и ее силы.

Факты примата религиозной духовности и свиде­тельства ее силы история человечества сохраняет с древнейших времен и продолжает накапливать.

Лауреат Сталинской премии I степени профессор-хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий (он же в даль­нейшем святитель Лука) после войны опубликовал книгу «Дух, душа и тело», в которой утверждал: «И если несомненно, что соматические процес­сы в значительной степени определяют течение психических процессов, то столь же несомненно, что необходимо признать, и психическое воздей­ствие на все соматические процессы в организме». Он приводит убедительные примеры. Так, у полу­чившего открытый перелом костей голени воз­никло и «долго длилось тяжелое нагноение, кости не срослись, и нижняя часть голени со стопой бол­талась во все стороны. Через 8 лет он отправился на поклонение в святой град и там внезапно почув­ствовал себя исцеленным. Он может стоять и хо­дить, наступая одинаково свободно на обе ноги. А 8 лет он ходил на костылях».

Другой случай. У получившего «во время желез­нодорожной катастрофы перелом позвоночника, последствием которого был паралич ног с атрофи­ей мышц и начинающейся гангреной», произошло нечто подобное. После посещения святого места «на другой день зажили гноящиеся язвы стопы. Он мог ходить без палки, несмотря на атрофию мышц. Через 3 недели он прибавил в весе 10 кг и мог начать свою прежнюю работу». «Тяже­лое повреждение спинного мозга, о чем свиде­тельствует не только паралич ног, но и атрофия мышц и даже начинающаяся гангрена. Все это - необратимые изменения по нашим медицинским знаниям, и никакое самое могучее, но только фи­зиологическое воздействие мозга не могло бы их исправить». Объяснить «только физиологическим воздействием мозга, хотя бы и могучего, невоз­можно уже потому, что все мозговые процессы и все воздействия мозга протекают во време­ни, а эти чудесные исцеления происходили почти вне времени. Такая быстрота действий возмож­на только для духа». В.Ф. Войно-Ясенецкий до­бавляет: «Мы могли бы привести много подобных исцелений при открытии мощей преподобного Се­рафима Саровского, из житий святителя Питирима Тамбовского и многих других святых». «Этими рассуждениями мы подкрепляем и обосновываем высказанное положение, что дух творит формы». Таковы были факты!

Явно вне зоны психопатологии, но и вне зоны общей психологии находятся те факты, которые вызывают недоумения у атеистов и называются чудом у верующих людей. Подтверждают реаль­ность и значение религиозной веры описания слу­чаев телесного исцеления по глубокой молитве, которых более чем достаточно и в художественной и в мемуарной литературе и даже в сообщениях средств массовой информации. В 2010 г. в Мо­сковской медицинской академии им. И.М. Сече­нова я участвовал в научной дискуссии на успешно защищен-ной докторской диссертации, которая была посвящена описанию и научному анализу подобных случаев - исцелению от болезни по глубокой вере.

У религиозных личностей с обостренным рели­гиозным чувством и глубокой верой бывают такие изменения, которые непосредственно подтвержда­ют положение Апостола Павла о единстве тела, души и духа. Строгая аскеза, «самораспятие» под­нимают личность к такому духовному состоянию, которое позволяет изменять свойства тела. Одной из ярких, всемирно известных иллюстраций этого положения является факт из жизни Франциска Азисского [9]. Он настолько уподоблял свою жизнь страданиям Иисуса Христа, что у него на теле воз­никли такие же, как у Христа при распятии, раны (на ладонях и стопах от гвоздей и на груди от копья). Этот факт был засвидетельствован на ряде поло­тен художников, хранящихся до сих пор.

С какой же стороны подойти к пониманию рели­гиозной духовности, учитывая, что прямое и пози­тивное познание Бога невозможно (апофатическое богословие [10]). В арсенале психологических ме­тодов познания нет инструментариев для познания того, что представляет иной, высший, духовный уро­вень измерения человека. В академическом бо­гословии утверждается, что Бог как Дух разумом не познаваем, но Его можно чувствовать. С этим можно согласиться: нельзя познать то, что выше пси­хологического уровня инструментариями этого же, психологического, уровня, однако можно по интуи­ции, по чувству допустить, что там, выше, что-то есть.

Несмотря на несомненные успехи во второй половине XIX в. выдающихся отечественных уче­ных (И.М. Сеченов, И.И. Мечников и др.) в обла­сти физиологии и медицины, которые, казалось бы, снижали авторитет религии, все же великий отечественный ученый и классик психиатрии С.С. Корсаков накануне XX в. в своем фундамен­тальном издании «Курс психиатрии» (1901) напи­сал: «Религиозное чувство в большей или меньшей степени присуще каждому нормальному человеку, хотя проявляется в разнообразных формах, и иной раз в самых резких проявлениях так называемо­го атеизма можно при помощи тонкого анализа отметить проявления борьбы со скрытым и ис­кусственно подавляемым религиозным чувством». Хочу подчеркнуть, что корифей отечественной пси­хиатрии С.С. Корсаков говорил о «религиозном чувстве» в противопоставление «атеизму, основан­ному на экспериментальных знаниях», полученных при работе с материальными субстратами, т.е. с тем, что совсем из другой сферы реальности - из реальности, не имеющей отношения к духовной жизни. Рассуждая об «энергиях совсем иного по­рядка», С.С. Корсаков утверждал, что «мы не можем с невежественной насмешкой относиться к тому, что говорят многие высокоталантливые люди, счи­тающие себя представителями метафизики, только потому, что эта область умственных исследований носит такое дразнящее название» [11]. Высмеи­вая, по существу тех, кому «всё ясно» в отношении «вопросов в высшей степени важных и глубоких», он говорил, что для их решения недостаточно со­временного положительного знания и нельзя пре­небрегать, как совершенно ненужным хламом, тем, что говорят так называемые метафизики. Рас­суждения профессора С.С. Корсакова об открыва­ющей истины «творческой работе бессознательной идеации» мне представляются предвестниками предположений современных информациологов о реальности духовности на «нульматериальных носителях».

Дар воспринимать религиозное чувство у разных людей различен, у кого-то он проявляется в раннем детстве, у кого-то много позже, а до этого человек просто туп для его восприятия, или же вообще этот дар остается не пробужденным. Человек может потерять религиозное чувство, но оно может быть и постоянным, и тогда он будет жить в со-бытии с Богом, для такого человека божественное более реально и значимо, чем так называемая объек­тивная реальность. Это чувство становится более ощутимым в психотравмирующих, стрессовых си­туациях, когда человек испытывает потребность в сочувствии и помощи. Уильяму Черчиллю при­писывают фразу: «На фронте в окопах атеистов не бывает». Отмечено, что столкновение со смер­тью порождает стремление глубокого осознания смысла жизни, при этом у многих людей, незави­симо от их происхождения, образования и ранее зафиксированных верований, возникали стойкие религиозные чувства. Религиозное чувство неред­ко радостно ощущается при созерцании природной красоты, в процессе благого творческого дела, особенно при его завершении, и при постижении истины. Великий философ Эммануил Кант подчер­кивал, что не страх перед природой, а восторг от ее красоты ведет к Богу, и отмечал: «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне дает мне чув­ство Бога». Озаренность человека этим чувством даже удается запечатлеть в изобразительном ис­кусстве, например, так, как она выражена у отрока в картине М.В. Нестерова «На Руси. Душа народа».

Основанная на религиозном чувстве религиоз­ность - исходное нормативное свойство человека, она может быть развита и углублена приобщением к соответствующим религиозным учениям, ритуа­лам, общинам или же заглушена - при ориентации жизни исключительно на материальные интересы и на удовлетворение страстей гедонизма. Важно, что ее нельзя ни придумать, ни вызвать искус­ственно, ни навязать внушением. Профессиональ­ные религиоведы, хорошо зная предмет своей науки, могли всю жизнь оставаться атеистами, если не обладали религиозным чувством.

В основе религиозного чувства лежит ощущение человеком своей связи с неким духовным нача­лом, с чем-то именно «внеземным», «надземным». Даже на наскальных рисунках доисторического человека находят изображения чувственного об­ращения к Небу. Известный религиовед советского времени Н.М. Никольский утверждал, что 9/10 всей древнейшей литературы посвящено пред­ставлениям о божественных сущностях и о контак­тах с ними [12]. В настоящее время воочию можно засвидетельствовать выражение чувства сопри­косновения с трансцендентальным, метафизиче­ским. Крупный российский психолог Ф.Е. Василюк назвал эти состояния «диалогом с Богом» [13]. Во время специального пребывания в монастыре «Оптина Пустынь» (для сбора материала к одной из своих работ) я неоднократно видел застывшие фигуры паломников с обращенным к небу взором и с полной отрешенностью от всего окружающего, некоторые из них пребывали в такой позе духовно­го общения с Богом часами.

Констатация религиозности, вера в существова­ние всемогущей духовности у всех этносов и во все времена свидетельствует о том, что религиозное чувство реально, имманентно и присуще всему роду человеческому как таковому. Не найдено ни одного племени ни на одном материке, у кото­рого бы не имелось этого чувства ни в настоящее время, ни в прошлом. Оно из реальной жизни, и ма­териалисты не могут его отрицать, хотя они впра­ве интерпретировать эти факты как-то по-своему, не веря в их духовность.

К сожалению, атеистически ориентированные психиатры, как правило, просто не располагают корректным знанием о смысле и назначении ре­лигии. Тем не менее, известна позиция крупней­шего психолога и психиатра XX в. Карла Густава Юнга, согласно которой религия является «великой силой, содействующей стремлению человека к це­лостности и полноте жизни». Оставаясь в рамках непредвзятого исследователя, он писал: «Религи­озный опыт абсолютен. Он несомненен. Вы можете сказать, что у вас его никогда не было, но ваш оппонент скажет: «Извините, но он у меня был». И вся ваша дискуссия тем и закончится. Неважно, что мир думает о религиозном опыте; для того, кто им владеет, - это великое сокровище, источник жизни, смысла и красоты, придающий новый блеск миру и человечеству. У него есть вера и мир. Где тот критерий, по которому вы можете решить, что эта жизнь вне закона, что этот опыт не значим, а вера - просто иллюзия? Есть ли, на самом деле, какая ни будь лучшая истина о последних основаниях, чем та, что помогает вам жить?» [14].

Выдающийся современный католический бого­слов Луиджи Джуссани (Luigi Giussani), размышляя о религиозном опыте, утверждает, что «речь идет о реальном явлении, более того, о непреложном факте, статистически наиболее распространенном в человеческой деятельности ..., который можно определить как религиозный опыт или религиоз­ное чувство» [15]. Американский психолог Уильям Джеймс (William James) даже составил ставшую всемирно известной энциклопедическую книгу «Многообразие религиозного опыта» (1910). Джеймс выступил категорически против физиоло­гических объяснений религиозных переживаний, указывая, что реальный мир гораздо более сло­жен, чем это предполагает и допускает естествоз­нание, он заложил основы психологии религии.

Так или иначе, все это свидетельство о возни­кающем у людей помимо их воли особого чувства связи их Я с чем-то, что выше, сильнее, может наставлять и приносить благо. Это чувство связи - суть религиозности, оно относится к духовному уровню измерения человека, отсюда идет особая жизнь с приоритетом духовности в трихотомиче­ском (тело-душа-дух) единстве человека.

Религиозное чувство вызывает потребность «размышления о возвышенном», поиск объяснения того, зачем и почему оно возникает, откуда оно идет, в чем его смысл. Способные к самоанализу и осмысливанию духовных реалий древние иска­тели истины создавали по своему вдохновению, информационным возможностям и, конечно, по бо­гооткровению соответствующие толкования. Еще до Рождества Христова великие мыслители антич­ного мира, Греции и Рима, языческого ведизма, зороастризма, Ветхозаветные пророки оставили нам огромное наследие духовных знаний. До сих пор представления о том, что кроется за чувством связи с трансцендентным, создают религиозные учения, формируют синкретические неокульты (секты), образовывают новые конфессии.

Несмотря на такое многообразие, в любом слу­чае есть то единственно общее, что позволяет одинаково понимать религиозность как чувствен­ное соприкосновение (со-бытие) человека с чем-то бо́льшим, чем реалии обыденной жизни, с духовны­ми силами, стоящими над ним и над всем сущим, но с чем можно установить связь - обращаться с просьбами, молитвами, благодарить и славить.

Религиозные учения вторичны по отношению к религиозному чувству. Изначальность религи­озности не в содержании того или иного учения, а в вышеуказанном чувстве реального соприкос­новения с чем-то метафизическим. Осмысливание этого чувства и принятие для себя вероучения, его объясняющего, - естественный процесс для чело­века. Импонирующее ему религиозное учение, ко­торое объясняет это чувство как некую реальность, он может в принципе выбрать сам. Однако это бывает очень редко: когда приходит время осоз­нанного отношения к чувству своей религиозности, то ее толкование оказывается уже определенным воспитателями (при крещении, при обрезании). Вложенное религиозное верование проявляется как бы автоматически, идет по накатанной дорож­ке, «как у отцов», «как у всех», но это «как у всех» оказывается только в своем социуме. Оно может стать не как у всех в другом социуме, и тогда при отсутствии толерантности в этом социуме к другим верованиям - вражда, войны, убийства «неверных» [16].

Бывает и так, что наплыву религиозного чувства человек дает собственное объяснение на основе своего интеллектуального ресурса и когнитивных возможностей. Сложившееся представление о ду­ховном содержании этого чувства создает религию одного человека. Согласно определению Европей­ского Суда по правам человека, «защита права человека на свободу религии не ограничивается распространенными и признанными в мире рели­гиями, но также применяется и к редким и практи­чески неизвестным верованиям» даже, когда этих убеждений придерживается всего один человек. Поскольку он, этот человек, имеет свою духовность на ос­нове своего религиозного чувства, то здесь полное соответствие понятию «религиозная духовность».

В целом принятие того или иного объяснения или религиозного учения обусловливается разли­чиями конкретных социально-психологических влияний, исторически сложившейся культуральной экологией - той информацией к восприятию, кото­рая непосредственно влияет на человека: не смо­жет он стать христианином или мусульманином, если никогда не слышал (или не хотел слышать) про Еван­гелие или Коран. Имманентным учение Иисуса Хри­ста или же пророка Мухаммеда оказывается лишь у того, кто имеет религиозное чувство и ищет ему объяснение. Принятие таким человеком религиоз­ного учения делает его не просто религиозным, а верующим: человек становится верующим, когда полученное религиозное знание укрепляет у него доверие к своему религиозному чувству как к истинно духовному, божественному явлению. Именно это доверие делает человека религиозно-верующим, он становится выше собственных по­мыслов и молит Бога: «Да, будет воля Твоя!». И уже верит всему, что сказано в учениях этой религиоз­ной веры как принятой системы знаний, неукосни­тельных догматов. Такое принятие учения по зову, принятие не логикой, а чувством, фактически явля­ется надпсихологичным, духовным.

Религиозные учения предписывают опреде­ленный модус социального поведения верующих, в том числе в виде согласованных ритуальных действий. В случаях своего доминирующего поло­жения в социуме религиозное учение определяет в нем общественное мировоззрение и формирует адекватные ему векторы социальных отношений людей, считающих себя религиозными. Одновре­менно в социуме, имеющем доминирующую ре­лигиозную традицию, религиозная ритуальность становилась нормативной формой поведения даже у людей без религиозного чувства и без гла­венства духовности в антропном триединстве. Не желая выделяться в своем микросоциуме, такие люди также называют себя верующими, но от этого их «религиозность» не перестает быть бездухов­ной, она у них без внутреннего чувства со-бытия и носит всего лишь номинально-ритуальный харак­тер. У таких людей принятое «как у всех» религиоз­ное верование и учение может легко измениться, поддаться коррекции под психологическим воз­действием атеистов или иноверцев. Понятие «ре­лигиозная духовность» к ним не относится именно потому, что здесь нет в основе религиозного чув­ства, а имеет место лишь результат социально-психологического воздействия, индукции.

Каждое религиозное вероучение показывает человеку его роль и должную позицию в систе­ме экзистенциональных смыслов (смыслов бытия от начала жизни и даже после ее конца). И такая религиозная духовность становится как бы нрав­ственной конституцией личности [5]. Религиозная духовность как основа нравственной конституции личности определяет направленность социаль­ного поведения как у психически здоровых, так и у больных. Так, сущность религиозной духовности у психически здорового воцерковленного христи­анина и также психически здорового фанатичного приверженца исламского фундаментализма пол­ностью противоположны, что обусловливает ра­дикальные различия их жизни. Такие же различия и у психически больных. Больные шизофренией при одном и том же синдроме с одной и той же фа­булой, но с принципиально различной религиозной духовностью обнаруживают и принципиально раз­личное поведение - одни молитвенно просят Бога урезонить «преследователей», а другие убивают своих мнимых врагов. Один из моих пациентов - больной шизофренией - рассказывал, что у него были состояния, когда «голоса приказывали» выко­лоть мне пальцами глаза. Понимая чуждость этих требований, он обращался за помощью к Богу. Мне не раз приходилось иметь дело с больными в остром психотическом состоянии, с синдромом Кандинского-Клерамбо, которые при нелепом в целом поведении, испытывая императивные гал­люцинации, не допускали того, что противоречи­ло бы их нравственной конституции, основанной на религиозной духовности.

Такое же значение нравственной конституции прослеживается и в тех случаях, когда религиоз­ность как чувство связи исходит от сатанинской духовности. Жизнеописания имеющих светлую ду­ховность, которая проявляется во всех деяниях, достаточно широко представлена в церковной ли­тературе. Русскоязычных изданий о жизни имеющих религиозную духовность противоположного направ­ления - сатанинскую - практически нет. В книге «Люди погибели. Сатанизм в России: попытка ана­лиза» (2000) [17], написанной по материалам про­веденных мной судебно-психиатрических экспертиз, даны примеры религиозной духовности сатанин­ского содержания. Эта духовность, имея деструк­тивную направленность, создает соответствующую нравственную конституцию, которая предопре­деляет общественно опасное поведение адептов сатанизма. Эти особенности высшего, духовного уровня измерения личности проявлялись вне зави­симости от качества душевного (психологического) уровня. Они направляли в соответствующую сторону поведение как психически здоровых, так и пси­хически больных сатанистов. Так, один из них, пси­хически здоровый, в своих действиях предусмотрел все, «чтобы ублажить сатану». Он совершил кражу иконы именно у православного художника и имен­но в Пасхальную ночь, намеревался изнасиловать служительницу храма именно такую, чтобы та была девственницей, а само надругательство совершить в алтаре и именно на престоле - самом святом месте в христианском храме. Другой больной, стра­дающий шизофренией, свое «служение сатане» реализовал убийством трех иноков-звонарей именно одного из наиболее почитаемых мо­настырей, во время торжественного перезвона в Пасхальную ночь и кинжалом с символикой «666». Такова у них была религиозная духовность, выра­зившаяся в служении сатане. И тот, и другой имели чувственный контакт «с Повелителем».

У меня нет достаточного материала для стати­стически достоверных обобщений, какие факто­ры (наследственные, особенности раннего детства и подросткового возраста, микросоциальной эко­логии или что другое) предопределяли различия ре­лигиозного чувства: со-бытие с Богом или со-бытие с Сатаной. Хотя изучение фактического материала не дало оснований для категорических утверж­дений об абсолютных причинах, все же можно отметить достаточно четкое преобладание благост­ных отношений в семьях тех, кто в последующем имел чувственное со-бытие со светлой духовно­стью, и, наоборот, антагонизм, взаимонеприязнь, ненависть в семьях тех, кто в дальнейшем имел духовное со-бытие с Сатаной. Наиболее чувстви­тельным к таким влияниям является предпубертатный и пубертатный возраст, в более позднем возрасте такой зависимости нет. Один из моих подэкспертных, убивший свою мать за то, что она препятствовала его связям с сатанистской общи­ной, воспитывался в семье с враждебными взаи­моотношениями родителей. Уже в детстве он имел прозвище «злодей», изощренно мучил животных, издевался над бомжами. В школе учился хорошо, но ни с кем не дружил, всем «делал гадости испод­тишка». Успешно отслужил в армии. Возвратившись домой, искал контакты с сатанистами, так как чув­ствовал потребность связи с «темными силами». На экспертизе признавался, что испытывает чув­ство «зова к сатане», а тяготение к нему заметил у себя еще в детстве.

Родителям нескольких сатанистов удавалось прибегать к помощи психотерапевтов и психиатров для упорядочивания их социального поведения, однако ни в одном случае положительного эф­фекта не было. Наоборот, попытки вмешательства родителей вызывали агрессивные реакции, даже убийство, случай которого только что упоминался. Сатанизм - религиозная духовность деструктивной направленности, создающая личностную консти­туцию, которая не корригируется медико-фармакологи- ческими или психологическими методами воздействия.

Религиозная духовность всегда неповторимо ин­дивидуальна, раз сложившись она не изменяется в последующей жизни. Психиатру, конечно, надо иметь представление о духовной сущности сво­его пациента, поскольку именно она выражает основу его личности, ее конституцию - это всегда помогает в реадаптации больного и может про­гнозировать его социальное поведение, в том числе вероятность опасных действий. Знать надо, но не пытаться навязчиво корригировать, посколь­ку это не может дать результата и лишь вызо­вет негативную реакцию пациента. Затрагивать религиозные темы следует осторожно, на основе взаимопонимания. Психиатр-атеист, не имеющий религиозного опыта, без религиозного чувства, живущий вне со-бытия с Богом, вообще не имеет морального права вмешиваться в духовную жизнь своего пациента, предлагать какие-то советы. Можно дать аналогию: кто-то без музыкального опыта, без чувства музыки, без музыкального слуха вдруг бы стал советником Моцарта или по­зволил себе править сонаты Баха.

В своей практической работе у психиатра могут возникнуть трудности в определении реально­сти наличия религиозной духовности у пациента и опасность принять за таковую «религиозность» номинальную. Опыт показал, что утверждения па­циента, что он атеист или что он верующий, может полностью не соответствовать действительности. Без религиозного чувства, без религиозного опыта и духовной жизни пациент не может считаться рели­гиозным. Принадлежность к каким-либо «религиям», не имеющим духовной основы, верования в «истин­ность» этих учений и участие в ритуальных действи­ях не свидетельствуют о религиозной духовности пациента, например, у адептов сайентологической «церкви» Хаббарда*. «Религиозное учение», как фабула бреда, не является свидетельством религиозности психи­чески больного, даже, если найдутся индуцирован­ные этим бредом адепты «новой религии».

Заключая свое эссе, мне хотелось бы предста­вить его как некое продолжение упомянутых рассуж­дений С.С. Корсакова относительно метафизики и психиатрии. По моему мнению, метафизические проявления надпсихологичны, они выше уровня душевных инструментариев логического познания и общения символами. Коммуникации на метафи­зическом, духовном уровне иные, они бессловесны, т.е. без участия «биокомпьютера» (головного мозга). Здесь взаимообмен внутреннего духа, как высше­го уровня интегрального триединства человека, и внешнего Духа, Высшего и Бесконечного, про­исходит в чувственном формате, без материаль­ных информационных носителей и вне временны́х регламентов. В этом со-бытии человек не слы­шит указов, наставлений, подсказок или запретов, но он их чувствует, решая по своей свободной воле подчиняться им или нет. Так соединяется вну­тренний мир человека и внешний духовный мир в единое со-бытие, которое можно обозначить как религиозная духовность, она надпсихологична и поэтому не может быть психопатологической и иметь отношение к понятиям психиатрии. К этому можно добавить: если религиозность - результат научения пониманию духовных сил, то духовность - непосредственное их чувствование и принятие к действию их предписаний в реальной жизни. Религиозная духовность - это осознанное чувство обоюдосторонней связи с Высшей Вечной Духов­ностью и добровольность в подчиненности ей.

В итоге лекции выделю некоторые тезисы.

Религиозная духовность - интегральное по­нятие, объединяющее религиозное чувство, его объяснение, веру в истинность этого объяснения и поведение, соответствующее этой вере. Это индивидуальное, нормативное, надпсихологическое свойство личности, выражающееся в чув­стве со-бытия с высшей вечной духовностью. Такое со-бытие выражается в обоесторонней чувствен­ной коммуникации и добровольной подчиненности Высшему Началу.

Религиозное чувство - напоминание человеку о его внутренней духовной сущности и неразрыв­ной связи с внешней, Вселенской Духовностью. Реальность переживания религиозного чувства требует своего объяснения. Совместные и согласо­ванные объяснения создают религиозные учения - религию. Непоколебимая уверенность в истин­ности такого объяснения является религиозной верой. Такая вера, основанная на чувстве со-бытия с духовным, надпсихологична, а поэтому не подда­ется какой-либо внешней коррекции.

Суть человека определяется религиозной духов­ностью, она предопределяет его нравственную конституцию и императивы конкретных действий, проявляясь в смыслах и направленности его жиз­недеятельности, в особенностях построения соци­альных отношений.

Надпсихологическое положение религиоз­ной духовности сохраняет свою сущность при возникновении расстройств на психологи­ческом (психопатология) и телесном уровнях ан­тропологического интеграла (тело-душа-дух). Верховенство Духа в этом единстве придает рели­гиозной духовности определяющую, императивную роль, позволяющую вносить коррекцию и на телес­ном и душевном уровнях.

В социуме, имеющем доминирующую религиоз­ную традицию, сформировавшаяся религиозная ритуальность может быть нормативной формой поведения даже у людей без религиозного чувства и без главенства духовности в антропном триедин­стве. Не желая выделяться в своем микросоциу­ме, такие люди также называют себя верующими, но их изначально психологически индуцированная «религиозность» бездуховна, без внутреннего чув­ства со-бытия и носит всего лишь номинально-ри­туальный характер. У таких людей принятое «как у всех» религиозное верование и учение может легко измениться, поддаться коррекции под пси­хологическим воздействием атеистов или иновер­цев. В этих случаях при приятии нового верования понятие «религиозная духовность» к ним не отно­сится именно потому, что она не основана на рели­гиозном чувстве.

Сатанизм - религиозная духовность, деструк­тивной направленности, создающая личностную конституцию, которая не корригируется меди­ко-фармакологическими или психологическими методами воздействия.

Литература

1. Кондратьев Ф.В. Судьбы больных шизофренией. М.: Юстицин- форм. 2010. 402 с.

2. Кондратьев Ф.В. Духовность как корректор душевных расстройств // Материалы научной конференции «Междисципли­нарный подход к психическим расстройствам и их лечению: миф или реальность?». Санкт-Петербург, 2014. № 101. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://olds-sektain.1gb.ru/Kondratyev/16. html (дата обращения: 12.12.2017).

3. Кондратьев Ф.В. Религиозность и психопатология. Аспекты вза­имовлияния // Российский психиатрический журнал. 2012. № 5. С. 5-13.

4. Кондратьев Ф.В. Значение религиозности для психического здоровья: Доклад на Международных образовательных рож­дественских чтениях. М., 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://olds-sektain.1gb.ru/Kondratyev/15.html (дата обра­щения: 12.12.2017).

5. Кондратьев Ф.В. Душевные и духовные болезни - как их пони­мают врачи-психиатры // Православие и проблемы биоэтики: сборник работ. М., 2017. С. 305-322.

6. Кондратьев Ф.В. Религиозность психически больного - мето­дологические проблемы ее понимания // Материалы Первой московской международной конференции «Религиозность и клиническая психиатрия» (Москва, 20-21 апреля 2017 года). М., 2017. С. 175-178.

7. Иоанн Павел II. Переступить порог надежды. М.: Информ.-издат. центр «Истина и Жизнь», 1995. 276 с.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с анг. и нем. М.: Про­гресс, 1990. 364 с.

9. Sticco М. San Francesco d'Assisi: Cantico delle Creature, vita e pensiero. Milano, 1990. 236 p.

10. Лосский B.H. Божественный мрак: очерк мистического богосло­вия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.288 с.

11. Корсаков С.С. Курс психиатрии. М. 1901.1112 с.

12. Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. М.: Мысль, 1974. 265 с.

13. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологиче­ского исследования. М.: Смысл. 2005.190 с.

14. Jung C.G. Psychologie de I'inconscient. 5 edit. Geneve: Libr. Univ. Georg et

Cie S.A., 1983. 507 p.

15. Джуссани Л. Религиозное чувство. «Путь». М.: Христианская литература, 2000. Кн. 1.189 с.

16. Кондратьев Ф.В. Проблемы социальной психиатрии и религиоз­ность населения // Сборник «Социальная психиатрия» / Под ред. акад. РАМН Т.Б. Дмитриевой. М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского. 2009. Вып. 4. С. 139-166.

17. Кондратьев Ф.В. Сатанизм как реальность и «сатанизм» как психическое расстройство //Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троиц­кой Сергиевой Лавры, 2000. 270 с.

***

17 февраля 2018 г. исполнилось 85 лет со дня рождения Федора Викторовича Кондратьева, - крупного отечественного психиатра, известного публициста, судебного эксперта, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного врача России, члена Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии, попечителя благотворительного фонда медико-социальной и духовной помощи гражданам старшего поколения России «Геронтологическая защита».

Свою научную деятельность Ф.В. Кондратьев начал еще студентом 1-го Московского медицинского института, а вся последующая творческая жизнь прошла в Институте судебной психиатрии им. В.П. Сербского. За это время был пройден путь до главного научного сотрудника. Федор Викторович почти 30 лет руководил судебно-психиатрическим экспертным отделением. В этот период под его руководством были защищены диссертации его учеников (20 кандидатских и 3 докторских), издано более 350 научных публикаций.

К числу несомненных научных заслуг юбиляра относится положение о том, что свободолюбивое политическое инакомыслие (диссидентство) не должно пониматься как психопатологический феномен, а поэтому требования по применению фармакологического лечения людей с инакомыслием можно отнести к преступным действиям.

Федор Викторович доказал несостоятельность пропагандистского мифа о карательной психиатрии в Советском Союзе. Юбиляр внес значительный вклад в обоснование концептуального подхода к пониманию нормы психического здоровья; в разработку методологических аспектов проблемы ограниченной вменяемости и принципов составления экспертной системы критериев ограниченной вменяемости. Последние годы юбиляр изучает аспекты взаимовлияния религиозности и психопатологии. К монографии «Судьбы больных шизофренией» (2010) автор дал эпиграф, фактически общий для всех его трудов: «В безвозмездный дар тем, кто хочет понять потерявших свободу и единство своей личности и помочь им».

Такая деонтологичность - основа всей его научно-практической деятельности. Ф.В. Кондратьев вел большую педагогическую деятельность, был не только профессором Центра им. В.П. Сербского, но и профессором юридического факультета Военного университета Министерства обороны РФ, консультантом Московской областной психиатрической больницы им. В.И. Яковенко и др. Он широко известен своими выступлениями в печати, на телевидении, радио.

За многолетнюю и плодотворную работу Федор Викторович отмечен грамотами Российской Православной Церкви «За работу по сохранению национальной духовности», награжден орденами преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Даниила Московского.

Редакционная коллегия и редакционный совет «Российского психиатрического журнала», руководство ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, друзья и коллеги сердечно поздравляют Федора Викторовича со славным юбилеем, желают ему здоровья, благополучия и творческого долголетия!

© ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2017

УДК 616.89(092)

Впервые опубликовано в Российском психиатрическом журнале, 2018, № 1

* - В РФ часть саентологических материалов признаны экстремистскими и занесены в Федеральный список экстремистских материалов, производство, распространение и хранение в целях массового распространения этих материалов на территории РФ является незаконным; «Саентологическая церковь Москвы» и «Церковь саентологов Санкт-Петербурга» ликвидированы по решению судов. (Ред. РНЛ)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Федор Кондратьев
Прошу защиты
Знаменитый психиатр Фёдор Викторович Кондратьев едва не стал жертвой аферистки
07.07.2020
Религиозное чудо в наше время и его последствия
Странички из автобиографической книги «Перед уходом. Уроки жизни»
15.11.2019
Религиозность и психопатология. Аспекты взаимовлияния
Суждения православного психиатра
16.10.2019
Все статьи Федор Кондратьев
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24