Свято-Духов монастырь

Православие в Литве. Часть 1

Новости Москвы 
0
643
Время на чтение 21 минут

Изначальная православная Литва

Христианство, в его византийском (греческом) православном чине, пришло на земли исторической Литвы месте с походами на эти земли великого киевского князя Ярослава Мудрого в 1040-44 гг., ещё до отделения папой римским Львом IX в 1054 году католической церкви от изначальной традиционной православной церкви.

Реконструкция территории дохристианской Литвы по профессору Н.Ермаловичу

Территория исторической христианизированной Литвы славян кривичей располагалась в верховьях реки Неман (сегодня Nemunas) и в бассейне реки Вилия (Neris), до их слияния у города Кавны (Kaunas), и чуть далее до рек Невежа (Nevėžis), и Святая (Šventoji) За этими реками дальше к Балтийскому морю на Жмуди жили тогда люди, которым верить было нельзя: неверные - язычники. Язычниками тогда (практически до XVI века) были предки нынешних литовцев - жмудины - žemaičiai, говорившие на своём, очень архаичном, а потому непонятном кривичам славянском языке.

О вхождении сюда на земли исторической Литвы православного христианства свидетельствует Айренский камень, с его византийским крестом и греческими буквами, обозначающими «Краеугольный камень», - примечательный памятник первых крещений местных язычников славянского племени кривичей.

Айренский камень под Вильнюсом, с его византийским крестом и греческими литерами обозначающими фразу «краеугольный камень», первая половина XI века

Достоверно известно, что изначально православными были литовские князья, начиная с Давида и Мовкольда, сыновей Полоцкого князя из рода Рюриковичей Ростислава Рогволодовича, которых призвали горожане кривичи на правление в свой город кривичей (Кривой город - ныне Вильнюс) ещё около 1129 г.

И Мендольф (Mindaugas, 1195-1263) имел православное крещение - став Василием, и последовавшие за ним великий князь литовский Войшелк (правил в 1264-1267) и следующий великий князь литовский (зять Войшелка) - Шварн Даниилович (1267-1270). Православными были многие родственники и приближенные великих князей литовских: например, по сообщению литовской летописи, православным был сын великого князя литовского Тройденя (1270-1282) Римунд; а по сообщению галицко-волынской летописи, все четыре брата Тройденя были православными. Православными были и сыновья великого князя литовского Витеня (1295-1316). По сведениям Литовской метрики, православной была сестра великого князя Гедимина (1275-1341), у неё был собственный монастырь в Вильне. Великие литовские князья имели православных жен, которые происходили из княжеских родов древней Руси. Смею заявить, что отнюдь не язычником а православным христианином был и великий князь литовский Гедимин (Эдимантий, Эдмонд), поскольку первый митрополит Литвы Феофил благословил Гедимина на должность Великого князя Литовского и брачный союз его детей с детьми великого князя Владимирского, короля Малой Руси, польского короля (Мария Гедиминовна была женой Дмитрия Михайловича, Любарт (Дмитрий) Гедиминович - мужем волынской княжны, а Альдона Гедиминовна - женой Казимира III). При Гедимине уже существовала образованная в 1300 г. православная митрополия в Литве.

Вильна, карта 1581 г.

Период Великого княжества Литовского, Русского...

Увы, о великом князе литовском Гедимине, как о язычнике, писали в своих метриках тевтонцы и писари их союзников польских королей, ходившие на Литву пограбить, под видом несения на эти земли правильной религии (почти сто лет до этого, под таким же предлогом рыцари Крестоносцы в 1204 г. разграбили Константинополь - тогдашний оплот православного христианства). Тем не менее Великий князь Войшелк около 1258 года основал близ Новогрудка, тогдашней столицы Литовского княжества, православный Лавришевский монастырь, в котором в конце XIII века был создан уникальный памятник старорусской средневековой переписной книжности - иллюстрированное Лавришевское Евангелие, ныне хранящееся в Польше.

Миниатюра с изображением архангела Михаила из иллюстрированного Лавришевского Евангелия (1329 г.), текст написан на старорусском языке, кириллицей.

В правление великого литовского князя Гедимина (1316-1341) документ 1317 года констатирует существование Литовской митрополии православной церкви константинопольского чина. С начала XIV века ей подчинялись православные приходы Литвы, которых на то время было немало в этнических землях кривичей. Русский письменный памятник «Имена всем градом русскым», созданный около 1375 года, перечисляет на Виленщине, Вилькомирщине и Ковенщине «грады»: Вильну, Мереч, Медники, Кернов, Мойшоголу, Вилькомир, Старые Троки, Новые Троки, Кавну, Пуню и Перелай, - где имеются каменные православные церкви, которые являлись центрами православных церковных приходов, подчинявшиеся митрополиту. В первой половине XIV века в Вильне абсолютно преобладали православные церкви, и первая церковь в Вильне - безусловно была православной. Скорее всего она находилась на «детинце» нижнего замка в Вильне.

Фрагмент «детинца» нижнего замка Вильны с очертаниями фундаментов двух древних

сакральных строений

Флегонтом Смирнов в своей книге «Виленский СВ.-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ» (Вильна, 1888 г. стр. 3) пишет о церквах Вильны XIV века, что их «было до двух десятков православных, или, как тогда называли их, русских «закону греческого (...) старожитной религии греческой» церквей и около 30 тысяч православных жителей» (т.е подавляющая часть населения города). Здесь же, в сноске к этому утверждению, перечисляются эти православные церкви: «Пречистенский собор с пределом Благовещания, Пятницкая, Козмодемьянская, Перенесения (Св. Николая), Екатерининская, Воскресенская, Михайловская, Ивановская, Рождественская, Спасская, Юрьевская на Росе, Покровская, Богоявленская, Петропавловская, Николаевская, Св. Троицкая монастырская и Св. Илии». Вначале XIV века в великокняжеской резиденции Троках существовали церкви св. Николая Чудотворца и Явления святой Девы Марии, средства на неё жертвовал тогда православный великий литовского князь Александр - Витовт, писавший, кстати, все свои документы для внутригосударственного пользования на старорусском языке, кириллицей. Естественно, «литовского языка» он не знал и не мог знать никак.

Факсимиле письма великого князя литовского Александра - Витовта,

вполне читабельно для современного русского человека

Фреска в византийском стиле св. Пантелеймона с надписью кириллицей над ней в изначально православной церкви Явления св. Девы Марии построенной на средства ВКЛ Александра-Витовта в начале 1400-х годов в Троках.

Начало православного монастыря Святой троицы в Вильне

По преданию, на южной окраине станинной Вильны, в дубовой роще у дороги, ведущей из города на Менск (ныне Минск) и Москву, православный храм появился уже XIV веке, спустя несколько лет после мученической казни в 1347 году виленских страстотерпцев Антония, Иоанна и Евстафия. На месте захоронения мучеников собирались для молитвы христиане, затем соорудили здесь небольшую часовню.

Лицевой летописный свод: «В том же году великий князь Литовский Ольгерд Гедиминович прислал на Москву к великому князю Семену Ивановичу, прося отдать за себя сестру его жены, то есть его свояченицу, дочь великого князя Александра Михайловича Тверского именем Ульяна. Он же, посоветовавшись с духовным отцом своим преосвященным Феогностом, митрополитом Киевским и всея Руси, отдал за него свояченицу свою Ульяну»

При содействии второй жены великого князя литовского Ольгерда Иулиании (1330-1391, дочь великого князя тверского Александра Михайловича, мать первого польского короля Ягайлы) вместо часовни была построена деревянная церковь во имя Святой Троицы, в которую были перенесены тела мучеников.

Церковь св. Параскевы Пятницы - самый древний из сохранившихся православных храмов Вильны, основана в 1345 году второй женой великого князя Ольгерда витебской княжной Марией Ярославной

(реставрирован по инициативе графа М.Н.Муравьёва-Виленского)

Православие после союзов со шляхтой Польского королевства и - в Речи Посполитой

В Великом княжестве Литовском (ВКЛ) православие играло выдающуюся роль в высших слоях общества и культурных кругах, обеспечивая просвещение, местной знати из великокняжеского окружения. Так было до нашествия на восточные русские земли татаро-монгольских войск, начиная с 1223 года. С развитием чужеродной экспансии на востоке русских земель, великие литовские князья искали поддержке на Западе. Вследствие этих политических процессов стало возможным проникновение на земли ВКЛ католицизма. Экспансия Ватикана в ВКЛ проходила через Королевство Польское (КП), где жили славяне ляхи, говорившие практически на одном языке со славянами кривичами и осуществлялась постепенно, но упорно и целенаправленно, в течение двух столетий, посредствам заключения уний:

КРЕВСКОЙ - 1385 г., - персональный династический союз, ради получения короны польского короля великого князя литовского Ягайлой через брак с королевой Ядвигой, отступившего от православия, принявшего католичество и обещавшего ввести в католичество всех своих подданных православных бояр;

ГОРОДЕЛЬСКОЙ - 1413 г., - акт католической шляхты Королевства Польского о приёме бояр Великого княжества Литовского в своё гербовое братство (акт об адопции), ответный акт бояр ВКЛ и документ, излагавший условия унии и привилегии этим боярам, основная часть которых оставалась ещё православными (так называемый Городельский привилей);

Факсимиле Люблинской унии (1569 г.) о создании федеративного государства Речь Посполитая - Королевства Польского и Великого княжества Литовского

ЛЮБЛИНСКОЙ - 1569 г., - государственный союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало единому федеративному государству - Речи Посполитой (выражение является аббревиатурой, которая дословно означает: Вещь горожан Польши и Литвы = Rzecz POSpólstwa POlski i LITwy. Поясню для точности, само польское слово pospólstwo - обозначало общественную группу городского населения феодального периода: ремесленники среднего достатка и небогатые торговцы. Одна из трёх групп, кроме городской бедноты (плебса) и патрициата - городского бюргерства (городских граждан);

БРЕСТСКОЙ - 1596 г., - решение ряда епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке.

Однако, еще в XVII веке историки отмечали, что в Литве католические ксендзы держатся старинного обычая носить бороды, как это делают православные священники, и носят меховые шапки как русские бояре.

Факсимиле Городельской унии (привилея) 1413 г.

Привилеем 1434 года великого князя литовского Жигимонта Кейстутовича подтверждался привилей 1432 года; православная знать получала сословное равенство в правах с католиками, но, как и ранее, ограничивалось участие православных в высших институтах управления государством. Однако на практике и эти ограничения почти не соблюдались, так как их соблюдение в ВКЛ было практически невозможным. Свидетельством тому служили документы, в том числе первый Статут ВКЛ 1529 года, который закреплял юридически полное равенство православных и католиков. В первых же строках этого главного закона ВКЛ читаем: «...з ласки нашое господарское хотячи обдаровати правы хрестиянскими, всим прелатом и княжатом и паном хоруговым, вельможным рыцером повышоным шляхте и всему поспольсту и их подданым, а тубылцом земли Великого князства Литовского, которого бы колвек стадла и стану были, вси их права и привиля костельные, так латинского закону, яко греческого».

Факсимиле Первого Литовского статута (Конституции) ВКЛ, 1529 г.,

написан кириллицей на старорусском языке

Православный женский монастырь Святой Троицы

Женский монастырь на пригорке у южной окраины города был основан на переломе XV - XVI веков. Согласно предания он был заложен по инициативе и при помощи Елены московской (1476-1513), жены великого князя литовского Александра Ягелончика (1461-1506), которая в 1495 г. прибыла из Москвы в Вильну. Отец великий князь московский Иван III (1440-1505) наказал дочери не менять веру при обручении с католиком, наследником польского короля Казимира IV и великим князем литовским Александром Ягелончиком (1461-1492). Поэтому венчальный обряд проходил в Вильне два раза: в Кафедре и Соборе пречистой Божьей матери. Великий князь московский Иван III, выдавая свою дочь Елену (мать византийская принцесса Софья Палеолог, супруга Иван III) за Александра, рассчитывала этим шагом предотвратить уничтожение самостоятельной православной церкви в Литве после Кревской (1385) и Городецкой уний (1413).

Елена, православная супруга католика мужа великого князя литовского, а затем польского короля Александра Ягелончика, занималась опекой православных священников и прихожан. Православным монахиням, обосновавшимся на окраине города, были построены деревянные монастырские строения и каменная часовня Богоявления, вокруг которой находились могилы (в XIX в. здания были перестроены, часовня стала частью корпус монастыря). Кстати, когда великий князь литовский Александр стал польским королём (1501-1506), его жена Елена, не приняв католичества и оставаясь православной, так и не была коронована католиками польской королевой.

Смерть княгини, рисунок из Лицевого летописного свода

Мужская монашеская обитель при церкви Сятой Троицы

Мужская монашеская обитель, при Троицкой церкви, действовала, по меньшей мере, уже с конца XV века. Её здания неоднократно перестраивались. В монастыре получили воспитание выдающиеся церковные деятели: митрополит Киевский Макарий, пострадавший от татар священномученик; Иона II, полоцкий архиепископ и впоследствии литовский митрополит; литовский митрополит Сильвестр Белькевич и другие. Монастырь как первая в Вильне мужская христианская обитель пользовался особыми преимуществами. После разделения Русской митрополии в 1448 году на Киевскую и Московскую монастырь подчинялся вселенским константинопольским патриархам, а его настоятели возводились в сан митрополита.

N.B. До этого на Соборе во Флоренции в 1439 году была подписана Византийским императором Иоанном VIII Палеологом (1425 - 1448) и папой римским Евгением IV (1431 - 1447) Флорентийская уния. Византия предпринимала: последние попытки сохранить империю, надежда на военную помощь от папы против турок.

Суть Флорентийской унии: православная церковь признает власть папы, догмат филиокве (дух святой отходит и от святого сына Иисуса Христа, а не только от Бога Отца, как в православии) и признает чистилище.

Отрицание: многие греческие епископы признали унию недействительной, 1443 год - собор в Иерусалиме, где всех приверженцев унии отлучили от церкви, 1450 - собор в Константинополе, осуждение унии, возведение на патриарший престол православного Афанасия.

В 1441 году в Москве Собор епископов Восточной Руси (Великого княжества Московского), осудил митрополита тогдашнего митролполита Киевского и всея Руси Исидора как еретика и отступника и отверг Унию. Московский Собор 1448 г., созванный великим князем Василием, 15 декабря поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону без согласования с Константинопольским патриархом-униатом, с титулом «Митрополит Киевский и всея Руси». (Константинопольские патриарх и император находились в Унии до взятия турками Константинополя, до 29 мая 1453 года)

Эпическая картина падения Константинополя столицы православной Византии 1453 г.

В 1453 году пала под напором мусульман турков - сельджуков столица Византийской империи Константинополь, патриарший город восточной православной церкви, в ведении которой находились все православные церкви и вся иерархия православных священников, окармливавших христиан славян на землях Киевской Руси и Великого княжества Литовского со времён крещения Руси в 988 году князем Владимиром Святославовичем.

Эпическая фреска «Крещения Владимира Святославовича»

Художник В.М. Васнецов

1484 - собор в церкви Паммакаристос, созванный патриархом Симоном I, признание Флорентийского собора неканоническим, а Флорентийскую унию - недействительной. 15 декабря 1448 года Русская церковь с центром в Москве становится де-факто автокефальной. После захвата Константинополя турками и уничтожения в нём Унии, сношения между русскими и греками возобновились.

С 1589 года русская православная церковь, обретя своего патриарха Иова, становится автокефальной (самостоятельной).

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Иванов
Правовые экзорцизмы литовской Фемиды
И всё же Альгирдаса Палецкиса не сломить
07.05.2022
Зоологическая русофобия разрушает самих нацистов
Доказывать нацистам их абсолютную идейную глупость – терять время
04.04.2022
Нацистский русофобский угар в Литве нарастает
Открытые проявления русофобии и нацизма, порождённые идеями «цивилизованного Запада»
03.03.2022
В Литве весеннее обострение синдрома русофобии
Для этого искажается сущность ситуации на Украине
02.03.2022
Все статьи Валерий Иванов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06