Любовь и братство как основы жизни по Откровению

К 110-летию со дня смерти

0
513
Время на чтение 6 минут

3 февраля (21 января по старому стилю) исполняется 110 лет со дня смерти выдающегося русского человека, пламенного православного христианина, крупного социального философа и основателя знаменитого «Крестовоздвиженского Трудового Братства, просуществовавшего около 40 лет и пережившего три революции и три войны. В Братстве удивительным образом сочетались крепкая православная вера, высочайший уровень агрономической науки и с/ производства и общинная жизнь, простиравшаяся вплоть до общности имущества. Ниже предлагается глава из книги Н.Н. Неплюева «Беседы о Трудовом братстве» (1903 г.)

***

Многие скажут, что трудовое братство, задающееся целью организовать труд на началах братолюбия, - новшест­во. Слову новшество придают значение чего-то выдуманно­го, ненужного, чуждого духу и традициям церкви.

На самом деле нам не нужно так пугаться слова нов­шество. Ведь новшеством можно назвать все, что ново, всякое исправление, улучшение жизни в направлении хрис­тианского идеала. Ведь мы, христиане, принадлежим не к омертвелой, застывшей, покончившей дело своего развития церкви. Наша церковь - живой организм, постепенно раз­вивающийся из зерна горчичного в великое дерево, посте­пенно вскисающий от веры в веру, от любви в любовь. Чем же и может выражаться в жизни церкви постоянная созидающая деятельность Духа Святого, как не в ежедневных новшествах от доброго к лучшему, без конца. Новшества, да­же ежедневные новшества - нормальные явления в жизни живой церкви единородного Сына живого Бога-Любви.

В церквах поместных, в жизни которых не только не все согласовано с правдою Божией. но даже вошли в ру­тину жизни многие очень существенные отступления от той правды, которую давно церковь вселенская сознавала и осуществляла, новшествами могут называть даже и воз­вращения к седой старине, к старым, забытым традициям церкви, гораздо более соответствующим духу ее, чем та ве­ковая рутина, которая по отношению к ним была когда-то действительно вредным и преступным новшеством, а теперь их отрицает, как новшества, во имя вековой рутины.

Все дело в том, каково новшество и какова рутина. Если новшество более осуществляет христианскую правду, оно не только законное и нормальное, но радостное явление в жиз­ни церкви и должно быть приветствуемо всеми верными сынами ее, для которых будет преступно отнестись к этому новшеству не только враждебно, но даже остаться к нему равнодушными деятельно не поддержать его.

Трудовое братство, стремящееся организовать труд и взаимные отношения на основе братолюбия, является ли личной выдумкой отдельного человека, чуждого духу заве­тов Христа Спасителя, новшеством, не имеющим цены для осуществления христианской правды?

Ведь мы верим в Бога-Любовь, ведь мы признаем Спа­сителем мира единородного Сына Бога-Любви. Ведь самая суть христианства и состоит в том, чтобы мы восстановили в себе образ и подобие Бога-Любви, чтобы водворилось в душе нашей царство мира и любви, чтобы устойчивою, торжествующей любовью, став единомысленными и едино­душными с Богом-Любовью, мы могли сознательно и искрен­не вернуться в дом Отца нашего Небесного, от которого, как блудные сыны, ушли искать по миру приключений.

Еще в ветхом завете даны были народу избранному за­поведи любви, и Спаситель, объясняя жестокосердием лю­дей заповеди Моисея, временно дозволявшие руководиться справедливостью око за око и зуб за зуб, именно заповеди любви признал главными, вечными заповедями, в которых весь закон и пророка заключаются.

Каковы же были эти ветхозаветные заповеди о любви?

Первая и наибольшая заповедь такова: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем, разумением твоим (Мф. 22, 37).

Что значит возлюбить Бога всем разумением своим? Это значит - положить все силы разума своего на познание воли Божией, на то, чтобы понять, в кого веруем, и затем честно согласовать мысли свои с мудростью Творца, понимая, как наивно, глупо упускать из виду, при выкладках ума нашего, волю Творца всего сущего, высшего разума мира. Не любит Бога всем разумением тот. кто не признает боговедения выс­шим из всех знаний, для которого познать волю Божию не является высшею, насущною потребностью разума.

Любить Бога всею крепостью - значит положить все силы свои на осуществление в жизни понятой нами воли Творца нашего.

Любить Бога всею душою своею - значит честно согласовать собственную свою жизнь и отношения с волею Творца.

Любить Бога всем сердцем - значит не только осу­ществлять понятую волю Божию, но и делать это с любовью и радостью. Пока мы со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп. 2, 12), мы не любим Бога и правду Его, а только, как корыстные, трусливые рабы, подчиняемся игу грозной силы.

Если мы при этом будем твердо помнить, что и в Ветхом Завете мы имеем дело все с тем же единым, истинным, неиз­менным Богом-Любовью, заповедь эта приобретает для нас особое значение, и мы поймем, что любить Бога-Любовь всем разумением - значит положить все силы разума своего на уразумение высшей истины и правды любви Его со всеми логичными ее последствиями, значит положить все силы ра­зума своего на то, чтобы понять истинное значение любви в экономии творения Бога-Любви и дела осуществления прав­ды Его.

Вторая заповедь, - возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Любовь к себе, при свете сознательной ве­ры в Бога-Любовь, не может не побудить нас искать едино­мыслия и единодушия с Творцом нашим путем приобрете­ния добрых духовных привычек устойчивой, торжествую­щей любви. Любя ближнего своего, как самого себя, я не могу и для него не желать того же, не могу не уразуметь того, как существенно при этом стройно организовать и труд и отношения наши на основе братолюбия, без чего жизнь будет не способствовать, а препятствовать мне и ближним моим возрастать в этих добрых духовных привычках устой­чивой, торжествующей любви.

На сих двух заповедях утверждается весь закон и проро­ки (Мф. 22, 40), сказал Спаситель. Нет и иного большего де­ла для церкви его, как дело осуществления любви в жизни и стройной организации жизни на началах братолюбия.

В Новом Завете только полнее раскрыта та же неизмен­ная, вечная заповедь Бога-Любви.

Заповедь новую даю вам, - говорит Спаситель, - да лю­бите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34). В Новом Завете Господь возводит любовь из главной заповеди в единственную. Он говорит: заповедь новую даю вам. Апостол Павел говорит: любящий другого исполнил закон; более лее всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14). Тут никакого сомнения быть не может. Для христиан один за­кон - любовь, во всем остальном - свобода. Надо много злой воли, чтобы не признать, что для христиан не только иго подзаконное заменено законом свободы, но и обязательно высоко дорожить законом свободы, ревниво отстаивать христианскую свободу свою. Но так как свобода не закон, а отсутствие закона, то и остается один закон любви. Один этот закон и ограничивает христианскую свободу нашу. Только в деле любви не предоставлено свободы, только от обязанности любить никто освободить нас не может и сами мы освободить себя не можем, оставаясь христианами.

Зато в деле любви требования значительно повышены. В Ветхом Завете в самой любви была основа справедливости: люби ближнего, как самого себя. В Новом Завете самая лю­бовь возрастает от справедливости до великодушия, до са­моотвержения. Как возлюбил нас Господь? Для нас Он ос­тавил радостное общение с духами рая, для нас Он принял на себя скорбь воплощения, скорбь соприкосновения со злом, скорбь поругания святыни любви своей, для нас Он добровольно пошел на крестные муки и позорную казнь, для нас, имея силу ежеминутно перестать страдать и сойти с креста, Он остался на кресте, чтобы показать нам высший пример самоотверженной, устойчивой, торжествующей люб­ви, остался на кресте, молился за тех, кто издевался над Его страданиями и выпил чашу до дна. Так любить Он завещал и нам. Такая любовь обязательна для христиан и дает им право на свободу во всем остальном.

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Где нет любви, там нет и христианства. Кто не любит, тот не христианин, что бы он ни делал и что бы с ним ни делали. Где нет любви, там нет и заслуги в очах Божьих.

Еще в Ветхом Завете заповедь о любви к ближнему, как к самому себе, заключала в себе завет братолюбия, требование стройной организации жизни, труда и взаимных отношений на началах братолюбия. Действительно, пророк Самуил ор­ганизовал братство пророков, царь Давид воспевает в псалме братскую общину, говоря: что добро и что красно, как жить братиям вместе, и самая благочестивая секта, секта иессеев, собирается в трудовое братство.

В Новом Завете братская община является естествен­ным плодом любви.

Без любви нет ни святости, ни чистоты в христианском значении этих слов. Любовь все освящает, все очищает, в ней и святость, и чистота, она - совокупность совершенства.

И апостолы создают братские общины, в которых все лее верующие были вместе и имели всё общее (Деян. 2, 44). У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее (Деян. 4, 32).

Нужно много злой воли, чтобы после всего этого не признать, что дело организации жизни и труда на началах братолюбия не только вполне соответствует духу заветов Спасителя мира, логично вытекает из Его учения, но и со­ставляет главную, насущную потребность Церкви Хрис­товой, осуществляя в жизни единый закон церкви ново­заветной, представляя из себя тот плод любви, по которому узнается возросшее дерево христианства. Нужно много злой воли для того, чтобы это дело признать пустою затеей, из­лишним и даже вредным новшеством.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Ответ на 10., Адриан Роум:

Государство должно обеспечить законадательно возможность возникновения и развития таких общин и оказать экономическую поддержкуДорогой Неплюевец, государство сегодня наверняка не будет препятствовать возникновению таких общин. Было бы прекрасно, если бы они возникли — прежде всего среди православных верующих, стремящихся жить чисто, по-христиански, на земле, среди единомышленников. Попробуйте сами таких найти. Сегодня полно покинутых деревень. С помощью собственной кассы взаимопомощи и совместного общинного труда, как это делают амиши, можно жилье и подсобки привести в порядок, а в дальнейшем финансировать себя продажей "экологических продуктов". Сегодня в России свобода, но никто ей не пользуется, только воры и враги. Добрая народная инициатива, к сожалению, подавлена. Все надеются на государство, а оно одно не может в такой громадной стране справиться со всеми проблемами. Нужна самоорганизация народа!

Дорогой Андриан Роум! Вы наверное не совсем представляете себе свободу в России. Эту свободу имеют чиновники и бандиты. Попробуйте среди этих двух общественных зол выстраивать жизнь по правде. Я не говорю, что это не возможно, но очень трудно. Государство не обеспечивает защиту свободного труда, вот реальность нашей России. Насчёт высшей церковной иерархии вы глубоко заблуждаетесь. Все низовые инициативы мирян не находят поддержки ни у священства ни тем боле у священоначалия. Знаю это не понаслышке, а наличном опыте. Мне довелось лишь встретить за свою жизнь от силы три пастыря добрых, остальные наёмники. Да можно создать общества взаимной помощи при приходах или потребительские общества, но это не находит отклик у настоятелей храмов. Совсем отсутствуют собрания верующих, о которых упоминает в своих посланиях ап. Павел. Есть одна обитель где в какой-то мере живёт опыт неплюевского трудового братсва. Это свято-Алексеевская пустынь 122 км. Ярославского шоссе на право если ехать от Москвы. Игумен Пётр, дай Бог ему силы и здоровья, расскажет как это в свободной России создавать общества доброй воли. Но мы не унываем и по мере сил участвуем в продвижении подобных проектов. И вы правы нужна самооорганизация народа, но этого и боится вся нынешняя власть в России и делает всё, чтобы отстрочить это всеми возможными способами.
Неплюевиц / 06.02.2018, 18:43

11. Ответ на 9., Неплюевиц:

Государство должно обеспечить законадательно возможность возникновения и развития таких общин и оказать экономическую поддержку

Дорогой Неплюевец, государство наверняка не будет препятствовать возникновению таких общин. Попробуйте собрать единомышлеников и обосновать подобное братство в одной из множества покинутых деревень. Средства — вскладчину (касса взаимопощи), и общим трудом, как это делают амиши, привести дворы в порядок, и в дальнейшем финансировать общину от продажи собственных „экологических продуктов“. Сегодня свобода в России. Но никто ей не пользуется, кроме воров и врагов. Добрая народная инициатива, к сожалению, подавлена. Все привыкли надеяться на государство. А оно, в одиночку, не может в такой громадной стране решить все проблемы. Нужна народная самоорганизация. Если такие вожди, как Неплюев, появятся, то и братства/общины возникнут. Попробуйте обратиться к высшей церковной иерархии за помощью и поддержкой.
Адриан Роум / 05.02.2018, 21:04

10. Ответ на 9., Неплюевиц:

Государство должно обеспечить законадательно возможность возникновения и развития таких общин и оказать экономическую поддержку

Дорогой Неплюевец, государство сегодня наверняка не будет препятствовать возникновению таких общин. Было бы прекрасно, если бы они возникли — прежде всего среди православных верующих, стремящихся жить чисто, по-христиански, на земле, среди единомышленников. Попробуйте сами таких найти. Сегодня полно покинутых деревень. С помощью собственной кассы взаимопомощи и совместного общинного труда, как это делают амиши, можно жилье и подсобки привести в порядок, а в дальнейшем финансировать себя продажей "экологических продуктов". Сегодня в России свобода, но никто ей не пользуется, только воры и враги. Добрая народная инициатива, к сожалению, подавлена. Все надеются на государство, а оно одно не может в такой громадной стране справиться со всеми проблемами. Нужна самоорганизация народа!
Адриан Роум / 05.02.2018, 20:50

9. Ответ на 6., Адриан Роум:

Неплюев поборник, можно сказать, практического христианства против теоретического, квази обрядоверческого, почти фарисейского.Неплюев, так представляется, был просвещен Духом Святым, имел сам Любовь, к которой призывал, потому его воспитательные результаты были действенными и Братство примерным. Было бы сегодня достаточно таких людей, возникли бы в России и такие братства и общины на избытке пустующей и плачущей земли. Истинный духовный вождь притягивает к себе ищущих жить по Христу. Так притянул к себе много душ Св.Сергий Радонежский и подобные ему. Но сегодня мы, христиане (многие только по названию и „лучшие“ из них по знанию канонов), пребываем в страшной немощи и уповаем только на милость Божию в своем спасении, если искренне каемся в своем фактическом безлюбовном прозябании. В любом случае, неплюевский подвиг и пример не может служить прообразом государственного устройства, а только отдельных общин, собравшихся по Любви, вдохновленных благодатным духовным вождем/пастырем — лучше всего православным священником. Что в реальности наших дней остается только скорее благим пожеланием.В подобных общинах уже веками живут американские менониты и амиши:https://youtu.be/KMS7h2lboM8Иезуитская община в Парагвае, о которой любит упоминать ув. Сомин, просуществовала 150 лет, Неплюевское Братство чуть более сорока лет, наш, построенный на крови, СССР 70 лет, а амиши существуют уже более 300 лет, и их общины не собираются умирать, а наоборот — обильно множатся среди погибающего мира.

Спасибо! Адриан Роум. Я и не говорю о государственном устройстве, а об социально-общественном. Государство должно обеспечить законадательно возможность возникновения и развития таких общин и оказать экономическую поддержку на начальном этапе их становления. Вот когда масса подобных трудовых братств в перейдёт определённую критическую массу, то само государство начнёт изменятся в соответствии с реалиями жизни. Скорее всего подобного не произойдёт в масштабах страны, но из этого не следует, что не надо идти таким путём. Для меня он является единственно верный на пути возрождения русского народа.
Неплюевиц / 05.02.2018, 06:55

8. Ответ на 4., Неплюевиц:

Черносотенцем был св. Иоанн Кронштадтский.
М.Яблоков / 05.02.2018, 04:32

7. Ответ на 4., Неплюевиц:

Прав. Иоанн Кронштадтский при жизни в какой партии был?

Прочтите его предсмертный дневник.

6. Светлая мечта

Неплюев поборник, можно сказать, практического христианства против теоретического, квази обрядоверческого, почти фарисейского. Неплюев, так представляется, был просвещен Духом Святым, имел сам Любовь, к которой призывал, потому его воспитательные результаты были действенными и Братство примерным. Было бы сегодня достаточно таких людей, возникли бы в России и такие братства и общины на избытке пустующей и плачущей земли. Истинный духовный вождь притягивает к себе ищущих жить по Христу. Так притянул к себе много душ Св.Сергий Радонежский и подобные ему. Но сегодня мы, христиане (многие только по названию и „лучшие“ из них по знанию канонов), пребываем в страшной немощи и уповаем только на милость Божию в своем спасении, если искренне каемся в своем фактическом безлюбовном прозябании. В любом случае, неплюевский подвиг и пример не может служить прообразом государственного устройства, а только отдельных общин, собравшихся по Любви, вдохновленных благодатным духовным вождем/пастырем — лучше всего православным священником. Что в реальности наших дней остается только скорее благим пожеланием. В подобных общинах уже веками живут американские менониты и амиши: https://youtu.be/KMS7h2lboM8 Иезуитская община в Парагвае, о которой любит упоминать ув. Сомин, просуществовала 150 лет, Неплюевское Братство чуть более сорока лет, наш, построенный на крови, СССР 70 лет, а амиши существуют уже более 300 лет, и их общины не собираются умирать, а наоборот — обильно множатся среди погибающего мира.
Адриан Роум / 05.02.2018, 00:10

5. Re: Любовь и братство как основы жизни по Откровению

Любовь не бывает без справедливости.
М.Яблоков / 04.02.2018, 11:23

4. Ответ на 3., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Надеюсь, что многие, прочитав эту статью, согласятся со мной, что это на сегодня единственно достойная идея и программа для организации жизни русского народа на пути Евангельского спасения. Этого столпа братской жизни по Заповедям Христовым в России его времени называли Русским апостолом Любви. Неплюев Н.Н. в своё время высказал прекрасную весьма точную и актуальную мысль. Она звучит примерно так. " По существу в мире существует две партии Партия Бога и партия антихриста." Внимание ВОПРОС.Назовите из ныне существующих партий в России, которые можно отнести к Партии Бога? Лично я пока таких не вижу.Может кто видит???Так и хочется воскликнуть: "Есть такая партия!" Но... нет такой партии. Как и человека, которого можно было бы отнести к "партии Бога". Все мы...Впрочем (смеюсь), здесь на РНЛ есть "истинно-православные", у которых даже готов список "спасающихся" и "погибающих", который, на их взгляд, должен быть "утверждён" на Страшном Суде. Вы имели честь с ними познакомиться.

О. Василий! Внимание ВОПРОС. Прав. Иоанн Кронштадтский при жизни в какой партии был?
Неплюевиц / 04.02.2018, 11:13

3. Ответ на 1., Неплюевиц:

Надеюсь, что многие, прочитав эту статью, согласятся со мной, что это на сегодня единственно достойная идея и программа для организации жизни русского народа на пути Евангельского спасения. Этого столпа братской жизни по Заповедям Христовым в России его времени называли Русским апостолом Любви. Неплюев Н.Н. в своё время высказал прекрасную весьма точную и актуальную мысль. Она звучит примерно так. " По существу в мире существует две партии Партия Бога и партия антихриста." Внимание ВОПРОС.Назовите из ныне существующих партий в России, которые можно отнести к Партии Бога? Лично я пока таких не вижу.Может кто видит???

Так и хочется воскликнуть: "Есть такая партия!" Но... нет такой партии. Как и человека, которого можно было бы отнести к "партии Бога". Все мы... Впрочем (смеюсь), здесь на РНЛ есть "истинно-православные", у которых даже готов список "спасающихся" и "погибающих", который, на их взгляд, должен быть "утверждён" на Страшном Суде. Вы имели честь с ними познакомиться.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 12:00
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.05.2024 10:47
О нашем хамстве
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.05.2024 10:41
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Константин В.
06.05.2024 10:37
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Владимир Николаев
06.05.2024 08:45
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 06:31
С чем Россия обращается к Азии?
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 05:28