Самый таинственный и близкий святой

Из повести о путешествиях в Миры Ликийские и Барград. Часть 1


 

НЕЖДАННАЯ  ВЕСНА В ДЕКАБРЕ  

 

        ...После долгих снегов Магадана, когда глаз обреченно привыкает только к черно-белым цветам, после  московской сумрачности, около нуля, серой кашицы  на тротуарах и дорогах, мы, приземлившись в аэропорту Палезе Бари, сразу увидели радующую глаз, за сетчатой изгородью, зелень с красно-розовыми цветочками. Это было как нежданная весна для нас, как начало праздника! В аэропорту нас радушно встречал  настоятель Патриаршего Подворья святителя Николая Чудотворца в  Бари протоиерей Андрей Бойцов...

Кстати, аэропорт Бари (Aeroporto di Palese Macchie по названию одноименного близлежащего района) носит имя Кароля Войтылы, т.е. 264-го Папы Римского Иоанна Павла II,первого со славянскими корнями, с которым встречались и Горбачев, и Путин, и который внес свой вклад в разрушение СССР, а в феврале 2002 года установил неожиданно в России, без  согласования с руководством страны и  РПЦ, административные структуры Римско-католической церкви...(Помню, как мы писали протестные письма).

Быстро забираем вещи, рассаживаемся в автобусы, поехали!.. Глаза никак не насытятся зеленью, сердце радуется, душа поет: Италия, Италия, отче Николай!..

До Бари недалеко, всего восемь километров, вот уже въезжаем в город, виа Франческо Ломбарди, 13, отель «Раlace», то бишь «Дворец». Он в центре, но на тихой, уютной улочке, с клумбами живых цветов. Рекламный журнал утверждает: «Апулия - одно из 10 самых красивых мест в мире.  «Palасe» в городе Бари - один из самых лучших отелей в Апулии». Генеральный менеджер отеля (директор) Доменико де Пинто, обращаясь к гостям из России, говорит: «Бари и отель «Палас» рады принять у себя в гостях русский народ, с которым нас объединяют духовное и культурное сходства».

Отель действительно замечательный, уютный, домашний и в то же время обширный - здесь несколько ресторанов, банкетный зал, фитнес-центр... Первое, что поражает - это, повсюду, картины, в классическом стиле, скульптуры, антиквариат. Здесь же, в холле, по пути к ресторану - большая икона Святителя Николая, к которой мы прикладывались, направляясь на трапезу или по выходе из отеля.

  В разное время в «Паласе» гостевали Элизабет Тейлор и Фрэнк Синатра, Лайза Минелли и президент Сандро Пертини, а в начале 2014 года отель принимал у себя  знаменитого актера на четыре лапах Комиссара Рекса, также окружив его всяческой заботой и вниманием...

Среди полотен - «Дедал и Икар» французского художника Жозефа-Мари Вьена, прямо над стойкой администратора, работы Джонасса Хофмана, Ренато Гуттузо, много полотен барийского художника Дженаро Пиччани...Вокруг спокойная классика, я радуюсь, это редкость, что нет никакой абстрактной дряни на стенах.

 

 ***

«Сегодня, 17.12.2014 г. в Бари прибыл Патриарший чартер в количестве 210 человек. За последние годы этот паломнический рейс стал уже традиционным,7-м, с 2011 года проводимым настоятелем Патриаршего Подворья Святителя Николая Чудотворца протоиереем Андреем Бойцовым», на средства благотворителя Подворья  Гурьева  Андрея Григорьевича. «В этом году Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил участвовать в паломнической поездке клириков и мирян ряда епархий, которых возглавил Преосвященнейший Иоанн (Павлихин), епископ Магаданский и Синегорский...» (из информации на сайте Патриаршего Подворья РПЦ в Бари).

 

***

       

         После того, как  оформились и расположились в уютных двухместных номерах, нас пригласили на обед. Банкетный зал также украшен картинами, в основном на исторические сюжеты. Трапезничали за большими круглыми столами, за каждым с десяток человек. Итальянская кухня - это особая песня. Учитывая, что идет пост - нам предоставили большой выбор рыбных блюд, морепродуктов, для многих из нас диковинных и невиданных, головоногих и неголовоногих...

К 16-ти (а уже чуть больше 13-ти) запланирован  по программе выезд в Базилику Святителя Николая, на молебен с акафистом в крипте (подземном храме), у мощей Чудотворца. Однако по понятным причинам, наша первая трапеза в «Паласе» степенно протекала в оживленных разговорах за столом, официанты не суетились, не торопились, работая по своему алгоритму, в общем, обед наш закончился чуть не через два часа!..

Потом местные объяснили, что общий стол здесь - это место сбора семьи, родственников, друзей, это святое, это именно общение прежде всего, поэтому никогда здесь не спешат, не торопятся...

Легкая передышка в номере, мой сосед ушел раньше, я запозднился, вовремя не взглянув на часы, и ахнул - было уже 16-10. Быстро захлопнул номер, сбежал вниз, но администратор развел руками - автобусы уже ушли. «Но здесь недалеко», - сказала русскоговорящая девушка, коротко объяснила, куда идти, как выйдешь, где повернуть, а потом спросить, все знают: «Базилика Сент Николя».

Ругая себя последними словами, я поспешил на улицу... Однако всякое выпадение из схемы бывает и полезным. Первый раз спросил я про базилику, добежав до указанного поворота, у пожилой пары. Они сразу показали - куда дальше.

Потом - у другого  поворота, обратился специально к малышам, по нашему где-то третий класс. Они живо объяснили, показывая ручонками, куда следовать дальше. Меня это порадовало, я чувствовал, что финиш близко, но уже вошел в тесные улочки старого города, и обратился к двум девушкам, которые курили то ли у кафе, то ли у офиса (как наши стоят на углах повсюду).

И вот они-то не ответили, где Базилика Сент Николя! Как так, я недоуменно повторил вопрос, может не местные, они что-то залепетали (да вроде по-итальянски!), я махнул рукой (мысленно, конечно, в адрес эмансипации, феминизма и гендерного мейнстрима) и вскоре сам увидел в распахнувшемся проулке площадь и вход в базилику. Сбоку - скульптура Святителя, работы Церетели, ее подарил  Бари президент В.Путин в 2003-м году.

 «Ну, слава Богу!» - я вошел в храм, попросив прощения у святого Николая за опоздание, быстро спустился вниз, уже звучали первые тропари акафиста...

 

***

 

 

 

            Принесение мощей в Бар-град.

 

 

9 МАЯ 1087 года  -  БАРГРАД  ВСТРЕЧАЕТ  НИКОЛАЯ

Базилика рядом с морем, можно представить, как натруженные корабли, идущие от берегов Малой Азии, появляются на рейде Бари (предварительно «оправившись» близ пригородной пристани), все ближе и ближе, горожане еще не ведают, кто прибыл к ним, и вскоре отчалят лодки от бортов, неся на берег радостную весть...

           Вот как о подробностях обратного пути из Мир повествует о. Дионисий Куприченков, автор исследования, в котором  рассматриваются в хронологическом порядке сведения о перенесении мощей, описанные в средневековых хрониках, в сопоставлении с археологическими данными и обстоятельствами исторических перемен того времени в Ликии, Бари и Венеции.

 «...Ко­гда ко­раб­ли, прой­дя 75 миль, 18 ап­ре­ля 1087 г. до­стиг­ли Тра­хей­ско­го за­ли­ва, один из мо­ря­ков по име­ни Ди­се­гий ска­зал, что ви­дел во сне свя­то­го, ко­то­рый ска­зал ему: «Не бой­тесь ни­ка­ких непри­я­те­лей... По про­ше­ствии два­дца­ти дней все мы бу­дем уже в го­ро­де Ба­ри». По­сле про­дол­жи­тель­но­го пу­те­ше­ствия под ве­чер они до­стиг­ли ост­ро­ва Ми­лос, где им был дан доб­рый знак в ви­де сме­лой пти­цы. Ре­ши­ли со­ору­дить до­стой­ный вре­мен­ный ков­чег, «чтобы раз­ме­стить в нем свя­щен­ные остан­ки», что бы­ло и сде­ла­но. Ра­ка пред­став­ля­ла из се­бя неболь­шой ящик, устлан­ный дра­го­цен­ной тка­нью, при­об­ре­тен­ной в Ан­тио­хии...

В вос­кре­се­нье утром, 9 мая, на бе­рег бы­ло от­прав­ле­но несколь­ко ло­док с це­лью со­об­щить ду­хо­вен­ству и жи­те­лям го­ро­да о при­бы­тии мо­щей Ве­ли­ко­го свя­то­го. Во вто­рой по­ло­вине дня но­вость о свя­тыне «по­верг­ла весь го­род в смя­те­ние и вос­торг. На­се­ле­ние всех воз­рас­тов и обо­их по­лов сте­ка­лось в порт», чтобы стать сви­де­те­лем чрез­вы­чай­но­го со­бы­тия.

В это вре­мя в го­ро­де от­сут­ство­вал гла­ва го­ро­да гер­цог Род­жер, и ар­хи­епи­скоп Ур­сус (Урсул) (они уезжали в Рим, на коронацию тиарой папы Римского Виктора III. - С.Р.), и мо­ря­ки от­ка­за­лись до­ве­рить остан­ки свя­ти­те­ля мел­ким вель­мо­жам. Ду­хо­вен­ство ре­ши­ло по­ло­жить мо­щи в со­бо­ре, но, по сло­вам мо­ря­ков, они обе­ща­ли вме­сте с тем, что воз­двиг­нут и до­стой­ную свя­то­го цер­ковь на тер­ри­то­рии Ка­та­па­нии». (Здесь еще недавно была резиденция катапана, византийского императорского наместника Лонгобардского округа, т.е. Южной Италии - С.Р.).Боль­шин­ство одоб­ри­ло обе­ща­ние смель­ча­ков, дру­гие же, воз­мож­но, под­стре­ка­е­мые мест­ным ду­хо­вен­ством, пред­ла­га­ли по­ме­стить мо­щи свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в го­род­ском со­бо­ре. Же­лая мир­ным пу­тем устра­нить раз­но­гла­сия, на­сто­я­тель го­род­ско­го мо­на­сты­ря свя­то­го Бе­не­дик­та Илия убе­дил ка­пи­та­нов раз­ме­стить те­ло свя­то­го в церк­ви его мо­на­сты­ря под на­блю­де­ни­ем во­ору­жен­ной охра­ны, по­ка не бу­дет при­ня­то окон­ча­тель­ное ре­ше­ние ка­са­тель­но ме­ста по­сто­ян­но­го пре­бы­ва­ния остан­ков свя­ти­те­ля Ни­ко­лая.  

   Под звон ко­ло­ко­лов всех го­род­ских хра­мов, мо­щи свя­ти­те­ля Ни­ко­лая бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь Иоан­на Пред­те­чи бе­не­дик­тин­ско­го мо­на­сты­ря, «где на­хо­ди­лись в те­че­ние трех дней». Сра­зу по­сле при­бы­тия мо­щей свя­то­го угод­ни­ка «от них по­тек­ли мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния».

Через два дня,12 мая 1087 г. в го­род прибыл архиепископ Урсул, по пути в Трапи, откуда собирался отправиться на Святую Землю, и он «ве­лел пе­ре­не­сти мо­щи в го­род­ской со­бор. Но вол­не­ние на­ро­да и во­ору­жен­ная стыч­ка меж­ду на­се­ле­ни­ем и вой­ском ар­хи­епи­ско­па, в хо­де ко­то­рой по­гиб­ло два че­ло­ве­ка, вы­ну­ди­ли Ур­су­ла от­ка­зать­ся от этой идеи. Меж­ду тем мо­ря­ки в со­про­вож­де­нии на­ро­да вы­нес­ли мо­щи Угод­ни­ка Бо­жия и по­ста­ви­ли их в церк­ви свя­то­го му­че­ни­ка Ев­ста­хия на тер­ри­то­рии Ка­та­па­ни, двор «ко­то­рой то­гда уже при­над­ле­жал гер­цо­гу Род­же­ру, поль­зо­вал­ся пра­ва­ми па­тро­нат­ства... и за­ви­сел от граж­дан­ской вла­сти».  

Бла­го­да­ря это­му раз­до­ры утих­ли. Ар­хи­епи­скоп дал раз­ре­ше­ние стро­ить но­вый храм. Курировать строительство бы­ло по­ру­че­но аб­ба­ту Илие. 8 июля 1087 г. на­ча­лось мас­штаб­ное стро­и­тель­ство но­вой церк­ви в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, для че­го при­шлось сне­сти несколь­ко стро­е­ний, в том чис­ле и несколь­ко церк­вей.

Через два го­да стро­и­тель­ство хра­ма (крипты - С.Р.) бы­ло окон­че­но. К это­му же вре­ме­ни для мо­щей свя­ти­те­ля бы­ла при­го­тов­ле­на «ра­ка се­реб­ря­ная по­зла­щен­ная», «укра­шен­ная дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми». 1 ок­тяб­ря 1089 г. по при­гла­ше­нию ар­хи­епи­ско­па Илии Па­па Рим­ский Ур­бан II «вло­жил мо­щи свя­то­го в се­реб­ря­ную ра­ку» и пе­ре­нес их в цер­ковь, на­хо­дя­щу­ю­ся в крип­те стро­я­ще­го­ся со­бо­ра. То­гда же Па­па Ур­бан на­зна­ча­ет на 1090 г. пер­вое празд­но­ва­ние пе­ре­не­се­ния мо­щей, а в 1092 го­ду этот празд­ник по­яв­ля­ет­ся на Ру­си».   

Долгое время Греческой Церковью праздник перенесения мощей свт. Николая не отмечался. Но в современном богослужении это событие поминается, 20 мая. В календарь  дата была внесена благодаря прп. Никодиму Святогорцу (+1809 г.), который обнаружил сведения об этом празднике в ряде афонских рукописей, перевел с церковнославянского языка соответствующее синаксарное сказание и сам написал службу на перенесение мощей свт. Николая. Согласно прп. Никодиму, мощи были вывезены из Мир Ликийских 1 апреля, сделали остановку на о. Закинф 10 мая, а 20 мая были привезены в Бари.

     «Сла­ва о чу­де­сах и ис­це­ле­ни­ях, про­ис­хо­див­ших от мо­щей свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, быст­ро раз­нес­лась по всей Ев­ро­пе. Мно­гие хра­мы, мо­на­сты­ри и пра­ви­те­ли пы­та­лись за­вла­деть ча­сти­цей мо­щей Свя­то­го. Осу­ществ­ляя бо­га­тые по­жерт­во­ва­ния, мно­гие рас­счи­ты­ва­ли на пе­ре­да­чу ча­сти­цы мо­щей».

Начались и откровенные кражи частиц мощей (о род человеческий!) и «по­сле это­го бы­ло ре­ше­но со­крыть остан­ки свя­то­го и пре­кра­тить к ним до­ступ. Мест­ное пре­да­ние со­об­ща­ет, что свя­ти­тель Ни­ко­лай явил­ся во сне од­но­му мо­на­ху и ска­зал: «Бла­го­во­ле­ни­ем все­силь­но­го Бо­га я при­шел к Вам в го­род Бар; те­перь я хо­чу, чтобы мо­щи мои бы­ли по­ло­же­ны под пре­сто­лом». Во­ля свя­то­го Угод­ни­ка Бо­жия бы­ла ис­пол­не­на - его мо­щи бы­ли по­ло­же­ны под пре­стол, где на­хо­дят­ся и в на­сто­я­щее вре­мя».

 

ГДЕ  ОСТАНОВИЛИСЬ  БЫКИ

 

Базилика была воздвигнута, по преданию, на месте, где остановились быки (безрогие), которые везли повозку с мощами по прибытии корабля из Мир, и никак не хотели трогаться дальше, что и послужило для горожан знамением свыше (напомним, это место православного присутствия в Бари).  И  теперь эти каменные безрогие быки поддерживают входные колонны в Базилику, а над вратами - цветная мозаичная икона, изображаюшая Христа, Матерь Божию и Святителя Николая.

      Строительство базилики полностью завершилось через восемнадцать лет, в 1105 г. Именно в этом году почил и заслуженно ставший архиепископом Бари  Илия, так много потрудившийся для Святителя Николая. Впоследствии, в Базилике, в конце спуска в крипту - установили  надгробие Илии, сооруженное из древнеримского саркофага, а также, в алтарной части верхнего храма - его кафедру, которую «поддерживают» двое согбенных сарацинских пленников, а в центре - вдохновенный пилигрим.

      Эти реликвии - еще с тех времен, также как  и легендарный столб в крипте, обнесенный решеткой, который, по преданию, был перенесен чудесным образом, молитвами Чудотворца из Мир Ликийских, при строительстве крипты. По прикосновению к нему с горячей молитвой Николаю Угоднику  могут совершаться чудеса, исполняться любые прошения, естественно, благие.

 

 

 

Базилика Святого Николая.

 

Базилика вскоре, как повествуют хроники, стала местом крупных исторических событий:  в 1095 году монах-аскет Петр Амьенский  выступил в ней с проповедью Первого Крестового похода, здесь же благословил идти в Иерусалим на освобождение Гроба Господня от мусульман папа Урбан II, который, к слову, в 1098 году провел в базилике церковный собор по вопросу объединения Западных и Восточных церквей, он, однако, не увенчался успехом (напомним, что окончательное размежевание, а по сути отпадение западной церкви от Православия  произошло в 1054 году).

 Кстати сказать, порт Бари являлся главной пристанью во время Крестовых походов.

Интересными и драматичными были события 1155-1156 г.г., когда Византия попыталась вернуть свою власть в южной Италии, и более года Бари, население которого составляли тогда  еще преимущественно греки, поддержало византийское войско и помогло ему овладеть столицей Апулии. Мало того, на сторону византийцев стал и тогдашний римский папа Адриан IV, вторгшийся с армией на территорию соседнего Сицилийского королевства. (Он был понтификом в 1154 -1159 г.г., единственный англичанин на папском престоле).

 Однако в конечном итоге королю Вильгельму I Злому (норманнского происхождения, из варягов), удалось  отвоевать территории, и дав два дня барийцам, чтобы собраться с вещами и покинуть город, Вильгельм фактически разрушил в отместку Бари, не тронув только базилику и несколько церквей.

***

   Запрестольная икона крипты, обетная, византийского письма, подаренная Базилике в 1327 году сербским царем Урошем III,который был ослеплен отцом (за мятеж) и исцелился по молитвам к Святителю. Внизу - изображения донаторов - Уроша и его супруги.

   «Этот образ,- пишет М.Талалай,- имеет большое значение, так как вобрал в себя свод представлений  о физическом облике Святителя и на протяжении веков служил Европе прототипом последующих изображений св. Николая в качестве «vera effigies»,то есть «истинного образа». Поразительно, что именно таким предстает облик Чудотворца, реконструированный при вскрытии и исследовании мощей в 1953 году.

 

сaraffinа с «манной»

                                                                                                                             

          Святые мощи архиепископа Николая, почти 700 лет пребывавшие в Мирах, затем девять столетий почивали там, где положил их Урбан II, когда была освящена новая крипта базилики. Поистине, если век человеческий  «седмьдесят лет, аще в силах  осьмьдесят лет», для Бога  «тысяща лет...яко день вчерашний» (пс. 89). Великие святые, оставившие нам нетленные мощи, как бы свидетельствуют, напоминают зримо об этой масштабности и относительности человеческой жизни на земле.

Но вот прищло время, когда  было решено вскрыть гробницу, которую покрывала плита весом более 32-х тонн... В от­ли­чие от ра­ки свя­то­го в Ве­не­ции, которая неоднократно вскрывалась на предмет освидетельствования мощей, пишет о.Дионисий, «сар­ко­фаг в Ба­ри впер­вые был от­крыт в 1953 г. С 6 мая 1953 по 6 мая 1957 г. про­из­во­ди­лись ка­пи­таль­ные ра­бо­ты по укреп­ле­нию стен ба­зи­ли­ки и скле­па. «По бла­го­сло­ве­нию па­пы Пия XII был от­крыт... сар­ко­фаг свя­ти­те­ля Ни­ко­лая; остан­ки его, ко­то­рые не от­кры­ва­лись с то­го дня, как по­ло­жил их в сар­ко­фаг па­па Ур­бан II, бы­ли тща­тель­но осви­де­тель­ство­ва­ны. На дне сар­ко­фа­га бы­ло до 2 см про­зрач­ной жид­ко­сти, по­хо­жей на во­ду гор­но­го ис­точ­ни­ка». Про­фес­сор Лу­и­джи Мар­ти­но был при­гла­шен в ка­че­стве экс­пер­та воз­гла­вить ко­мис­сию, про­во­див­шую ан­тро­по­мет­ри­че­ские и ан­тро­по­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния остан­ков для «луч­ше­го по­ни­ма­ния об­ра­за свя­ти­те­ля Ни­ко­лая». В про­цес­се экс­пер­ти­зы бы­ли пред­при­ня­ты по­пыт­ки вос­ста­но­вить внеш­ность свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. По ре­зуль­та­там ис­сле­до­ва­ния бы­ли сде­ла­ны сле­ду­ю­щие вы­во­ды: свя­той Ни­ко­лай упо­треб­лял пре­иму­ще­ствен­но твер­дую рас­ти­тель­ную пи­щу, имел рост око­ло 167 сан­ти­мет­ров - «при­над­ле­жал к бе­лой ев­ро­пео­ид­ной сре­ди­зем­но­мор­ской ра­се, для ко­то­рой ха­рак­тер­ны сред­ний рост, смуг­лая ко­жа, вы­со­кий лоб», что со­от­вет­ству­ет тра­ди­ци­он­ным ико­но­пис­ным изо­бра­же­ни­ям. Бла­го­да­ря изу­че­нию остан­ков свя­то­го по­лу­че­но за­клю­че­ние о бо­лез­нях свя­ти­те­ля и их при­чи­нах. Так, бы­ли под­твер­жде­ны дан­ные о тю­рем­ном за­клю­че­нии и пыт­ках свя­то­го...

       Когда барийцы в 1087 году спешно вскрывали гробницу Святителя в Мирах, мощи буквально плавали в чудодейственном миро (или «манне»). Мироточение продолжалось и в Бари, и со временем возник замечательный обычай разливать миро во флаконы  и раздавать затем паломникам, прибывавшим сюда со всех концов света. Свидетельства о мироточении упоминаются в течение всех этих веков многократно, в документах и посланиях, рассылавшихся по всей Европе с флаконами миро, в т.ч. королям, князьям, архиереям...С некоторых времен любой желающий паломник может приобрести флакончики (сaraffinа) с «манной».

«Манну» собирают как раз на перенесение мощей из Мир в Бари - один раз в год. Это происходит после вечерней мессы, которую возглавляет архиепископ, 9/22 мая, когда приор доминиканской общины  (базилика в 1951 г. была поручена монахам -доминиканцам) специальным  черпаком достает истекающую от мощей жидкость и распределяет ее по флаконам.

Есть видеозапись этого действа как раз 2014 г., за полгода до нашего паломничества, все проходит на фоне непрерывных молитвенных песнопений и прошений, и вот  священнослужитель, приор базилики, до пояса погруженный в оконце над мощами, наконец высвобождается оттуда, разгибается и поднимает, показывает - под аплодисменты! - чистейшее миро в сияющей, с золотым навершием колбе. Снова звучат благодарственные молитвы, многочисленные монахи и священнослужители с великим благоговением подходят и прикладываются к сосуду, в том числе и наши клирики с  Подворья, вместе с паломниками, приехавшими из России...

          Ее, этой «чистой манны» (manna pura) не столь много (меньше половина колбы), часть ее сохраняется для храмов и общин, особо почитающих Святителя Николая, а также для межцерковных и «экуменических» контактов. А другая часть «manna pura» распределяется по емкостям с благословенной водой и таким образом разбавленное  - доходит до многих тысяч богомольцев  изо всех стран.

Эти флакончики за небольшие пожертвования можно получить в лавке, примыкающей к базилике, которая так и называется «залом пожертвований» (sala delle offerte). Во флакончиках - святая вода, перемешанная с частицами «чистой манны», ее можно пить, можно помазывать больные места или просто помазываться.

Мы брали флакончики упаковками, по максимуму возможностей - и какой же русский не хочет порадовать ближнего, сидящего в сени провинциальной, таким подарком от любимого и дорогого Николая!.. Который, без сомнения, поощряет всех к этому.

Уменьшение же мира от мощей Николая связывают с оскудением веры на земле.

Престол над мощами.

 

 

Но флакончики с «манной» мы будем набирать послезавтра, 19-го, по окончанию литургии, а сейчас, вечером 17 декабря, в день приезда, пропев акафист на молебне, мы с великим трепетом и благоговением поклоняемся месту, где покоятся мощи Святителя. Престол, под которым они почивают, огорожен сетчатой изгородью, и отрывается только для организованных групп паломников, по договоренности с приором базилики.

        Конечно, народ фотографируется на вечную память, все радуются близ великого Чудотворца как дети, благодарят - спасибо тебе, отче Николай!

 

 

 

Этот молебен  с акафистом Святителю Николаю Чудотворцу, который возглавил  епископ Магаданский и Синегорский Иоанн, был организован настоятелем Патриаршего Подворья свт. Николая Чудотворца протоиереем Андреем Бойцовым для паломников 7-го Патриаршего чартера. Перед началом молебна о.Андрей дал развернутое интервью итальянскому телеканалу «TeleBari», которое вскоре посмотрели и послушали горожане.

 

***  

 

Целых четыре года, с 1953 по 1957-й, мощи, помещенные в специальную стеклянную раку, были доступны для общего обозрения в верхнем храме базилики. На празднике перенесения в мае эти четыре года барийцы и гости как всегда шли крестным ходом, но вместо традиционной статуи Святителя, они шествовали, как их предки в 1087 году, с останками  св. Николая.  

7 мая 1957 г. их в последний раз торжественно пронесли по городу, после чего поздно вечером вновь поместили на свое историческое место в крипте Базилики. При этом, как рассказывает историк, литератор, исследователь русского зарубежья Михаил Талалай, в книжке о мощах, о Базилике и реликвиях ее (изданной в 2013 году в Свято-Николаевском исследовательском центре Бари, при участии о. Джерардо Чоффари) «большой серебряный алтарь в стиле барокко, изваянный частично из предыдущего алтаря, пожертвованного в 1319 г. сербским царем Урошем II , перенесли наверх, и   надробие Святого предстал в его древнем строгом виде».

 

 

 Ежегодно с 7 по 9 мая  (в годовщину перенесения мощей Святителя) в городе Бари устраивается фиеста святого Николая -грандиозный праздник с концертами, парадами, фейерверками, народными гуляньями. Из базилики св. Николая выносят хранящееся там скульптурное изображение святого, в сопровождении длинной процессии относят в порт, где погружают на корабль и отправляют в символическое плавание. По возвращении изображение Святителя Николая торжественно проносят по главным улицам города, а затем возвращают на место.

 

  Все четыре года шло скрупулезное освидетельствование. Было отмечено, в частности, что все кости каплеобразно выделяют миро, которое представляет бесцветную жидкость без запаха, химики определили ее как чистую влагу, свободную от каких-либо солей, и кроме того - стерильную, абсолютно без живых микроорганизмов. 

С тех пор, когда могучая плита вновь сокрыла раку, на этот раз бетонную, никто мощей больше не видел (только в 1995 г. их сфотографировали через особый зонд англичане, сотрудники Би-Би-Си).

 

ПОДАРОК  ПРЕЗИДЕНТА  ПУТИНА

 

          После молебна мы приложились к окошечку в престоле, поклонились св. мощам, прошептали молитвы Николаю, и еще сколько можно побыли в крипте, потом в верхнем «объеме» базилики (так обозначают в справочниках) и пешком пошли - прогулялись по городу, группками, оставалось еще время до ужина (в 20.30),  назавтра - 18 декабря - утром планировался выезд в город Альберобелло, на молебен к мощам свв. Космы и Дамиана, а по возвращении, к вечеру -  на Русское Патриаршее Подворье, на Всенощное Бдение. А 19-го -  праздничная Божественная Литургия, ближе к вечеру - прощай Бари, вылет на Москву.

 

 

Выйдя из Базилики, не спеша уже, прочитал на медной доске рядом с памятником Церетели обращение Президента РФ В.В.Путина (на итальянском и русском). «Дорогие жители города Бари! Рад возможности сердечно приветствовать жителей древнего итальянского города Бари. Мне особенно приятно сделать это, поскольку вашу землю и Россию связывают узы многовековой истории. В дар вашему городу, хранящему великую христианскую святыню - мощи святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, передается памятник этому Чудотворцу.

Святитель Николай - один из самых почитаемых святых. Но именно в России он пользуется особым уважением. Во имя святого Николая освящены престолы многих российских храмов.

Пусть этот дар свидетельствует не только о почитании россиянами святого подвижника, но и неизменном стремлении народов наших стран к укреплению дружбы и сотрудничества. В.Путин.16 апреля 2003 г.».

(Продолжение следует)

Фото Виктора Гусейнова («КП»), Андрея Иванова, автора и с интернет-сайтов.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Станислав Рыжов:
В России создана «чуждая» культурная среда
Рок-нашествие на страну: причины, обстоятельства, последствия. Часть 5, заключительная
20.06.2019
В России создана «чуждая» культурная среда
Рок-нашествие на страну: причины, обстоятельства, последствия. Часть 4
18.06.2019
В России создана «чуждая» культурная среда
Рок-нашествие на страну: причины, обстоятельства, последствия. Часть 3
14.06.2019
В России создана «чуждая» культурная среда
Рок-нашествие на страну: причины, обстоятельства, последствия. Часть 2
06.06.2019
В России создана «чуждая» культурная среда
Рок-нашествие на страну: причины, обстоятельства, последствия. Часть 1
04.06.2019
Все статьи автора