Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Церковь воинствующая

Протоиерей  Евгений  Юшков, Русская народная линия

05.12.2017


Заметки пастыря …

 

Родился 16 января 1937 г. в Нижнем Новгороде. Один из пяти братьев, последовавших служению вслед за отцом, священником Русской Православной Церкви. Окончил Горьковское художественное училище. Провёл несколько персональных выставок. Автор книг «Моё поле», «Фиваида», «В той стране», «Душа моя», «Глас хвалы», «Моя родная Карповка», «Лампада моя тлеет...», «Последняя тетрадь».

 

МОЛЧАНИЕ*

 

***

 

Мы знаем с вами, дорогие друзья, что в этом году в праздник Преображения Господня Карповской церкви исполняется 200 лет со дня основания. По этому знатному событию в приходе готовится к изданию книга. Михаил Ляпин, имея благословение настоятеля храма, прислал мне ряд вопросов, предполагая, если получится, использовать воспоминания людей старшего поколения. Один из вопросов таков: «Что вы можете рассказать об уполномоченных по делам религий? Известны ли вам из рассказов отца... конкретные случаи вмешательства уполномоченных в жизнь Карповской церкви?..»

Я мало чего помню из того времени «вмешательства уполномоченных». Конечно, они были, но конкретных и утвердительных примеров не могу привести. Наверное, отца Григория Долбунова перевели в с. Рожново из Карповки по инициативе уполномоченного (тогда без их ведома правящий архиерей вообще ничего не мог установить-сделать. Даже во время правления архиепископа, а потом и митрополита Николая (Кутепова), участника Великой Отечественной войны и уважаемого в светских кругах, не всегда получалось уладить, решить вопрос по тому или иному ставленнику во священники.

Про себя скажу: владыка Николай позвал меня в священники. Это был 1979 год. Я тогда уже постоянно начал посещать Всенощную на воскресенье и Литургии. И в большие праздники чаще всего  в Карповской церкви. Там я читал и пел на клиросе, читал Шестопсалмие и Апостола. И когда мои семейные несогласия были разрешены, в третий его, митрополита Николая, призыв я подал прошение. И получилось так, что восемь месяцев длилось состояние ожидания. Правда, владыка не велел мне уходить с гражданской работы... Причины я не спрашивал, но догадаться было нетрудно - фамилия Юшковых была на слуху в Отделе по делам религии, а я работал в Художественном фонде при Союзе художников...

Время шло. Неопределенность напрягала, и тогда была подсказка - предложение поехать в соседнюю епархию к владыке Амвросию Ивановскому и Кинешскому. Я пришел к владыке Николаю и этот вариант ему рассказал. Вот его ответ: «Не рассержусь, сын мой, и не обижусь, поезжай...» И добавил: «У меня в моей практике еще не было, чтобы я так долго не мог продвинуть-утвердить кандидатуру ставленника».

Вывод очевиден, владыке просто не позволили или не рекомендовали...

А что было раньше при архиепископе Флавиане, можно тоже только удивляться. Это уже по рассказам отца (очень скудным, кратким, так как «инструкциями по умолчанию» начальствующие в Церкви были снабжены - папа тогда был настоятелем в Карповке). В коридоре (одного из зданий в Кремле), ведущем к приёмной уполномоченного по делам религии, сидят на стульях «гуськом» и отдельно друг от друга священники. Впереди у самой двери приёмной владыка Флавиан... То есть для советской власти наши иерархические тонкости не существовали. И всех их называли не по сану, а по имени-отчеству. Я не знаю, как звали (по граждански) архиепископа Флавиана, но митрополита Николая называли Николаем Васильевичем. Ещё было в те времена такое выражение: «священников гоняют, как гусей» (кто-то говорил «попов гоняют»). К большому сожалению, такие «погоны» и ныне не кончились. Однако, несмотря на скудность памяти, этот вопрос вызвал у меня другие параллельные размышления, воспоминания, и мне хочется поразмышлять.

Вот, к примеру, говорят слова: сионизм, национализм, масонство - и ты не вникаешь в смысл этих слов, не проявляешь интереса, хотя они, эти понятия, или, может быть, точнее сказать программы, имели место как в те прошедшие времена, так и нынешние. Или понятие: раскол, разделение церквей - единой Христианской Церкви на кафолическую и католическую, или создание организации Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), экуменизм, в котором смешивается всё и уравниваются все...

Мой недостаток - «неосведомлённость», не проявление необходимого интереса, думается, присущ многим... А жизнь идёт и те «понятия-программы», о которых мы только наслышаны, живут и утверждаются, обозначают «плоды» разрушительной своей деятельности.

Вспоминается один эпизод. Тому теперь уже, почитай, лет сорок, я ещё не был священником, мне пришлось быть на поминальном обеде в московской семье. Мы дружили, и в один из приездов в Москву, так совпало, что после службы в храме мы приехали на квартиру к накрытому столу - отмечалась година одного из родственников. За столом было не много гостей - кроме хозяина с женой, два священника, диакон и какой-то приезжий, которого я не знал. Гость был, видимо, большим знатоком каких-то неизвестных мне тем, а мои друзья, кроме того, что священнослужители, ещё и высокообразованные - учёные люди из старой московской настоящей интеллигенции (достаточно сказать, что их родители дружили с известным художником М. Нестеровым, его семьёй, жили с ним по соседству), и они задали гостю вопрос о масонстве. Причём - в среде священников... Я сидел на другом конце стола, плохо расслышивал и не особенно вникал в незнакомую тему. Кроме того, москвичи имеют свойство «говорить непонятно», и поэтому ничего тогдашнего я не запомнил. А вот сейчас это всплыло в моей памяти. Всплыло и всё так «по поверхности» - суть предмета ведь совсем не знакома. Однажды, это уже наше время, кто-то мне рассказал такую байку: Правящий архиерей выходит из Кафедрального собора. Всё пространство от центрального входа до ограды высвобождено. Люди далеко в стороне и за оградой. Владыко должен быстро, беспрепятственно пройти это пространство до машины, сесть и уехать (все расписано по протоколу). И вдруг совершенно неожиданно (откуда он только взялся?) казак выходит следом за владыкой и говорит-спрашивает: «Владыка, вы масон?» «А тебе не всё равно?» - последовал ответ.

Какая реакция, и какой точный ответ. Действительно, не всё ли равно человеку из толпы? Хоть он и казак (а может «ряженный»). И нам, разумеется, всё равно. Улыбнулись и забыли. Говорят, что досталось начальнику соответствующей службы, за «казачка» того... Мы-то это упомянули потому, что «витают» в воздухе такие словечки и, значит, имеют за собой какую-то скрытую от нас сущность. Видимо - имеют...

Незадолго до этого был подобный штрих - разговор не разговор, а тоже случайное, не конкретное напоминание. Один молодой человек, помогающий нам - мне и прихожанам Сергиевского храма по обустройству прихода (в основном по бумажным делам) - однажды говорит мне: «А вы знаете, что на Бору есть масоны?»

- Неужели? - удивляюсь. - Не верится что-то... И что, тебя сватали?

- Да вроде того...

- Так ведь у них, говорят, всё тайной покрыто...

- Вот и я не очень понял... Кажется - то проверка была на реакцию... Кто-то к кому-то приехал из Нижнего, и мы пересеклись по административным делам!

- Ты же христианин!

- Оказывается, у них подразделения есть, и даже православные.

Такие «таинственные» неопределённые слова: «уполномоченные по делам религии», «масоны», «экуменисты», «глобалисты» и много ещё других. И ещё «осведомители». Да, да, у «уполномоченных» они обязательно должны быть, и были. В каждом храме. И не по одному. И не исключено, что были осведомители об осведомителях, так надёжнее, точнее полученная информация. Думается, что «они» и поныне есть. Может быть, не в таком масштабе, но «должны быть», так, на всякий случай...

А таинственность и неразгаданность, а может, всё то же нежелание вникнуть в суть того или иного понятия, то есть леность души и поверхностность знаний, всё так же остаются за нами. И не исключено, что за эти наши недостатки-погрешности мы будем отвечать (не за «уполномоченных», конечно, а, к примеру, за «экуменистов», которых поддерживаем и с которыми склонны соглашаться.

Вот такой получился ответ. Не знаю, будет ли он полезен вопрошателю, и можно было бы оставить этот малознакомый и, как я уже сказал, поверхностный взгляд, если бы не попавшая статья, в какой-то мере продолжающая нашу тему. «Русский вестник» № 12, 2017. Называется «Блаженны изгнанные», в которой ведётся разговор некоего Владимира Смирнова с известным протоиереем Всеволодом Чаплиным.

Автор статьи сразу оговаривается, что: «Протоиерей - неоднозначный человек. Одних он злил, других пугал, третьих настораживал...» Ещё автор как-бы вместо эпиграфа говорит: «Люди не слепые, они видят. Они боятся за веру и за то, что веру можно поколебать».

Думается, что в настоящее время «за веру и что её можно поколебать» боятся многие. И потому рассуждения не окажутся напрасными, хотя «недосказанности» и «таинственности» у нас не исчезнут. Но настороженность к сложности духовного состояния внутри церкви останется...

Так вот - первый вопрос от автора статьи В. Смирнова: «Отец Всеволод, полтора года назад вы занимали видное место в церковной иерархии. Вы были церковным министром по делам отношений Церкви с государством, но последовала громкая отставка. Можно узнать, что произошло?

- Я на самом деле сам выбрал свой путь. Я никогда не занимался... (мелочами - о. Е.), считал и считаю своим долгом прямо говорить о тех системных ошибках, которые совершаются в церкви и в государстве...

Мы предали русских людей, и это положение надо исправлять...

         Далее идет рассуждение о. Всеволода, и правильное, но мы не чувствуем, что какое-то «исправление» происходит, не чувствуем, что просматривается в следующем приведённом им примере «из церковной практики, о котором нужно говорить, - это отсутствие реакции на обоснованные жалобы. Люди жалуются на произвол епископов, жалуются на зарвавшихся священников, на определённые нравственные проблемы, а ответом является молчание. Это катастрофа».

У нас на периферии таких «молчанок» тоже не занимать... Молчанок вопиющих... И это значит - проблема общецерковная.

Далее о. Всеволод говорит, что он работал с Патриархом четверть века и «всегда был самостоятельным человеком... со своими взглядами, со своими предложениями...» И, стало быть, был уважаемым, но что конкретно произошло между ними, не ясно. Только следующий вопрос-вывод автора статьи такой:  «Значит, причина вашей отставки кроется в том, что вы говорили правду?»

- Ответ однозначный: «Да. И я убежден, что будущее не за округлыми фразами, а за Христовой правдой и за теми, кто про неё говорит».

Вот те на... Работали, работали в одной Церкви, и вдруг такой разлад... И «открытие»? - что «страдания за правду Божию» одного, логически вызывает вопрос, а те, которые наказали, они вне Этой правды?..

И опять молчание. Никаких пояснений, никакой конкретики.

И другой вопрос.

- Но ведь правда, говорят, у каждого своя.

- Я убеждён, - продолжает прот. Всеволод, - что есть абсолютная правда - это Божья правда. Она нам дана в Евангелии, она нам дана в наследии святых, и есть вопросы, по которым двух мнений быть не может...»

- И вы готовы пострадать за правду?

- Конечно...

Далее идет утверждение этой «конечности». Но ох уж эта логика и нетерпеливость, и вопрос («в воздух?») - так от кого это «пострадание за правду» отцу Всеволоду будет или может быть? Если «наказанному» о. Всеволоду дали «место настоятеля храма на Большой Никитской улице», и сам батюшка благодарен Богу, что это: «храм святого Феодора Студита, храм маленький... небогатый... очень древний... (и что) в этом храме молился Суворов. Построен он был великим патриархом Филаретом, отцом первого царя из династии Романовых». И тогда какие страдания? От кого гонения за правду?

Или я бестолковый, или в Москве всё так запутано, что автор статьи тоже пользуется «округлыми фразами», против которых протоиерей Всеволод?..

Так и прокручиваются в голове те фразы, с которых мы начали, а ясности всё так же нет. Правда, один из последних вопросов о. Всеволоду и ответ на него радует. С ним нельзя не согласиться.

- И все-таки непривычно слышать от духовного лица воинственные речи.

- Я вам скажу, что если христианство усыпляет, успокаивает - это антихристианство; если христианство убаюкивает - это псевдохристианство. Христианство должно не убаюкивать, а пробуждать, должно бить в набат.

«Набат» - слово настораживающее...

И вопросы задавать проще, чем на них отвечать.

 

***

Меня неоднократно просили высказать мнение о личности Михаила Сметанина, но я как-то воздерживался, памятуя разность о нём суждений. Были, а может и ныне ещё есть, которые называли его чуть ли не колдуном. Я такого мнения не разделяю, хотя были какие-то нюансы, вызывающие недоумение (наслышаны мы были, что он очень тяжело умирал), напротив - все мои суждения несут положительный заряд, по крайне мере для меня лично. Я знал, что папа руководствовался советами «дедушки» (так мы его звали в кругу родственников, в кругу общих знакомых - «дедушка Михаил»), и потому когда после армейской службы вдруг неожиданно даже для самого себя, не говоря уже о родителях и братьях, познакомился с девушкой, я сразу же повел её к нему. Мы ехали по железной дороге до станции Игумново и сколько-то шли пешком. «Дедушка» нас принял приветливо и благословил, только Ларисе (через месяц мы поженились) легонько, но как-то значительно постучал по голове костяшкой своей большой руки.

Он был черноволосый с чёрными бровями, глаза тоже тёмные, но цвет лица светлый и вид доброжелательный... Лариса, конечно, ничего не поняла, и вообще все время (весь месяц) была как в бреду от накатившихся головокружительных событий, о которых можно отдельно рассказывать. Я же был в глубоком удовлетворении и благодарности Богу, что Он послал мне невесту. Первый «заслон» пройден благополучно. И когда приедут родители (они были в Киеве или в Почаевской Лавре - отец во время отпуска старался посещать святые места и при возможности брал с собой маму), я им всё доложу, и они тоже благословят.

Так всё и произошло!

Вспоминается ещё ранее, в отрочестве, в голодные послевоенные годы (1947-1950-е) были такие «мелочи» от «дедушки», когда папа в очередной приезд выслушивал его «прозорливые» слова: «Николай, я «заглядывал к тебе в подполье, картошки тебе не хватит, надо прикупить...» Многие бытовые вопросы, типа покупать корову или нет, без «дедушки» не решались.

Я не знал и сейчас не знаю, как к этому относиться и много ли здесь «духовного-спасительного», и есть ли оно вообще. Но мне не мешало это жить, и я относился к нему с уважением, хотя потом, после описанного с Ларисой визита, мы, кажется, ни разу к нему не ездили.

Но, может, я и запамятовал.

Ещё я знаю, что к «дедушке» за советом ездили дядя Миша (папин брат - потом он тоже, как и папа, станет священником) и Николай Иванович Буторин (муж папиной сестры Елизаветы, моей тётки - он в войну был комиссован по ранению руки, но на родину в Можгу Удмурской АССР не поехал, жил у нас некоторое время, работал на Станкозаводе столяром-модельщиком), про него-то, совсем для меня неожиданно, и рассказал отец Лев - мой двоюродный брат, сын вышеупомянутого дяди Михаила.

Это было в начале нынешнего Великого Поста. Он с матушкой заехал к нам поисповедоваться. После, не помню по какой причине, у нас зашёл разговор о «дедушке» Михаиле, и я услышал о чудесном случае с Николаем Ивановичем (с дядей Колей), произошедшем с ним на железнодорожном вокзале. Но прежде чем описывать случай, следует сказать несколько слов о дяде Коле.

Воспоминания мои и наблюдения (мне было 11-13 лет, когда он у нас жил) дополнят картинку. Кто поведал о. Льву сию историю, я не выяснил. Дело в том, что о. Лев моложе меня на 23 года, оттого и «неожиданность» его рассказа для меня. Я же, из молодости, из тех послевоенных лет (и потом, когда папа уже стал священником - 1952-1953 годы) знал, что дядя Коля, по благословению (или скажем «по слову», так как «дедушка Михаил» не был священником, и тут, видимо, следует употреблять слово «старец»)  делал много земных поклонов, что, впрочем, характерно и для других «дедушкиных» почитателей. А «много поклонов» могло быть (и было) причиной бесовских нападений, по которым дядя Коля ездил чаще других  к нему за советами. И однажды, скорее всего это было перед самым отъездом на Родину - в Можгу, дядя Коля сильно сокрушался перед «дедушкой» о сложности поездки в поездах, говоря (и это вот тот самый рассказ о. Льва): «На станции-то что творится, один народ, все рвутся уехать, не знай, как я справляюсь?»

- Да, уедешь ты, - вещает ему «дедушка». - Вон напильничек-то возьми!

На подоконнике в прихожей лежит напильник - взял, конечно. Чудит дедушка Михаил, но не ослушаться же его. Сунул в карман. Попрощались, и ушёл, не избавившись от мыслей - как буду справляться до дому.Далеко ведь, поезда переполнены.

На станции в кассовом зале тьма народу, к кассе не пробиться. Да и пробьёшься - билетов все равно нет... Пошёл на перрон. До поезда ещё два часа, а там уже многолюдно... Хожу взад-вперед по перрону. В одном конце две женщины (железнодорожницы) пилят бревна. Смотрю, «скачет» у них пила, тупущая. Подхожу, вспоминая про напильничек-то, говорю: давайте подсоблю... Они, видя напильничек, молча подают пилу. Мигом наточил, а они в радости - чем отблагодарить? Не успел, говорит, я им на своём деревенском языке все подробности рассказать, через полчаса мне билет принесли... Вот тебе и напильничек... Вот тебе и дедушкины причуды...

Чудеса, да и только... Есть и ещё случаи, которые мне приходилось наблюдать, про двух женщин, одержимых духом нечистым, но это в другом рассказе.

 

Галина печаль

В последнее время Галя часто звонила и все спрашивала, как мы? Как матушка?

Я ей отвечал, что матушка жалуется на предельное бессилие, но при этом является для меня примером стойкости духа в своём аскетизме (не знаю, вольном или невольном), в своем отказе от пищи и пития, от всего. Себя укорял в обжорстве, и мне было грустно. Очень.

Вчера я тоже была на службе. «Веселая» была служба, нас всех покропили водой, все улыбались. А потом я пошла на Волгу, у нас тут рядом, из Покровского-то, и там сидела и плакала. Потому что Витечки нет рядом, он в Москве лежит больной и уже не приедет... А в том году в это же время мы с ним вместе так же сидели. Я пригласила его на Волгу, и он с радостью согласился. Мы сидели, как в детстве, и небо было синее, и Волга была синяя, и как словно для него корабли один за другим, разноцветные с отдыхающими, плывут и плывут (а то бывало - не дождёшься ни одного пароходика, а  тут на тебе, только любуйся, и мы любовались и радовались). А вчера я плакала и от красоты, и, наверное, от того, что то прошлогоднее ушло навсегда - никогда больше не будет.

Витечка - брат мой, он старше меня на пять лет (мне уже 80, мы все старые), и его жена уже не пустит. Раньше он упрямством брал: и плохо видит, и неважно слышит, и ноги не слушаются, но - поеду, и всё. И едет один (с женой очень редко, только в молодости), и мы работали в огороде, ходили на кладбище - поминали родителей и ходили в луга и на Волгу, смотрели на «Николу-Погост», это же напротив нас, и облака, и дубрава были нашей отрадой. А вчера я плакала...

15 августа 2017

(14 авг. как известно: «Изнесение Честных Древ Креста», после службы бывает водосвятный молебен и освящение мёда).

 

 

А это - печаль моя

У нас в храме тоже естественно была служба. В этот день 37 лет назад меня посвятили во диаконы (в кафедральном соборе г. Иванова), и он мне вдвойне дорог и памятен. Да и вообще, люди божии любят эти дни - первый день Успенского поста и до Успения и Нерукотворного образа - 3-й Спас. Любят и почитают, и пост соблюдают, и к Преображению стремятся. Было на молебне тоже, как у вас, улыбчиво и легко. Занемоглось немного и воскресная служба накануне была с напрягом, но, слава Богу, всё справили. А в понедельник, 14-го было легко, народ помолился, и Господь миловал, и продлевает снова и снова и незаслуженно, и по милости Его ко всему приходу нашему.

А я плакал на другой день во вторник 15 августа, и, кажется, не один раз подступали слезы, потому что матушка «уходит». Весь день, весь вечер и всю ночь она не вставала и на «что-нибудь почитать» говорила «не надо», и говорила тихо-тихо, скорее даже движением головы, а не губ. И губы были сжаты, что для неё нехарактерно. У матушки прекрасные губы всегда были и по форме, и по цвету... И я думал, что она в эту ночь умрет. И я не знал, что делать. Врачей и всяких процедур она не хочет (сколько раз мы предлагали), и это её «тихо поживу» не дает мне права её свободу нарушить...

Что-то я ей кратко говорил, прочитал у её изголовья канон ко Пресвятой Богородице у иконы «Феодоровской Божией Матери»  (подарок моего отца первой старшей снохе, когда мы уезжали из родительского дома на Бор) и просил матушку ждать до утра. Дочь и сын обещали приехать... И она ждёт, правда, всё ещё в продолжающемся сне...

16 авг. 10 час. 30 мин. 2017г.

 

***

16 августа родилась моя тётка Нина (мамина средняя сестра), и ей сегодня 93 года. Живет в Нижнем Новгороде. Надо позвонить двоюродной сестре, её дочери, которая за ней смотрит и с ней практически живёт. Позвонить и поздравить нашу удивительную, сухонькую, но постоянно чего-то делающую старушку. Она ещё на ногах и может в это время находиться в огороде у внучки.

 

***

 

Кому нужны такие записи? Наверное, очень малому числу людей (да и кто ныне читает?). Может быть, детям и внукам, некоторым близким и друзьям, потому что родственные души. Но, может, и тем вдруг, которые окажутся в подобных обстоятельствах... и прочтут, и им не будет так одиноко. Может, обретут некоторое тихое спокойствие (а если болезнь проходит «не тихо», то вряд ли...) и помолятся, и знаемых попросят помолиться, и должно стать лучше. Непременно.

Конечно, для другого эта писанина окажется (или может оказаться) скучной и многословной, когда он прочтёт для сравнения краткую поэтическую строчку (и к моему тоже удивлению), и скажет: вот в нескольких строчках выражено гораздо более ёмко и образно:

По хлипкой  тропинке брести осторожно...

Былое размылось... Выдумывать - лень...

Неправда, что на сердце так же  тревожно,

А правда лишь то, что зачахла сирень.

Но - то ж поэт! Весь стих хорош, он напечатан в журнале «Вертикаль. XXI век», номер 50, стр. 182.

Но ещё от одной строчки удержаться не могу:

Есть Слово...

И все остальное неправда,

А правда, что птицам сегодня в отлёт.

Все понимают, что «птицам в отлёт», но говорят об этом по-разному, некоторые просто молчат и плачут, другие смотрят в небо, провожая косяк отлетающих в тёплые страны птиц.

 

***

«Яко Ты люди смиренныя спасеши, и очи гордых смириши».

«...Не поднимай сильно брови-то, и от кичливости отстань. Взор твой к земле склони и поразмысли о бедности своего естества». (Префраз. толкование на стих 28 псалма 17-го).

Евангельская картина: Голгофа. Распятый Христос и два разбойника... И один из них, также страдающий, несмотря на жуткую невыносимость, однако «поднимает брови, от кичливости своей не отстает» и дерзко кричит страдающему безвинно Человеку: «Эй, Ты, если Ты Бог, спаси Себя и нас...»

А другой, как известно, «брови не поднимал», а постарался посмотреть «внутрь себя» и оказался благоразумным...

 

***

 «...Не заботьтесь, и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?... Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6, 31-32).

Конечно же, эти слова, сказанные евангелистом, нельзя понимать в буквальном смысле. Семя надо сеять, когда настанет время и «по воду» надо идти, иначе можно умереть от жажды по лености своей... Конечно же, речь идет о главном: Если «Отец ваш Небесный знает ваши нужды», то и у всех нас Он - Господь, должен быть, по крайней мере, в христианской семье, «во главе угла». Должно, но далеко не всегда так бывает... А что у нас во «главе угла»?

Мы украшаем свои дома, квартиры...  На днях мне пришлось быть в новой отделанной квартире: добротные стены, добротные двери... диван и кресла, и люстра изысканная... Удобная кухня, занавесы со всякого рода украшениями и висюльками (всё в меру, впрочем, и со вкусом), стол и посуда... и всё, всё, всё... А где иконы? Иконы есть (и тоже хорошие), но они пока над кухонным шкафом, или на окне, или на прикроватной тумбочке...

Все по-человечески оправдываемо и простительно... И что хорошие мастера-отделочники есть, и что достаток - сегодня всё, как говорится, слава Богу. Но «слава не та». Красного угла - нет. Он не мыслился изначально... То есть, простите за вольность, «танцевали не от него». Ему место «потом», и это «потом», бывает, делается годами, а может, и не делается вовсе... Все это, конечно, внешняя сторона дела, но в этом внешнем невольно просматривается, «где наше сердце». И хотя мы можем знать наизусть евангельскую фразу, что «Отец Небесный знает, что и в чём мы имеем нужду», Ему честь мы не отдаём... то есть, отдаём, но не в первую очередь...

Вспоминается красный угол в доме Сергия Иосифовича в г. Покрове: прекрасный резной кивот, занимающий весь угол с большой основной иконой, с лампадой, без лишней мишуры... Или в московской квартире старинных настоящих интеллигентов иконы и книги. Книги и иконы у них - предмет душевной «роскоши» и значимости, и на первом месте, во «главе угла», то есть в красном углу...

В той же упомянутой новой квартире, как-то вскользь возникал вопрос о «печати - 666», но по предложению одного из собеседников - отринут, мол, не время... А мне подумалось (и я успел «выскочить» и сказать «мыслящему о печати»), что мы её сами себе ставим всюду и что нашими заботами мы давно всё «опечатали», и антихристу осталось «чуть-чуть». Вот «подтверждение». Кто-то мне принёс извлечение из интернета. Там ведь всё есть. И даже «современная притча» про то, как сатана учил подчинённых демонов, мелких бесов, как «работать с людьми»: «Займите их пустяками, найдите способы занять их ум всякими ненужными делами. А главное, внушите им стремление к материальным благам и обогащению - к мамоне. Пусть они проникнутся желанием зарабатывания как можно большего количества денег - покупают себе машины, квартиры, дачи. Пусть зарабатывают всё больше и больше денег, чтобы ходить в рестораны и кафе, чтобы покупать дорогую модную одежду, делать дорогой ремонт в квартирах и обставлять их модной мебелью. Искушайте их тратить, тратить и брать, брать в долг, брать многолетние кредиты и таким образом попадать в кабалу к банкам. А когда они загорятся желанием личного обогащения, погоней за мамоной, им уже будет не нужен Христос».

Похоже на нашу жизнь? К великому сожалению, и немало...

Ну, не в такой же мере?..

Мы же видим - духовное возрождение. Оно оставляет желать лучшего, но оно есть!.. И оно - удивительно! Перечислять устанешь, что произошло на наших глазах за последние 30 лет.

У вас этого (что в программе сатаны) нет?.. Я искренне рад за вас. А у ваших детей, внуков и близких?.. Я вдвойне рад за вас!.. Однако всё не так просто... Мир совершенствуется в смысле технических достижений, враг изощряется...

Сегодня он работает и в стенах Церкви. И те «уловки» его перечисленные, в смысле бытовой стороны, имеют место и внутри церковного общества: деньги и суета, украшательство и поверхностность... Нет крепких общин, батюшек гоняют с места на место, бесчисленное множество денежных поборов с приходов, батюшки молодые проводят время в интернете, и семьи, матушки их от этого страдают...

 «Мы призваны уповать не на свой разум и силы, а на всемогущую силу Божию...» И это «упование» совсем не значит, что над нами всегда должны совершаться какие-то чудеса. Отнюдь нет. Напротив - «это будет значить не уповать на Бога, а искушать Его», по слову арх. Дмитрия.

А еще он говорил: «Нужно ли, чтобы насущный хлеб наш нисходил к нам с неба, когда Господь повелел земле растить его?.. Не менее ложно было бы упование наше на промысел Божий, если мы сами оставались бы беспечными и ленивыми... И дожди, и солнце были бы бесполезны, если бы мы не возделывали землю и не посеяли семена...

Если в жизненных трудностях ты только говоришь и бездействуешь, то не искушаешь ли ты этим Господа?.. Не тяжкий ли это грех - уповать на Бога только для того, чтобы вести праздную жизнь?»

 

***

Сегодняшняя Евангельская притча на удивление не похожа на другие... Обычно чудеса Иисусовы привлекали народ... и даже многие искали с Ним новой встречи, чтобы увидеть-пережить новое чудо (как, например, чудо по насыщению пятью хлебами пять тысяч... людей), а тут вдруг: «Весь город вышел навстречу Иисусу; и увидев Его, просили, чтобы Он отошёл от пределов их». (Мф. 8, 34)

«Люди не обрадовались спасению своих братьев (будучи больными-одержимыми от бесов), а огорчились гибели свиного стада и испугались» (а вдруг они еще чего-нибудь лишатся) и «попросили удалиться Христу» от них... И так, она - эта далекая от нас с вами история, сегодня актуальна-злободневна.

«Мы гоним от себя Бога, боясь, чтобы Он своей любовью не разрушил греховный строй нашей жизни».

«- Уйди, - говорили Христу гергесинцы... Уйди - сказали Христу иудеи, - мы не хотим Твоей страшной проповеди о смирении и любви, - и убили Христа... потому что Он мешает им погибнуть в сладком забвении... И мы продолжаем говорить Христу: уйди! Каждый раз, когда отказываем ближнему во внимании, в искреннем участии, наконец, в материальной помощи (вспомним Его слова: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Мф. 25, 40). (Наст. кн. для свящ. Том 5, стр. 82).

И если очень много людей забывают эти Христовы, оставленные нам через апостола-евангелиста слова, то целая страна может погибнуть...

Это не значит, что на Украине нет людей, не помнящих Христовы заповеди, напротив, может быть, как раз там - эпицентр сегодня, отбора настоящих семян от плевел... И будут и святые, выстоявшие до конца за правду Христову.

Это значит, что мы сегодня видим с вами яркую иллюстрацию «погружения мира во зло» (такие слова сказала христианка-журналистка... и мы их в прошлое воскресение говорили) и еще добавила, что «мынедооцениваем степень погружения мира во зло...»

Недооцениваем!.. И кто-то (наверное, их целая армия - «засадный резерв») очень старается, чтобы люди не только недооценивали, а и не помнили, или быстренько забывали... В очередных новостях сразу же после «апокалипсических» кадров нам начнут, и долго будут говорить о футболе (чемпионат же на носу), о «Синей птице», о выборах, и много ещё чего отвлекающего и, безусловно, вроде бы нужного... но в результате, чтобы «недооценивали» и пропускали мимо ушей и жадных взоров на «Новостную новизну»...

И вот совсем свежий пример. В пятницу вечером показывали, как тех, которые «оценивают» перспективу будущего - их били, смывали струей водометов. Это антиглобалисты противостояли, и должно быть будут противостоять, глобалистам... А примерно за неделю до этого они - «антиглобалисты» - совершали мирную акцию протеста. Они устроили такое шествие ( показали несколько кадров): довольно  много людей оделись в одинаковую форму (под рядового рабочего) и все (и одежду и лица - как это они умудрились) выкрасили в серый пепельный цвет. Этакая серая масса - все одинаковые... и идут, видимо, к какому-то центру... Идут.

Картинка впечатляет - обезличивание человека «на лицо»... и они нас предупреждают, что такое по плану глобалистов будет. А мы какой-то малой частичкой замусоренной черепной коробки понимаем, что ведь мы должны быть с ними (не в смысле бить витрины и жечь машины, а в смысле согласия по идее, в смысле понимания хода «Мировой машины», запущенной на выстраивание благополучия «Золотому миллиарду»). Вместо этого, мы заинтересованы, чтобы прошли благополучно встречи, чтобы «двадцатка» хорошо поработала. И пусть огромная армия полицейских, обеспечиваемая глобалистами, колотит тех самых «анти», которые «оценивают» общую мировую глобальную программу, и предупреждают, и с риском за свою собственную жизнь, нас...

Сегодня Европа всё настойчивее продолжает говорить Христу - уйди...

 

* Продолжение. Начало  в журнале «Вертикаль. ХХI век» № 51, 2017 г.

 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме