«Тело признак тлетворны не подавало...»

О Дивногорском игумене Данииле

0
342
Время на чтение 6 минут

Летом 2015 года в фондах РГАДА обнаружился весьма любопытный документ. Находится он в собрании «Угличской Приказной избы». Как известно в 70-х годах при создании и формировании ЦГАДА, из Угличского архива целиком ушел в Москву этот интереснейший в историческом и краеведческом плане фонд. В листе использования документов с 1975 года не было указано ни одного угличского исследователя, поэтому, документ этот, я думаю, будет интересен для Углича. Итак, дело на пергамене серо-бежевого цвета было написано скорописью. Состояние документа удовлетворительное, хотя местами можно констатировать затухание текста. За неделю работы с делом удалось его перевести со всеми особенностями речи и архаизмами, отредактировать и максимально сократить, убрав витиеватые обороты, характерные для письменной речи петровского периода. Сделать это было необходимо, как так из-за массы этих словесных украшений, повторяющихся многократно, ускользал смысл события и самого документа. Сразу же придать конечный вид тексту не удалось. Пришлось возвращаться к нему через год, снова вчитываться и сокращать. Вот что получилось в итоге.

1712 года, месяца генваря 26 дня.

Из донесения подьячего Феодора Коврига, посланного в Углич расследовать дело об убийстве игумена Дивногорской Троицкой пустыни Даниила.

«....По произошедшем дознании местных жителей, да братии немногочисленной имеет место быть следующее: сего генваря 8 дня в собственной келии был обнаружен убитым игумен Троицкой обители Даниил. Тут же обрелось орудие сего душегубства - топор, кой весь в крове. Братия сего топора не признали. Поелику келия игумена на отдалении бысть и шуму никакого оне не слышали. Мною были опрошены местные крестьяне Подмонастырной слободы. Они показали на шайку беглых холоп, обретавшихся в ефремовских лесах и промышлявших разором и бийством на дорогах. Еще братия донесли мне, что намедни вышел спор у игумена с местными о потраве леса ими на монастырской меже; сдается мне, что дело сие решили миром с общинным старостою и крестьянами.

В келии игумена смятение. Святыя книги покиданы на пол, коник1 вскрыт, ризы священническия разбросаны непотребно. Святые образа сдвинуты безнарядне2. По всему видимо, не обрете в келии ничего ценного, от злобы воры расправились с игуменом. Мною было осмотрено тело убиенного до приезду губного исправника. Тело лежало в правом углу у лавки ликом вверх. Под главою лужа крове изрядна. Прибыл исправник, учинил приличное по сему делу дознание, далее дозволил преоблачить игумена для погребения. Окромя глубокой раны на темене, иных следов избития не обреталося. Разоблачив игумена для омовения, келейник узрел на теле железа : поясник3 и оплесины4 весом не менее пуда, само же тело изнуренно и весьма худо.

Дивная гора. 1900 г.

Братия сильно опечалена всем произошедшим. Хоронить страдальца было не велено до приличного сему случаю дознания. Тело лежало в дому без холода четыре дни до приезду исправника, признак тлетворны не подавало, супротив того, имело тонкий запах сена и цветов. О чем лично и свидетельствую.

Доношу еще о чудесном избавлении от лихоманки5 келаря Онуфрия, что читал над игуменом Даниилом во вторую ночь, о чем свидетельство взято мною писменно. Погребение игумена Даниила было совершено на шестый день по монашескому обычаю. Гробница устроена братией близко за алтарем храма. ...» I

Вот такой информативный документ угличского происхождения находится в фондах РГАДА. Из него можно извлечь сразу несколько интересных фактов. Первое, из светского бытия города: петровские реформы и неограниченные наборы местных крестьян на работы в северную столицу и в регулярную армию породили бегства некоторых из них в леса. Вероятнее всего, шайки беглых крестьян промышляли грабежами и убийствами не только на Ефремовской дороге. Это, можно сказать, обратная сторона медали «европейских реформ» в России, навязанных населению. Нарушение привычного патриархального уклада сельского населения приводило к бунтам и бегству, далее разбоям. Второе замечание так же светского характера: погребение игумена не совершалось до прибытия из Углича официального лица, отвечающего за правопорядок. Из этого следует, что к середине правления Императора Петра I прочно вошли в жизнь так называемые «синодальные порядки». Светские законы превалировали над церковными. Печально, но факт. Однако, возможно ли Дух Святый связать светскими законами? Нет конечно, что радует и вселяет надежду!

Теперь о духовной стороне жизни Углича. Что же мы имеем из документа? По всей видимости, речь идет о достойном церковнослужителе, скончавшемся мученической смертью. Почему в церковном краеведении Углича отсутствуют сведения о Дивногорском убиенном игумене Данииле, тоже понятно. Опять же светская политика, вмешавшаяся в церковную жизнь. Первые существенные сокращения святцев (перечня святых) начались во времена правления Петра I. Из церковных помянников изымались имена местночтимых и малоизвестных святых. В результате чего, наше поколение совершенно не имеет представления об истинном количестве святых угодников угличских, за исключением нескольких самых известных и почитаемых святых, имеющих общецерковный статус. Игумену Даниилу было суждено отойти в мир иной, как раз во времена «всеобщего забвения» местных угодников Божиих. К сожалению, не сохранилось синодика Дивногорского монастыря, «что на Кобыльей горе», упраздненного за малочисленностью уже реформами Императрицы Екатерины II. Наверняка в монастырском синодике имя убиенного игумена Даниила было отмечено особо. Относительно ношения вериг под одежной, можно сказать, что этот факт монашеской жизни совсем не удивительный, а весьма распространенный, еще со средневековых времен в русской духовной традиции. Здесь на память приходит и преподобный Иринарх затворник Ростовский, преподобный Серафим Саровский, преподобный Павел Обнорский и многие другие святые подвижники.

Теперь поговорим о предполагаемом месте захоронения игумена Даниила. В документе указано место за алтарем храма. Так как Троицкий храм с конца 17 века не перестраивался и своих очертаний не менял, найти приблизительное место захоронения игумена не составило большого труда. По монастырской традиции Угличского Верхневолжья, хоронили игуменов и архимандритов в небольших склепных сооружениях, воздвигая над могилой высокий крест с надгробным камнем. Итак, очертания прямоугольного склепа должны быть видны при обычном рельефе сельского кладбища, даже с учетов массового разрушения и уничтожения надгробных памятников в 20-30 х годах XX века.

Алтарная часть

Зимой 2016 года мною был осмотрен погост храма села Дивная гора, совместно с духовными лицами. Визуально место захоронения игумена Даниила было нами обнаружено. Дважды отслужили панихиду полным чином. По обилию благодати убедились, что речь идет действительно о благочестивом человеке, почивающем на нашей угличской земле, и с местом захоронения мы не ошиблись. Сколько их еще, угодников Божиих, лежат на упраздненных церковных и монастырских погостах, чьи имена забыты и канули в лету? Историкам и краеведам нужно стараться выявлять подобную информацию и доносить ее до народа, ради нравственного воспитания юного поколения. А там как Господь рассудит...

Сегодня мы открываем людям имя игумена Дивногорского Даниила. Предстоит затратить немало времени, чтобы собрать о нем и его житии в монастыре хоть какие-то сведения. Документов этого периода в фондах ГАЯО очень мало. Придется снова обращаться к угличским фондам РГАДА. Но это все мирские проблемы, которые отходят на второй план при соприкосновении с вечностью и святостью.

Куликова Елена Валентиновна, сотрудник УгФ ГАЯО, историограф Угличского благочиния

Документальные источники:

I. РГАДА; Ф.1169.Оп.2.Д.49. Лл.2-14

Примечание: был допущен палеографический перевод на современный язык, с сокращением риторических оборотов речи. В подлинном виде сохранены утраченные архаизмы XV-XVII веков.

1. Коник (устар.) - длинный деревянный ящик для хранения ткани, сукна.

2. Безнарядность (устар.) - беспорядок, хаос.

3. Поясник (устар.) - высокий широкий пояс.

4. Оплесина (устар.) - кованая дуга, часть лат для защиты плеча. Употреблялась древнерусскими воинами в ближнем бою с мечем.

5. Лихоманка (устар.) - Озноб, лихорадочное состояние с высоким подъемом температуры тела.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Куликова
Земляничное поле
Блаженной памяти узников Угличского участка Волголага (Рыблага) посвящается
14.11.2017
Все статьи Елена Куликова
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52