Летом 2015 года в фондах РГАДА обнаружился весьма любопытный документ. Находится он в собрании «Угличской Приказной избы». Как известно в 70-х годах при создании и формировании ЦГАДА, из Угличского архива целиком ушел в Москву этот интереснейший в историческом и краеведческом плане фонд. В листе использования документов с 1975 года не было указано ни одного угличского исследователя, поэтому, документ этот, я думаю, будет интересен для Углича. Итак, дело на пергамене серо-бежевого цвета было написано скорописью. Состояние документа удовлетворительное, хотя местами можно констатировать затухание текста. За неделю работы с делом удалось его перевести со всеми особенностями речи и архаизмами, отредактировать и максимально сократить, убрав витиеватые обороты, характерные для письменной речи петровского периода. Сделать это было необходимо, как так из-за массы этих словесных украшений, повторяющихся многократно, ускользал смысл события и самого документа. Сразу же придать конечный вид тексту не удалось. Пришлось возвращаться к нему через год, снова вчитываться и сокращать. Вот что получилось в итоге.
1712 года, месяца генваря 26 дня.
Из донесения подьячего Феодора Коврига, посланного в Углич расследовать дело об убийстве игумена Дивногорской Троицкой пустыни Даниила.
«....По произошедшем дознании местных жителей, да братии немногочисленной имеет место быть следующее: сего генваря 8 дня в собственной келии был обнаружен убитым игумен Троицкой обители Даниил. Тут же обрелось орудие сего душегубства - топор, кой весь в крове. Братия сего топора не признали. Поелику келия игумена на отдалении бысть и шуму никакого оне не слышали. Мною были опрошены местные крестьяне Подмонастырной слободы. Они показали на шайку беглых холоп, обретавшихся в ефремовских лесах и промышлявших разором и бийством на дорогах. Еще братия донесли мне, что намедни вышел спор у игумена с местными о потраве леса ими на монастырской меже; сдается мне, что дело сие решили миром с общинным старостою и крестьянами.
В келии игумена смятение. Святыя книги покиданы на пол, коник1 вскрыт, ризы священническия разбросаны непотребно. Святые образа сдвинуты безнарядне2. По всему видимо, не обрете в келии ничего ценного, от злобы воры расправились с игуменом. Мною было осмотрено тело убиенного до приезду губного исправника. Тело лежало в правом углу у лавки ликом вверх. Под главою лужа крове изрядна. Прибыл исправник, учинил приличное по сему делу дознание, далее дозволил преоблачить игумена для погребения. Окромя глубокой раны на темене, иных следов избития не обреталося. Разоблачив игумена для омовения, келейник узрел на теле железа : поясник3 и оплесины4 весом не менее пуда, само же тело изнуренно и весьма худо.
Дивная гора. 1900 г.
Братия сильно опечалена всем произошедшим. Хоронить страдальца было не велено до приличного сему случаю дознания. Тело лежало в дому без холода четыре дни до приезду исправника, признак тлетворны не подавало, супротив того, имело тонкий запах сена и цветов. О чем лично и свидетельствую.
Доношу еще о чудесном избавлении от лихоманки5 келаря Онуфрия, что читал над игуменом Даниилом во вторую ночь, о чем свидетельство взято мною писменно. Погребение игумена Даниила было совершено на шестый день по монашескому обычаю. Гробница устроена братией близко за алтарем храма. ...» I
Вот такой информативный документ угличского происхождения находится в фондах РГАДА. Из него можно извлечь сразу несколько интересных фактов. Первое, из светского бытия города: петровские реформы и неограниченные наборы местных крестьян на работы в северную столицу и в регулярную армию породили бегства некоторых из них в леса. Вероятнее всего, шайки беглых крестьян промышляли грабежами и убийствами не только на Ефремовской дороге. Это, можно сказать, обратная сторона медали «европейских реформ» в России, навязанных населению. Нарушение привычного патриархального уклада сельского населения приводило к бунтам и бегству, далее разбоям. Второе замечание так же светского характера: погребение игумена не совершалось до прибытия из Углича официального лица, отвечающего за правопорядок. Из этого следует, что к середине правления Императора Петра I прочно вошли в жизнь так называемые «синодальные порядки». Светские законы превалировали над церковными. Печально, но факт. Однако, возможно ли Дух Святый связать светскими законами? Нет конечно, что радует и вселяет надежду!
Теперь о духовной стороне жизни Углича. Что же мы имеем из документа? По всей видимости, речь идет о достойном церковнослужителе, скончавшемся мученической смертью. Почему в церковном краеведении Углича отсутствуют сведения о Дивногорском убиенном игумене Данииле, тоже понятно. Опять же светская политика, вмешавшаяся в церковную жизнь. Первые существенные сокращения святцев (перечня святых) начались во времена правления Петра I. Из церковных помянников изымались имена местночтимых и малоизвестных святых. В результате чего, наше поколение совершенно не имеет представления об истинном количестве святых угодников угличских, за исключением нескольких самых известных и почитаемых святых, имеющих общецерковный статус. Игумену Даниилу было суждено отойти в мир иной, как раз во времена «всеобщего забвения» местных угодников Божиих. К сожалению, не сохранилось синодика Дивногорского монастыря, «что на Кобыльей горе», упраздненного за малочисленностью уже реформами Императрицы Екатерины II. Наверняка в монастырском синодике имя убиенного игумена Даниила было отмечено особо. Относительно ношения вериг под одежной, можно сказать, что этот факт монашеской жизни совсем не удивительный, а весьма распространенный, еще со средневековых времен в русской духовной традиции. Здесь на память приходит и преподобный Иринарх затворник Ростовский, преподобный Серафим Саровский, преподобный Павел Обнорский и многие другие святые подвижники.
Теперь поговорим о предполагаемом месте захоронения игумена Даниила. В документе указано место за алтарем храма. Так как Троицкий храм с конца 17 века не перестраивался и своих очертаний не менял, найти приблизительное место захоронения игумена не составило большого труда. По монастырской традиции Угличского Верхневолжья, хоронили игуменов и архимандритов в небольших склепных сооружениях, воздвигая над могилой высокий крест с надгробным камнем. Итак, очертания прямоугольного склепа должны быть видны при обычном рельефе сельского кладбища, даже с учетов массового разрушения и уничтожения надгробных памятников в 20-30 х годах XX века.
Алтарная часть
Зимой 2016 года мною был осмотрен погост храма села Дивная гора, совместно с духовными лицами. Визуально место захоронения игумена Даниила было нами обнаружено. Дважды отслужили панихиду полным чином. По обилию благодати убедились, что речь идет действительно о благочестивом человеке, почивающем на нашей угличской земле, и с местом захоронения мы не ошиблись. Сколько их еще, угодников Божиих, лежат на упраздненных церковных и монастырских погостах, чьи имена забыты и канули в лету? Историкам и краеведам нужно стараться выявлять подобную информацию и доносить ее до народа, ради нравственного воспитания юного поколения. А там как Господь рассудит...
Сегодня мы открываем людям имя игумена Дивногорского Даниила. Предстоит затратить немало времени, чтобы собрать о нем и его житии в монастыре хоть какие-то сведения. Документов этого периода в фондах ГАЯО очень мало. Придется снова обращаться к угличским фондам РГАДА. Но это все мирские проблемы, которые отходят на второй план при соприкосновении с вечностью и святостью.
Куликова Елена Валентиновна, сотрудник УгФ ГАЯО, историограф Угличского благочиния
Документальные источники:
I. РГАДА; Ф.1169.Оп.2.Д.49. Лл.2-14
Примечание: был допущен палеографический перевод на современный язык, с сокращением риторических оборотов речи. В подлинном виде сохранены утраченные архаизмы XV-XVII веков.
1. Коник (устар.) - длинный деревянный ящик для хранения ткани, сукна.
2. Безнарядность (устар.) - беспорядок, хаос.
3. Поясник (устар.) - высокий широкий пояс.
4. Оплесина (устар.) - кованая дуга, часть лат для защиты плеча. Употреблялась древнерусскими воинами в ближнем бою с мечем.
5. Лихоманка (устар.) - Озноб, лихорадочное состояние с высоким подъемом температуры тела.