itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Личные ценности - «официальные» и действительные

0
1721
Время на чтение 10 минут

Эта статья продолжает тему, начатую материалом: Ценности личные и общественные.

Люди, говоря о действительно важных вещах, постоянно просят уточнить, что имеет в виду собеседник, использующий в разговоре те или иные понятия. «Мы должны строить справедливое общество» - «А что ты, собственно говоря, понимаешь под социальной справедливостью?» Предполагается, что тот, кого спросили, раскроет, какие смыслы для него стоят за данным понятием, и так мы получим больше информации о том, что нам предлагается обсудить.

Однако насколько возможные разъяснения способны сделать прозрачной семантику отправленного нам сообщения? Осознавая, что понимание другого представляет собой определённую проблему, мы всё же обычно настроены оптимистично, наивно считая, что, задав несколько дополнительных вопросов, мы можем нащупать смысловое основание позиции, с которой наш собеседник делает то или иное заявление. То есть, мы считаем, что, хотя понимание сопряжено с трудностями, лично мы эти трудности успешно преодолеваем и достигаем достаточного понимания другого.

Это убеждение имеет под собой существенное основание. Мы действительно обычно понимаем других в достаточной мере, ведь наши коммуникации оказываются эффективными: информация передаётся, организуются совместные действия, складываются общественные отношения, и даже межличностное общение порою нас полностью удовлетворяет. Однако, как уже было сказано, чем выше уровень абстракции предмета обсуждения, тем меньше обнаруживается понимания. В отношении мировоззренчески важных вещей мы всё время рискуем остаться в одиночестве: точно так же, как мы, не мыслит никто, и даже близкие нам люди по каким-то вопросам могут иметь точку зрения, отличающуюся от нашей. И как бы нам ни хотелось передать другому свои взгляды, это редко когда получается. И всё потому, что у другого человека - своя, не совпадающая с нашей система смыслов.

Это - описание проблемы со стороны отправителя, но она никуда не исчезает и на стороне получателя. Мы не можем заглянуть в душу нашего собеседника, и потому все наши суждения о том, какими смыслами он руководствовался при составлении своего сообщения, остаются лишь нашими гипотезами.

К тому же, не всякий собеседник добросовестен, и далеко не каждое полученное нами сообщение искренне. Нас могут обманывать, могут пытаться нами манипулировать, сообщение может иметь целью не донести до нас какую-то информацию, а наоборот, увести наше внимание в сторону от того, что наш собеседник желал бы скрыть.

Но даже при наличии желания полностью раскрыться отправитель сообщения помочь нам ничем не может: он будет снабжать нас всё новыми уточняющими сообщениями, но каждое из них в свою очередь потребует смысловой реконструкции в нашем сознании, и у нас нет гарантии, что мы где-нибудь не ошибёмся. Погрешность в понимании предопределена изолированностью сознаний.

Однако есть ещё один столь же фундаментальный фактор. Наш собеседник не может нам помочь уяснить его мысли, потому что он сам их до конца не понимает.

Принято довольно наивное представление, что взаимосвязи между смыслами мы устанавливаем сами. Собственно, в этом и состоит работа сознания. Однако можно сказать, что мы лишь в общем управляем своими смыслами, что не мешает возникать особым семантическим связям и помимо нашего участия.

Эти самопроизвольные связи могут быть патологическими, идущими вразрез с сознательными решениями. Человек вдруг обнаруживает, что не может взять свою психику под контроль. Он хочет получить одну зависимость смыслов, а вместо неё возникает другая; или вдруг, реагируя на какие-то семантические раздражители, словно чёртик из табакерки выскакивает совершенно неожиданный узел смыслов, как правило, неприятного содержания. Такие вещи раздражают: уж где-где, а в собственном сознании нам бы хотелось чувствовать себя полноправными хозяевами. Поэтому закономерно, что именно патологические семантические связи, став объектом пристального внимания, послужили материалом, на основании которого был сделан вывод о существовании в нашей психике обширной области реакций, происходящих без участия сознания. Для обозначения этой области обычно используется одно из двух понятий - подсознание или бессознательное.

Бессознательное - термин классического психоанализа. Его активно использовал Зигмунд Фрейд, и до сегодняшнего дня это слово сохраняет заданное им содержание. Фрейд занимался психопатологиями, и всё, что он включал в свою теорию, приобретало соответствующую специфику. Основным содержанием бессознательного для него стали желания, вытесненные из сознания в силу того, что они противоречили принятым нормам, а также конфликты, которые человек предпочитает не замечать. Область бессознательного начинается там, где сознание отказывается от своего суверенитета над содержанием психики.

Но есть ещё одна область, где суверенитет сознания ограничен. Её Фрейд определил как Сверх-Я. Сюда относятся религиозные и социальные нормы, которым человек следует, не подвергая их анализу, а порою и не осознавая. Сознание как бы признаёт, что есть сфера более высокого подчинения, и почтительно умолкает.

Современные психологи, не являющиеся адептами психоанализа, могут использовать другой термин - подсознание. Сфера подсознания охватывает все проявления психики, ускользающие от внимания сознания, включая автоматические навыки и типовые психические реакции. К последним можно отнести нравственные оценки, следование требованиям морали, поведенческие стереотипы, предписываемые социальным статусом, и, таким образом, всё, что Фрейд выделял как Сверх-Я, с этой точки зрения оказывается частью подсознания.

Но не существует очерченных границ, отделяющих подсознание, как, например, потолок явственно отделяет чердак от комнаты.

Для описания подсознания можно использовать образ чердака, на котором лежат разные вещи: полезные, припрятанные до времени; полезные, но забытые; бесполезные, всяческий мусор; наконец, там могут жить мыши, наносящие хозяйству ущерб. Не тем же ли наполнено подсознание? Однако, чтобы попасть на чердак, чтобы поместить туда или, наоборот, взять какую-то вещь, надо предпринять особые усилия, - прежде всего, выйти из комнаты. И когда психотерапевт проводит лечение и обнаруживает какой-либо комплекс патологических смысловых связей, кажется, что он проделывает нечто подобное. Ему приходится преодолевать защитные механизмы психики пациента, препятствующие действиям чужой воли, поэтому возникает ощущение взламываемой преграды. Но это - особый, экстраординарный случай, хотя описание подобных случаев и образует обширную литературу. Однако обычно человек легко переключает сознание с одного на другое. Когда фокус сознания смещается, оставляя без внимания то, что так или иначе всё равно затрагивается обстоятельствами повседневной жизни, подключаются автоматические психические механизмы. Но мы всегда можем вернуть свой внутренний взор в любую оставленную точку. Любой уголок психики может быть высвечен. В конце концов, именно эта наша способность и используется в психотерапевтических процедурах. Другое дело, что мы предпочитаем на многое просто не смотреть.

Можно было бы сказать, что между сознанием и подсознанием идёт постоянный обмен информацией, но это - ложный образ. Психическое пространство едино, оно пронизывается различными психическими процессами; критический анализ, сознательный выбор решения и рефлексия - только некоторые из них. Все процессы, включая названные, образуют единую систему, в которой отдельные части дополняют друг друга, при необходимости компенсируя потерю мощности или снижение охвата другими процессами.

Материал, с которым работает эта система, - самый различный. Он охватывает смыслы всех уровней, от бытовых до самых высоких абстракций, в число которых входят, несомненно, и ценности. Иначе говоря, мы оперируем ценностями, используя психические механизмы двух типов, один из которых образуют сознательные действия, а второй - автоматические реакции.

Современный человек чувствует себя аксиологически независимым. И это ощущение имеет под собой определённое основание: за последние сто лет практические все культурные традиции оказались растрачены, зависимость личности от культурного контекста стала минимальной (особенно в постхристианской части ойкумены). Доминирование Сверх-Я, о котором говорил Фрейд, стало проявляться гораздо меньше (стоит сказать, что фрейдизм и психоанализ вообще этому немало поспособствовали). В то же время было бы весьма смелым утверждать, что наши ценности представляют собой результат ответственного выбора и что наша нравственная позиция есть следствие исключительно осознанного движения воли.

Личная аксиология имеет два семантических контура. Внешний контур контролируется сознанием: это те ценности, которые мы считаем своими и о которых мы думаем, что именно ими направляются наши устремления и поступки. Можно сказать, что это наша официальная аксиология, с той оговоркой, что потребителем этого официоза выступаем мы сами. Это - наша внутренняя конституция, которой мы присягнули на верность; между тем вовне, в публичное пространство могут транслироваться совсем другие ценности или приблизительно те же, но в несколько иных формулировках.

Однако не всё, что происходит в стране, соответствует Конституции. Подобно этому и наши реальные действия могут отклоняться от тех ценностей, которые мы сами себе избрали. Говоря "могут", я обозначаю такую возможность, поскольку обычно принято считать, что человек всегда следует своим ценностям. Действительность же такова, что мы крайне редко сверяем свои действия с ценностями. Подобные ситуации обычно хорошо врезаются в память, мы обозначаем их как "ситуации нравственного выбора". Особое отношение к таким ситуациям показывает, что их сравнительно мало. Большинство наших действий, вроде бы, нравственного выбора не требуют. Это означает, что в большинстве случаев мы действуем автоматически или полуавтоматически: сознание, скорее, просто регистрирует наши действия, функция анализа не подключается. Корреляция с "официальной" аксиологией специально не проводится. Поэтому правильно было бы сказать, что мы обычно думаем, что наши действия соответствуют нашим ценностям, но, поскольку это всякий раз не проверяется, знать этого наверняка мы не можем. Возникает разрыв между действиями и ценностями. Ещё раз стоит сказать, что этот разрыв присущ большинству наших действий.

Если не протирать мебель, на ней будет накапливаться пыль. Если не проводить техобслуживание автомобиля, в нём то одно, то другое будет выходить из строя. Таково действие энтропии. Структуры, которые ускользают от внимания разума и в отношении которых не проводится специальных восстановительных работ, со временем разрушаются. Аналогичные процессы происходят и в человеческой психике. Существует семантическая энтропия. Любая система смыслов, не подвергаемая периодической верификации, то есть проверке сознанием на сохранение прежних взаимосвязей, неизбежно накапливает погрешность. Понятия, которые мы используем, соприкасаются друг с другом, постоянно возникают новые пересечения, слова теряют одни семантические оттенки и приобретают другие. Смыслы дрейфуют. Если человек не склонен к рефлексии, - а большинство людей крайне редко занимаются уборкой в своём сознании, - этот дрейф остаётся незамеченным. Человек пользуется понятиями, как если бы их смысл оставался константой, тогда как его словоупотребление и жизненная практика таковы, что контексты, в которых данное понятие работает, оказываются частично несовпадающими, а то и противоречащими их "официальному" значению. Прежде всего, это относится к ценностям.

Если человека попросить дать определение какой-либо нравственной категории, он вряд ли сильно отклонится от основной принятой в его культуре интерпретации. Например, наверное, мы легко придём к согласию, что обман, т.е. сознательное сообщение ложной информации, особенно с целью получения какой-то выгоды, является нарушением нравственной нормы, и в обычных условиях его следует избегать.

Иван Сусанин, обманом заманивший поляков в глушь, где они и погибли, - герой, потому как шла война. Вопрос стоял даже не столько о сохранении русской государственности, сколько о цивилизационной идентичности; с врагом же, который покушается на всё, чем ты дорожишь, приходится сражаться тем, что есть под рукой. Обманывать врага во время войны считается допустимым: это не обман, а военная хитрость.

Однако в обыденной жизни нас окружают не враги, и прибегать к обману недостойно. Такая норма транслируется культурой. Мы её охотно акцептуем (соглашаемся, принимаем, включаем в свою личную "конституцию"). Нам не хочется, чтобы нас обманывали, и мы с готовностью подтверждаем, что обманывать плохо. Такова наша "официальная" позиция. А что происходит в действительности?

Взять, хотя бы, профессиональную деятельность. Множество профессий связано с манипулированием информацией. Специалисты по связям с общественностью формируют нужное мнение, о чём-то умалчивая, а что-то выставляя в нужном свете. Рекламисты, основываясь на тех же принципах, создают желаемый облик продукта. Продавцы расхваливают свой товар. Всевозможные менеджеры формируют отчёты для руководства, кредиторов или акционеров, сглаживая неудачи и концентрируя внимание на достижениях. Любой линейный персонал, каким-либо образом общающийся с людьми, поступает так же: ошибки прячутся, а порою и исполнение своих регулярных обязанностей обставляется, словно оно - благодеяние. Да и вообще чуть ли не каждый работник старается подобрать аргументы, почему ему нельзя ставить новые задачи, устанавливать столь высокий план, давать новую работу, а в случае каких-то погрешностей стремится найти основания, снимающие с него вину.

Нечто подобное происходит и в быту. Мы хотим получить больше внимание, избежать лишней нагрузки, получить результат, который нужен именно нам. И с этой целью мы преобразуем информацию, расставляя акценты особым образом, меняем интонацию речи, избираем те или иные модели поведения. Так или иначе, люди всё время манипулируют другие другом: родители - детьми, дети - родителями, супруги или друзья - друг другом. А перед незнакомыми людьми обычно мы надеваем маску, чтобы они воспринимали нас не такими, какие мы есть на самом деле, а в соответствии с выбранным нами образом.

Мы придумали много разных названий, чтобы не называть вышеописанное обманом: реклама, маркетинг, продвижение товара, имидж, наука убеждать и т.д. и т.п. Что касается работы, то мы, как правило, вообще снимаем с себя всякую этическую ответственность, перекладывая её на работодателя. Операционистка в банке, оформляющая кредит на условиях, явно неподъёмных для того, кто пришёл за деньгами, не чувствует себя кровопийцей, и в приватном общении может быть весьма доброй девушкой. Музыкант, в составе оркестра играющий деструктивную вещь, разрушающую в слушателях внутреннюю гармонию, нередко оказывается сторонником чистых созвучий старой доброй классической музыки, которую и играет для собственного удовольствия. Журналист, намеренно сгущающий краски, оправдывает себя тем, что так принято и иначе статью не опубликуют, да и читать не будут.

А в некоторых случаях обман кажется естественным и даже необходимым - особенно когда дело касается политики или воспитания. Например, принято говорить, что терроризм не имеет национальной или религиозной окраски, поскольку акцент на этих деталях, как ожидается, будет раскалывать общество и вызывать рост напряжённости. Обучая детей, мы часто задаём им идеальную модель отношений, которой следовать постоянно сами не можем. Предполагается, что, усвоив лучшее как непреложное, дети будут его более строго придерживаться, а стало быть, таким способом мы сделаем общество, наследующее нашему, более совершенным. Планку всегда надо чуть завышать, только тогда можно ожидать какого-то роста. С другой стороны, известно, что дети за образец берут поведение, а не слова. Если наши поступки расходятся с нашими словами, вряд ли педагогическое воздействие слов окажется значимым.

Дети чувствуют семантический разрыв между словом и делом. Впрочем, его чувствует и взрослый человек. Мы называем максималистом того, кто хочет полного соответствия поступков публично заявленным ценностям. Распространён оборот "юношеский максимализм"; как бы предполагается, что подобное восприятие проистекает от недостатка жизненного опыта и с возрастом должно уйти. Применительно к рассматриваемым здесь процессам это означает, что человек признаёт неизбежность параллельного существования двух семантических контуров: официально озвучиваемых ценностей и тех, которым мы в действительности следуем.

Продолжение следует...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

169. Ответ на 168., Lucia:

Но Вы именно говорили об этом, также в связи с утерей ими исторической родины.

Людям, претерпевшим бедствия, естественно выразить сочувствие, независимо от того, правильная у них вера или неправильная. Насчёт мнения Патриарха - разумеется, это не истина в последней инстанции. И даже мнения Святых Отцов - не истина в последней инстанции. Мы, как Вы верно заметили, не паписты, у нас эта Истина - только Бог. Но Патриарх, безусловно, авторитет, в этих вопросах понимающий больше меня (и даже больше Вас, не будете отрицать?) - так что, конечно, его точка зрения для меня имеет значение и, разумеется, я на неё ориентируюсь.
Кирилл Д. / 23.11.2017, 12:53

168. Ответ на 160., Кирилл Д.:

Нет, позвольте, Вы тут предлагали любить иудеев именно за то, что они иудеиЧего только про себя не узнаешь! Очень прошу - покажите, где я тут это предлагал. Тем более, это имеет прямое отношение к обсуждаемой в последних статьях А. Карпова теме ценностей и мифологии.

Вы не обидитесь, если я не буду это выискивать по веткам? Но Вы именно говорили об этом, также в связи с утерей ими исторической родины.
Lucia / 23.11.2017, 11:50

167. Ответ на 163., Кирилл Д.:

Так патриарх это от себя говорил. Он же не папа римский. Таково его частное мнение. По поводу частных мнений мы совершенно не обязаны соглашаться с архиереями или разделять их вкусы. Разумеется. Однако, надеюсь, Вы не обидитесь, если я скажу, что мнение патриарха по данному вопросу для меня весомее Вашего.

Да кто же спорит о вкусах! Напротив, это прекрасно. Но одно дело - личное предпочтение, совсем другое - непререкаемый авторитет. Время Отцов Церкви давно прошло.
Lucia / 23.11.2017, 11:48

166. Ответ на 164., Полтораки:

Вот щас не понял.. от слова совсем.

Это, вероятно, Ваше привычное состояние.
Lucia / 23.11.2017, 11:47

165. Ответ на 159., Lucia:

А иначе зачем там Захар Прилепин, не простой же ополченец? Понятия не имею и не интересуюсь.

Ага .. по грибы ушла.. А Ваше мнение нам тоже мало интересно. Идите себе.. лесом.
Полтораки / 23.11.2017, 10:26

164. Ответ на 162., Lucia:

Так патриарх это от себя говорил. Он же не папа римский. Таково его частное мнение. По поводу частных мнений мы совершенно не обязаны соглашаться с архиереями или разделять их вкусы. вот патриарх Алексий 2 любил грибы собирать. и что? Мы тоже должны? И патриарх Кирилл не любит. Теперь не собирать?

Вот щас не понял.. от слова совсем. Патриарх - стало быть, не папа, излагает собственную точку зрения, Люсе заведомо не авторитет - она лукошко себе подкупила и по грибы пошла. И по ягоды... Не Вам, гражданка, обсуждать Святейшего патриарха! Уймитесь и утритесь! Бо Вы ни разу ни православная - так, ... какая-то...
Полтораки / 23.11.2017, 10:05

163. Ответ на 162., Lucia:

Так патриарх это от себя говорил. Он же не папа римский. Таково его частное мнение. По поводу частных мнений мы совершенно не обязаны соглашаться с архиереями или разделять их вкусы.

Разумеется. Однако, надеюсь, Вы не обидитесь, если я скажу, что мнение патриарха по данному вопросу для меня весомее Вашего.
Кирилл Д. / 21.11.2017, 14:54

162. Ответ на 161., Кирилл Д.:

Так патриарх это от себя говорил. Он же не папа римский. Таково его частное мнение. По поводу частных мнений мы совершенно не обязаны соглашаться с архиереями или разделять их вкусы. вот патриарх Алексий 2 любил грибы собирать. и что? Мы тоже должны? И патриарх Кирилл не любит. Теперь не собирать?
Lucia / 21.11.2017, 13:02

161. Ответ на 158., Lucia:

Нет, позвольте, Вы тут предлагали любить иудеев именно за то, что они иудеи.

В дополнение. Речь нашего Патриарха Алексия Второго, сказанная в Нью-Йорке на встрече с раввинами 13.11.1991: "Дорогие братья, шолом вам во имя Бога любви и мира! Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени горящего тернового куста, и сказал: "Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова". Он Сущий - Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого завета его на Синае, который в Новом завете, как мы, христиане, верим, обновлен Христом. Эти два завета являются двумя ступенями одной в той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому были вверены законы и пророки. И через него восприял Свое "человечество" от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий. "Это кровное родство не прерывается и не прекращается и после Рождества Христова... И потому мы, христиане, должны чувствовать и переживать это родство как прикосновение к непостижимой тайне смотрения Божия". Очень хорошо это выразил выдающийся иерарх в богослов Русской православной церкви архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в проповеди, произнесенной в Одессе более чем сто лет назад. Главная мысль этой проповеди - теснейшее родство между ветхозаветной и новозаветной религиями. Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы еще "не вполне христиане", а иудеи потому отделяются от нас, что они "не вполне иудеи". Ибо полнота христианства обнимает собой и иудейство, а полнота иудейства есть христианство. В основе выступления архиепископа Никанора лежала идея взаимопонимания между Православной церковью и еврейством. Это стремление к сближению не было одиноко в нашей Церкви. Еще в 1861 г. епископ Нижегородский Хрисанф (Ретивцев) призвал Церковь содействовать прекращению враждебности, установить отношения диалога с евреями. В таком же духе обращался к евреям в начале нашего веха и архиепископ Николай (Зиоров). "Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон - это наш закон, ваши пророки - это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами всегда в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами". Исходя из таких вероучительных и богословских убеждений, иерархи, духовенство и богословы нашей Церкви решительно и открыто осуждали всякие проявления антисемитизма, вражду и погромы в отношении евреев. Так, осуждая погром 1903 года в Кишиневе, архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) публично заявлял: "Жестокие кишиневские убийцы должны знать, что они посмели пойти против Божественного Промысла, что они стали палачами народа, который возлюблен Богом". Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви - профессор Киевской духовной академии протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий - твердо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинений евреев в ритуальных убийствах. Очень много сделал для защиты евреев от антисемитских нападений со стороны крайних радикально-правых организаций митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Валдковский). Мужественно защищали евреев от вражды и неправых обвинений со стороны антисемитских кругов многие другие наши иерархи и богословы: митрополит Макарий (Булгаков), епископ Гродненский Донат (Бабинский), епископ Виссарион (Нечаев), архиепископ Серапион (Мещеряков), архиепископ Макарий (Миролюбов)... Отдельно надо сказать об участии в защите евреев против антисемитизма многих наших богословов и выдающихся религиозных мыслителей - например, Владимира Соловьева, Николая Бердяева, о. Сергия Булгакова. Соловьев считал защиту евреев, с христианской точки зрения, одной из важных задач своей жизни. Для него еврейский вопрос не есть вопрос о том, хороши или плохи евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы, христиане. Для налаживания христианского диалога много сделали наши знаменитые православные религиозные мыслители, евреи по происхождению, Семен Франк и Лев Шестов. Однако не только знаменитые иерархи и богословы участвовали в этом благородном деле. Многие священники на местах активно защищали и спасали евреев от погромов и преследований. Во время второй мировой войны и нацистской оккупации духовенство и верующие нашей Церкви, рискуя своей жизнью, укрывали евреев. Классические примеры этого - мать Мария (Скобцова), священники Дмитрий Клепинин и Алексей Глаголев, многие другие, о подвигах которых, о жертвенном служении спасению их еврейских братьев и сестер следует всем нам знать. Армия нашей страны в борьбе с гитлеровской Германией ценою жизни почти 20 миллионов победила нацизм, освободила оккупированные немцами страны Европы и тем предотвратила "окончательное решение еврейского вопроса", запланированное и жестоко проводимое нацистами на этих территориях, спасла евреев от полного истребления. После второй мировой войны наша Церковь начала налаживать свои отношения, сотрудничество со всем христианским миром, со многими международными нехристианскими организациями и объединениями, в том числе и с еврейскими. Мы активно участвовали в деятельности Всемирного совета церквей, в частности, его комиссии "Церковь и еврейский народ", в работе международных конференций - в Москве были проведены две крупные международные конференции представителей христианских церквей и нехристианских мировых религий, где Русская православная церковь выступала с решительным осуждением милитаризма, расизма и антисемитизма. К сожалению, сегодня, в трудное для нашего общества время, антисемитские настроения в нашей жизни проявляются довольно часто. У этих настроений, распространенных среди крайних экстремистов, правых шовинистических групп, есть питательная среда: общий кризис, рост национального обособления... Задача Русской церкви помочь нашему народу победить зло обособления, этнической вражды, узкоэгоистического национал-шовинизма. В этом трудном, но святом для всех нас деле мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер. Совместными усилиями мы построим новое общество, - демократическое, свободное, открытое, справедливое, такое общество, из которого никто не желал бы больше уезжать и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства детей единого Бога - Отца всех.. Бога отцов ваших и наших. С радостью я должен засвидетельствовать здесь, что желание вести сближающий диалог с Русской православной церковью всегда находило положительный отзвук и поддержку со стороны общественных и духовных руководителей еврейских общин в нашей стране. Из наиболее известных можно упомянуть Ицхака Бер Левинсона, который был отцом движения Гаскала (первая половина XIX в.) - движение высокой духовности среди евреев России. С предложением вести диалог между евреями и Русской церковью он обратился к архимандриту Христофору, ректору Кременецкой духовной семинарии на Волыни, где они оба жили и работали. Книга Левинсона о диалоге с православными „Довольно крови" была переведена на русский язык в 1883 г. и получила широкое распространение. Ее популярность напугала наших реакционеров, и они осудили ее в начале века как опасную для у православного духовенства. В связи с еврейско-православным диалогом следует назвать еще несколько имен: раввина Шмуила Александрова из Бобруйска, (Беларусь) - знаменитого еврейского каббалиста, находящегося под влиянием Вл. Соловьева и убитого фашистами в 1941 году; раввина Лейб Иегуда Дон-Яхия из Чернигова (Украина) - он испытал на себе влияние Толстого, которого часто цитировал в своих проповедях. Следует вспомнить нашего современника профессора Михаила Агурского из Иерусалима, знатока истории евреев в России, много сделавшего для нашего сближения. Недавно он приехал из Израиля в Москву на конгресс русской диаспоры и здесь неожиданно умер. Вечная ему память... Вообще евреи в нашей стране с уважением относились к нашей Церкви и ее духовенству. Не случайно адвокатом митрополита Петербургского Вениамина в 1922 г. на суде по делу так называемых „церковных ценностей" был еврей Гуревич, который самозабвенно защищал митрополита... На иконостасе нашего русского храма в Иерусалиме начертаны слова псалмопевца: "Просите мира Иерусалиму". Это сейчас то, что нам всем нужно - и вашему, и нашему народу, всем другим народам, ибо как Бог наш един Отец, един и неделим для всех чад Его."
Кирилл Д. / 21.11.2017, 12:16

160. Ответ на 158., Lucia:

Нет, позвольте, Вы тут предлагали любить иудеев именно за то, что они иудеи

Чего только про себя не узнаешь! Очень прошу - покажите, где я тут это предлагал. Тем более, это имеет прямое отношение к обсуждаемой в последних статьях А. Карпова теме ценностей и мифологии.
Кирилл Д. / 17.11.2017, 12:09
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30