О прогрессорах

Творчество Стругацких как апофеоз советской литературы: безбожной и прогрессивной

Посмотрела - с опозданием - «Обитаемый остров», который ещё увидел при жизни один из авторов повести, Борис Стругацкий.

Тема актуальнейшая: целенаправленное воздействие на массы через сми и «облучение». А творчество Стругацких, по-моему, апофеоз советской литературы: безбожной и прогрессивной. 

И самое интересное, на мой взгляд, в их наследии, это как раз преломление оптимистического взгляда в будущее сквозь возрастную линзу. Хотя думать, что только возраст и приближение смерти так на них повлияли, недостаточно, дело не только в том, что молодость глупа, а старость мудра, а ещё и в том, что их личный возраст отчасти совпадал с возрастом социума, и поэтому их повести можно рассматривать в этом качестве, диагноза советскому проекту.

Я не думаю, что цензура изначально сильно что-то исказила, и сами по себе они с младых ногтей были пессимистами, нет. Молодость смотрит в будущее с оптимизмом, как там было-то, запамятовала:

   Коммунизм - это молодость мира,

   И его возводить молодым, - так вроде.

Когда Стругацкие в зрелом возрасте стали что-то прозревать, я ещё пешком под стол ходила и вспоминаю то время радужно. А позже, в университете до крещения,  читала их оптимистичные повести в нормальных изданиях, а пессимистичные в самиздате, и оптимистичные больше нравились.

Больше всего повлияли на меня и поразили две их вещи: «Сталкер» в экранизации Тарковского и «Улитка на склоне» в оригинале.

Тарковский при всём своеобразии подхода не исказил основное в повести: никаких прямых христианских мотивов (дал только одну цитату из Откровения). То же и в «Улитке», в которой противостояние «прогрессивной» цивилизации и Леса дано вне Христа (Боговоплощения), это противостояние такого кафкианского, западного абсурда и западного же руссоизма, «назад к природе».

Ничего этого я в то время, когда посмотрела и прочла, не понимала, меня просто поразила наглядность траектории: вот к чему мы скоро придём. И это страшное будущее давило на настоящее и было одним из мотивов для крещения, не положительным, а от противного. 

Зачем сейчас Фёдор Бондарчук за них взялся, догадаться можно, наши постсоветские «деятели культуры» недалеко ушли от советских, и если отец русских классиков экранизировал, то сын - советских, и на том спасибо, фильм неплохой.

Зрительно мне больше всего запомнился кадр, который я сюда вытащила: уходящие к горизонту пирамидки погибших штрафников-танкистов. Во всех антиутопиях есть сходные мотивы: глобальная безсмысленная война, промывание мозгов массам разными способами, - куда от них деться, это, увы, не фантазии, а реальность.

И не обязательно для этого другие планеты было сочинять, но тут уж сказалось, что в СССР в издаваемой литературе подобное только на других планетах происходило: «Незнайка на Луне».

Но в «Обитаемом острове», помимо подобных обстоятельств, есть тема для Стругацких центральная - прогрессора, в данном случае поневоле. Юноша Максим (Василий Степанов) попадает в несовершенный мир (корабль разбился) и быстро втягивается в его исправление, а заканчиваются повесть и фильм тем, что старший и опытный прогрессор Сикорски - Странник (Алексей Серебряков) «указывает ему на его ошибки» (конкретно так колошматит), дескать, сам он бы лучше управился, если б Максим не вмешался и не испортил всё.

Не знаю, не знаю, «Трудно быть богом» Германа не смотрела и не буду, смотрела предыдущую экранизацию. Там примерно так же, как неопытный Максим, в конце концов, повёл себя и опытный прогрессор, достали, что называется. Терпел-терпел средневековые нравы, а потом взял и разнёс всё, не разбирая правых и виноватых.

В «Обитаемом острове» тоже есть подобный мотив, Рада рассказывает Максиму, как их с Гаем отец погиб: был врачом, остался в зачумлённой зоне, а туда взяли и сбросили бомбу, чтоб уж сразу покончить с чумой, вместе с носителями.

Нечего и говорить, мотив важный и часто всплывает и в литературе и в жизни. Только в христианской литературе есть важный нюанс. Только читала вслух ребёнку «Мерзейшую мощь» Льюиса, и в финале там рассуждают герои о гибели целого города, дескать, как же так, скопом. Ан нет, не так уж слепо Провидение, погибли лишь те, кто были либо настолько хороши, либо настолько плохи, что созрели для жатвы.

Есть такой анекдот на эту тему: летит самолёт, катастрофа, и христианин в ужасе кричит:

- Как же так, Господи, где же Твоё Провидение?

А Господь отвечает: - Долго я вас всех сюда собирал...

В безбожном мире Стругацких, где «человек Полудня», сверхчеловек, прогрессор, выступает в роли Провидения, трудно ему быть богом, ну, ещё бы. О том же пишет в «Тихом американце» Грэм Грин, хотя его-то прогрессор, «тихий американец», не срывается, до самого конца вежлив, вплоть до того момента, когда подставляет его местным на убой другой европеец, главный герой-журналист.

 

«Миллионы убитых задёшево протоптали тропу в пустоте».

После двух мировых войн, после Хиросимы странно было бы совсем не рефлексировать на эту тему, и советская обезбоженная культура это делала по-своему, дескать, при коммунизме ничего подобного не будет, люди-то все будут хорошими, перевоспитаются. Вопрос: а если нет? - с годами и волновал Стругацких всё больше.

Один знакомый монах в последние годы жизни лежал с Борисом Стругацким в онкобольнице в Питере и писал в «Вере», что человек он был грустный, но вежливый, даже в таком состоянии уступал место в очереди дамам. Так и умер некрещёным.

1 ноября, как раз была память мученика Уара, по церковному преданию ходатайствующего перед Господом о некрещёных душах умерших, и по «Царьграду» был сюжет с химкинского кладбища, возникшего в советское время, где построен новый храм в честь этого предстоятеля, поразила меня панорама самого кладбища, не так мрачно, но всё-таки похоже на этот кадр из «Обитаемого острова», пирамидки какие-то вместо крестов.

И помимо этого кадра из фильма запомнилось, как сползала по мере развития действия лучезарная улыбка с лица главного героя. В начале фильма он такой бонвиван и, читала разные отзывы об игре актёра, на мой взгляд всё-таки тот справился с ролью, и получилась классическая история о «простодушном», неиспорченном цивилизацией великовозрастном младенце, который при столкновении с оной меняется не в лучшую сторону и «крушит врагов» направо и налево.

Там ещё много разных нюансов и образов, более или менее удачных (Серебряков- Сикорски мне понравился, его худое, умное, умудрённое даже, лицо наглядно противостоит «ангельской» улыбке главного героя), и как обычно в «новом кино» художники с оператором профи, красиво всё придумано-воплощено-снято.

Вспоминаю старую экранизацию Оруэлла, «1984», и толком ничего не могу вспомнить, скорее всего и не было там такого зрелища, как в нынешних экранизациях чего бы то ни было, хоть утопий, хоть антиутопий.

Другое дело, что потом нужно от этого зрелища отстраниться, чтоб извлечь мораль, и для меня эта мораль отнюдь не та, что дали создатели фильма перед титрами. «Ты должен делать добро из зла, потому что больше его делать не из чего».

Как раз наоборот: обезбоженный человек (сверхчеловек) закономерно быстро становится расхристанным, мудрое и точное русское слово - вот и вся мораль.

У Льюиса в «Мерзейшей мощи» главный герой, молодой социолог Марк, пройдя, кажется, все ступени «посвящения», тормозит на последней, когда другой «посвящённый» предлагает ему плюнуть и растоптать Распятие.

Близость смерти парадоксальным образом высвечивает герою, что он давно свернул не туда, и он возвращается к той давней развилке, выбирая не «прогресс», а Христа.

Стругацкие сами не стоят и своих героев перед таким выбором не ставят, у них просто с возрастом утопия превращается в антиутопию в силу естественных причин: старения и смерти. Увы, увы - таков закономерный итог и «соцреализма» в целом, и неважно, сколько там было реализма и сколько фантазий, это уже детали.

А «маленькую гордую птичку» жалко, так, видимо, всегда и бывает, как в этом горском тосте для Шурика из «Кавказской пленницы»: сначала вверх, в Город Солнца, а потом с опалёнными крылышками вниз, в пропасть адову...

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

7. Ответ на 6., Павел Тихомиров :

Да, действительно. В "Жертвоприношении" у него же тоже сцена левитации. Помню, с попами-эстетами смотрели-смотрели этот фильм, но так и не смогли прийти к единому мнению об этом эпизоде.

В "Зеркале" с "Солярисом" тоже летают героини. В "Солярисе" это реалистично подано, "включается невесомость", но какая разница. Ему, думаю, просто нравилась эта ситуация, а как к этому относиться - как к метафоре или мистике, не знаю. Я бы отнеслась как к метафоре. Хотя в целом прав Булгаков, за неимением подлинной духовной, церковной жизни всё заканчивается чертовщиной, и в разной мере к этому причастна была вся "советская интеллигенция" (предреволюционная, впрочем, тоже, но многие потом прозрели). Я взрослой крестилась и помню это ощущение забетонированности реальности рационализмом, страшной духоты и тесноты, из которой душа ищет выход, тыкаясь как слепой котёнок. Не все пробивались к Свету, кто-то так и застревал, сейчас это очень чувствуется, когда сталкиваешься с литературой и кино той эпохи, условно можно определить два полюса, на одном русские почвенники, деревенщики, а на другом еврейские мечтатели вроде Стругацких, и вот между ними... Тарковский, например.

Наталья Чернавская / 03.11.2017

6. Ответ на 3., Наталья Чернавская:

Насчёт Тарковского не знаю, стал ли бы он "подыгрывать публике", может, сам по себе был такой, любил "загадочное"(сны, видения и прочее), всё-таки это у него везде есть, и в "Зеркале", и в "Солярисе", ну, само кино ведь тоже вроде сновидения, или стихотворения (иногда, во всяком случае "Зеркало")

Да, действительно. В "Жертвоприношении" у него же тоже сцена левитации. Помню, с попами-эстетами смотрели-смотрели этот фильм, но так и не смогли прийти к единому мнению об этом эпизоде.

Павел Тихомиров / 03.11.2017

5. Ответ на 4., Lucia:

"абсолютно верная мысль. вот почему тут всякие потомки и электрики так себя ведут.

) Неверная мысль. Абсолютно.

Потомок подданных Императора Николая II / 03.11.2017

4. Re: О прогрессорах

"просто с возрастом утопия превращается в антиутопию в силу естественных причин: старения и смерти. Увы, увы - таков закономерный итог и «соцреализма» в целом, и неважно, сколько там было реализма и сколько фантазий, это уже детали. " абсолютно верная мысль. вот почему тут всякие потомки и электрики так себя ведут.

Lucia / 03.11.2017

3. Re: О прогрессорах

Павел, на кресты я, конечно, обратила внимание, вот на гамму нет, понятно, что это на совести постановщика, а не Стругацких, но, в сущности, просто развитие тех же идей. Повторюсь, не смотрела Германа, не знаю, как он там обошёлся с центральным средневековым символом - крестом, мне всегда противна сама идея "Трудно быть богом", что современный (будущий) человек лучше средневекового. С чего бы это? Насчёт Тарковского не знаю, стал ли бы он "подыгрывать публике", может, сам по себе был такой, любил "загадочное"(сны, видения и прочее), всё-таки это у него везде есть, и в "Зеркале", и в "Солярисе", ну, само кино ведь тоже вроде сновидения, или стихотворения (иногда, во всяком случае "Зеркало") С одной стороны, не хочется позориться и ляпнуть что-то не то о "мастерах кино", в молодости я любила кино именно как "окно в другой мир", Тарковского и раннего Германа смотрела с интересом. Но сейчас, после того, как их манеру эпигоны вроде Звягинцева профанировали, мне не хочется и Тарковского с Германом смотреть, и ко всем этим "мастерам" и всему кино я отношусь примерно так же, как Л.Н. Гумилёв, который писал из лагеря, что любит смотреть только комедии. Насчёт Электроника - в точку. Но по мне таким вполне может быть "человек будущего": красавец-атлет с памятью, сканирующей книги с первого прочтения, и туповатой улыбкой, незря ж артиста облондили, получилась такая белокурая бестия. Хотя молодёжь, не отягощённая ассоциациями, может как-то иначе всё это воспринять, наверное. Вечный вопрос: - Где деньги, Зин?, - мне сейчас уже кажется неактуальным, лет прошло много, меня заинтресовало, что сыгравший Максима артист, парень из рабочей семьи, быстро спустил гонорар в трубу и сейчас совсем не у дел, мается без работы, "без семьи, без детей". Вот оно, "светлое будущее", в "проклятом средневековье" жених с такими данными к 30 годам уже был бы отцом большого семейства... Ну и как-то неудобно было ругать человека с такой фамилией, Бондарчук, всё-таки для родителей лучшее поминовение - праведная жизнь детей, и если с этой точки зрения посмотреть на советских мастеров кино, то ничего не останется. У Тихонова погиб единственный сын от наркотиков, у Бондарчука - вон оно что....Признаться, не смотрела ничего у Трауберга, но как поклонница его дочери, Натальи ( она-то почти всего Льюиса, Честертона и прочих английских христианских авторов перевела) с этой точки зрения считаю его лучшим советским кинематографическим отцом... В любом случае, посмотреть фильм меньше времени нужно, чем повесть прочесть, ну, если только по диагонали, а тема меня волновала (не идиотская тема прогрессоров, а оболванивания масс). Попала, помню, однажды на царский крестный ход в Питере, и там какие-то люди раздавали листовки про "облучатели", Стругацких, что ли начитались? А на Украине что творится? Недавно слушала лекцию проф. Осипова, он на вопрос, почему, сбрендили там все, что ли, ответил, что наверняка там применяются специальные технологии оболванивания, а, может, и вещества. В этом смысле ответ Гая Максиму о причинах войны: - Они нас ненавидят за то, что у нас общая история, и они наша бывшие провинции, - как-то интересно выглядит, безо всякой конспирологии. Что Стругацкие, что Бондарчук-сын - люди неглупые, небездарные, но без Бога ни до порога, для меня самый важный пробел в этой их совместной истории - отсутствие Христа. Оболванить можно тех, кто не знает, что такое духовная брань и отторжение вражиих помыслов, та же Вознесенская на свой лад, может, слишком оптимистично, но учитывала это в своих фентэзи, и у меня на сегодня примерно такой взгляд на тему: технологии обработки мозгов масс, действительно, совершенствуются, но на всякого мудреца довольно простоты, начиная с того, что у нас пока есть кнопка "выкл" в любом приборе. Другое дело, что поскольку церковных школ катастрофически мало, то доля зомбированного населения будет расти быстрее, чем просвещённого светом Христовым, и чем это закончится, нам известно.

Наталья Чернавская / 03.11.2017

2. взгляд на кино глазами шовиниста великодержавного

Вообще-то всерьёз воспринимать "трешевое" кино сына Бондарчука, конечно, сложно. Уж как только не стебали многочисленные киноляпы и вообще облик главного героя - эдакого Электроника+. В свооё время, изучая - куда же можно было потратить 36 млн. у.е., выделенные на кино, как только не хихикали, смакуя розовый БТР и глюпые глаза героя, так и не сумевшего изобразить чистосердечие и наивность. Ладно, откуда там этой наивности взяться. Это всё понятно. Я обратил внимание на другое. (Ну, у кого что болит). Эмблемы злодейских злодеев-тоталитаристов - то крест и чёрно-желто-белая гамма. Не думаю, что это случайно.

Павел Тихомиров / 02.11.2017

1. "Сталкер", на мой взгляд, значительно слабее "Пикника"

Наталья, я Вам высказывал свою мысль о том, что "Сталкер", на мой взгляд, значительно слабее "Пикника". Я имею ввиду не приключенческую канву, а как раз философию. В Пикнике - "«Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!» А в Сталкере как был депрессняк, так и остался. Разве что телекинез проявился у дочки главного героя. (По нашему, по-христианскому, - ничего хорошего в этом нет, и общавшийся с зарубежными католиками Тарковский не мог этого не знать. Но "мэссидж" такой, тем не менее, запустил на радость МэНээСам и прочим любителям "снежного человека" и всего "загадочного")).

Павел Тихомиров / 02.11.2017
Наталья Чернавская:
О прогрессорах
Творчество Стругацких как апофеоз советской литературы: безбожной и прогрессивной
02.11.2017
Матильда и мы
Это тест. Проверка на дорогах. На конкурс «Встанем всем миром против «Матильды»
09.07.2017
Все статьи автора