Тесные долголетние отношения связывали вел. кн. Дмитрия и преп. Сергия Радонежского. Первое свидетельство о таких отношениях датируется 26 нояб. 1374 г., когда игум. Сергий крестил Юрия - сына вел. князя, что, конечно, говорит о том, что вел. князь давно почитал знаменитого настоятеля. Происходило это в Переяславле Залесском, в который «отовсюду съехашася князи и бояре». Ряд исследователей предполагают, что именно на этом съезде было принято решение о войне с Ордой, не исключено, что духовный авторитет прп. Сергия сыграл в этом вопросе свою роль. В 1378 г., перед битвой на р. Воже, вел. князь посетил Троице-Сергиев мон-рь и прп. Сергий Радонежский благословил его на борьбу с ордынцами.
Перед выступлением из Москвы, 18 августа 1380 года, великий князь Дмитрий приехал в Троицкий монастырь с боярами и воеводами испросить благословение игумена. Отслужив напутственный молебен и упросив великого князя разделить братскую трапезу, преп. Сергий вдохнул в него мужество предсказанием победы, хотя ценою тяжелых потерь. По просьбе Дмитрия он дал ему двух монахов богатырей Александра Пересвета и Андрея Ослябю. В Куликовской битве приняли участие 23 князя, включая литовские полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. И 8 сентября 1380 года объединенные войска русских княжеств под водительством великого князя Дмитрия Ивановича одержали полномасштабную победу на Куликовом поле. Вся братия Троицкого монастыря во главе с преп. Сергием стояла во время битвы на молитвенном бдении. Роль Сергия Радонежского как идейного вдохновителя победы на Куликовом поле запечатлело древнерусское литературное произведение «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина». Победа на Куликовом поле имела огромное значение. Ценой величайших жертв Русь нанесла сокрушительный удар Золотой Орде, что впоследствии ослабило ее господство над русскими землями и ускорило ее последующий распад и спасла государства Европы от порабощения.
Фрагмент иконы прп.Сергия Радонежского «Куликовская битва» XVII века
Куликовская битва явилась прологом конечной победы народов Юго-Восточной Европы в их борьбе за национальную независимость.
Великого князя Дмитрия Ивановича нашли на поле битвы тяжело раненым. Ягайло, шедший на соединение с Мамаем, узнал о поражении ордынцев в битву так и не вступил. Олег Иванович Рязанский бежал в Литву, но вскоре вернулся и заключил с Дмитрием мирный договор. Мамай бежал в Крым, где и был убит своими союзниками из Генуи.
Великий князь Дмитрий Иванович получил прозвище «Донской» за одержанную победу. Куликовская победа 1380 г., приписывалась современниками молитвам преп. Сергия. В повести о Куликовской битве сказано, что: «Узнав об этом князь Дмитрий весьма опечалился и исполнился скорби, и пошел в соборную церковь, и припал со слезами к Образу Пречистой Богородицы письма евангелиста Луки и ко гробнице великого чудотворца Петра, митрополита всея Руси, и, получив благословение у своего отца Киприана, митрополита всея Руси, рассказал ему о Мамаевом нашествии». (Повесть о Куликовской битве. Лицевой свод XVI века).
2 Дмитрий Донской у преп. Сергия
Радонежского.
Миниатюра XVI в.
В Житии преп. Сергия мы читаем: «Имея великую веру к святому Сергию, приехал к старцу, чтобы спросить, повелит ли тот ему выступить против безбожных, потому что Димитрий знал о добродетельной жизни и даре прозорливости Преподобного Сергия. Услышав от Великого князя о нашествии Мамая, святой благословил Димитрия, вооружил его молитвой и сказал: "Господин мой, тебе следует заботиться о врученном тебе Богом христоименитом народе. Иди против безбожных, и с Божией помощью ты победишь и вернешься в свое отечество невредимым с великими почестями". Великий князь ответил: "Если Бог поможет мне, я построю монастырь во имя Пречистой Богоматери" - и, приняв благословение, покинул обитель, торопясь в путь». (Житие преп. Сергия Радонежского», изд. 1646 г.) В повести о Куликовской битве указано, что: «Великий князь, получив благословение от преподобного, возвеселился сердцем, потому что преподобный Сергий сказал ему: "Господь Бог будет тебе помощником и защитником, и он победит и низложит твоих противников и прославит тебя". Он, приняв это в свое сердце, как сокровище, никому об этом не сказал, но, вернувшись в Москву и благословившись у отца своего Киприана, митрополита всея Руси, ему одному поведал о том, что сказал ему преподобный Сергий. И сказал ему митрополит: "Не говори никому об этом, пока Господь не приведет тебя к благому завершению". (Повесть о Куликовской битве (текст и миниатюра Лицевого свода XVI века).
«И нача просити у него князь великий Пересвета и Ослебя, мужества их ради и полки умеюща радити, глаголи сице: "Отче, даждь ми два воина от своего полку чернечьского, двух братов: Пересвета да Ослябя. Cии бо суть ведомее всем ратици велициа и богатыри крещии и смыслени зело к воинственному делу и наряду". Преподобный же Сергий повеле имЪ скоро уготовитися на дело ратное; они же отЪ всея душа послушание сотворяша к преподоьному Сергию, никакоже отвергошася повелениа его. ОнЪ же даде имЪ оружие вЪ тленныхЪ место нетленное, крест Христов нашить на схимахЪ, и сие повеле имЪ вместо шоломовЪ возлагати на главы свои и крепце поборати по Христе на враги Его». (Никоновская летопись XVI в.)
«Собрав всю свою дружину, он с поспешностью выступил против безбожных татар. Увидев великую силу татарского войска и его многочисленность, русские остановились в сомнении, не зная что делать, и страх охватил многих.» (Житие преп. Сергия « изд.1646 г. Гл 22). «Тут пришли к нему посланцы от игумена Сергия Радонежского с благословением и с таким письмом: "Да будет тебе помощником Господь Бог, и пречистая Богородица, и святой чудотворец Петр!" Прислана была ему просфора пречистой Богородицы. Съел великий князь тот святой хлеб, простер руки свои и воскликнул громким голосом: "Велико имя пресвятой Троицы! Пресвятая госпожа Богородица, помоги нам! Ее молитвами, Христе Боже, и святого чудотворца Петра, и великого святителя Киприана митрополита, и преподобного игумена Сергия, помилуй и спаси нас от этих басурман, ополчившихся на нас!» Повесть о Куликовской битве (текст и миниатюра Лицевого свода XVI века). Конец письма преп. Сергия сохранен одной летописью: "чтобы ты, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и Святая Троица". «И вот настал седьмой час. И сказал великий князь своим князьям и боярам и всему воинству: "Братья, пора нам испить нашу чашу. И пусть это место станет нам могилой за имя Христово, за христианскую веру, за все православное христианство". (Повесть о Куликовской битве (текст лицевого свода XVI века).
3 Село Стромынь
Оставляя монастырь Троицкий монастырь, великий князь дал обет построить монастырь во имя Богородицы, если одолеет врага. После победы великий князь не замедлил явиться в Троицкий монастырь и щедро одарил его; во исполнение же обета, при помощи преп.Сергия построил Успенский Дубенский монастырь.
4 Чудотворная Кипрская-Стромынская икона Божией Матери.
На Кипрской (Стромынской) иконе Божией Матери Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне с Богомладенцем на руках, по сторонам Ее два ангела с пальмовыми ветвями, а перед Ней - коленопреклоненные преп. Потапий и муч. Фотиния. По преданию, этот древний почитаемый образ был дан преп. Сергием Радонежским в благословение его ученику Савве, игумену Стромынского монастыря при основании обители.
Предполагают, что название монастыря «Успенский» связано с победой русских войск над татарами в 1378 году на реке Воже в день празднования Успения Божией Матери. Великий князь Дмитрий Иванович понимал, что после победы на Воже Орда будет мстить, и грядущая битва неизбежна. В житии преп. Саввы Сторожевского указывается цель создания монастыря - «... чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом». 1 декабря 1379 года в Успенском Стромынском монастыре была освящена деревянная Успенская церковь. В приведенном летописном тексте речь идет о Стромынском Дубенском монастыре, располагавшемся до 1764 г. в 37 км к юго-востоку от Троице-Сергиевой лавры, при пересечении р. Дубенки (притока Клязьмы) дорогой из Москвы на Киржач. (Чернов С.З. Успенский Дубенский Шавыкин монастырь в свете археологических данных. В кн.: Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв. М., 1995г.).
Первыми игуменами монастыря были ученики преп. Сергия Радонежского - преп. Леонтий и преп. Савва (Стромынский), упоминается также преп. Иаков. С 1381 по 1392 гг. Савва был игуменом основанной обители. Преп. Савва преставился в 1392 году и погребен в деревянной часовне Стромынского монастыря.
Известно, что великий князь Дмитрий Иванович принял непосредственное участие в устройстве монастыря: «обогати же и удоволи его князь Великий Димитрий всеми потребами...». После победы на Куликовском поле и в течение последующих 200 лет монастырь имел особый статус, согласно межевых книг - «особняк, Государево богомолье». (М.В.Толстой. Память об Успенском Дубенском монастыре. Душеполезное чтение. М., 1877, июль, с.245-249).
Был заложен также Успенский монастырь-в Шавыкиной Пустыни по благословению преп. Сергия. Согласно преданию, преп. Сергий приплыл на лодке выбирать место для монастыря, и, по его благословению, князь Дмитрий Донской в память победы на Куликовом поле заложил на этом месте монастырь.
В Москве была заложена церковь Всех Святых на Кулишках в честь воинов, павших на Куликовом поле. Из 150 тысяч воинов вернулось в Москву не более 40 тысяч. В Троицком монастыре по погибшим служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный. Димитриевской субботой. Позже этот день стал днем общего воспоминания предков, родительским днем (Димитриевская родительская суббота). Так в народной памяти была увековечена Куликовская битва.
5 В то же лето по повелению
великого князя Дмитрия Ивановича преподобный игумен Сергий основал монастырь на
реке Дубенке на Стромыни, и поставил в нем церковь Успения пресвятой Богородицы
«Повесть о Куликовской битве» (текст и миниатюра Лицевого свода
XVI века).
6 Первая деревянная церковь Всех Святых на этом месте была построена Дмитрием Донским в 1380 году после Куликовской битвы Церковь была полностью перестроена в камне в 1488 году и затем вновь в стиле московского барокко в 1687-1689 годах.
Подводя итоги историческому вкладу события, историк С.Ф. Платонов (1860-1933) отмечал громадное значение Куликовской битвы для северной Руси и для Москвы. Оценивая военное значение Куликовской победы, историк считал, что она уничтожила прежнее убеждение в непобедимости Орды и показала, что Русь окрепла для борьбы за независимость. (Набег Тохтамыша не уменьшил этого значения Мамаева побоища). Платонов С.Ф. видел политическое и национальное значение Куликовской битвы в том, что она дала толчок к решительному народному объединению под властью одного Государя, Московского князя: «Один Московский князь, собрав свои силы, решился дать отпор Мамаю и притом не на своем рубеже, а в диком поле, где он заслонил собой не один свой удел, а всю Русь. Приняв на себя татарский натиск, Дмитрий явился добрым страдальцем за всю землю Русскую; а отразив этот натиск, он явил такую мощь, которая ставила его естественно во главе всего народа, выше всех других князей. К нему, как к своему единому Государю, потянулся весь народ. Москва стала очевидным для всех центром народного объединения, и московским князьям оставалось только пользоваться плодами политики Донского и собирать в одно целое шедшие в их руки земли». (С.Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории).
7 Кремль Дмитрия Донского (реконструкция Г.Мокеева)
В 1367 году вел. кн. Дмитрием Донским были возведены новые белокаменные стены и башни Кремля. Под их защитой находились великокняжеский дворец («златоверхий терем»), дворы удельных князей, усадьбы влиятельных бояр, митрополичьи палаты, главные городские храмы - Успенский и Архангельский, а также три монастыря - Новоспасский, Чудов и Вознесенский. Именно эти стены уберегли горожан от нападения (1408 г.) ордынского хана Едигея. Великий князь Дмитрий Донской сделал важный шаг в утверждении самодержавия московских князей. В 1389 году он завещал своему сыну Василию великое Московское и Владимирское княжения как отчину (наследственное владение), игнорируя древнерусскую "лестничную" (от старшего брата к младшему) систему наследования княжеского стола и право хана на выдачу ярлыка.
Еще задолго до канонизации Дмитрия Донского стали создаваться его иконописные изображения. В частности, они сохранились на фреске Архангельского собора и в Грановитой палате в Московском Кремле. По свидетельству многочисленных источников, памятников письменности и иконографии, сначала в Москве, а потом повсеместно по всей России началось почитание князя Дмитрия, как святого. Уже вскоре после его кончины 19 мая/1 июня 1389 года было написано «Похвальное слово». Исследователи считают «Похвальное слово» частью известного памятника древнерусской литературы - «Задонщины».
На иконе «Явление Угрешской иконы святителя Николая великому князю Дмитрию Донскому» (конец XVII века), князь изображен с нимбом, хотя он еще и не был канонизирован. Часто Дмитрия Донского изображают совместно преп. Сергием Радонежским, что объясняется общеизвестным фактом получения им благословения от преподобного.
8 Миниатюра из рукописного лицевого
«Жития преподобного Сергия Радонежского» XVI в.
Вел. князь Дмитрий Донской изображен с нимбом
Великий князь основал многие монастыри, строил храмы и оказывал благотворительную помощь бедным. Он оказывал поддержку таким подвижникам в монастырях на Русском Севере, как преп. Стефан Махрищский и Дмитрий Прилуцкий. По просьбе старцев Спасо-Каменного Преображенского монастыря на Кубенском озере вел. кн. Дмитрий Иоаннович дал им в качестве игумена пришедшего в Москву с Афона преп. Дионисия Грека., поддерживал он и Троице-Сергиев монастырь. По инициативе великого князя в начале 1380-х годов был построен каменный Успенский собор в Коломне. С именем великого князя связано предание, известное с рубежа XVII и XVIII вв., об основании князем после Куликовской битвы Угрешского Никольского мужского монастыря, что нашло отражение в иконографии. Оценка великого князя Дмитрия Донского и как личности, и как исторического деятеля его младшими современниками дана в сочинении «Слово о житьи и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя рускаго», ранний вид которого дошел до нас в составе Софийской I и Новгородской IV летописей.
Ряд исследователей на основании анализа стилистики
произведения делают вывод, что автором этого произведения был преп. Епифаний Премудрый. О великом князе Дмитрии Ивановиче автор говорит, что
он, вел нравственную, благочестивую жизнь. Пребывая на троне, он мечтал об
уединении в «пещере», «в чернеческия ризы по вся дни облещися желаше».
Благодаря победам великого князя Дмитрия была обеспечена защита Русской земли и
сохранена в ней православная вера. Князь, как говорится в «Слове...», «по Бозе
с иноплеменникы боряшеся с нечестивы агаряны и с поганою Литвою за святыя
церкви и крестьянскую утверждая веру». Русская земля так же хвалит своего
«царя» Димитрия, как Греческая земля - равноапостольного царя Константина I Великого.
Автор выразил убеждение, что душу князя Димитрия «ангели вознесоша на небеса».
«Победа великого Московского князя была ...успехом в деле защиты от
иноземцев-иноверцев не только «тела» своей страны, но и ее «души», ее
православной христианской веры», - подводит итоги Г.М.Прохоров. (Древняя Русь
как историко-культурный феномен», 2010, СПб , С.170)
9 Явление иконы свт. Николая Чудотворца блгв. вел. кн. Димитрию Донскому. Согласно преданию, по пути на Куликово поле, великий князь Дмитрий Донской остановился передохнуть в пятнадцати поприщах от Москвы, где увидел на сосне сияющую икону святителя Николая Чудотворца. По молитве князя, боярства и воинства, икона сама сошла в руки Димитрия. По преданию князь воскликнул: "сия вся угреша серце его". С тех пор место явления чудотворной иконы стало называться Угреша 9 августа 1380 года великий князь велел основать тут монастырь во имя святителя Николая в благодарность Богу за победу над монголами.
10 Николо-Угрешский монастырь
Подвиг русского воинства и Дмитрия Донского на Куликовом поле стал символом победы Руси в борьбе со своими врагами. Успехи Дмитрия Донского в объединении русских княжеств и разгром Орды на Куликовом поле способствовали ускорению процесса создания единого государства и освобождению его от ордынского ига. Православная солидарность становилась всеобщим убеждением, сопровождалась готовностью к самопожертвованию и подвигу за веру. После победы на Куликовом поле начался перелом в сознании русских людей и духовное и культурное Возрождение в русских землях.
Н.А.Ложкина, кандидат культурологии, сотрудник Государственного Эрмитажа