Гуманитарные проблемы Евразийской интеграции

Доклад на пленарном заседании международной конференции «Актуальные проблемы российской провинции: вызовы современности»

Новости Москвы 
0
557
Время на чтение 9 минут

Доклад, прозвучавший на открытии международной конференции, проходящей в Брянском Государственном Университете, представляет собою Предисловие к сборнику статей "Гуманитарные проблемы евразийской интеграции"

Фото Павла Тихомирова.Размышляя о тех или иных тенденциях актуальной политической жизни, аналитики частенько ради усиления эффекта от сказанного любят в качестве иллюстрации проводить аналогии с некими знаковыми событиями мировой или отечественной истории. Например, наблюдая нарастание военного кризиса, люди задаются вопросом: «Что сейчас на дворе? Август 1939? Или уже май 1941-го?»

А наблюдая за тревожными тенденциями во внутриполитической жизни страны, несомненно, никак не отмахнуться от навязчивых аналогий с событиями столетней давности.

В сложившейся ситуации как никогда актуальным становится попытка внимательного взгляда на близких и дальних соседей по планете на предмет определения: кто нам друг, кто нам враг, а кто - «так...»

Являемся ли «мы» субъектом?

На этот вопрос существует три ответа.

1. «Нет, субъектом не являемся, управляемся извне, существуем в качестве сырьевого придатка северо-атлантической цивилизации». Если стоять на этой позиции, то всякие дальнейшие рассуждения оказываются излишними, пустой тратой времени.

2. «В том виде, в котором существует наше государство, учитывая тенденции в финансово-экономической, военно-политической и культурной сферах, мы являемся проявлением некоего консенсуса интересов ключевых игроков мировой геоэкономики».

3. «Да, являемся субъектом, способны выстроить государственное образование, которое являлось бы инструментом воплощения определённых идей, отличных от набора идей, характерных как для либерально-рыночной цивилизации, так и для тех или иных форм экстремизма».

Если согласиться с тем, что у нас существует некое окно возможностей, т.е. государство не является объектом внешнего управления, то можно продолжать.

Кто готов стать нашим союзником в «дружбе против»

Вплоть до недавнего времени можно было рассчитывать на то, что в качестве друзей или потенциальных союзников окажутся те, кто мотивирован, во-первых, антиглобалистскими идеями; во-вторых, те, кто мотивирован поиском союзников в обороне от арабо-исламских форм экстремизма.

Иными словами, Россия, точнее, Евразийское Содружество, потенциально могло быть интересно евроскептикам на западе и умеренным мусульманам на востоке.

Оптимизм относительно евроскепсиса подпитывался, в частности, примером Венгрии, ведь венгры имеют достаточно сложный и неоднозначный опыт сосуществования с нашим государством - обиды 1849 и 1956 годов мадьяры помнят хорошо. И, тем не менее, рост национального самосознания, который сопутствует взращиванию антиглобалистских идей (не левацкого толка), не привёл к росту националистически мотивированной русофобии.

Но, увы. Пример Венгрии не стал правилом.

Никакой миграционный кризис Западной Европы, никакие процессы евроскепсиса, присущие для Европы Восточной, не подтолкнули европейцев в наши объятия. Более того, разговоры о потенциальном неоконсервативном развороте Европы остались просто разговорами. Никакой кризис самоидентификации, поразивший коренные народы Старого Света не конвертируется в реальные политические изменения. Европа, подобно Союзу ССР накануне «перестройки», продолжает провозглашать политкорректные лозунги. Эти лозунги, может быть, и высмеиваются где-то на кухнях, но - как показывают французские выборы - именно они продолжают определять и образ европейской политической мысли, и, соответственно, образ политического действия.

Итак, евроскепсис, присущий как западноевропейским консерваторам, так и самим широким массам восточноевропейцев, отошедших от эйфории первых лет евроинтеграции, не стал тем фактором, который теоретически мог бы сплотить нас с евроскептиками в «дружбе против».

«Междуморье»

Более того, политтехнологи, обслуживающие один из геоэкономических центров силы, пытаются канализировать энергию восточно-европейских евроскептиков в русло формирования идеологии «Интермариума».

(Идея т.н. «Интермариума» - «Междуморья», существует в нескольких версиях - как в экономической версии, так и в радикально идеологической - как потенциально осуществимой альтернативы обезличивающегося «Евросоюза»). Троеморье (этот же проект именуется «Инициатива трёх морей») представляет собой попытку консолидации на антироссийской платформе стран, расположенных между Адриатическим, Балтийским и Чёрным морями, с целью возведения нового «санитарного кордона», отгораживающего Россию от Европы. На балтийском направлении у инициаторов проекта всё нормально - проамериканские русофобские режимы в Прибалтике готовы участвовать в любой антироссийской акции. На черноморском - тоже более или менее; Румыния реализует здесь родственный Троеморью проект «Великая Румыния», Украина превращена в авангард противостояния России.

Конечно, с «Интермариумом» не всё так гладко выходит, как было на бумаге.

Если изначально этот проект охватывал широкую полосу государств востоку от Швеции, Германии и Италии - вплоть до Грузии, то на сегодняшний день из агитационных материалов идеологов Междуморья исчезли Финляндия, Австрия, Сербия, Македония и Грузия. Однако, даже если от всего Междуморья останутся даже только государства, возникшие на обломках Речи Посполитой, мы будем иметь достаточно грозного и опасного врага. Приходится признать, что евроскептики Восточной Европы потенциально могут стать не просто недругами, но штурмовым отрядом, готовым вторгнуться в пределы Отечества.

Речь идёт о том, что идеологи «Междуморья» не просто романтизируют Речь Посполитую, но, активно привлекая, например, хорватских радикалов, надеются выстроить некую «Белую Европу», одинаково чуждую как разлагающейся либерально-демократической Западной Европе, так и «Московской азиатской орде», т.е. нам с вами.

И если лет 20 назад можно было с чистым сердцем сказать, что «у супостата техники много, но с пехотой дела гораздо хуже», то теперь мы видим, как буквально на наших глазах украинская молодёжь превращается именно в такую массу, которая легко может стать ресурсом «пушечного мяса».

Кто бы мог сказать ещё несколько лет назад, что линия разделения между славянами, относящимися к Русскому миру, и теми, кому наши идеалы глубоко чужды, будет проходить не по границе 1939 года, и не в киевских университетах, а на кровоточащем Донбассе и буквально в каждой из тех семей, где кто-то из родни всерьёз воспринял идеологию «Майдана»?

Кто бы мог сказать, что фронты Третьей Мировой будут не только на далёком Ближнем Востоке, но и совсем рядом...

Неоосманизм - как альтернатива арабо-исламского экстремизма

Другой этно-культурной группой наших потенциальных союзников могли бы стать, условно говоря, умеренные мусульмане Средней Азии, озабоченные угрозой, исходящей от тех или иных центров арабо-исламского экстремизма.

И действительно, до тех пор, пока единственной альтернативой подпадания под влияние арабо-исламских экстремистов был умеренно-консервативная идеология Евразийства, можно было быть уверенными в том, что народы Средней Азии так или иначе, вернутся в орбиту Москвы.

Однако, серьёзным вызовом для Евразийской интеграции стал идеологический разворот Казахстана в сторону Турции.

Речь идёт о возможных последствиях тех тектонических изменений, которые связаны с инициативами Эрдогана. Дело в том, что «кемализм» - модель парламентской европоцентричной республики - был навязан в 1922 году Турции представителями либерально-рыночной идеологии. Это обуславливало в течение почти ста лет зависимость Турции от Запада.

Почти 100 лет Турция исповедовала «кемализм» - корпус либеральных идей, определяющих турецкое сообщество как одну из «политических наций». В качестве альтернатив кемализму имели место как те или иные идеи исламского единства, так и идеи пантюркизма - единства кровного и языкового.

Итоги референдума о переходе к президентской форме символически означают, что Турция Эрдогана становится независимым центром силы на карте мира. И в качестве базы идейной будет воспринят неоосманизм - т.е. совокупность идей пантюркизма и относительно умеренного неарабского ислама.

Пантюркизм подкрепляется не только обоснованием языковой и этнической общности, но и общности культурной. Народы, потенциально готовые войти в орбиту неоосманского культурно-идеологического поля, воспринимают эту интеграцию как альтернативу в том числе и «исламизации по-арабски», неприемлемой для выходцев из среднеазиатских республик бывшего Союза ССР.

И теперь у Евразийской мультикультурности появляется серьёзный идеологический соперник - наднациональная традиционная неэкстремистская мусульманская культура новой-старой Османской империи. Символическим шагом на пути сближения станет переход казахов на латинскую графику турецкого образца.

Реанимация неоосманского проекта станет для среднеазиатских стран бывшего Союза реальной альтернативой арабо-исламизации. Следовательно, наша идеология мультикультурности и антиэкстремизма получит очень серьёзного соперника в виде Неоосманского цивилизационного проекта: турки ТОЖЕ против арабского исламизма, но они ТОЖЕ умеренные мусульмане, как и наши среднеазиаты, следовательно, Неоосманский проект будет более привлекателен, нежели абстрактно Евразийский.

Некоторым - временным - препятствием для полного отрыва стран Средней Азии может стать тот факт, что среднеазиатские постсоветские элиты как раз воспитаны в духе либерального кемализма. И хотя турки для них будут всегда ближе русских, а «ислам по-османски» всегда милее «ислама по-арабски», тем не менее, неоосманский политический проект - как проект имперский - будет вызывать в рядах среднеазиатских элит определённую опаску.

Попробуем подвести некоторые выводы

Евразийский интеграционный проект, будучи воплощением идеи построения многополярного мира, теоретически мог быть привлекательным для европейцев, разочаровавшихся в идеологии «воинствующей постхристианской политкорректности», так и для азиатов, справедливо опасавшихся погружения региона в новое Средневековье. Т.е. умеренно консервативная идеология Евразийской интеграции могла быть альтернативой как обезличивающей глобализации, так и радикальной исламизации.

К недостаткам этой идеологии стоит отнести тот момент, что Москва оказалась в двусмысленном положении - с одной стороны провозглашались идеи собирания Русского Мира, но, с другой, вовсю трубили о многонациональности и равноудалённости от того, что составляет ядро любой самодостаточной цивилизации.

Более того, трагические события на Донбассе - в глазах азиатских партнёров, внимательно наблюдавших за развитием событий, - поставили под сомнение то, что «русские своих не бросают».

С другой стороны, восточные славяне, точно так же внимательно наблюдая за тем, что говорят в Москве, и что потом делается, сделали для себя вывод, заключающийся в том, что Евроазиатский союз является разновидностью глобализационного проекта, отличающегося, при этом, от Евросоюза в худшую сторону.

Что же остаётся делать нам?

Если оставлять всё как есть, то есть продолжать «казаться», а не «быть», то это по всей вероятности приведёт к неуклонному умалению авторитета нашей страны - как потенциального ядра альтернативного цивилизационного проекта. Если же в основу идеологии интеграции заложить некие неосторожные моменты типа призывов к построению собственно Русской Республики, то это может быть перетолковано нашими «заклятыми партнёрами» весьма провокационно, уж они-то большие мастера доведения двусмысленных ситуаций до предпогромной кондиции.

Так или иначе, но без нахождения ответов на вопросы о роли России в попытке построения общества, где в основе идеологии лежало бы служение идеалам Правды и Справедливости; без нахождения критериев Правды и Справедливости; в конце концов - без определения роли Русской культуры и самого Русского народа в интеграционных процессах, эти самые процессы так и будут продолжать пробуксовку, а времени сейчас терять нельзя ни в коем случае.

Кто знает: сейчас август 1939-го или уже май 1941-го?

Тихомиров Павел Вячеславович,

помощник главного редактора «Русской Народной Линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

18. Ответ на 16., Абазинский:

Николай, не путайте Божий Дар с "яишницей"

Не путаю. --------- Ну возьмите Японию, Корею и Китай. Народы сложившиеся давно. Главное, до начала 19 века изолированные ( почти ) . И при чём тут какой то " этногенез" ? Судьбы этих народов решались в Англии. Английские лорды решили судьбы Японии , Кореи и Китая . В соответствие со своей ( умной ) стратегией, английские лорды решили " откормить" Японию и сделать из неё управляемого " бульдога". Аккуратная работа велась весь 19-й век. Китай же , лорды решили ослабить или уничтожить. Ну и при чём тут какой то там " этногенез" ??
боеприпас / 16.10.2017, 12:32

17. Ответ на 14., Андрей Карпов:

«Осень 2017. Времена не повторяются. Все исторические аналогии условны. Они только запутывают. Начинаешь думать, что знание прошлого помогает понять настоящее, а это не так.» Нет, не так! Сегодня, на селе или и в городе среди молодежи востребован "батя": « культпросветработник», т. е нас ждут, того, кто, после окончания института культуры самодеятельно сможет их построить. Андрей Карпов, не надо падать духом: нас не перешибить обухом безденежья
Ник Ликашин / 15.10.2017, 22:55

16. Ответ на 11., боеприпас:

Николай, не путайте Божий Дар с "яишницей". Общая схема жизни отдельного человека известна - рождение, детство и юность, возмужание, зрелость и старость. При благоприятной генетике. Точно также и этнос проживает свою жизнь от рождения с одной лишь разницей - человек умирает, этнос регенерируется продолжая быть в новом качестве. Этногенез это часть антропогенеза на его последнем известном этапе. В отличие от исторического процесса он подразумевает биофизикохимическое существование. Которое объясняется естественными законами. От зачатия до смерти в человеке ежесекундно происходит многое множество биохимических реакций. В результате вырабатывается биохимическая энергия живого вещества, основа существования живого мира. Или у Вас всё по другому? Этнос есть форма самоорганизации людей в первую очередь по кровнородственному и кланово-родственному признаку. Его существование и развитие во времени и пространстве называется "этногенез". Он не зависит от того, какой веры члены этноса. Греки и русские - православные, китайцы и индийцы по сути язычники, арабы и татары исповедают ислам - но от этого законы этногенеза не изменяются. Действительно, "пассионарные толчки" до сих пор не объяснены толком. Однако в науке многое находит объяснение спустя века. Будем надеяться, что с ПТ это случится скорее. С уважением.
Абазинский / 15.10.2017, 18:22

15. Ответ на 14., Андрей Карпов:

Г-н Карпов, я говорил что напомню про судью Хахалеву, к которой Вы так неровно дышите? news.yandex.ru/yandsearch
Михаил Москва / 15.10.2017, 16:15

14. Ответ на 2., Дмитрий_BR:

Я б еще добавил варианты: январь 1917-го и март 1937-го...

Осень 2017. Времена не повторяются. Все исторические аналогии условны. Они только запутывают. Начинаешь думать, что знание прошлого помогает понять настоящее, а это не так.
Андрей Карпов / 15.10.2017, 15:00

13. Ответ на 7., Павел Тихомиров:

полностью согласен с Вами, что строить надо бы Русскую империю. Да только строить некому. Нет субъекта, который бы формировал культурную и политическую реальность исходя из своего понимания Больших Целей.

Ну как некому? А мы сами, по идее, и есть тот субъект (те субъекты) или, во всяком случае - должны таковыми стать, несмотря на то, что в связи с этим мне вспомнился анекдот про "мыши, станьте ёжиками". Значит, надо стать ёжиками.
Кирилл Д. / 15.10.2017, 14:18

12. Re: Гуманитарные проблемы Евразийской интеграции

Статья, что называется, не в бровь, а в глаз. И одному Богу известно во что всё это выльется. На сегодняшний день ясно только одно: современное состояние России не предусматривает никакой интеграции с бывшими частями РИ и СССР. На примере союзного государства с Белоруссией и событий на Украине это видно предельно отчётливо. РФ, на деле, не желает ни с кем интегрироваться. Вопреки бумажным планам и озвучиваемым замыслам. Ни со Средней Азией, ни с Казахстаном, ни с бывшими братьями-славянами. Ни войной, ни миром. Никак. Поэтому все запускаемые проекты трещат по швам и сходят на нет. И причина этого, на мой взгляд, весьма проста и банальна: русский народ, ну или, по современному, российский народ, утратил тягу к общинности и братству. Нынче ему этого не надо. В массе своей он от этого отвык, отучен и сосредоточился на индивидуальном. И желания отдельных личностей, желающих с кем-то там интегрироваться, не в счёт. Они не действуют для всего народа в совокупности. И с кем бы ни задумала объединяться власть, вопреки желаниям народа, хоть с Гондурасом, хоть с Эфиопией, никакого реального объединения не будет. Из истории нам известны два типа объединения разных народов под крылом русского: царско-имперский и социалистическо-советский. Первый тип был обусловлен общинным принципом жизни русского крестьянства. Новый народ с его территорией принимался не просто под защиту или покровительство государства Российского, а он полноправно входил в общину народов на правах нового двора. Второй тип обуславливался братской солидарностью трудящихся. Ибо труд везде одинаков, а следовательно и все люди - братья. Но как только в СССР личные интересы стали повсеместно выходить на первый план, оттесняя братские, тотчас запустились процессы распада и реинтеграции. Возможно, впереди, нам предстоит какой-то третий путь. Будет ли он похож на первые два либо на их синтез, либо будет каким-то принципиально новым, судить не берусь. Но, в любом случае, для объединения с кем-либо, понадобится желание большинства российского народа сначала вернуться к общему от частного и поставить коллективное выше личного. Для начала объединиться друг с другом внутри России. Это самое главное и обязательное условие. Ежели это произойдёт, тогда, возможно, кто-то и подтянется к нам поближе. Кто за защитой, кто за выгодой, а кто просто ради престижа. А возможно не будет вообще никакого объединения ни с кем. Если внутри России индивидуализм будет продолжать возобладать или победит окончательно.
Алёша / 15.10.2017, 12:14

11. Ответ на 5., Абазинский:

Гумилёв был прав в главном - Пассионарной Теории Этногенеза. Но в объяснении с этногенетической точки зрения были ошибки, а также не всегда верные исторические интерпретации.

Уважаемый Владимир. Прошу понять моё отношение к этому вопросу. Вернее - ОТВРАЩЕНИЕ. ------------ Тут не физика и не ботаника . Тут или человек верит в Господа Бога Отца и Творца и Источника Всякой жизни. Или " этногенез" .. а эта штука в сто крат больше атеизма содержит, чем Марксизм. " этногенез" хуже простого атеизма. Даже страшно и писать на такую тему. Сама Богородица!! Живая и Милосердная , с гневом отвергла молитвы известного грузинского иерарха об умножении народа грузинского , поскольку люди убивают младенцев в абортах. Какие там " пассионарные" толчки ??7 Откуда толчки? От кого ? Сами, что ли .. из ничего ? Даже Атилла! Язычник , и то знал и сказал - " Я молот Божий". А вы говорите .." пассионарий" ((( Если Бог Отец и Источник всякой жизни , говорит - " Я произведу из него народ многочисленный" !! А вы говорите - " этногенетический толчёк". --------------- Владимир. У меня даже слов нет. Пропадает всякое красноречие. Или ЖИВОЙ БОГ ОТЕЦ И ТВОРЕЦ и Источник всякой жизни, и Господь наш Иисус Христос , Сын Бога Живого. И Царица Небесная . И ВСЕ ЖИВЫЕ СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ.... или какой то там .. " этногенез". " этногенез" - надуманная абстракция .. даже не абстракция, а нелепые фантазии. А Пресвятая Богородица ЖИВАЯ!!!! Вот ОНА! Рядом всегда! ------------ Ну хорошо. Физика, ботаника, медицина.. тут Чин Естества , и некая обьективность. Но! Даже судьба отдельного человека не поддаётся никаким рассчётам, поскольку Высшие ЛИЧНОСТИ определяют эту судьбу по своему усмотрению. А что говорить о Судьбах целых народов!!
боеприпас / 15.10.2017, 10:17

10. Ответ на 9., Павел Тихомиров:

Эвфемизм - нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение". Если Вы это имеете в виду (а не просто ради красивого словца), то и Ваши культурологические рассуждения представляют то же самое без связки с этногенезом.Вы правы, ни о каком выведении расы "евразийцев" речи не идёт. Только лишь о попытке создания экономического союза, выполнявшего бы служебную роль в большой геоэкономике.

Расы не "выводят", они ж не в яйцах сокрыты. Но отрицать сегодня, что в мире сложились десять этногенетических пространств суперэтнического характера и русско-евразийское одно из них не получится. Формировалось оно в течение примерно 6 тысяч лет на просторах Северной Евразии в смешении народов индоевропейских (северокавказского и среднеазиатского очагов этногенеза), уральского, палеоазиатского сибирского, при активном участии западного индоевропейского и алтайского очагов. Отсюда и антропологические типы, и различные культуры. Отвлечённые рассуждения не уместны. Современные трансформации социально-экономические в границах Российской Империи-СССР всего лишь следствие происходящих этногенетических перемен. Без одного другого не понять. Нужна полнота картины.
Абазинский / 15.10.2017, 09:37

9. Ответ на 8., Абазинский:

Эвфемизм - нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение". Если Вы это имеете в виду (а не просто ради красивого словца), то и Ваши культурологические рассуждения представляют то же самое без связки с этногенезом.

Вы правы, ни о каком выведении расы "евразийцев" речи не идёт. Только лишь о попытке создания экономического союза, выполнявшего бы служебную роль в большой геоэкономике.
Павел Тихомиров / 15.10.2017, 08:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
А так же о «Христианах без Христа»
17.04.2024
Американские христиане выбирают из двух зол
«Евангелизм трампистов или католицизм байденистов?»
16.04.2024
«Десантный батюшка»
О новой книге нашего постоянного автора
12.04.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30