Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Гуманитарные проблемы Евразийской интеграции

Павел  Тихомиров, Русская народная линия

10.10.2017


Доклад на пленарном заседании международной конференции «Актуальные проблемы российской провинции: вызовы современности» …

Доклад, прозвучавший на открытии международной конференции, проходящей в Брянском Государственном Университете, представляет собою Предисловие к сборнику статей "Гуманитарные проблемы евразийской интеграции"

 

Фото Павла Тихомирова.Размышляя о тех или иных тенденциях актуальной политической жизни, аналитики частенько ради усиления эффекта от сказанного любят в качестве иллюстрации проводить аналогии с некими знаковыми событиями мировой или отечественной истории. Например, наблюдая нарастание военного кризиса, люди задаются вопросом: «Что сейчас на дворе? Август 1939? Или уже май 1941-го?»

А наблюдая за тревожными тенденциями во внутриполитической жизни страны, несомненно, никак не отмахнуться от навязчивых аналогий с событиями столетней давности.

В сложившейся ситуации как никогда актуальным становится попытка внимательного взгляда на близких и дальних соседей по планете на предмет определения: кто нам друг, кто нам враг, а кто - «так...»

 

Являемся ли «мы» субъектом?

На этот вопрос существует три ответа.

1. «Нет, субъектом не являемся, управляемся извне, существуем в качестве сырьевого придатка северо-атлантической цивилизации». Если стоять на этой позиции, то всякие дальнейшие рассуждения оказываются излишними, пустой тратой времени.

2. «В том виде, в котором существует наше государство, учитывая тенденции в финансово-экономической, военно-политической и культурной сферах, мы являемся проявлением некоего консенсуса интересов ключевых игроков мировой геоэкономики».

3. «Да, являемся субъектом, способны выстроить государственное образование, которое являлось бы инструментом воплощения определённых идей, отличных от набора идей, характерных как для либерально-рыночной цивилизации, так и для тех или иных форм экстремизма».

Если согласиться с тем, что у нас существует некое окно возможностей, т.е. государство не является объектом внешнего управления, то можно продолжать.

 

Кто готов стать нашим союзником в «дружбе против»

Вплоть до недавнего времени можно было рассчитывать на то, что в качестве друзей или потенциальных союзников окажутся те, кто мотивирован, во-первых, антиглобалистскими идеями; во-вторых, те, кто мотивирован поиском союзников в обороне от арабо-исламских форм экстремизма.

Иными словами, Россия, точнее, Евразийское Содружество, потенциально могло быть интересно евроскептикам на западе и умеренным мусульманам на востоке.

Оптимизм относительно евроскепсиса подпитывался, в частности, примером Венгрии, ведь венгры имеют достаточно сложный и неоднозначный опыт сосуществования с нашим государством - обиды 1849 и 1956 годов мадьяры помнят хорошо. И, тем не менее, рост национального самосознания, который сопутствует взращиванию антиглобалистских идей (не левацкого толка), не привёл к росту националистически мотивированной русофобии.

Но, увы. Пример Венгрии не стал правилом.

Никакой миграционный кризис Западной Европы, никакие процессы евроскепсиса, присущие для Европы Восточной, не подтолкнули европейцев в наши объятия. Более того, разговоры о потенциальном неоконсервативном развороте Европы остались просто разговорами. Никакой кризис самоидентификации, поразивший коренные народы Старого Света не конвертируется в реальные политические изменения. Европа, подобно Союзу ССР накануне «перестройки», продолжает провозглашать политкорректные лозунги. Эти лозунги, может быть, и высмеиваются где-то на кухнях, но - как показывают французские выборы - именно они продолжают определять и образ европейской политической мысли, и, соответственно, образ политического действия.

Итак, евроскепсис, присущий как западноевропейским консерваторам, так и самим широким массам восточноевропейцев, отошедших от эйфории первых лет евроинтеграции, не стал тем фактором, который теоретически мог бы сплотить нас с евроскептиками в «дружбе против».

 

«Междуморье»

Более того, политтехнологи, обслуживающие один из геоэкономических центров силы, пытаются канализировать энергию восточно-европейских евроскептиков в русло формирования идеологии «Интермариума».

(Идея т.н. «Интермариума» - «Междуморья», существует в нескольких версиях - как в экономической версии, так и в радикально идеологической - как потенциально осуществимой альтернативы обезличивающегося «Евросоюза»). Троеморье (этот же проект именуется «Инициатива трёх морей») представляет собой попытку консолидации на антироссийской платформе стран, расположенных между Адриатическим, Балтийским и Чёрным морями, с целью возведения нового «санитарного кордона», отгораживающего Россию от Европы. На балтийском направлении у инициаторов проекта всё нормально - проамериканские русофобские режимы в Прибалтике готовы участвовать в любой антироссийской акции. На черноморском - тоже более или менее; Румыния реализует здесь родственный Троеморью проект «Великая Румыния», Украина превращена в авангард противостояния России.

Конечно, с «Интермариумом» не всё так гладко выходит, как было на бумаге.

Если изначально этот проект охватывал широкую полосу государств востоку от Швеции, Германии и Италии - вплоть до Грузии, то на сегодняшний день из агитационных материалов идеологов Междуморья исчезли Финляндия, Австрия, Сербия, Македония и Грузия. Однако, даже если от всего Междуморья останутся даже только государства, возникшие на обломках Речи Посполитой, мы будем иметь достаточно грозного и опасного врага. Приходится признать, что евроскептики Восточной Европы потенциально могут стать не просто недругами, но штурмовым отрядом, готовым вторгнуться в пределы Отечества.

Речь идёт о том, что идеологи «Междуморья» не просто романтизируют Речь Посполитую, но, активно привлекая, например, хорватских радикалов, надеются выстроить некую «Белую Европу», одинаково чуждую как разлагающейся либерально-демократической Западной Европе, так и «Московской азиатской орде», т.е. нам с вами.

И если лет 20 назад можно было с чистым сердцем сказать, что «у супостата техники много, но с пехотой дела гораздо хуже», то теперь мы видим, как буквально на наших глазах украинская молодёжь превращается именно в такую массу, которая легко может стать ресурсом «пушечного мяса».

Кто бы мог сказать ещё несколько лет назад, что линия разделения между славянами, относящимися к Русскому миру, и теми, кому наши идеалы глубоко чужды, будет проходить не по границе 1939 года, и не в киевских университетах, а на кровоточащем Донбассе и буквально в каждой из тех семей, где кто-то из родни всерьёз воспринял идеологию «Майдана»?

Кто бы мог сказать, что фронты Третьей Мировой будут не только на далёком Ближнем Востоке, но и совсем рядом...

 

Неоосманизм - как альтернатива арабо-исламского экстремизма

Другой этно-культурной группой наших потенциальных союзников могли бы стать, условно говоря, умеренные мусульмане Средней Азии, озабоченные угрозой, исходящей от тех или иных центров арабо-исламского экстремизма.

И действительно, до тех пор, пока единственной альтернативой подпадания под влияние арабо-исламских экстремистов был умеренно-консервативная идеология Евразийства, можно было быть уверенными в том, что народы Средней Азии так или иначе, вернутся в орбиту Москвы.

Однако, серьёзным вызовом для Евразийской интеграции стал идеологический разворот Казахстана в сторону Турции.

Речь идёт о возможных последствиях тех тектонических изменений, которые связаны с инициативами Эрдогана. Дело в том, что «кемализм» - модель парламентской европоцентричной республики - был навязан в 1922 году Турции представителями либерально-рыночной идеологии. Это обуславливало в течение почти ста лет зависимость Турции от Запада.

Почти 100 лет Турция исповедовала «кемализм» - корпус либеральных идей, определяющих турецкое сообщество как одну из «политических наций». В качестве альтернатив кемализму имели место как те или иные идеи исламского единства, так и идеи пантюркизма - единства кровного и языкового.

Итоги референдума о переходе к президентской форме символически означают, что Турция Эрдогана становится независимым центром силы на карте мира. И в качестве базы идейной будет воспринят неоосманизм - т.е. совокупность идей пантюркизма и относительно умеренного неарабского ислама.

Пантюркизм подкрепляется не только обоснованием языковой и этнической общности, но и общности культурной. Народы, потенциально готовые войти в орбиту неоосманского культурно-идеологического поля, воспринимают эту интеграцию как альтернативу в том числе и «исламизации по-арабски», неприемлемой для выходцев из среднеазиатских республик бывшего Союза ССР.

И теперь у Евразийской мультикультурности появляется серьёзный идеологический соперник - наднациональная традиционная неэкстремистская мусульманская культура новой-старой Османской империи. Символическим шагом на пути сближения станет переход казахов на латинскую графику турецкого образца.

Реанимация неоосманского проекта станет для среднеазиатских стран бывшего Союза реальной альтернативой арабо-исламизации. Следовательно, наша идеология мультикультурности и антиэкстремизма получит очень серьёзного соперника в виде Неоосманского цивилизационного проекта: турки ТОЖЕ против арабского исламизма, но они ТОЖЕ умеренные мусульмане, как и наши среднеазиаты, следовательно, Неоосманский проект будет более привлекателен, нежели абстрактно Евразийский.

Некоторым - временным - препятствием для полного отрыва стран Средней Азии может стать тот факт, что среднеазиатские постсоветские элиты как раз воспитаны в духе либерального кемализма. И хотя турки для них будут всегда ближе русских, а «ислам по-османски» всегда милее «ислама по-арабски», тем не менее, неоосманский политический проект - как проект имперский - будет вызывать в рядах среднеазиатских элит определённую опаску.

 

Попробуем подвести некоторые выводы

Евразийский интеграционный проект, будучи воплощением идеи построения многополярного мира, теоретически мог быть привлекательным для европейцев, разочаровавшихся в идеологии «воинствующей постхристианской политкорректности», так и для азиатов, справедливо опасавшихся погружения региона в новое Средневековье. Т.е. умеренно консервативная идеология Евразийской интеграции могла быть альтернативой как обезличивающей глобализации, так и радикальной исламизации.

К недостаткам этой идеологии стоит отнести тот момент, что Москва оказалась в двусмысленном положении - с одной стороны провозглашались идеи собирания Русского Мира, но, с другой, вовсю трубили о многонациональности и равноудалённости от того, что составляет ядро любой самодостаточной цивилизации.

Более того, трагические события на Донбассе - в глазах азиатских партнёров, внимательно наблюдавших за развитием событий, - поставили под сомнение то, что «русские своих не бросают».

С другой стороны, восточные славяне, точно так же внимательно наблюдая за тем, что говорят в Москве, и что потом делается, сделали для себя вывод, заключающийся в том, что Евроазиатский союз является разновидностью глобализационного проекта, отличающегося, при этом, от Евросоюза в худшую сторону.

Что же остаётся делать нам?

Если оставлять всё как есть, то есть продолжать «казаться», а не «быть», то это по всей вероятности приведёт к неуклонному умалению авторитета нашей страны - как потенциального ядра альтернативного цивилизационного проекта. Если же в основу идеологии интеграции заложить некие неосторожные моменты типа призывов к построению собственно Русской Республики, то это может быть перетолковано нашими «заклятыми партнёрами» весьма провокационно, уж они-то большие мастера доведения двусмысленных ситуаций до предпогромной кондиции.

Так или иначе, но без нахождения ответов на вопросы о роли России в попытке построения общества, где в основе идеологии лежало бы служение идеалам Правды и Справедливости; без нахождения критериев Правды и Справедливости; в конце концов - без определения роли Русской культуры и самого Русского народа в интеграционных процессах, эти самые процессы так и будут продолжать пробуксовку, а времени сейчас терять нельзя ни в коем случае.

Кто знает: сейчас август 1939-го или уже май 1941-го?

 

Тихомиров Павел Вячеславович,

помощник главного редактора «Русской Народной Линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 18

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

18. боеприпас : Ответ на 16., Абазинский:
2017-10-16 в 15:32

Николай, не путайте Божий Дар с "яишницей"



Не путаю.
---------
Ну возьмите Японию, Корею и Китай. Народы сложившиеся давно. Главное, до начала 19 века изолированные ( почти ) . И при чём тут какой то " этногенез" ? Судьбы этих народов решались в Англии. Английские лорды решили судьбы Японии , Кореи и Китая .
В соответствие со своей ( умной ) стратегией, английские лорды решили " откормить" Японию и сделать из неё управляемого " бульдога". Аккуратная работа велась весь 19-й век.
Китай же , лорды решили ослабить или уничтожить.
Ну и при чём тут какой то там " этногенез" ??
17. Ник Ликашин : Ответ на 14., Андрей Карпов:
2017-10-16 в 01:55

«Осень 2017. Времена не повторяются. Все исторические аналогии условны. Они только запутывают. Начинаешь думать, что знание прошлого помогает понять настоящее, а это не так.»
Нет, не так! Сегодня, на селе или и в городе среди молодежи востребован "батя": « культпросветработник», т. е нас ждут, того, кто, после окончания института культуры самодеятельно сможет их построить. Андрей Карпов, не надо падать духом: нас не перешибить обухом безденежья
16. Абазинский : Ответ на 11., боеприпас:
2017-10-15 в 21:22

Николай, не путайте Божий Дар с "яишницей". Общая схема жизни отдельного человека известна - рождение, детство и юность, возмужание, зрелость и старость. При благоприятной генетике. Точно также и этнос проживает свою жизнь от рождения с одной лишь разницей - человек умирает, этнос регенерируется продолжая быть в новом качестве.

Этногенез это часть антропогенеза на его последнем известном этапе. В отличие от исторического процесса он подразумевает биофизикохимическое существование. Которое объясняется естественными законами. От зачатия до смерти в человеке ежесекундно происходит многое множество биохимических реакций. В результате вырабатывается биохимическая энергия живого вещества, основа существования живого мира. Или у Вас всё по другому?

Этнос есть форма самоорганизации людей в первую очередь по кровнородственному и кланово-родственному признаку. Его существование и развитие во времени и пространстве называется "этногенез". Он не зависит от того, какой веры члены этноса. Греки и русские - православные, китайцы и индийцы по сути язычники, арабы и татары исповедают ислам - но от этого законы этногенеза не изменяются.

Действительно, "пассионарные толчки" до сих пор не объяснены толком. Однако в науке многое находит объяснение спустя века. Будем надеяться, что с ПТ это случится скорее.

С уважением.
15. Михаил Москва : Ответ на 14., Андрей Карпов:
2017-10-15 в 19:15

Г-н Карпов, я говорил что напомню про судью Хахалеву, к которой Вы так неровно дышите?
news.yandex.ru/yandsearch
14. Андрей Карпов : Ответ на 2., Дмитрий_BR:
2017-10-15 в 18:00

Я б еще добавил варианты: январь 1917-го и март 1937-го...

Осень 2017. Времена не повторяются. Все исторические аналогии условны. Они только запутывают. Начинаешь думать, что знание прошлого помогает понять настоящее, а это не так.
13. Кирилл Д. : Ответ на 7., Павел Тихомиров:
2017-10-15 в 17:18


полностью согласен с Вами, что строить надо бы Русскую империю. Да только строить некому. Нет субъекта, который бы формировал культурную и политическую реальность исходя из своего понимания Больших Целей.



Ну как некому? А мы сами, по идее, и есть тот субъект (те субъекты) или, во всяком случае - должны таковыми стать, несмотря на то, что в связи с этим мне вспомнился анекдот про "мыши, станьте ёжиками". Значит, надо стать ёжиками.
12. Алёша : Re: Гуманитарные проблемы Евразийской интеграции
2017-10-15 в 15:14

Статья, что называется, не в бровь, а в глаз. И одному Богу известно во что всё это выльется. На сегодняшний день ясно только одно: современное состояние России не предусматривает никакой интеграции с бывшими частями РИ и СССР. На примере союзного государства с Белоруссией и событий на Украине это видно предельно отчётливо. РФ, на деле, не желает ни с кем интегрироваться. Вопреки бумажным планам и озвучиваемым замыслам. Ни со Средней Азией, ни с Казахстаном, ни с бывшими братьями-славянами. Ни войной, ни миром. Никак.

Поэтому все запускаемые проекты трещат по швам и сходят на нет. И причина этого, на мой взгляд, весьма проста и банальна: русский народ, ну или, по современному, российский народ, утратил тягу к общинности и братству. Нынче ему этого не надо. В массе своей он от этого отвык, отучен и сосредоточился на индивидуальном. И желания отдельных личностей, желающих с кем-то там интегрироваться, не в счёт. Они не действуют для всего народа в совокупности. И с кем бы ни задумала объединяться власть, вопреки желаниям народа, хоть с Гондурасом, хоть с Эфиопией, никакого реального объединения не будет.

Из истории нам известны два типа объединения разных народов под крылом русского: царско-имперский и социалистическо-советский.
Первый тип был обусловлен общинным принципом жизни русского крестьянства. Новый народ с его территорией принимался не просто под защиту или покровительство государства Российского, а он полноправно входил в общину народов на правах нового двора.
Второй тип обуславливался братской солидарностью трудящихся. Ибо труд везде одинаков, а следовательно и все люди - братья. Но как только в СССР личные интересы стали повсеместно выходить на первый план, оттесняя братские, тотчас запустились процессы распада и реинтеграции.

Возможно, впереди, нам предстоит какой-то третий путь. Будет ли он похож на первые два либо на их синтез, либо будет каким-то принципиально новым, судить не берусь. Но, в любом случае, для объединения с кем-либо, понадобится желание большинства российского народа сначала вернуться к общему от частного и поставить коллективное выше личного. Для начала объединиться друг с другом внутри России. Это самое главное и обязательное условие. Ежели это произойдёт, тогда, возможно, кто-то и подтянется к нам поближе. Кто за защитой, кто за выгодой, а кто просто ради престижа.

А возможно не будет вообще никакого объединения ни с кем. Если внутри России индивидуализм будет продолжать возобладать или победит окончательно.
11. боеприпас : Ответ на 5., Абазинский:
2017-10-15 в 13:17

Гумилёв был прав в главном - Пассионарной Теории Этногенеза. Но в объяснении с этногенетической точки зрения были ошибки, а также не всегда верные исторические интерпретации.



Уважаемый Владимир.

Прошу понять моё отношение к этому вопросу. Вернее - ОТВРАЩЕНИЕ.
------------
Тут не физика и не ботаника . Тут или человек верит в Господа Бога Отца и Творца и Источника Всякой жизни. Или " этногенез" .. а эта штука в сто крат больше атеизма содержит, чем Марксизм.
" этногенез" хуже простого атеизма.
Даже страшно и писать на такую тему.
Сама Богородица!! Живая и Милосердная , с гневом отвергла молитвы известного грузинского иерарха об умножении народа грузинского , поскольку люди убивают младенцев в абортах.
Какие там " пассионарные" толчки ??7 Откуда толчки? От кого ? Сами, что ли .. из ничего ?
Даже Атилла! Язычник , и то знал и сказал - " Я молот Божий". А вы говорите .." пассионарий" (((
Если Бог Отец и Источник всякой жизни , говорит - " Я произведу из него народ многочисленный" !!
А вы говорите - " этногенетический толчёк".
---------------
Владимир. У меня даже слов нет. Пропадает всякое красноречие.
Или ЖИВОЙ БОГ ОТЕЦ И ТВОРЕЦ и Источник всякой жизни, и Господь наш Иисус Христос , Сын Бога Живого. И Царица Небесная . И ВСЕ ЖИВЫЕ СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ.... или какой то там .. " этногенез".

" этногенез" - надуманная абстракция .. даже не абстракция, а нелепые фантазии. А Пресвятая Богородица ЖИВАЯ!!!! Вот ОНА! Рядом всегда!
------------
Ну хорошо. Физика, ботаника, медицина.. тут Чин Естества , и некая обьективность.
Но! Даже судьба отдельного человека не поддаётся никаким рассчётам, поскольку Высшие ЛИЧНОСТИ определяют эту судьбу по своему усмотрению.
А что говорить о Судьбах целых народов!!
10. Абазинский : Ответ на 9., Павел Тихомиров:
2017-10-15 в 12:37

Эвфемизм - нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение". Если Вы это имеете в виду (а не просто ради красивого словца), то и Ваши культурологические рассуждения представляют то же самое без связки с этногенезом.Вы правы, ни о каком выведении расы "евразийцев" речи не идёт. Только лишь о попытке создания экономического союза, выполнявшего бы служебную роль в большой геоэкономике.



Расы не "выводят", они ж не в яйцах сокрыты. Но отрицать сегодня, что в мире сложились десять этногенетических пространств суперэтнического характера и русско-евразийское одно из них не получится. Формировалось оно в течение примерно 6 тысяч лет на просторах Северной Евразии в смешении народов индоевропейских (северокавказского и среднеазиатского очагов этногенеза), уральского, палеоазиатского сибирского, при активном участии западного индоевропейского и алтайского очагов. Отсюда и антропологические типы, и различные культуры. Отвлечённые рассуждения не уместны.

Современные трансформации социально-экономические в границах Российской Империи-СССР всего лишь следствие происходящих этногенетических перемен. Без одного другого не понять. Нужна полнота картины.
9. Павел Тихомиров : Ответ на 8., Абазинский:
2017-10-15 в 11:42

Эвфемизм - нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение". Если Вы это имеете в виду (а не просто ради красивого словца), то и Ваши культурологические рассуждения представляют то же самое без связки с этногенезом.



Вы правы, ни о каком выведении расы "евразийцев" речи не идёт. Только лишь о попытке создания экономического союза, выполнявшего бы служебную роль в большой геоэкономике.
8. Абазинский : Re: Гуманитарные проблемы Евразийской интеграции
2017-10-15 в 00:27

Эвфемизм - нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение".

Если Вы это имеете в виду (а не просто ради красивого словца), то и Ваши культурологические рассуждения представляют то же самое без связки с этногенезом.
7. Павел Тихомиров : Ответ на 6., Кирилл Д.:
2017-10-14 в 21:08

Казахский проект, мне кажется, глубже, чем неокемалистский - это он на чисто политическом уровне такой. А на более глубоком - это пантюркизм на доисламской (тенгрианской, например) "исконно тюркской" культурно-духовной основе. Наверно, нам без лишней политкорректности следует чётче позиционировать себя в качестве христианской цивилизации. Кто захочет - пусть присоединяется, отречения от своей веры мы же не требуем.


ув.Кирилл, согласен насчёт того, что казахстанский проект глубже банального кемализма, т.е. выстравиания из азиатов политической нации по европейским лекалам.
Но все-таки там вынуждены пока что считаться с неказахами, которых предлагают позиционировать например в качестве "казахстанцев славянского происхождения".

полностью согласен с Вами, что строить надо бы Русскую империю. Да только строить некому. Нет субъекта, который бы формировал пкультурную и политическую реальность исходя из своего понимания Больших Целей.

А условным центрам геоэкономической силы сойдёт и так.
6. Кирилл Д. : Re: Гуманитарные проблемы Евразийской интеграции
2017-10-14 в 15:27

Всё-таки, "Евразийский" - это эвфемизм "Русский православный", чтобы неправославных не оттолкнуть.
С другой стороны, это обоснование славяно-тюркского союза, но не очень понятно, на какой основе. Точнее, понятно, что на географической, соседской, и исторической - долго жили рядом, притёрлись, стали похожи. Но этого недостаточно, нужно и что-то культурно-духовное.
Но тюрки, да, склоняются к другому пути. Казахский проект, мне кажется, глубже, чем неокемалистский - это он на чисто политическом уровне такой. А на более глубоком - это пантюркизм на доисламской (тенгрианской, например) "исконно тюркской" культурно-духовной основе.
Наверно, нам без лишней политкорректности следует чётче позиционировать себя в качестве христианской цивилизации. Кто захочет - пусть присоединяется, отречения от своей веры мы же не требуем.
5. Абазинский : Ответ на 4., боеприпас:
2017-10-14 в 12:52

поскольку китайский суперэтнос вошёл в период зрелости, имперских амбиций Непонятно -) -------------- Уважаемый Владимир.Когда люди судят с меркой своей краткой человеческой жизни о Тайнах Божьих судеб целых народов, то ошибаются и самые великие. ----------- Сам Игнатий Брянчанинов 140 лет назад писал ( и был уверен ) , что Русский народ есть " неисчислимое полчище Гога и Магога". И на тот момент ( примерно 1860 г.г. ) всё на это указывало. Население Китая и Индии таяло. Русь росла усиленными темпами. А сейчас .. Русский народ на грани вылета из первой десятки многочисленных народов. ------------ Когда Гумилёв путешествовал по Аравии и северной Африке , арабский народ ( этнос ) В ТОЧНОСТИ соответствовал всем " теориям" Гумилёва. И это убеждало Гумилёва , в том , что он прав. Обычное дело ..(( Самое обычное. Арабы влачили своё существование , на грани выживания. В полуживотном .. сонном состояние. И в ничтожной численности. Как это .. в " теории" ? Типичная " мемориальная фаза " этноса арабов.. как КАЗАЛОСЬ Гумилёву. А что сейчас ? Сейчас арабов ровно в сто ( 100 ) раз больше , чем при Гумилёве. ----------------- И так БЫЛО! и БУДЕТ! со всеми лжетеориями лукавого человеческого ума , когда человеческий ум дерзает на куцем отрезке обозримого пространства , выстроить СОБСТВЕННУЮ теорию бытия народов и людей. Все они обращаются в пародию-))



Николай,
В 19 веке русский этнос был в периоде мощнейшего демографического взрыва, что и зафиксировал Игнатий Брянчанинов. Что после случилось в 20 веке напомнить?

Гумилёв был прав в главном - Пассионарной Теории Этногенеза. Но в объяснении с этногенетической точки зрения были ошибки, а также не всегда верные исторические интерпретации. Арабы сегодня в очередном периоде зрелости.

Китайцы накануне Второй Мировой войны числом были 610 млн. Но период зрелости спровоцировал демографический взрыв и сегодня их 1 млрд. 370 миллионов. Так что никаких "лжетеорий". Во второй половине 21 века китайцы пойдут расселяться по Евразии и дальше для продолжения суперэтнизации и создания "Великой Евразии".

С уважением.
4. боеприпас : Ответ на 1., Абазинский:
2017-10-12 в 10:51

поскольку китайский суперэтнос вошёл в период зрелости, имперских амбиций



Непонятно -)
--------------
Уважаемый Владимир.
Когда люди судят с меркой своей краткой человеческой жизни о Тайнах Божьих судеб целых народов, то ошибаются и самые великие.
-----------
Сам Игнатий Брянчанинов 140 лет назад писал ( и был уверен ) , что Русский народ есть " неисчислимое полчище Гога и Магога". И на тот момент ( примерно 1860 г.г. ) всё на это указывало. Население Китая и Индии таяло. Русь росла усиленными темпами.
А сейчас .. Русский народ на грани вылета из первой десятки многочисленных народов.
------------
Когда Гумилёв путешествовал по Аравии и северной Африке , арабский народ ( этнос ) В ТОЧНОСТИ соответствовал всем " теориям" Гумилёва.
И это убеждало Гумилёва , в том , что он прав. Обычное дело ..(( Самое обычное.
Арабы влачили своё существование , на грани выживания. В полуживотном .. сонном состояние. И в ничтожной численности.
Как это .. в " теории" ? Типичная " мемориальная фаза " этноса арабов.. как КАЗАЛОСЬ Гумилёву.
А что сейчас ? Сейчас арабов ровно в сто ( 100 ) раз больше , чем при Гумилёве.
-----------------
И так БЫЛО! и БУДЕТ! со всеми лжетеориями лукавого человеческого ума , когда человеческий ум дерзает на куцем отрезке обозримого пространства , выстроить СОБСТВЕННУЮ теорию бытия народов и людей.
Все они обращаются в пародию-))
3. Koordinator : сейчас август 1939-го или уже май 1941-го?
2017-10-12 в 09:28

Октябрь 1941-го.
Украина сдана. Крым держится. Враг у ворот Москвы. Правительство задумалось об эвакуации.
2. Дмитрий_BR : Re: Гуманитарные проблемы Евразийской интеграции
2017-10-10 в 23:58

Я б еще добавил варианты: январь 1917-го и март 1937-го...
1. Абазинский : Re: Гуманитарные проблемы Евразийской интеграции
2017-10-10 в 13:44

ВЫВОДЫ ДЕЛАЮТ,А НЕ ПОДВОДЯТ.

Для понимания что такое евразийская интеграция, нужно для начала обратиться к этногенезу. Во-первых, человечество развивается в двуединстве этногенеза и истории, биофизикохимического и социально-экономического. В первом случае на поверхности рождение и развитие этнических сообществ, которые строго научно называют этносами, а в просторечии - народами.

В процессе этногенетической суперэтнизации и социально-экономической глобализации в течение нескольких тысячелетий образовались десять этногенетических пространств суперэтнического характера. Одно из них русско-евразийское в границах Российской Империи-СССР в Северной Евразии. Ведущим этносом суперэтноса стал русский. Отработав 1150 лет русский этнос вошёл в период старения и распада общего этногенетического поля и государства в 1991 году.

В 1993 году с подачи Н.А. Назарбаева начинается северо-евразийская интеграция. Которая велась в нескольких вариантах. Последняя в формате ЕАЭС - ЕврАзийский Экономический Союз. В нём на сегодня уже 5 государств из бывшего СССР - Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизстан. Кандидаты на вступление: Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Туркмения.
И даже: Монголия, Иран, Турция, Индия, КНР, Тунис.

"Евразийский Союз - ЕАС — предполагаемое название проекта конфедеративного союза государств постсоветского пространства, стран исторической Европы и России (бывшей Российская империи) с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным и культурным пространством. Часто в СМИ термин «Евразийский Союз» некорректно применяют как сокращённый вариант названия Евразийского экономического союза (ЕАЭС), но эти проекты различны по степени интеграции."

На самом деле общеевразийская интеграция уже происходит в рамках проекта Шанхайской Организации Сотрудничества. Это на сегодня очень большая организация - 8 членов (Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан). Наблюдатели - Афганистан, Белоруссия, Иран, Монголия. Подали заявку на наблюдателя - Бангладеш, Сирия, Египет, Израиль, Мальдивы, Украина, Ирак, Вьетнам. Кроме того есть партнёры по диалогу - Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка. По сути ШОС - это прообраз будущей "Великой Евразии", как итог общеевразийской интеграции.

Пантюркизм и Турция. В 17-20 вв. сразу шесть этносов проходили через период зрелости и имперских амбиций. Они создали свои государства-империи: русские Российскую, Турки Османскую, австрийцы Австро-Венгерскую, германцы Германскую, англо-саксы Британскую, японцы Японскую. В 20 веке все они распались, в 21 веке переживают имперскую ностальгию. Судорожно пытаются возродить что-то похожее и турки с Эрдоганом не исключение. Но турки замахнулись не просто на те же пространства бывшей Османской империи, они в запале захотели организовать под себя тюркский мир. При этом турецкое этногенетическое пространство стоит первым в очереди по дальнейшую дезинтеграцию из шести вышеназванных. Где и Турции как государству конец. Курды уже за объединение всех курдов в едином государстве, а это треть населения Турции. Западные окраины страны достаточно европеизированы и будут рады при первом удобном случае уйти хоть в ту же Грецию.

Дезинтеграция Западной Европы - этногенетическая и социально-экономическая начинается сегодня. ЕвроСоюз не жилец. Его иллюзия будет поддерживаться германцами, поскольку их период старения только начался и впереди ещё есть время и возможность хоть как-то сохраниться в общем развале. Центральная Европа будет ведома скорее всего Польшей. Но при активной силовой экспансии из афро-азиатского пространства арабов западные европейцы хлынут на восток. Они утопят миграционным цунами мелкие страны Ц. Европы. Но и хлынут в русские пределы Украины и Белоруссии.

И подведём итоги.
Во-первых, северо-евразийская интеграция продолжится. Эпицентр русско-евразийского этногенеза смещается в Южное Приуралье. Центром будущего Евразийского Союза (а он будет создан в силу внутренних причин к интеграции и мощного давления извне - с юго-востока китайского, с юго-запада арабского, с запада европейского) возможно станет Екатеринбург, духовное целеполагание формируется от места казни Царской Семьи.

Во-вторых, общеевразийская интеграция будет усиленно продвигаться Китаем, поскольку китайский суперэтнос вошёл в период зрелости, имперских амбиций, расширения территории обитания. И это реальности 21 века. Каким будет расселение китайцев по Евразии - мирным или военным, когда это произойдёт, но в итоге "Великая Евразия".
В-третьих, ЕвроСоюз на грани развала. Он ещё скреплён экономическими интересами, пытается пропагандировать европейский социальный проект, только этногенетическое время вышло. Часы пробили полночь, наступила другая эпоха - арабо-исламской экспансии и смены индоевропейского антропологического типа Европы.
В-четвёртых, неважно какими будут идеи социально-экономического развития. Важно какие этногенетические трансформации переживает мир сегодня. Именно они определяют будущее. На основе этих перемен формируется (не будущий, а сегодняшний) многополярный мир - БРИКС. За будущее столкнулись в борьбе две идеи - мира однополярного под опекой США и мира многополярного. И первая не имеет продолжения. Хотя в этом противостоянии США вполне могут развязать мировой конфликт и погубить себя как государство. Вместе с ними рухнет в никуда и Европа.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме