Почетным председателем VIII Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь», который c 12 по 15 сентября прошел в Иркутске, был сопредседатель правления СП России, писатель и публицист Владимир Крупин. Он же возглавлял жюри.
Наш разговор с писателем состоялся накануне его поездки в Иркутск.
- Владимир Николаевич, чего вы ждете от Литфорума?
- Странно было бы ждать чего-то, литературный процесс не зависит от наших пожеланий. Ничего нового после античности и всех веков литературы, в особенности, после XIX-го, не скажем, можем только поддержать падающее знамя русской и мировой литературы.
- Какова, по-вашему, острейшая задача литературы на данный момент?
- Воцерковление людей - и другой задачи у нас быть не может. А то, что такое значение придаем всевозможным премиям, начиная с Нобелевской, считаю неправильным. У литературного процесса есть нерушимые законы, нравственные и религиозные, их и надо соблюдать. Так что не верьте, когда политики изображают любовь к литературе: хорошая литература всегда возникает вопреки. И когда правительство хочет прикормить современных литераторов, ситуация ничем не отличается от времен, когда писатели писали о кукурузе, бригадных методах, о создании конкурентоспособных проектов в промышленности, о сталеварах и колхозниках. Правительству нужно, чтобы литература обслуживала его экономические интересы и умалчивала о том, о чем не следует говорить. Независимый писатель для них всегда головная боль, думаете, так сильно они любили Белова и Распутина?! Просто пытались прикормить - премию дадут или выберут куда-нибудь, но хороший писатель - он всегда неуправляем. Он слушается только Господа Бога и Ангела-хранителя.
- Как выживает сегодня писатель: издается ли, доходят ли его книги до читателей?
- Ни для кого не секрет, что в фаворе коммерческая литература, улицких и пелевиных на полках предостаточно, но при этом издавать Дмитрия Быкова будут, лишь если он выгоден, а на нет суда нет. Полистайте серию ЖЗЛ - завал конъюктуры. Из любопытства посмотрел книгу об Андрее Вознесенском, все-таки были знакомы. И о чем же прочел? О разговоре двух известных писателей, в котором один другому предлагает «взять телку», потому что у него на нее «уже нет сил». Вот такая литература. Рядом с ними Веничка Ерофеев со своей повестью «Москва-Петушки» смотрится гораздо благороднее. Настоящая литература - это всегда служение Христу: ты за или против, все предельно ясно.
- Наша страна считалась самой читающей в мире, и это действительно было так, что же сталось с ней?
- А то, что время работает на понижение интереса к литературе, но это ненадолго. В XX веке литературу пытались убить не единожды: вначале кино, помните, что писали, когда в 1919 году сняли фильм по рассказу «Поликушка» Толстого? Написали, что Лев Толстой теперь нужен только для написания сценариев. Потом был страшный удар от телевидения, а теперь - просто страшнейший - от интернета. Но и это не навсегда. Ничто не заменит книгу, которой не одна тысяча лет. Книга, которую от руки писал еще Моисей, не убиваема. Кроме того, в людях срабатывает инстинкт самосохранения: читающий человек на три головы выше не читающего. Так что, чтение все равно победит. Я всегда говорю, что женщина, которая не смотрит ТВ, становится красивее, а мужчина - умнее. Твердо убежден в этом, поэкспериментируйте. Вот мне в последнее время все говорят - «Какой вы красивый, какой красивый, как этого добились?!» Да я телевизор не смотрю, вот и весь секрет (смеется).
- С какими эмоциями полетите в Иркутск, в каком-то смысле, вас ждет встреча с Распутиным?
- Да, с Иркутском связана огромная часть моей жизни: в 1972 году, осенью я познакомился с Валентином Григорьевичем, и 43 года продолжалась наша дружба. Мне без него очень одиноко и тоскливо, и когда Николай Бурляев предложил принять участие в Литературном форуме, согласился лишь потому, что прежде это собрание возглавлял Валентин. Я как бы сменил его на этом посту. Предчувствую, что тяжелой будет эта поездка, разные места в городе будут напоминать - тут мы ходили, тут сидели в компании, тут выступали. Мы и на Байкале были, ездили в Аталанку и на остров Ольхон - что говорить, для меня это не только свидание с юностью и Распутиным, но и прощание с этими местами. Уж больше не полечу, конечно, но последний поклон надо отдать - и могилке, и набережной, и озеру.
- Общественность бурно обсуждает скандальные ситуации с «Матильдой» Алексея Учителя и арестом Кирилла Серебренникова, что думаете по этим поводам?
- Что тут можно думать, на мой взгляд, это - распространение разврата и пошлости, пропаганда насилия и нелюбви к России. Все знают, что наша страна - последний бастион святости и целомудрия, вот почему оппонентам так хочется разрушить его. Люди верующие убеждены, что, рано или поздно, Господь поразит зло, его признаки наблюдаем во всей красе, когда в инсценировке по роману Гончарова, в одной из сцен, Обломов и Захар лежат в одной постели, или в новосибирской опере ставят «Тангейзера», или бесконечно обнажают актеров в спектаклях... А теперь еще ждем «Матильду»... Смотрю на все это и удивляюсь, что не находится у нас силы, способной запретить эту пошлятину.
Беседовала Нина Григорьевна Катаева, обозреватель российско-белорусской газеты «Союзное вече»
Досье
Владимир Николаевич Крупин родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области в семье лесничегоСССР">. Русский православный писатель, публицист. Главный редактор журнала «Москва» (1990-1992). Лауреат Патриаршей литературной премии (2011). Сопредседатель Союза писателей России.
Окончил Московский областной пединститут (1967). Работал учителем, редактором в издательстве «Современник». Первая книга «Зёрна» вышла в 1974 году, широко стал известен после публикации повести «Живая вода» («Новый мир», 1980). Автор более, чем двух десятков книг повестей и рассказов, в том числе, для детей. Произведения Крупина, для которых характерно притчевое начало, часто вызывают дискуссии среди читателей, например, «Сороковой день», «Повести последнего времени» (2003), куда вошли «Крестный ход», «Дурдом», «Люби меня, как я тебя», «Прощай, Россия, встретимся в раю».
Автор религиозной публицистики, с 1994 года преподаёт в Московской духовной академии. Многолетний председатель жюри фестиваля «Радонеж».