Русские сказки о большой дипломатии и рыночных отношениях

0
1176
Время на чтение 9 минут




    Западно предрасположенная интеллигенция обычно предвзято относится к  русским сказкам, считая их наивными, способными вызвать интерес разве что у  детей младшего возраста. Но на деле это , конечно, не так. Русские сказки  построены по принципу притч и содержат в себе, как правило, несколько  смысловых пластов. Русские сказки могут быть не только интересны , но и  полезны с точки зрения жизненного опыта и прогнозов на будущее, юношам,  молодым людям, да и даже весьма зрелым людям. Русские сказки часто наполнены  глубокими обобщениями и пророческими смыслами. Некоторые русские сказки я  бы даже рекомендовал для углублённого изучения в вузах, готовящих  дипломатический корпус станы. Ранее на РНЛ желающие могли познакомиться с  обществоведческим осмыслением двух русских сказок в моих статьях: «Василиса  прекрасная» и её обществоведческий смысл»  и «Русская сказка «Два Ивана» и обществоведческие предсказания».  В этот же раз я предполагаю остановить своё и ваше внимание на русских сказках про дипломатию, как большую, так и  малую. В основном наш разговор будет идти вокруг содержания трёх русских  сказок: «Медведь и лиса», « Лиса и петух» и «Лиса и журавль». Имеющие уши да  услышат, имеющие глаза да увидят, имеющие ум да поймут.

 Прежде отметим такую особенность русских сказок о дипломатии и рыночных  отношениях: очень часто обязательным участником сказочных событий, требующим пристального взора дипломата и социолога, является лиса, зверь  хитрый, корыстный, лукавый с явно выраженной рыночной ориентацией и  психологией поведения. Заметим также, что сказочные звери являются не только олицетворения звериных телесных и духовных особенностей, но и человеческих  особенностей и даже более крупных живых сообществ , систем и союзов.

 

 Сказка «Лиса и журавль». Остановимся кратко на содержании сказки.

 Лиса: «Приходи, куманёк, приходи дорогой. Уж вот как тебя угощу!» Пришёл  журавль на званый обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и  потчует журавля: «Кушай, куманёк, кушай голубчик! Сама
 стряпала». (выразительная характеристика нравственных качеств лисы, как  существа, исповедующего рыночную идеологию).

  Журавль хлоп -хлоп! Носом по тарелке: стучал-стучал - ничего не попадает.
А лиса лижет себе да лижет кашу, - так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и  говорит: « Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем»( фраза, достойная  Толерана, Бабамы и Качинского).

  «Спасибо, кума, и на этом, - отвечает журавль,- приходи завтра ко мне».
 На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, положил  в высокий кувшин с узким горлом, поставил на стол и потчует : «Кушай,  кумушка, кушай милая! Право больше потчевать нечем. Вертится лиса вокруг  кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт - то кувшин, и понюхает - всё ничего  не достанет. А журавль стоит на своих длинных ногах да длинным носом из  кувшина окрошку таскает, клевал да клевал, пока всё и съел. «Ну, не обессудь , кумушка, больше угощать нечем».

  На этом дружба с журавлём у неё и закончилась. Лисья дипломатия не сыграла.

  Что особо следует , отметь в этой сказке, имеющее отношение к большой  политике. Что большая политика , как и малая, начинается тогда, когда в  отношения пытаются вступить живые существа и их сообщества очень разной  природы, разной ментальности, нравственности и духовности с разными  возможностями. Именно это и подчёркнуто в сказке образом жуликоватой  приземлённой лисы и длинноногого журавля, снисходительно смотрящего на рыночно-плутоватую лису сверху вниз. В сказке отчётливо звучит один из краеугольных принципов уважающей себя дипломатии: Как аукнется - так и  откликнется. К сожалению, современная дипломатия стран ярко выраженной  рыночной ориентации указанный выше принцип дипломатии плохо усвоила, являя  миру неприкрытую корысть и пренебрегая даже элементарным приличием.

     Рассмотрим содержание следующей сказки «Лиса и петух». Первая сказка  рассказала нам об отношениях явного представителя рыночной идеологии с  представителем не рыночной идеологии и о дипломатии между ними. А вторая  сказка погружает нас в отношения и дипломатию внутри рыночно -плутоватого  альянса.

 


 Шла лиса на боярский двор (ни мало, ни много), хотела съесть из телятника  телёнка, из курятника курёнка, от овцы ягнёнка, от свиньи поросёнка( явная  агрессия относительно чужих ресурсов и запасов). Лиса очевидно зазрится на  чужое добро, на чужой прок, не имея на то никаких оснований кроме воровского  своего желания. Что весьма свойственно и сегодняшним сильно рыночным кланам  и даже государствам, не связанными христианской моралью, игрокам глобального  рынка. И так мы видим, что лиса по своему менталитету воровка и плутовка.

 Здесь вступает в действо второй субъект плутовского сообщества - петух.
 Вор-петух лису увидал, крыльями-перьями замахал и запел - на весь двор  зашумел. ( Похоже вор-петух работал в каком-то рекламном агентстве, но  недостаточно хорошо просчитал ситуацию).

  Весь народ сбежался: старые старухи с лопатами, с ухватами; старые старики с  топорами, с коромыслами; малые ребята с мутовками, с колотовками - хотят  лису бить (такая, вполне естественная , у людей реакция на лису, на её суть).

  Насилу лиса убралась. Убежала в лес, под ольховый куст пала и три дня там  пролежала. Вот петух пошёл в чистое поле, взлетел на высокое дерево, сел и  сидит. А лисица отлежалась, пошла по чистому полю. Идёт возле того дерева,  взвела око ясное, видит - сидит петух. «Что, вор-петух, по своей ли охоте  летаешь или за нами, зверями, наблюдаешь?( на людях эти дети рынка меж  собой говорят достаточно уважительно, весело крыльями машут и кукарекают,  соблюдают этикет; а наедине, зная цену дуг другу, режут правду-матку в  глаза).Но петух понимает, что он рангом ниже воровки- лисы и соблюдает  дистанцию. «Э, мать-лисица! Я по своей охоте летаю, ни за кем не  наблюдаю» ( рыночное лукавство всё равно проскакивает и у петуха) .

  Лиса позволяет себе на правах более главного лица альянса иронизировать.  «Что, вор-петух! Без покаяния на высоком дереве погибнешь. Слезай да  покайся, много ли у тебя грехов на душе.» Тут петух умилился, стал  спускаться с ветки на ветку, с сучка на сучок, с пенька на пенёк.
Спустился  на землю и сел перед лисой.( Здесь надо отметить ещё одну особенность  деятелей рынка: они большого мнения о самих себе , о своих умственных и  нравственных возможностях, о своём праве принимать исповедь грехов от  других существ и людей).

 

 Лиса к нему подбегала, крепко петуха в когти хватала, крылышки-пёрышки  расправляла (отношения меж членами рыночного альянса вступили в  заключительную фазу). Начала трепать да приговаривать: «Что, вор-петух!
 Когда мне была крайняя нужда, когда я была крайне голодна, к богатому барину  шла, хотела что-нибудь съесть, много ли у него убыло? А тогда ты первый  горло драл!»

  Петух на то ответил: «Э, мать-лисица, княгиня-государыня! Тебя люди знают,  купцы да бояре почитают, шубки на тебя шьют и по праздникам носят. А моё дело маленькое: у одного хозяина живу - двум не служу»( как это всё похоже на связи в современном рынке! «Вор-петух! Не строй лясы!» И пуще стала
петуха трепать.>

  Петух опять: «Э, мать-лисица, княгиня-государыня! Вот у тебя буду жить и  тебе верой-правдой служить! Будешь ты просвиры попекать, а я буду их  продавать да песенки попевать. Пойдёт про нас добрая слава». Лисица и  приослабила когти. Петух вырвался да взлетел повыше на дерево: «Э,  мать-лисица, дорогая боярыня-просвирня, сладки ли твои просвиры? А не хочешь  ли орехов? Не выломай зубов!»( в свою очередь поехидничал петух).  Упустила лиса поживу и пошла прочь не солоно хлебавши.

 
 Финал этой сказки пророчествует печальный конец рыночному альянсу,  отношения в котором близки к крайним формам противоречий. Сегодня мы знаем  также очень крупное рыночное сообщество, своим циничным отношением к чужой собственности , пожалуй, перещеголявшего лисью наглость. Своим символом это сообщество выбрало пернатое существо, но не петуха (вегетарианца), а орла ( хищника).Хотя, мне кажется, им больше подошёл в качестве символа  другой хищник - лиса. К тому же орёл ,как символ, давно, раньше названного  выше рыночного сообщества, был занят другими игроками мировой политики и  дипломатии.

        Переходим к третьей сказке «Медведь и лиса», в которой субъекты  медведь и лиса после приведённых выше пояснений исполнены большего  исторического, политологического, дипломатического и нравственного смысла.

  Жили-были медведь и лиса. У медведя на чердаке была припасена кадушка  мёда (ресурс). Лиса про то сведала. Как бы ей до мёду добраться? Прибежала  лиса к медведю, села под окошечко: «Кум, ты не знаешь моего горюшка!»

 «Что, кума, у тебя за горюшко?»

 «Изба моя худая, углы провалились, а я и печь не топила. Пусти к себе  ночевать.»
 «Поди, кума, переночуй». Вот легли они спать на печке. Лиса лежит да  хвостом вертит. Как ей до мёду добраться? Медведь заснул, а лиса - тук-тук  хвостом.

 Медведь спрашивает: « Кума, кто там стучит?»

 «Это за мной пришли, на повой зовут.» «Так сходи, кума.» Лиса ушла. А сама  влезла на чердак и почала кадушку с мёдом. Наелась, воротилась и опять  легла. «Кума, а кума,- спрашивает медведь,- как назвали?». «Починком». «Это имечко хорошее».

 

 То же повторилось на вторую и на третью ночь с той разницей, что назвали новорожденного поскребышем. «Это имя и того лучше. Теперь давай блины

 печь.»,- говорит медведь. Медведь напёк блинов, а лиса его спрашивает: «Мёд-то у тебя, кум, где?» Полез медведь на чердак, а мёду-то в кадушке
 нет - пустая. (Дальше начинается дипломатическая перепалка)«Кто его съел?-  спрашивает Медведь - «Это ты, кума, больше некому».
 «Нет. кум, я мёд в глаза не видала. Да ты сам его съел, а на меня  говоришь».( характерный приём большой политики и не только с мёдом, но и с
 хакерами , и с цветными революциями, и со сбитыми самолётами). «Ну, -  говорит медведь, - давай пытать - кто съел мёд. Ляжем на солнышко вверх
 брюхом. ( В качестве мирового судьи выбрали Солнце). У кого мёд вытопится,  тот, значит, и съел».

  Легли они на солнышке. Медведь и уснул. А лисе не спится. Глядь-поглядь - на животе у неё и появился мёдок. Она ну-ко скорее перемазывать его медведю
на  живот. «Кум, а кум! Это что? Вот кто мёд-то съел!» Медведь - делать нечего - повинился.

 


      Эта сказка нам говорит, что медведь много простодушней и добрей лисы и слабее искушен в лживых приёмах мирового рынка и лукавых изыска мировой
 дипломатии и мировой политики. Не только сказки, но история отношений Медведя со странами, символами которых являются петухи, хищные орлы, лисицы
 и престарелые львы, свидетельствует о том, что доброму и простодушному русскому Медведю много раз приходилось напрягать свою волю и силу
 «отдуваясь» за проделки лживых мировых пройдох, игроков ,проходимцев,  жуликов, воров и нелюдей, таких как Чемберлен, Трумен, Наполеон, Гитлер,
Пилсудский, Баторий , Бжезинский и многих других. В этих реальных условиях наш Русский Медведь всегда должен развивать и тренировать свои сильные
 стороны: свою волю к жизни, свои мощь и изобретательность, свою выносливость  и свои дружеские связи с теми, кто действительно без задних мыслей хорошо к  нам относится , и не лукавит и не клевещет, и не подставляет нас подобно лживой лисе.

 


 Литература

 


 Русские сказки. Изд. «Художественная литература», М.,1970 г.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Русские сказки о большой дипломатии и рыночных отношениях

Последоаватели Проппа Вас приветствуют, это не просто сказки, а древняя теология, в той форме, которая могла быть приемлема для для неолитического сознания
Ник Ликашин / 19.09.2017, 01:18
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Дмитриевич Колдасов
«Третий Рим» и межэтнические отношения
Внешний мир не даст нам другого режима в экономике, кроме мобилизационного
09.01.2025
Рынок и русская правовая и духовная культура
В наше сложное и ответственное время власть должна быть на высоте ответственности и служения России и народу
23.09.2024
Колпак «Серебряного возраста» и дpyгие методы дрессировки
Необходима государственная идеология для обогащения душ и сердeц людей любовью к нашему Отечеству
10.09.2024
Жизненное пространство и духовная культура
Самомнение не является опорой ума, но является часто гарантом деградации
22.05.2023
Вариации на тему «Россия и Запад»
Американцы и англичане за последние 200 лет морально остались сами собой, теми же англосаксами, мыслящими предельно колониально
01.05.2023
Все статьи Геннадий Дмитриевич Колдасов
Последние комментарии
Два ложных допущения Толстого
Новый комментарий от учитель
23.06.2025 09:14
Что делали Русские Святые 22 июня 1941 года?
Новый комментарий от Александр Волков
23.06.2025 09:14
Ослабление веры в Бога – причина русских бед
Новый комментарий от СТРОИТЕЛЬ
23.06.2025 09:03
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
23.06.2025 08:57
Израиль добился своего: Трампу нанесено тяжелейшее поражение
Новый комментарий от Александр Волков
23.06.2025 08:33
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
23.06.2025 08:32
«Хорошие новости» для «овощебазы с триколором»
Новый комментарий от Александр Волков
23.06.2025 08:25