Очередное противостояние с Западом заставляет руководство страны изыскивать ресурсы, необходимые для укрепления и наращивания своих позиций по самым приоритетным направлениям. Наиболее важным из них является формирование активной поддержки внутри самой страны со стороны общественности. Стимулирующим фактором к формированию такой позиции может стать наличие объединяющей идеи, определяющей цели развития и устремления страны в ее перспективное будущее. Сегодня, к сожалению, можно констатировать, что в своих устремлениях наше государство пока не имеет такого смыслового содержания, а значит, не имеет и ясных стратегических целей, способных объединить людей и реализовать их потенциал. Первым шагом в решении этих серьезных задач должна стать работа по выбору приоритетов в области нравственных критериев, являющихся определяющими во всех сферах жизнедеятельности светского общества. Наше общество должно обрести тот здравый смысл, который позволит сформировать общественное сознание и который даст, образно говоря, ощутить ему почву под ногами. В качестве фундамента в таком случае всегда выступали нравственные ценности, которые являются общепризнанными критериями и на основе которых формировалось этическое мировоззрение в обществе.
Примером выбора таких критериев можно назвать западные либеральные ценности: свободу, демократию, индивидуализм и другие, которыми они гордятся и выставляют в качестве своей витрины, когда им это необходимо. В то же время они пренебрегают и забывают о них, когда это идет в разрез с их выгодой, что и говорит об ущербности их выбора и условности этих ценностей.
В России тоже всегда были свои ценности, так до революции 17 г. это были: Вера, Царь, Отечество; после революции: Мир, Труд, Братство и другие. Сегодня ущербность позиции России и заключается в том, что мы не признаем в качестве таких критериев западные ценности, понимая их несостоятельность, но, с другой стороны, не смогли за долгие годы сформулировать свои государственные приоритеты. Очень неубедительно выглядит (принятая видимо из популистских соображений) формулировка главной ценности в ст.2 Конституции РФ, где человек его права и свободы выбраны на эту роль. Мы ли не видим, как сегодня соблюдаются наши права и насколько человек в действительности слаб, зависим и беззащитен, чтобы утверждать его в таком качестве. Парадоксально в этой ситуации и другое, с каким безразличием относится сама власть к главному закону и тому, что там написано, если с 93 года никто не пытается это переосмыслить и изменить. Кому спрашивается, нужна такая Конституция, если жизнь протекает совсем по другим законам, а не по назначенным понятиям?
Другое дело законы жизни, а они по-прежнему продуктивны и неумолимы. И вот сама жизнь в очередной раз ставит нас перед серьезными испытаниями и подталкивает к выбору новых приоритетов, иначе власть без народной поддержки останется в одиночестве в окружении трущейся вокруг неё корыстной «элиты», безликих партий и некомпетентных «мудрецов», как уже было не раз.
Постараемся самостоятельно ответить на поставленный вопрос, исходя из того, что в состоянии оценить наш разум и соответствует русским традициям. Сделать это можно опираясь на самые значимые критерии, на мой взгляд, в данном контексте таковыми являются Жизнь и Вера. Есть и другие важные критерии, которые входят систему и представляют иерархическую структуру под названием «Основы «Витальной система нравственных ценностей России», но сегодня остановимся на этих, как наиболее важных и значимых.
На протяжении всего исторического пути человечество всегда придавало особое значение этим ценностям, и только последнее столетие люди все более и более отдаляются от этих понятий и сужают свой кругозор, уходят в частности и тем самым теряют масштабную ориентацию. Возьмем, к примеру, такое понятие как Жизнь. Все чаще о ней говорят с позиции значимости для конкретного человека, реже о ее значимости для семьи или страны, но рассуждать и оценивать Жизнь с позиции ее всеобъемлющего значения вообще не принято т.к. является чем-то объемным, безличным и само по себе разумеющимся. Мы перестали ценить ее и перестали ценить ее Создателя и от этого все наши проблемы.
Необходимо обратить внимание на то, как в процессе эволюции складывалось влияние на общественное сознание через такие понятия как Жизнь и Вера. Оба этих критерия, являясь важнейшими и признанные людьми, как общечеловеческие ценности, изначально играли особую роль в обществе, от признания их во многом зависели дальнейшие судьбы народов и отдельного человека. Если говорить о Жизни, то она априори есть то необходимое свойство, которое определяет наличие и развитие всего сущего и признана всеми ведущими традиционными религиями, как великий Дар, исходящий от Бога. Тем не менее, человечество на протяжении всей истории воспринимало и распоряжалось этим даром далеко не однозначно. Изначально, к ней так и относились как к особому Божественному Дару, но в дальнейшем по мере развития знаний, науки и научно-технического прогресса произошли важные политические и социальные преобразования в обществе, которые не лучшим образом сказались на мировоззрении людей. В процессе эволюции уход от рабовладельческого и феодального строя, запрет на торговлю людьми, отмену крепостного права и новые капиталистические отношения дали возможность отстоять людям право на свободу, но вернуть на прежнее ведущее место значимость и ценность Жизни пока не удалось. На мой взгляд, это именно та важнейшая задача, которая стоит перед обществом на современном этапе. Решение этой задачи лежит через преодоление практики капитализации общественных отношений, которые из экономической сферы деятельности распространились и завладели умами людей, заменив им и духовность, и нравственность тем самым отбросив общественное сознание далеко назад. Это привело к утере смысловых ориентиров в обществе, исказило принципы Веры и привело к распространению атеизма. Мир сотрясают масштабные войны, массовые репрессии, показательные казни и прочие акции устрашения и возмездия связанные с гибелью сотен тысяч и миллионов людей. Постепенно это стало обычной практикой «политической элиты», принимающих решение о масштабном истреблении Жизни во имя распространения псевдоидей, устремленных на самом деле к примитивному обогащению, а через него к усилению их безрассудной власти.
Двигаясь по «малому кругу» в масштабе новой формации, люди в очередной раз возрождая древнее право сильного и тем самым деградируя в общественном сознании, стали терять ощущение значимости Жизни ее масштаб и воспринимать ее как нечто сугубо частное, хаотичное и несправедливое. Совсем другое понимание сложилось у самой «элиты», она теперь уже не собственник, а обличенная доверенной ей властью, привыкла считать себя хозяйкой чужих жизней и Жизни вообще, способной безотчетно управлять и распоряжаться ими и ей по своему усмотрению не признавая вековых нравственных законов. В дальнейшем ощущение ценности этого дара все более притуплялось, и он постепенно превратился в рычаг воздействия на человека и стал инструментом общественного управления.
В этой жизни случалось так, что и Вера становилась разменной монетой не только в руках лидеров светского общества, но и активно использоваться различными квазирелигиозными структурами по своему усмотрению. Под видом религиозной деятельности часто использовались и насаждались псевдоучения, искажающие истинную Веру с целью борьбы со всеми инакомыслящими, которые тем самым попадали в категорию неверных или еретиков. Именно отсюда стал проистекать источник фанатического экстремизма и сегодняшнего терроризма, идейная установка которого - непримиримая борьба с инакомыслием. Были периоды, когда Жизнь в течение длительного времени теряла свою значимость, а жизнь человека обесценивалась до того, что не стоила и ломаного гроша. Последнее время такое превратное мировоззрение чаще всего просматривается в действиях стран североатлантического альянса, когда они по зову своих «политиков» под лозунгом борьбы за либеральные ценности развязывают региональные и гражданские войны, способствуют развитию терроризма, тем самым целенаправленно уничтожают более значимую забытую ими ценность - Жизнь.
Существует и другой подход к оценке Жизни в ее взаимных связях с Верой. К таким взглядам относятся принципиальные отличия религиозных сект, пропагандирующих не сопротивление злу силой. Людей вовлеченных в секты баптистов, толстовцев, иеговистов и т.п. убеждают не противиться злодеяниям, болезням и другим угрозам Жизни, а предоставить все на волю Всевышнего, не предпринимая ответных защитных действий направленных на ее сохранение. Они запрещают людям в случаях вражеской агрессии брать в руки оружие, чтобы защищать Родину, свою жизнь и жизнь своих близких. Они запрещают делать больным переливание крови независимо от состояния их здоровья. Становится очевидным, что такие принципы, заложенные в основы их псевдоучений, являются более приоритетными, чем сохранение самой Жизни, что обесценивает ее и делает зависимой от сложившихся обстоятельств и способствует распространению злодеяний.
В обоих рассмотренных случаях, искажая основы Веры и тем самым превращая ее в инструмент разрушения Жизни, приводит к тому, что теряется смысловое значение самого бытия. В то же время, приняв изначальное понимание о верховенстве ценности Жизни и определив ее главенство, для светского общества, позволяет людям иметь нравственное обоснование их адекватным действиям в различных сложных ситуациях. Особенно это касается тех критических случаев, когда необходимо применение силы для защиты и устранения любых злонамеренных действий, направленных на разрушение приоритетных ценностей. Это касается и тех случаев, когда людям необходимо сделать правильный выбор или дать нравственную оценку какому либо поступку, идее или мировоззрению. Сегодня сложилась такая ситуация, когда общество не должно оставаться в пассивном ожидании того когда его большинство вернется к истокам Веры, необходимо выработать ту позицию, которая вернет светское мировоззрение на путь возрождения к исконным русским традициям в основе которых всегда были духовные и нравственные ориентиры.
В заключение необходимо отметить, что признание ценности Жизни в качестве приоритетной, не противоречит основам вероисповедания, а скорее помогает сблизить между собой позиции мирян и верующих. В подтверждение этого приведу слова Спасителя, разрешающие возможные противоречия: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь ...» (Ин. 14:6).
В этих словах, обращенных к Фоме, а в его лице ко всем сомневающимся, и тем, кто еще находится в поиске Веры, указывается тот Истинный Путь, который дает возможность человеку обрести смысл своего бытия, а обществу по достоинству оценить и предать значимость такому понятию как Жизнь. Наверно, это и есть лучший ответ на вопрос, на который мы не смогли найти ответ сами.