Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православное мировоззрение в современном обществе

Елена  Морозова, Русская народная линия

Русская школа
Православие и эволюционизм / 12.05.2017


Доклад на X научно-практической конференции «Православная русская школа: традиции, опыт, практика, возможности, перспективы» (Свято-Алексиевская Пустынь, 28.04-1.05) …

 

С 28 апреля по 1 мая в Свято-Алексиевской Пустыни, где на базе гимназии и кадетского корпуса впервые в России началась работа по возрождению традиционной русской школы, состоялась X научно-практическая конференция «Православная русская школа: традиции, опыт, практика, возможности, перспективы». Публикуем доклад, прозвучавший на конференции.

***

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла 5 марта 2017 года в праздник Торжества Православия заставляет снова обратиться к осмыслению того, какое мировоззрение следует считать православным. Праздник торжества православия отмечается в связи победой православия не над атеистами, неверующими в Бога, а в связи с победой над древними ересями Ария и иконоборчества. Их сторонники не отрицали существования Бога и даже придерживались многих догматов православной веры. Святейший говорит о том, что «не отвергая предшествовавшего ей учения, ересь вносила свои собственные суждения, которые в принципе разрушали все, что было до этой ереси провозглашено и утверждено как вера Церкви. В этом великая опасность ереси». Святейший патриарх Кирилл показывает, что «еретиками вносится «корректива» в православную веру, идущую от святых апостолов, - чтобы сблизить веру с господствующими в обществе взглядами... В результате человек обожествляется настолько, что уже нет границы между Богом и человеком...А если так, то какое людям дело, есть Бог или нет? Все силы должны быть направлены на то, чтобы человеку было хорошо, чтобы он раскрепощал свою природу, чтобы он был абсолютно свободен». Абсолютная свобода не полезна самому человеку. Только в рамках Божией воли, Закона Божия, благого и совершенного, достигается истинная свобода человека. «Все мне позволительно, но не все полезно»(1 Кор.6.12) - написано в Библии. Свобода, направленная не неограниченное удовлетворение человеческих потребностей противна православному мировоззрению. «Не можете служить Богу и маммоне» - говорит Спаситель [Мф.6.24].

Современное общество является потребительским. Стремления людей к удовлетворению множества разнообразных, часто противоречивых, потребностей делают мир нестабильным, неустойчивым, подверженным хаосу и неопределенности. Плюрализм мнений человечества несет утрату абсолютных ценностных ориентиров во всех областях жизни общества, невозможности отличить правду от лжи и к возможности подмены истины.

Важнейший вклад в разрушение системы целостной системы православного мировоззрения, приведшего к преобладанию в обществе материалистического, потребительского взгляда на жизнь внесла теория эволюции Дарвина. Теория была создана на потребу материалистам тогда, когда нарождавшийся материализм лихорадочно искал оправдания и в живой природе. Поэтому теория Дарвина, несмотря на отсутствие подтверждающих её фактов, была быстро и легко принята в современном ему обществе.  К настоящему времени стали очевидны многие проблемы теории Дарвина. К ним относятся атеистическая гипотеза о происхождении человека, очевидная системная ошибка Дарвина по сопоставлению разнородных систем видов и признание существования случайности в мире. Однако разрушительное действие теории Дарвина продолжается. Также как не изжиты причины и последствия древних ересей Ария и иконоборчества. Святейший говорит о том, что древние заблуждения «постоянно актуализируются в разных формах, и до сих пор от того, как люди отвечают на этот вопрос, зависит устройство общества, будущее мира и человека». Разрушительное действие теории эволюции в истории России тонко в художественной форме показана Н.С. Михалковым в фильме «Солнечный удар». На протяжении фильма герой пытается понять что привело страну и его лично к трагическому концу. И мы видим, что исполнителем злодейства стал православный мальчик, которому герой не потрудился объяснить ложность теории Дарвина, чего мальчик так ждал от него. Леность, безразличие, принятие подмен ценностей, отступничество с одной стороны и активность передовых учителей - эволюционистов с другой оказались губительными для человека и для общества в целом.

В настоящее время либеральные богословы снова пытаются внести «коррективы в православную веру, идущую от святых апостолов, - чтобы сблизить веру с господствующими в обществе взглядами». Вот что, например, написано в одном школьном пособии: «Сегодня необходимы новый подход к религиозным традициям, переоценка значимости базовых ценностей православия, определяющих стержневые духовные ориентации. В современном обществе основными задачами религиозных традиций должно быть поддержание равновесия, синтеза, баланса ценностей рационально-технологических и традиционных институтов. Если процесс создания новых институтов, норм и форм коммуникации будет совершаться не на отрицании религиозных основ, а, наоборот, при их органичном включении, то традиционные нормы и ценности получат новое прочтение и сыграют свою положительную роль в преобразовании современного общества» [4, с. 33-35].

Теория Дарвина актуализируется сейчас в новых формах. Приведу только один пример. Автор, придерживающийся эволюционного мировоззрения в учебнике «Концепции современного естестествознания» для МДА пишет: «В настоящее время анализ ДНК убедительно подтверждает оба главных положения дарвиновской теории эволюции - и происхождение всех живых существ от общего предка, и естественный отбор из множества случайных вариантов» [3, с. 467]. Тем не менее в соответствии с новыми вызовами на сайте «Православие  Самодержавие  Народность» он пишет об актуальности системного подхода и иерархии в мироздании [2]. Здесь им уже отрицается  случайность и утверждаются разумность и системность в мироздании. Говоря о разумности автор подчеркивает достижение разума Менделеева как создателя закона периодичности (это действительно одна из наиболее совершенных систем, поскольку в ней корректно выбран абсолютный ориентир), но в один ряд с ним ставятся гомологические ряды изменчивости Вавилова и теория эволюции на основе закономерностей Л.С. Берга. Системность, стройный иерархический ряд в мироздании автор представляет состоящим из геосферы (включающей в себя литосферу - земную кору, гидро- и атмосферу), биосферы и ноосферы - сферы разумной творчески-преобразующей деятельности человека. Как справедливо заметил о. Константин Буфеев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы, кандидат геологических наук, [1] «это продолжение строительства разными способами «Вавилонской башни» (Быт. 11, 1-9). Эти идеи, каждая по своему, претендуют на «научность», но при этом все они являются вполне утопическими, поскольку суть их сводится к невозможному в падшем мире созданию «рая на земле».

Парадигма современного постнеклассического общества продолжает утверждать эволюционизм в его разнообразных проявлениях. Это выражается в признании универсальности эволюционных процессов, происходящих во Вселенной, которые реализуются в науке в концепции глобального эволюционирования, в укреплении и постепенном распространении в более широком масштабе идеи коэволюции, включая молекулярно-генетический и биосферный уровни, а также в превращении современной науки в науку о развитии. Во всех проявлениях эволюционизма мы наблюдаем разрушение системы ценностей общества, основанных на православной вере, к разрушению систем общества, всех связей и смыслов. Рассмотрение в едином процессе развития разнородных систем - характерная черта теорий, в основе которых лежат эволюционные идеи. В результате теряется целостность Божественного Смысла, Слова, четкое разделение всех систем в мире в соответствии с Замыслом о них. В частности, в теории большого взрыва, предполагающей возникновение нашего мира из некоей энергетической точки(создатели допускают Божью волю в этом процессе), объединены все существующие системы, в теории ноосферы происходит объединение духовных и биологических систем, в полезной экологической деятельности (сейчас эволюционисты берут её под свое покровительство) подчеркивается единство человека и природы и т.д.

Каждое творение  Господне имеет свои характерные постоянные признаки, служащие основой для их объединения в подсистемы «по роду и виду» как говорит нам Божие Слово. Все системы в мире взаимосвязаны, но не искусственными построениями эволюционных теорий, а Вседержительством Божиим, Его Законом, познание которых возможно для верующего человека. В своем слове Святейший патриарх сказал: «Мы часто говорим, что православный человек - это тот, кто хранит веру. Но хранить веру, просто повторяя старые формулировки догматов, недостаточно... Нужно хранить веру, отображенную в церковных догматах, по существу. А для того чтобы хранение веры было активным и, я бы сказал, творческим, мы должны соотносить Божественные истины, запечатленные в догматах, с реальностью нашей жизни. И если живем по вере, по тем самым догматам, то возникает возможность сопротивляться льстецу-диаволу, врагу рода человеческого, который вновь и вновь пытается наполнить человеческие суждения своей ложью. В этом актуальность, сила, злободневность того, что мы называем православной верой. И да поможет нам Господь молитвами наших святых предшественников, имена которых мы сегодня торжественно вспоминали, хранить веру православную и утверждать ее разумно и убедительно для каждого последующего поколения людей. Аминь».

Елена Германовна Морозова, кандидат химических наук

Литература

1.     Буфеев Константин, протоиерей, Слуга двух господ.  Русская народная линия. Проблемы церковной жизни. Православие и эволюционизм / 24.03.2016 . Об учебном пособии для Духовных учебных заведений иерея Олега Мумрикова «Концепции современного естествознания. Христианско-апологетический аспект» ...

2.     Мумриков Олег, свящ. Богослов. Ru 24.05.2011 Русская народная линия информационно-аналитическая служба. Православие  Самодержавие  Народность. Материя и иерархия мироздания.

3.     Мумриков Олег, свящ. Концепции современного естествознания. Христианско-апологетический аспект. Сергиев Посад: Московская духовная академия. 2013.

4.     Эволюция. Основы экологии. - М: Моск. лицей, 1995. - с. 33-35



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме