Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Великий пост. Таинство покаяния

Архимандрит  Нектарий  (Головкин), Русская народная линия

Великий пост / 27.02.2017

 

 Целью Великого поста является подготовка христианина к празднованию Пасхи Христовой через покаяние и очищение сердца. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней.

Святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением. Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста». Из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», которая должна  заканчиваться периодом более строгого поста - Страстной седмицей.

Что касается установления числа 40 дней поста, то решающую роль в этом сыграли и ветхозаветные примеры Моисея, Ильи. Позднее, под влиянием монашеской практики, субботы и воскресенья тоже стали постными. Православная Церковь в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом - Типиконом. Два дня в течение поста - в Вербное воскресенье и Благовещение - разрешается рыба. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вином, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино.

Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются (если не считать некоторых особо строгих монастырей) у старообрядцев, тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления, если христианин болен или престарелый.

Подготовка к Великому посту начинается за четыре седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста - покаянию.  «И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться,  и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих... Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2  Пар. 7, 14).

В жизни каждого христианина преобладающим должно быть духовное начало, он обязан развивать в себе духовно-нравственные основы, непрестанно восходить от «силы к силе». Исповедь часто именуют вторым крещением, она является единственной возможностью очищения «странников земли» перед встречей с Отцом Небесным.

       С чего начинается покаяние?  Преподобный Пимен великий отвечает так:  «Если уничижишь себя, то найдешь  покой, потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях». Отсюда следует, что самоукорение  - есть начало  спасения христианина и восстановления его святости.  Господь и ангелы на небе радуются  воскресению пробудившейся от  смертельной спячки души. А те, кто оправдывают себя, не видят своей скверны и падения, те отчуждают себя от покаяния.  А так же вообще изгоняют из себя чувство раскаяния,  если осуждают  ближних.

     Покаяние рождается от веры в праведного Воздаятеля  и возбуждается страхом неминуемого Суда Божия, и заслуженных мук.  Всякий, кто с покаянием и молением просит, в надлежащее время снова примет силу свыше и сможет получить бесстрастие.  Прибегая к Богу с покаянием и слезами, христианин  не должен  унывать больше и  отчаиваться в своем спасении. Очищение от грехов есть источник здоровья и награда за покаяние.  Познание святости Божией учит нас очищать себя «от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7.1), если хотим иметь общение с Ним.  

Цель нашего говения  -  приготовление к неосужденному принятию Святых Христовых  Таин,  к принятию самого Господа,  Который говорит:  «Ядущий Мою  Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин. 6, 56). Покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом, знании Православной веры. А  благодать Божия, осеняя кающегося, разрушает в нем царство греха, освобождает из темницы и водворяет в Царство Божие.  Ибо  истинное покаяние есть изменение сердца и злых нравов в добрые нравы, порождает стыд и сожаление от того, что бесстыдно и бесчинно поступал. «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (Пс. 31,5).  Признание в грехах весьма способствует их исправлению,  и телесные вожделения увядают скорее, чем от поста и  бдения; отрицание же греха, после его совершения, становится тягчайшим из грехов.

Будем помнить, что велика сила покаяния, если она делает нас  чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души.  Сердце нужно  упражнять в незлобии, а тело в чистоте,  и тогда соделаемся  храмом Божиим.

 Лучше всегда признавать себя виновным, чем всегда оправдывать.  Бог только тех оправдывает, которые признают себя грешниками, а тех, которые сами себя оправдывают, оставляет их с их «правдой».  Прекрасно сердечное сокрушение, оно врачует человеческие души!  Внимание к себе и сокрушение духа - вот та клеть, которая дана в пристанище кающимся грешникам. Она преддверие святилища. В ней будем укрываться, и заключаться от греха. Всех вас с Великим постом!

 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме