...Известному, любимому православными петербуржцами батюшке, отцу Александру Захарову задали вопрос:
- Как нам научиться терпению, не раздражаться, научиться молчать, когда надо молчать?
Отец Александр тут же ответил:
- Так это же очень легко: взять нитку, иголку - и зашить себе рот! Ну, на крайний случай, можно просто водички в рот набрать...
И добавил потом:
- Нет, я шучу, - на самом-то деле это архисложная задача! Уметь никогда не раздражаться - это высший пилотаж духовной жизни. Но вы всё-таки начните учиться - лиха беда начало. Я бы посоветовал вот что: прежде всего, постарайтесь не выплёскивать своё раздражение наружу. Как бы там внутри у вас не клокотало, но вы не спешите выпускать эту энергию на волю, не торопитесь как можно красочнее рассказать собеседнику, что вы про него думаете. Постарайтесь эту клокочущую энергию направить внутрь: начните с тем же жаром молиться (не вслух!) - и за него, и за себя. И пока клокотание не уляжется, рот не открывать! Ведь вы знаете поговорку: «Слово - серебро, молчание - золото». А чтобы сразу пришёл покой в душу, - такого не бывает. Дух мирен - его даже Серафим Саровский считал венцом духовного возрастания, последней ступенью небесной лествицы. Он тысячу дней и ночей на камне молился, чтобы дух мирен стяжать.
Мы-то с вами не Серафимы Саровские, - но плох тот солдат, кто не хочет быть генералом.
Беседой с отцом Александром Захаровым («ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ СИЛОЙ БЕРЁТСЯ») открывается январский номер газеты «Православный Санкт-Петербург».
Вот и ещё одна беседа - не с одним человеком, а с несколькими, и не с батюшкой, а с простыми мирянами. В канун празднования памяти св. блаж. Ксении Петербуржской, сотрудница «Православного Санкт-Петербурга» пришла на Смоленское кладбище, чтобы услышать рассказы верующих о чудесной помощи святой матушки Ксении. Вот один такой рассказ:
- Я хотела растопить парафин и поставила кружку с ним прямо на огонь. Кружка раскалилась, парафин внутри вспыхнул. Минута за минутой идёт, уже потолок чёрным стал. Я плеснула в горящий парафин воды. Белое облако с проблесками огня метнулось к потолку и стало спускаться вниз по обоям, воспламеняя их. В момент вся кухня оказалась объятой огнём, а мы с дочкой в центре стоим, двинуться не можем, только волосы на голове потрескивают. Слышу, дочка в страхе шепчет: «Святая Ксения, защити!» - снова и снова эти слова повторяет. И исчез огонь, - как-то сразу в одно мгновение. А дочка рукой на стену показывает, - там на полочке, среди цветов икона св. Ксении, - бумажная иконка, махонькая. И что удивительно: огонь дошёл как раз до иконы и перед ней сник. Только что полыхал пожар - и вдруг будто не было ничего...»
Материал о блаженной Ксении называется «ГРАДУ СЕМУ ПОХВАЛО И УТВЕРЖДЕНИЕ».
Вот рассказ ещё об одном праведнике - о митрополите Антонии Сурожском. О нём рассказывает хорошо знавшая его лично Валентина Матвеева - известный православный режиссёр-документалист. Она говорит:
- Сам владыка жил позади алтаря в маленькой пристроечке, где всего-то было - стол, накрытый клеёнкой, на нём электрическая плитка, а на плитке - алюминиевый чайник. Ещё деревянная скамья и стул. Опрятная бедность. Владыка говорил, что живёт у Христа за пазухой. Его небольшой пенсии по старости хватало лишь на самое суровое монашеское существование. И вот этот человек пользовался в Англии громадным авторитетом. В Успенскую церковь захаживал принц Чарльз. Одна англичанка, будучи в англиканской церкви, потеряла веру. Случайно в библиотеке нашла книгу владыки Антония, прочитала, захотела с ним встретиться. Она с волнением и со слезами рассказывала, что когда владыка встал на колени, чтобы помазать её стопы, она ощутила, что как бы один из первоапостолов помазует её. В эту минуту в неё вошли вера, радость, благодарность, ощущение реальности Господа.
Когда владыка вёл свои беседы для русских, их приходили слушать и англичане, не знающие русского языка. Я спрашивала: «Почему вы приходите?» - «Голос. Хотя бы услышать его голос». Такая сила убеждения была у владыки. А ещё мне запомнились удивительные слова, какими молился владыка: «Господи, Ты знаешь всё, и любовь Твоя совершенна. Возьми же эту жизнь в Твою руку и сделай то, что я жажду сделать, но не могу». А нам в утешение владыка оставил таковы слова: «Благодать нам даётся не за подвиг, но в ответ на крик». Есть над чем задуматься, правда?
Этот рассказ так и называется: «БЛАГОДАТЬ ДАЁТСЯ В ОТВЕТ НА КРИК».
Здоровье человеческое - это ведь тоже действие благодати Божией. «МОЖНО ЛИ КУПИТЬ ЗДОРОВЬЕ?» - задавшись таким вопросом, корреспондент «Православного Санкт-Петербурга» отправился к врачу высшей категории, члену правления Общества православных врачей СПб имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Н.Ф. Жаркову. Николай Фёдорович сказал так:
- Согласно данным, собранным Ассоциациями потребителей ряда стран, интенсивная реклама лекарств приводит к нарушению врачебных предписаний в отношении выбора конкретного лекарственного препарата (он на практике заменяется на рекламируемый).
Многие лекарства, которые сейчас выпускаются без рецепта, должны применяться только по назначению врача. Например, корвалол и валокордин вызывают привыкание, а при длительном применении этих препаратов ухудшается память, нарушается умственная деятельность вплоть до слабоумия. Безконтрольное использование обезболивающих препаратов (анальгетиков) приводит к развитию болезней крови. В нашей стране наметилась тенденция к увеличению продаж антидепрессантов, что небезопасно и способствует возникновению зависимости от них.
В России действующее законодательство о рекламе лекарственных средств допускает рекламу на радио, телевидении и в печатных СМИ, допускает рекламу безрецептурных лекарств, потому что они более прибыльны, так как наценка на них доходит до 50%, тогда как на рецептурные она не превышает 30%. В итоге продажа безрецептурных препаратов неуклонно растёт, поскольку лишь около 20% россиян посещают врача в случае болезни, а 58% предпочитают самолечение. Безконтрольное использование лекарственных средств провоцирует рост смертности от самовольного их потребления. по данным отечественных токсикологов, более 60 000 россиян ежегодно умирают от самолечения фармацевтическими препаратами» - эти средства были навязаны рекламой. Тут уместно привести слова апостола Павла: «Блюдите, како опасно ходите!» (Ефес. 5. 15).
Этими душеспасительными словами апостола мы и хотим закончить обзор январского номера «Православного Санкт-Петербурга».