itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Особенности служения литургии на Афоне

0
1837
Время на чтение 4 минуты

Святая гора Афон всегда была и остаётся непрерываемым источником богослужебных традиций, уставного богослужения и древних чинопоследований. Русские богослужебные традиции несколько отличаются от афонских (и это, конечно, не означает, что мы должны оставить свои традиции и перенять афонские), но для полноты духовного понимания и усвоения сути главного храмового богослужения Церкви считаю полезным будет ознакомление с современной литургической практикой Афонских монастырей не только для священников, диаконов и, изучающих литургику, семинаристов, но и для всех благочестивых мирян, любящих и интересующихся православным богослужением.

Успенский храм Протата, Иверский монастырь, Эсфигменский монастырь (канак), Пантократорский монастырь.

Проскомидия совершается на одной или двух просфорах, но с соответствующими пятью печатями. В алтаре перед выниманием частиц за живых и усопших на проскомидии священник звонит в колокольчик, чтобы братия в храме так же в этот момент совершала поминовение про себя.

Начальный возглас литургии - «Благословенно Царство» - произносится священником при открытых царских вратах без клобука. После возгласа царские врата сразу затворяются, клобук надевается. Антифоны и ектении - все, как у нас. Отворяются царские врата не сразу после второй малой ектении, а непосредственно перед малым входом. Священник без клобука на малом входе иконы не целует, но сразу, по начертывании Евангелием креста на «Премудрость, прости», входит в алтарь, после чего царские врата сразу затворяются. Все молитвы священником читаются тайно. Отворяются царские врата на Трисвятом (и после прочтения Евангелия снова затворяются). «Господу помолимся» перед возгласом «Яко свят еси, Боже наш» есть, но «Господи, спаси благочестивыя» нет. Священник на горнее место не восходит и «Мир всем» после Трисвятого не произносит, но сразу произносится прокимен Апостола. Прокимен хор не поёт, но чтец просто прочитывает вместе со стихом. Апостол читается с клироса. Каждение на Апостоле, как и у нас. На Апостоле все монахи снимают наметки с клобуков и остаются в камилавках. Аллилуарий поётся трижды без стихов. Евангелие читается священником лицом к народу в царских вратах без камилавки (если диакон читает, то с амвона на восток немного вправо, в направлении местной иконы Спасителя, или с центра храма лицом на восток, если в праздник при архиерейском служении), после прочтения священник осеняет крестообразно раскрытым Евангелием молящихся (если диакон читает, то передаёт священнику и тот осеняет народ уже закрытым Евангелием). Если Евангелие читается диаконом, то священник в это время стоит в царских вратах лицом к народу. Если не полагается евангельского чтения святому, то после рядового всегда читается Богородичное Евангелие. После прочтения, Евангелие полагается на престоле боком, повернутое на 90 градусов, чуть выше антиминса. Все ектении, как у нас, но заупокойной ектении нет. На Херувимской священник, после тайного прочтения молитвы, кадит в камилавке (даже если есть диакон, всё равно кадит священник). Царские врата отверзаются не сразу, но перед тем, как выйти священнику на солею для каждения икон. Великий вход (как и малый) совершается через весь храм священником без камилавки. На ходу священник поминает патриарха, игумена и братию, осеняет крестообразно Чашей и Дискосом на амвоне молящихся и входит в алтарь. После великого входа царские врата и завеса царских врат затворяются. На "Двери, двери" завеса царских врат не отверзается, но остается закрытой даже до выноса Святой Чаши для причащения. Символ веры читается игуменом монастыря или протом Святой Горы. Вместо «Милость мира» - «Елей мира». Возглас «Горе имеим сердца» - лицом на запад, к народу с воздетыми руками. После возгласа «Благодарим Господа» (произносится лицом к престолу) хор поёт только «Достойно и праведно». Тайная молитва дочитывается священником в тишине. При возношении Святых Даров на возгласе «Твоя от Твоих» (возносит священник, а не диакон), начертывается крест над антиминсом в горизонтальной плоскости антиминса. Тропарь третьего часа отсутствует. Земной поклон по преложении Святых Даров не совершается. На «Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу» после каждения священник осеняет крестообразно над Святыми Дарами подносом с нарезанными хлебами, которые в конце литургии раздаются непричащающимся в качестве антидора. «Отче наш» читается игуменом или протом. По возношении Агнца на «Святая святым», Агнцем начертывается крест над Дискосом в горизонтальной плоскости. По раздроблени Агнца частицы поставляются на Дискосе вертикально печатями вверх. Частицы не раздробляются для причастников, но отщипываются части Святого Тела лжицей священником при самом причащении. Во время причащения служащих священника и диакона монахи целуют иконы, иногда даже, при этом, не снимая клобуков. При выносе Святой Чаши священник возглашает: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите». Молитва перед причащением с амвона священником не читается. Край чаши причастники не целуют, имена не называют, сами вытирают уста платом. После причащения священник сразу осеняет народ Святой Чашей, входит в алтарь и ссыпает вынутые на проскомидии частички в Чашу. При перенесении сосудов с престола на жертвенник и осенении крестом при возгласе «Спаси, Боже, люди Твоя», священник Чашу держит в правой руке, а Дискос в левой непосредственно под Чашей. Заамвонная молитва читается в камилавке перед местной иконой Спасителя. Если есть приношение за упокой, то после заамвонной молитве служится заупокойная лития с освящением и последующей раздачей колива. Отпуст без креста. Целования креста после литургии не бывает. Благодарственные молитвы, как у нас. Богослужебное Евангелие полагается на антиминсе не как у нас прямо, а наоборот, перевернутое на 180 градусов так, что последняя страница оказывается наверху, а первая внизу. Пеленой покрывается не весь престол, а только одно Евангелие.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

15. Ответ на 8., Lucia:

, будут праздновать свой "Новый од", пить, кушать.... фейерверки пускать.

В некоторых Храмах будет всенощная в честь мученика Вонифатия.....
eka / 25.12.2016, 15:01

14. Ответ на 11., М.Яблоков:

А ты постищься что ли неугомонная? ))Ты что такой же маньяк как и потомок?

Миша, ты на вашу переписку с Лукией посмотри. Кто из вас маньяк, разбирайтесь с ней сами. Завтра в России скорее всего будет день траура. Но главное - молитва церковная об упокоении. Упокой, Господи, души всех погибших в авиакатастрофе, прости им вся их согрешения ...
М.Е. / 25.12.2016, 14:56

13. Ответ на 8., Lucia:

После сегодняшнего крушения самолета надо бы траур объявить. а вот увидите, будут праздновать свой "Новый од", пить, кушать.... фейерверки пускать.

Траур, думаю будет... на три дня. Упокой Господи их души.
М.Яблоков / 25.12.2016, 14:07

12. Ответ на 9., М.Е.:

А ты постищься что ли неугомонная? ))

Ты что такой же маньяк как и потомок?
М.Яблоков / 25.12.2016, 14:06

11. Ответ на 7., Lucia:

Зачем он так?Так все равно уже не остановить... Здесь обратной связи нет. а Вы не знаете, с каких лет пускают на Афон детей?

Вообще по древним монашеским правилам детей в монастыре быть не должно, так раньше и было на Афоне. Но сейчас существует т.н. Афонская академия (кстати, в Андреевском скиту) куда принимают на обучение детей с многих стран (мальчиков, разумеется), где они на полном пансионе получают духовное образование на уровне духовного училища.
М.Яблоков / 25.12.2016, 14:04

10. Ответ на 8., Lucia:

После сегодняшнего крушения самолета надо бы траур объявить. а вот увидите, будут праздновать свой "Новый од", пить, кушать.... фейерверки пускать.

А ты постищься что ли неугомонная? ))
М.Е. / 25.12.2016, 13:06

9. Re: Особенности служения литургии на Афоне

После сегодняшнего крушения самолета надо бы траур объявить. а вот увидите, будут праздновать свой "Новый од", пить, кушать.... фейерверки пускать.
Lucia / 25.12.2016, 10:40

8. Ответ на 5., М.Яблоков:

Зачем он так?Так все равно уже не остановить... Здесь обратной связи нет.

а Вы не знаете, с каких лет пускают на Афон детей?
Lucia / 25.12.2016, 10:33

7. Ответ на 5., М.Яблоков:

Зачем он так?Так все равно уже не остановить... Здесь обратной связи нет.

да это я так...
Lucia / 24.12.2016, 16:16

6. Ответ на 4., Lucia:

Зачем он так?

Так все равно уже не остановить... Здесь обратной связи нет.
М.Яблоков / 24.12.2016, 11:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Игорь Белов
Вопиющая профанация Евхаристии
Синод Православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой
26.02.2018
Об иконопочитании и почитании святых
7 / 20 марта - Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
18.03.2016
Все статьи Протоиерей Игорь Белов
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09