Об иконопочитании и почитании святых

7 / 20 марта - Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Великий пост 
0
977
Время на чтение 7 минут

«Дивен Бог во святых своих» (Пс.67,36).

В догмате об иконопочитании говорится: «Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.» (1).

Итак, поклонение разделяется на богопоклонение (latreia) и почитательное поклонение (proskyneo). В чем же разница? Богопоклонение присуще только одному Богу (2); почитательное поклонение - святым, иконам, Кресту, Евангелию, мощам и другим святыням (3). Однако оба эти поклонения не только не противопоставляются друг другу, но являются тесно взаимосвязанными между собой. Более того, одно из них переходит в другое: почитательное поклонение в богопоклонение. Вообще богопоклонение может осуществляться только через почитательное поклонение. «Честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней.» (4). Почитательное поклонение совершается в виде поклонов, целования, чтении молитв, воскурении ладана, возжжения свечей и лампад. «В отношении к иконе надобно разуметь и называть "относительное" поклонение (почитательное поклонение - И.Б.), а в отношении к Самому Христу - богопочитательное (богопоклонение - И.Б.) (5). Таким образом, преподобный Феодор Студит объясняет, что одно и тоже поклонение одновременно в отношении иконы будет являться почитальным поклонением, а в отношении Христа, изображенного на иконе, - богопоклонением. Здесь категорически недопустимо отождествление образа с первообразом. В противном случае почитательное поклонение будет сливаться с богопоклонением, а богопоклонение относиться к самой иконе, что несомненно будет являться идолопоклонством. Нельзя так же и разделять эти оба поклонения - одно образу (иконе), а другое первообразу, так как в таком случае будет совершаться только почитание деревянной доски с красками, не переходящее в богопоклонение первообразу. Таким образом, в Православии эти оба поклонения между собою нераздельны и неслиянны.

В отношении икон Богородицы, святых, святых мощей, других священных реликвий почитательное поклонением им переходит в богопоклонение нетварной божественной благодати, почивающей на них, то есть самому Богу, по учению свт. Григория Паламы (6). «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает» (7). Святые по слову священномученика Дионисия Ареопагита представляют собой «нераздельное, премирное и священное... единство с Богом» (8). Стяжавиши подвигом и усвоивши себе при жизни божественную благодать, они навсегда «соделались причастниками Божеского естества» (9), неразлучно соединились (по душе и по телу) по благодати с Богом. Поклоняясь святым (почитательным поклонением), мы, таким образом, совершаем истинное богопоклонение! Неслучайно во время божественной литургии, как на проскомидии, так и во время евхаристического канона, сразу же после Христа воспоминаются Пресвятая Богородица и другие святые угодники Божии, как представляющие собой нераздельное и неразлучное единство с Господом, по слову Христа: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (10) и «Где Я, там и слуга Мой будет» (11). И вместе со Христом святые будут судить мир: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (12) и «святые будут судить мир» (13). В этом смысле только и возможно спасение в православном понимании как онтологическое и непосредственное соединение с Божеством.

«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (14). Святые являются нашими предстателями и молитвенниками пред Богом, и, соединившись со Христом по благодати, «яко в зерцале, видят вся наша нужды и прошения» (15). Почитание святых освящено и древним Преданием Церкви, закрепленным в соборных определениях (16). Однако церковное почитание и молитвенное призывание святых не вводит «иного посредничества», кроме Христа. Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божиих, Церковь призывает их в молитвах, не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, который является Единым источником и раздаятелем всех благ, даров и милостей (17), и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства и священство Христа, который Един есть в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками... предавший Себя для искупления всех» (18). Особое место среди православных святых занимает Пресвятая Богородица, как «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». По слову святителя Григория Паламы: «Она единая является границей между тварной и несотворенной природами, и никто не пришел бы к Богу, если только через Нея не был бы истинно озарен истинно-божественным озарением» (19). «Посредством Ее единой пришел к нам, явился на земле и жил среди людей Тот, Который до Нея был невидим для всех, - так и в будущем непрестанном веке всякое проистечение божественного озарения и всякое откровение божественных тайн, и всякая форма духовных даров, помимо Ее не будет иметь место ни для кого. Но Она первая, прияв полнейшее исполнение Исполняющего вселенную, устанавливает для всех меру полноты, распределяя каждому по силе его, согласно соответствию и мере чистоты каждого, так чтобы Она была хранительницей и распорядительнице богатства Божества». «Следовательно, чрез Нее станут участниками те, которые будут причастниками Бога». «Она - Верх и Совершенство всего святаго» (20). Каждая Бескровная Жертва, приносимая во время литургии, совершается молитвами Богородицы и святых. «Но прося Бога Отца, чтобы Он молитвами святых принял сию Жертву за нас, мы обнаруживаем не недостаток веры в силу ея, а только смиренное сознание недостаточности наших молитвенных усилий к усвоению спасительных плодов ея. Мы молимся, чтобы Бог Отец помиловал нас ради безценной Жертвы Сына Своего, но в тоже время чувствуем, что наши молитвы слабы и нечисты. Это чувство побуждает нас просить других, чтоб они помолились за нас... Посему св. Церковь и научает нас умилостивлять Бога молитвами святых во всякое время и особенно во время литургии пред безкровною Жертвою» (21).

Однако, даже при таком непосредственном, премирном и священном приближении к Богу святых, творение всегда остается творением, а Творец - Творцом. Святые становятся богами, но богами по благодати. По существу же только «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (22).

Десница святителя Иоанна Златоуста. Афон. Монастырь Филофей

1. Книга правил. Догмат о иконопочитании. (Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992, с.7).

2. Втор.6,13; Мф.4,10.

3. Быт.47,31; Нав.5,14; 4Цар.2,15; 4Цар.13,21; Деян.19,12; Евр.11,21.

4. Книга правил. Догмат о иконопочитании. (Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992, с.7).

5. Феодор Студит. Письма к разным лицам. Часть II, К Афанасию сыну. (Изд. Санкт-Петербург, 1867).

6. Григорий Палама. Триады. (Изд. М.,1996, с. 67). «Божественная энергия неотделима от божественной сущности, она есть сам Бог действующий».

7. Деяния VII Вселенского Собора. Цит. по ЖМП 1997, N 1. Остров П. О почитании святых мощей.

8. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Глава 3. III. Созерцательная сторона, 9. Цит. по Новая Скрижаль. ч.2, пар.46.

9. 2Пер.1,4.

10. Ин.14,23.

11. Ин.12,26.

12. Мф.19,28.

13. 1Кор.6,2.

14. Откр.20,6.

15. Из молитвы преподобному Сергию Радонежскому. Молитвы чтомые на молебнех, л.92. (Изд. Петроград, Синодальная типография, 1915).

16. Гангрский собор, 20 канон; Лаодикийский собор, 9 и 34 каноны; Карфагенский собор, 46 (56) канон.

17. Иак.1,17.

18. 1Тим.2,5-6.

19. Григорий Палама. Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. (Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М. 1994, т.2, с.120).

20. Там же.

21. Виссарион Нечаев. Толкование на Божественную Литургию по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого. 3-б.

22. Еф.4,6.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Об иконопочитании и почитании святых

Возможно ли богопоклононение (служение) без почитательного поклонения?..
М.Яблоков / 21.03.2016, 14:22
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Игорь Белов
Вопиющая профанация Евхаристии
Синод Православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой
26.02.2018
Все статьи Протоиерей Игорь Белов
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии