Недавно, красноярский журнал «День и ночь» опубликовал беседу бывших наших сограждан - литераторов, с начала 90-х годов проживающих в США...
Прозаик, драматург, критик Ирина Чайковская из Вашингтона рассказывает культурологу из Чикаго Евсею Цейтлину о своём отношении к новой стране проживания - США, и к России. Беседа достаточно откровенна. И нет лучшего материала, чтобы показать позицию «свободного художника» по отношению к российскому обществу.
«....Россия - место, где человека постоянно унижают, где отсутствует воздух для нормальной жизни - в переносном смысле, хотя иногда и в прямом.» (1) - говорит Чайковская.
Она отмечает, что «когда уезжали - думали: вернёмся, как только в России наладится жизнь». «Увы, не наладилась до сих пор».
Сразу хочется задать вопрос: а кто должен для Чайковской «налаживать жизнь» в России? Об этом она даже не задумывается. Странно. А ведь речь идёт не только о материальном благополучии, но и о духовной атмосфере в стране, где изменился общественный строй. Словно огромный каток прокатился по всем общественным связям. Все прежние нравственные скрепы, моральные устои были разорваны и порушены. Совершенно очевидно, что новую Россию невозможно создать без участия творческих людей. Кто должен создавать тот самый «воздух», которым мог бы дышать «свободный художник» Чайковская? Какие такие неведомые «чернорабочие» искусства, учёные и преподаватели?
Кто должен учить новым стандартам жизни многомиллионную массу оставшихся без духовных ориентиров - молодых людей - наших читателей и зрителей? Может быть, прикованные цепью - к институтским кафедрам, сценам и письменным столам - рабы от искусства и науки, которым некуда эмигрировать?
Странные люди - свободные художники.
Или притворяются странными? В это непростое время, Чайковская, оставив Большую Россию, решает создать в Америке «свою маленькую Россию» в виде русскоязычных изданий, которые «дают возможность не отрываться от русской культуры»
Удивительно, что эта «русская культура ещё есть, ещё теплится. Но, видимо, тоже «маленькая», своя. В ней - строгий отбор авторов и их творений! В «своей» культуре явно нет всего многообразия поисков нашей идентичности, нашей национальной идеи... Она похожа на кантовскую вещь в себе... «Маленькая Россия» - это очень удобно. Её не надо, как Большую, обустраивать изо всех сил! Её можно везде возить с собой...
И везут... в благополучную Америку, в которой их ожидают заботливые редакторы и издатели из русскоязычной общины.
Наши «свободные художники», кажется, искреннее не догадываются, что являются просто участниками спектакля, который поставлен режиссёрами-кукловодами всемирного общества потребления! Отрывая людей творческих профессий от «Большой России», их, специально окружают «родительской заботой»!
«Америка - страна не идеальная, - заявляет Ирина Чайковская. - Но она - и это правда - каждому даёт то, что он хочет.»
На самом деле, увы, далеко не каждому светит такое счастье - попасть на заокеанское Поле Чудес, где словно золотые монеты для Буратино, множатся вокруг поклонники твоего творчества, где стоят наготове редакторы, готовые тут же издать (за свои небольшие средства) твои произведения, где тебя таинственным образом (в такой огромной Америке) находят совсем незнакомые режиссёры, выражающие вдруг страстное желание поставить пьесу по твоему сценарию, где для мужа находится «маленькие гранты» в виде должности преподавателя в университете - сначала в Италии, потом - в США.
Ах, должно быть, как в сказке, счастливый посетитель этого американского «поля чудес» знает какие-то волшебные слова.
Да, знает.
Вот, например, надо публично заявить, что «в России, несмотря на уверения и декларации, нет уважения к другим народам». (2) И тебе тут же будет вручён какой-нибудь «грант» - на блюдечке с голубой каемочкой». Пиши, твори, пробуй!
В России - уважения нет, а в Америке есть!
Заботу о «своих» русскоязычной общины в США Ирина Чайковская старается представить, как отличительное свойство всего американского общества, как обычную повседневную практику для всякого приезжающего в США литератора.
Сибирского читателя соблазняют сказкой о «доброй и чуткой Америке», которая с каждой творческой личностью готова «нянчится» как с родным ребёнком.
Но, «абориген» из российской глубинки, - не торопись брать билет на самолёт до Нью-Йорка! Все эти чудесные подарки судьбы в виде заботы редакторов, поддержки меценатов даются только тем, кого русскоязычная община США признает «своим». По убеждениям, по воспитанию.
Вот только сердце подсказывает, что у этой «маленькой России» совсем небольшой запас прочности (Или живучести). В метафизическом смысле. Свободные русскоязычные художники (и в России и в Америке) создают свои творения на основе очень ограниченного материала, который они отбирают из огромной пёстрой российской Вселенной. Чаще всего, основой вдохновения являются творческие эмоции со знаком минус.
Ирина Чайковская в беседе заявляет, что она не чужда некоторого тёплого чувства по отношению к своей бывшей стране проживания. Она говорит, что душой она живёт в России. В какой России? Вряд ли в той, где «нет уважения к другим народам», где «задача воспитания патриотизма - это антинаучная задача»! Нет, это какая-то своя, особая духовная автономная территория.
Эту духовную территорию пытаются сохранить, и при любой возможности расширить сторонники либеральных реформ. Кроме статей в журналах и газетах, активно используются возможности издательств.
В сибирские библиотеки в массовом количестве поступают книги из «фонда Прохорова.
Большинство авторов этих книг - единомышленники Ирины Чайковской. На стеллажах с названием «новинки» - обложки изданий с портретами Шендеровича, Сатановского, Исаии Берлина... воспоминания эмигрантов об ужасной России и прекрасной Америке. Не хватает только одесских песен из музыкальных колонок.
Мы чужие на этом «празднике жизни».
Но есть предчувствие, что век «маленькой России» на исходе. Участники обсуждаемой беседы констатировали: «старики уходят, а дети переходят на английский». Это в Америке. Участники беседы не могут скрыть своего разочарования! Дети уже не будут подпитывать своей энергией творческий огонь в «маленькой России». Они займутся проблемами американской жизни. Со временем, некому будет - долбить и оплёвывать Большую Россию!
К тому же, у нас резко беднеет российский средний класс - основной потребитель «духовной пищи» господ Чайковских. А по неписанным законам буржуазного сознания, чем меньше денег, тем меньше нравится Америка и развлечения, в том числе и в виде искусства постмодернизма.
Только очень пресыщенного потребителя веселят сюрреалистические загадки Сальвадора Дали, писания Маркиза де Сада, опусы эмигрантов...
У нас, в России, дети либеральных литераторов уходят в бизнес или уезжают на Запад.
А стенды под названием «новинки» в российских библиотеках надо оставить в том же виде, как они сейчас есть. Чтобы лет через двадцать подводить к ним учащихся старших классов и говорить: вот что бывает со страной, где не учат любить свою родину!
Примечния:
1) журнал «День и ночь», 2016 г, № 4.
2) там же, С.51
1. Re: Чужие среди чужих