Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Дуэлянт» Яковлев и Толстой-Американец

Инна  Симонова, Русская народная линия

01.12.2016


К 170-летию со дня смерти Ф.И.Толстого (1782-1846) и к выходу нового фильма …

 

 

В октябре на большой экран страны вышел фильм «Дуэлянт» российского производства. С 2-го декабря благодаря участию Columbia Pictures и Sony Company обещает начаться его прокатная судьба за рубежом, в частности, в США. Режиссёр и соавтор сценария Алексей Мизгирёв, отвечая на вопрос одного из интервьюеров, как зародилась идея его стильного, зрелищного «исторического блокбастера», ответил так: «По сути, "Дуэлянт" - это история киллера в XIX веке. Только он не стреляет исподтишка, а сам стоит на линии огня...

 

 

 


 

Главный герой - бретёр, отставной офицер и "профессиональный" дуэлянт Яковлев, который зарабатывает на жизнь, участвуя в поединках за других людей (российский дуэльный кодекс позволял замену дуэлянта)... В прошлом он был публично унижен, и ему грозила позорная смерть. Яковлев выжил, но на долгие годы был отправлен в ссылку и скитался по периферии Российской империи. Спустя много лет он возвращается в Петербург, где преследует единственную цель - отомстить всем виновным в своих несчастьях и вернуть поруганную честь».

 

 

Мизгирёв не называет по имени прототипа своего героя, но по косвенным признакам можно считать, что авторы отталкивались в своём замысле от образа известного забияки и задиры 1-ой половины XIX века графа Фёдора Ивановича Толстого по прозвищу «Американец». Как и Толстой-Американец, герой актёра Петра Фёдорова был разжалован из поручиков в солдаты, у берегов Северной Америки он был захвачен «дикими алеутами, не знавшими жалости», долго жил среди них, многому у них научился, был татуирован и нашёл в себе силы через Сибирь вернуться в столицу, где принял участие в 11 дуэльных поединках со смертельным исходом.

 

 

Суть фильма сводится к заявленному слогану - «на тёмной стороне чести». Действие в нём смещено на полстолетия - в предреформенный Петербург 1860 года, и нарочитой мрачной стилистикой (непрекращающийся дождь, сырость, слякоть, грязь) напоминает «Видока» француза Питофа и «Шерлока Холмса» англичанина Гая Ричи. Авторы во время рекламной кампании делали особый акцент на истерической достоверности картины - все появляющиеся в кадре дуэльные пистолеты не бутафорные, а подлинные, купленные специально на аукционах по всему миру.

Кстати, бюджет для съёмок «Дуэлянта» был выделен Фондом кино немалый - 750 млн. рублей. 50 млн. рублей, по словам создателей фильма, удалось сэкономить. Я полагаю, за счёт костюмов, которые вызывают чувство недоумения, ибо ни по фасонам, ни по качеству использованных тканей не соответствуют эпохе.

 

 

Реальный Фёдор Иванович Толстой-Американец прожил жизнь бурную и сложную, в конце которой пережил катарсис, придя к Вере и став истинным православным христианином. Он был крёстным отцом публициста-славянофила, математика, издателя, строителя первых в России частных железных дорог, основателя первых частных банков, пароходного товарищества для освоения Северного Ледовитого океана, профессиональных технических училищ в родной Костроме - Фёдора Васильевича Чижова (1811-1877), чью память мы отмечали на днях - 26 ноября.

 

 

Мне довелось прикоснуться к биографии Толстого-Американца в процессе написания книги «Фёдор Чижов» для серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия» (2002).

Поэтому прошу позволения процитировать отрывок. В нём речь идёт о прообразе героя «Дуэлянта», с которым авторы блокбастера обошлись предельно вольно, как это, к сожалению, практикуется во многих современных псевдоисторических биографических фильмах, начиная с продукции «фабрики грёз» - Голливуда, и кончая российскими «байопиками», включая дикий пасквиль Алексея Учителя «Матильда».

«Ульяна Дмитриевна (мать Ф.В. Чижова) была женщиной строгой, властной, с характером. Воспитание она получила в доме дальних родственников по линии своей матери - графов Толстых: генерал-майора Ивана Андреевича, внука славного сподвижника Петра Великого, начальника его Тайной канцелярии и члена Верховного тайного совета, и богатой кологривской помещицы Анны Федоровны, урожденной Майковой, к роду которой принадлежал чтимый русский святой Нил Сорский, живший в конце XV - начале XVI века.

О старшем сыне Толстых, Федоре Ивановиче, стоит рассказать особо. Это был незаурядный и много знающий человек, добрый и храбрый. Его жизнь изобиловала многочисленными - порой скандальными, порой курьезными - происшествиями, в которых трудно отличить быль от небылицы.

Ф.И. Толстой вошел в историю под прозвищем Американец. Дело в том, что будучи участником кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Н.П. Резанова на фрегате "Надежда", он был высажен за ряд экстравагантных поступков на Алеутских островах и довольно долго прожил там среди туземцев. Вернувшись спустя два года на попутном транспорте (а частью и пешком!) через всю Сибирь в Европейскую Россию, он стал демонстративно одеваться по-алеутски, развесил по стенам своего дома оружие и орудия индейцев, которые обитали по соседству с принадлежавшими России американскими колониями, и в компании друзей утверждал, что тамошнее племя "колоши", в котором он татуировался с головы до ног, предлагало ему стать их царем.

Авантюрист, бретёр и карточный игрок, имевший, по свидетельству современников, скверную привычку "исправлять ошибки фортуны", Толстой-Американец был отважен на поле брани. Участвуя в войне со Швецией, он отличился в битве при Иденсальме. Разведывательные донесения, добытые благодаря его бесстрашию, позволили армии Барклая де Толли перейти Ботнический залив и занять принадлежавшую шведам Вестерботнию, что побудило противника спешно запросить мира. В войну 1812 года он записался в Московское ополчение простым ратником, участвовал в сражении под Бородиным в числе стрелков при 26-й дивизии и получил серьезное ранение в ногу. "На память дня того Георгий украсил боевую грудь" Толстого-Американца, и по ходатайству генерала Ермолова он был произведен в полковники.

Его называли своим другом князь П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, К.Н. Батюшков. На свадьбе у А.С. Пушкина он был "сватом". Его колоритная фигура послужила прототипом Зарецкого, секунданта Ленского в "Евгении Онегине". А.С. Грибоедов запечатлел его образ в неназванном в "Горе от ума" по имени, но узнаваемом современниками завсегдатае московского Английского клуба: "Ночной разбойник, дуэлист, в Камчатку сослан был, вернулся алеутом". Л.Н. Толстой списал с него графа Турбина из повести "Два гусара".

Войдя в лета, особенно после женитьбы на певице из цыганского табора Авдотье Максимовне Тугаевой, Толстой-Американец остепенился, стал надолго уезжать в кологривское имение матери, и, подобно Зарецкому, превратился в "мирного помещика", рачительного мужа, умело ведущего дела не только своего хозяйства, но и друзей-соседей.

... Зарецкий мой,

Под сень черемух и акаций,

От бурь укрывшись наконец,

Живет, как истинный мудрец,

Капусту садит, как Гораций,

Разводит уток и гусей

И учит азбуке детей.

Он много читал, истово исполнял церковные обряды. Его угнетали воспоминания о бурной, грешной молодости.

Жена родила ему двенадцать детей, из которых одиннадцать умерли, едва появившись на свет. Видя в этом перст Божий, безутешный отец после смерти очередного ребенка вычеркивал из списка одиннадцати убитых им на дуэлях противников имя очередной своей жертвы. Когда число умерших детей и количество погубленных им на поединках жизней сравнялось, он пометил на полях своего синодика: "квит". И действительно, двенадцатый ребенок Толстого-Американца, дочь Прасковья, "курчавый цыганенок", прожила долго, став женой московского губернатора В.С. Перфильева.

 

 

Находясь в начале 1811 года в своем кологривском поместье Костромской губернии, Федор Иванович Толстой вызвался стать крестным отцом сына Василия Васильевича и Ульяны Дмитриевны Чижовых. Толстой-Американец знал мать новорожденного с младенчества - она была подругой многих его бесшабашных детских игр. Польщенные родители нарекли сына Федором в честь именитого восприемника от купели.

Несомненно, слышанные "с пеленок" рассказы о самых невероятных приключениях Толстого-Американца не могли не запомниться крестнику, и такие черты характера Федора Ивановича, как широта натуры, тяга к путешествиям, предприимчивость, смелость, жизненная активность, остроумие и оптимизм, неизменно восхищали мальчика и формировали его характер»...

5 ноября сего года исполнилось 170 лет со дня смерти Фёдора Ивановича Толстого Американца (1782-1846). Дата, к сожалению, в нашем отечестве прошла незамеченной.

Симонова Инна Анатольевна, кандидат исторических наук, член Союза писателей России



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 10

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

10. Анна де Бейль : Ответ на 9., Lucia:
2016-12-02 в 13:49

Тогда где красотки? Сколько раз я слышала сетования. что туда не берут талантливых. а лишь блондинок с ногами от ушей. но где они? И в толпах девушек на Моховой в период экзаменов их не видно.



Есть они, и немало, только не все в экран попадают. Это целое дело. Есть и талантливые с ногами от ушей, вот не далее как утром одну такую обмеряла, Лаурой будет.
9. Lucia : Ответ на 8., Анна де Бейль:
2016-12-02 в 13:26

Кто идет, того и берут.О нет, Лючия, поверьте выпускнице Лгитмика...




Тогда где красотки? Сколько раз я слышала сетования. что туда не берут талантливых. а лишь блондинок с ногами от ушей. но где они? И в толпах девушек на Моховой в период экзаменов их не видно.
8. Анна де Бейль : Ответ на 6., Lucia:
2016-12-02 в 11:31

Кто идет, того и берут.



О нет, Лючия, поверьте выпускнице Лгитмика...
7. Salve : Ответ: Lucia
2016-12-02 в 11:23

Если бы. В московские театральные вузы конкурс 200 человек на место.
6. Lucia : Ответ на 5., Salve:
2016-12-02 в 10:59

Ален Делон недавно в одном из интервью сокрушался по этому поводу. В годы его молодости в кино брали исключительно красавиц и красавцев. А сейчас - каких-то уродов.



Кто идет, того и берут.
5. Salve : Красавцы и красавицы в кино было очень давно
2016-12-02 в 00:17

Ален Делон недавно в одном из интервью сокрушался по этому поводу. В годы его молодости в кино брали исключительно красавиц и красавцев. А сейчас - каких-то уродов.
4. Анна де Бейль : Re: «Дуэлянт» Яковлев и Толстой-Американец
2016-12-01 в 23:42

Говорят, когда Толстой недовольно спросил Грибоедова, зачем тот написал про него "и крепко на руку нечист", тот ответил, что имел в виду обыкновение Толстого жульничать при игре в карты, на что Толстой ответил: "Ну так бы и написал, а то подумают, что Толстой лихоимец".
3. Lucia : Ответ на 2., Потомок подданных Императора Николая II:
2016-12-01 в 23:35

Кстати,даже не об этом фильме, а вообще. Кто-нибудь заметил, что красавцы и красавицы были в кино только очень давно? Лукиа затосковала по СССР-крысятнику.


Нет, там их почти не было. по пальцам одной руки.
2. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 1., Lucia:
2016-12-01 в 22:10

Кстати,даже не об этом фильме, а вообще. Кто-нибудь заметил, что красавцы и красавицы были в кино только очень давно?


Лукиа затосковала по СССР-крысятнику.
1. Lucia : Re: «Дуэлянт» Яковлев и Толстой-Американец
2016-12-01 в 20:59

Видела пару кадров. завяли уши.
Это не речь. .. Ни дикции, ни культурной интонации..

Кстати,даже не об этом фильме, а вообще. Кто-нибудь заметил, что красавцы и красавицы были в кино только очень давно?

Вывод, актер - непрестижная профессия.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме