75 лет назад был взорван Успенский собор - Великая Печерская церковь, к которой столетиями со всей Руси стекался православный люд. «Язык до Киева доведёт» - это о Великой Печерской церкви; к ней язык вёл, к ней стопы народ правил, мечтая помолиться в ней хоть раз в жизни. Церковь именовалась «небеси подобною»: первоначально её образ был явлен в небе... Приобщённым к тайне строительства была открыта воля Царицы Небесной в Её словах, им был показан храм в общем виде в небе, были даны его пропорции и конкретные размеры. Всё это вместе делает поставленный в вопрос - что в Киеве взорвали и что восстановили? - важным для понимания настоящего и грядущего; возможно, исключительно важным.
Взорвали собор в 1941, восстановили в 2000-м.
Строительству Великой церкви предшествовал ряд событий, смысл которых открылся позже, в Киеве, где как бы сложились в одну гармоничную картину несколько самостоятельных кружевных сюжетов.
В 1070 году знаменитая Влахернская церковь в Константинополе была разрушена пожаром. Печерский патерик прорисовывает цепь событий, сообщая, что четырём царьградским «мастерам церковным» во Влахернской церкви явилась Матерь Божия и повелела отправиться в неведомый им Киев для строительства храма в Её честь. «Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам - возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее... Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить... Моим именем хочу назвать ее, - и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила: - Она наместной да будет». Строителям были сказаны и загадочные слова: «Меру же Я послала - пояс Сына Моего». О каком поясе речь? Строители не знали.
А пояс-мера был уже на Руси.
В 1068 году в сражении на Альте русские потерпели поражение от половцев. Среди раненных со стороны русских был варяг Шимон, знатный скандинавский воин, который в своё время вывез с родины, - сняв со скульптурного распятия Христа, изготовленного его отцом, - священные реликвии - золотой венец и золотой пояс. В тяжёлые моменты жизни Шимон дважды видел в небе неведомый ему храм и видение было спасительным. После Альты, несмотря на тяжёлые раны, Шимон выжил. Его вылечил прп. Антоний Печерский. Шимон исполнил назначенное, передал монастырю золотые пояс и венец (потом они много лет пребывали подвешенными перед Царскими вратами со стороны алтаря). То, что поясу уготовлено стать эталоном меры при строительстве, Шимон тоже до поры не знал; знали другие - зодчие.
Для преподобных Антония и Феодосия было неожиданным услышать от зодчих, пришедших в Киев в 1073 году: «Где вы хотите строить церковь?» Монахи о будущей стройке в тот момент ничего не знали. Мастера принесли с собой благословение Богородицы, иконы, мощи святых. К слову сказать, во время раскопок престола XI века в 1963 году были обнаружены фрагменты горшка, в котором находились завернутые в ткань частицы мощей.
Золотому «поясу Шимона» уготовлено было стать эталонной мерой; пропорции же храма были заданы Богородицей в соотношении: 20 поясов - ширина, 30 - длина, 50 - высота. Все разрозненные знания чудесным образом в Киеве соединились и систематизировались. Было открыто и место строительства. Великий князь Святослав Ярославович передал монастырю заветный земельный участок, выдал значительную сумму денег и самолично начал копать траншею под фундамент.
Длина «пояса Шимона» была высчитана при раскопках авторитетнейшими Н.В. Холостенко и Б.А. Рыбаковым - 108 см.
Храм заложен в 1073 году, вчерне завершён через три года, но освящён 1089 году, через 16 лет после начала строительства.
Варяг Шимон (в крещении Симон) оказался одним из первых, кто удостоился быть погребенным в Великой церкви. Люди почитали Печерский монастырь земном пределом Пресвятой Богородицы. В храме или рядом с ним хоронили своих близких сильные мира сего. Вскоре около Великой церкви возникли пристройки-часовни, в результате чего внешний вид храма изменился. Вид стал не тем, который был открыт людям в небесах. И вид этот как бы со временем посвятился. Даже на реконструкционных эскизах, созданных по древним находкам, мы видим пристройки - явное уклонение от первоначальной заданности. Наследники первостроителей поступили самонадеянно, ошибочно. Так как Великая церковь являлась образцом для других Богородичных храмов Руси, со временем искажения передавались и в храмы других городов. Через полтора столетия, а именно 3 мая 1230 года на Руси случилось катастрофическое землетрясение (оценивается в 6 балов). Оно затронуло пространство от Киева и Переяславль-Русского до Владимира и Новгорода. Во Владимире во время Литургии, когда в церкви Пресвятой Богородицы читалось Евангелие, «потряслась земля; и церковь, и престол, и иконы сдвинулись на стенах»... «В Киеве же городе ещё более того, самое большое было потрясение. В монастыре Печерском церковь Пресвятой Богородицы каменная на 4 части разошлась; там были митрополит Кирилл, и князь Владимир (сын Рюрика Ростиславича), и бояре, и множество людей сошлось; ибо праздник был в тот день, день памяти отца Феодосия. Потрясло же и престол каменный, когда уже принесены были на него Еда и Питьё; и всё это подавили камни, сверху падая; весь же престол не упал, ни верх его...»
Это оказалось предзнаменованием лютых времён. Через несколько дней, 14 мая в Киеве наблюдалось солнечное затмение: «на глазах у всех стало солнце месяцем; и появились с обеих сторон от него столбы красные, зелёные, синие; также сошёл огонь с неба, как облако большое, на ручей Лыбедь; люди же все прощались с жизнью своею и думали, что уже конец настал; и стали целовать друг друга и прощения просить; и горько плакали, и вскричали все к Богу со слезами». Молитва была услышана и «Всемилостивый же Бог перенёс страшный тот огонь через весь город без вреда; и упал он в Днепр реку; там и пропал...»
Всё это оказалось предзнаменованием лютых времён. Для Руси начинались 17 голодных лет, в которые Русь оказалась разделённой и под властью монгольской Орды. В 1240 году воины Батыя с присущим им энтузиазмом и жестокостью разграбили Великую церковь. Восстановлен храм был лишь 1470 году, но в 1482 вновь разграблен, на этот раз крымским ханом Менгли-Гиреем. В царствование Петра I в ночь на 22 апреля 1718 года Лавра была охвачена пожаром, сильно пострадала и Великая церковь. В 1729 году храм был значительно расширен и пышно украшен в стиле т.н. украинского барокко. Вопреки установлению в 1722 года, запрещающему аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви, как показывают исследователи, они изобиловали. Например, за престолом был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника были изображены Агнец, Пеликан, всё в духе барочной украинской иконописи. О первоначальном проекте тогда, похоже, уже мало кто помнил. Несколько раз реставрационные работы проводились в ХVIII и ХIХ вв. Но общий вид остался барочным - с изменёнными размерами и пропорциями.
В таком виде собор (всего было шесть приделов) простоял до 3 ноября 1941 года.
О том, при каких обстоятельствах во время немецко-фашистской оккупации был взорван собор, известно много, но недостаточно, чтобы сделать однозначный вывод и назвать «виновника». При этом не исключено, что произошёл неконтролируемый подрыв при разминировании. Не исключены и оккультные мотивы уничтожения древней святыне славян Гиммлером, чьи подчинённые (отряды СС и отдел полиции «Россия-Юг», принимавшие участие в массовых убийствах в урочище Бабий Яр) квартировали в «музейном городке», рядом с собором. Из храма перед взрывом немцами в огромном количестве были похищены сокровища, имеющие религиозное и историческое значение. Исчезла и принесенная зодчими из Царьграда наместная икона, благословленная Божией Матерью...
Как бы то ни было, православные люди понимают: на всё то была Божия воля. Человеческим умом мы лишь можем предполагать, что гибель древней святыни стала возможна после упорного нарушения воли Пресвятой Богородицы - как вразумление, как кара за грехи. Указано нам, что путь наш был неверен. И если дана Святой Руси возможность к возрождению, то дан шанс и на исправление ошибок, на определение правильного пути, угодного Богу.
Существует несколько авторских работ, предполагавших возможность восстановления Великой Печерской церкви в первоначальном виде. Действительно, если бы речь шла о спасении древней иконы, то специалисты сделали бы всё, чтобы открыть авторский слой, удалив многовековые подмалёвки, ибо, «не смешно, когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля». Но к первоначальному варианту не отнеслись как к сакральному дару, как к высокому откровению. В какой-то момент ценными показались барочные завитки и пышности. Как мы понимаем, при десятилетиях советской украинизации власти были чрезвычайно заинтересованы в подчеркивании этнографических различий, нежели единства Святой Руси да и существование самой Руси.
Известный украинский архитектор С.К. Килессо (1931-2012) в телефонном разговоре с автором этих заметок говорил, что вариант восстановления церкви в первоначальном виде в комиссиях не рассматривался.
Идея восстановления собора по барочному образцу ХVIII века получила государственную поддержку в начале 1980-х. Предполагалось, что собор восстановят как объект туризма к 1000-летию Крещения Руси (1988). Перестройка поломала планы. Можно было «остановиться, оглянуться» и вернуться к первоначальному, данному Богородицей проекту строительства. Не случилось. При восстановлении (1998-2000) Успенскому собору вновь были приданы формы и декор XVIII века.
Таким образом, люди неверующие восстановили вовсе не то, что следовало.
Ещё 8-10 лет назад было и представить сложно, при каких обстоятельствах может быть восстановлена в первоначальном виде Великая Печерская церковь. Для этого ведь надо разрушить (разобрать, перенести) восстановленный собор? У кого на такое рука поднимется?! Да и в иконографию, в культуру это изображение вошло. Для многих поколений изображение стало каноничным... Но на всё воля Божия. Немало зависит и от глубины понимания, что в какой-то момент наши предки совершили ошибку, уклонившись - даже и на формальном уровне - от высшего замысла о Святой Руси.