Удивительная история у этой святыни. Сегодня она продолжается. Ведь многие из нас по молитвам перед тем или иным списком в обителях и храмах нашего Отечества получал помощь от самой Царицы Небесной.
Почему Иверскую икону называют «Вратарницей»?
В IX веке икона, которая известна ныне как Иверская и хранится на Афоне, находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 - 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьём ударил по образу Богородицы, из пораженного места тотчас потекла кровь.
Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила её в море.
Через два века икона приплыла к Афону. Монахи грузинского Иверского монастыря на Святой Горе, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу. Они нашли святой Образ, который стоял на воде.
После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря преподобный Гавриил Святогорец по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошёл по воде, принял святую икону и поставил в храме.
Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу Свою волю: Она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого Образ был поставлен над монастырскими воротами.
Поэтому святая икона называется Портаитиссою, то есть Вратарницею. А от имени обители - Иверский монастырь - она получила наименование Иверская.
Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.
По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в её честь совершается во вторник Светлой седмицы. Каждый год братия с крестным ходом идёт на берег моря, где принял икону инок Гавриил.
Из Афона в Первопрестольную
У русских писателей и московедов есть немало книг, посвящённых святыням старой, дореволюционной Москвы, в том числе Иверской иконе Божией Матери, «Вратарницы», прославившейся как чудотворная на Афоне и ставшей затем одной из защитниц нашего Отечества.
Почитание этой святыни в Первопрестольной, когда был сделан первый её список, и широкое распространение в России начинается в XVII веке. Сегодня в Москве много храмов и монастырей, где можно помолиться перед Иверской.
...Я еду в храм Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее - уникальный храм-музей, расположенный в Замоскворечье. По дороге думаю, как по-разному сложилась у нас судьба первых списков Иверской иконы.
Самый первый список Иверской написан в 1648 году в Афонском Иверском монастыре, основанном на рубеже IX-X веков грузинским полководцем Торникием, по заказу царя Алексея Михайловича.
Иконописец Иамвлих Романов после поста и молитвы написал икону красками, в которые добавлялись частицы святых мощей.
Дорога в Россию для новой святыни и сопровождающих её монахов была весьма трудной. И вот 13/26 сентября 1648 года в честь этого события и было установлено потом празднование, икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот.
Перед Иверской молились в Успенском соборе Кремля. Затем она стала главной святыней Новодевичьего монастыря. В благодарность Господу за взятие Смоленска, отвоёванного у поляков во время войны 1654-1667 годов, царь Алексей Михайлович подарил святыню Смоленскому собору обители. И это имело свой глубокий смысл: ведь сей храм построен именно в честь победы под Смоленском, которую за сто лет до того одержал великий князь Василий III.
В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли, с 1934 года он стал филиалом Государственного исторического музея. Иверскую передали в его экспозицию.
В 2010 году президент Владимир Путин возвратил Церкви этот чтимый список Иверской иконы Божией Матери, по случаю чего 24 мая на Васильевском спуске Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен перед святыней. Отныне перед Иверской вновь возносится молитва в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.
На Валдае
Вторая точная копия афонской святыни была исполнена в 1655 году по заказу Патриарха Никона. Он задумал по подобию Афонского Иверского монастыря устроить на одном из островов Валдайского озера монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери. Был составлен точный план Иверской обители. В 1656 году список Иверской иконы с Афона был торжественно принесён в Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь на Валдае.
Созданная Патриархом Никоном, эта обитель стала воплощением идеи преемственности России в наследии византийской культуры. Богатейший и известнейший из обителей России, монастырь стал центром духовного просвещения, книгопечатания.
После революции Иверская икона из обители бесследно исчезла. Но с 1991 года, когда монастырь вновь стал действующим, паломники могут поклониться чтимому списку Валдайской святыни.
Иверская часовня
Москвичи очень полюбили образ «Вратарницы». В 1669 году для увеличенной копии святыни, написанной с первого афонского списка, при триумфальных Неглиненских (Воскресенских) воротах Китай-города был сооружён небольшой деревянный навес. Позднее вместо него воздвигли часовню. В 1791 году её перестроил архитектор Матвей Казаков.
В 1812-м, во время нашествия Наполеона, когда жители бежали из Москвы в виду наступавшего неприятеля, чудотворная Иверская икона Богоматери была вывезена во Владимир преосвященным Августином, управлявшим тогда московскою епархиею.
После разорения 1812 года Иверская часовня восстановлена как памятник победы над Наполеоном.
...А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, -
Там Иверское сердце
Червонное горит...
... - Москва! - Какой огромный
Странноприимный дом!
Марина Цветаева (1916).
В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. В 1994-м правительство Москвы приступило к воссозданию Иверской часовни и Воскресенских ворот на их прежнем месте по проекту архитектора О.И. Журина.
4 ноября 1994 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Алексий II после божественной литургии в Казанском соборе совершил освящение закладного камня Иверской часовни.
Интересно, что пока проходило строительство часовни, новый список, специально написанный для неё на Афоне, был временно помещён для поклонения в Иверском соборе Николо-Перервинского монастыря. Прихожане этой древней московской обители, которая также была разрушена и восстанавливалась, очень полюбили святыню. Непрерывно перед «Вратарницей» служились молебны, читался Акафист. И произошло чудо. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II этот список оставили в Иверском соборе обители, освящение которого в 1913 году почтил своим присутствием царь Николай II.
В сентябре 1995 года Первосвятитель направил Послание настоятелю Иверского монастыря на Афоне архимандриту Василию с просьбой о написании для воссоздаваемой Иверской часовни ещё одного нового списка со святой иконы «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». В кратчайший срок икона была написана иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой.
25 октября, в канун праздника в честь Иверской иконы Божией Матери, около пяти часов вечера, в аэропорт «Шереметьево I» прибыл самолёт греческих ВВС, который доставил икону в Москву. На аэродроме был построен почётный караул. Икону торжественно встретили Святейший Патриарх Алексий II, архиереи, духовенство, множество верующих.
Из аэропорта в специальном автобусе в сопровождении иноков-святогорцев во главе с архимандритом Василием и московских священнослужителей икона была перевезена в Богоявленский кафедральный собор на праздничное всенощное бдение. Под звон колоколов и пение тропаря икону внесли в собор для всеобщего поклонения. В течении всей ночи перед ней непрерывно совершались молебны и читался Акафист.
Утром 26 октября крестный ход с Иверской иконой Пресвятой Богородицы прошёл по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Патриарх Алексий II.
Около часа дня крестный ход со святой иконой прошёл от Казанского собора через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне. Патриарх Алексий II в сослужении иерархов и духовенства совершил чин освящения Иверской часовни и Воскресенских ворот.
В Толмачах
Ну а какова судьба «Вратарницы» из старой часовни?
Икона, считавшаяся утерянной, была обретена в начале 1960-х годов в запасниках Государственной Третьяковской галереи.
В 2002 году после реставрации этот чтимый список Иверской, как рассказал мне настоятель храма протоиерей Николай Соколов был передан в храм святителя Николая в Толмачах при галерее.
...Именно перед этим чтимым списком молились цари и царицы. Въезжая в Москву, они прежде Кремля шли в Иверскую часовню.
Нескончаемым потоком приходили к святыне и простые верующие люди - помолиться, получить благословение на свои труды.
Иверская икона прославилась множеством чудес и исцелений. Они записывались в часовне в особую книгу. К старым и болящим москвичам, кто не мог молиться в часовне, образ по их просьбе везли домой.
С боков его оковали железом. Летом на специальных носилках «Вратарницу» устанавливали на повозку, а зимой - на сани.
Особенно ярко об этих путешествиях святыни, когда на её место в часовне помещался список - «икона-заместительница» (их было сделано несколько), писал великий русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв в своём «Лете Господнем», чей памятник установлен в 2000 году перед Третьяковской галереей, на пересечении Толмачёвского и Лаврушинского переулков:
«<...>Новым кажется мне наш двор - светлым, розовым от песку, весёлым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно<...>.
Видно передовую пару шестёрки, покойной рысью, с выносным на левой... голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится <...>.
Под лёгкой, будто воздушной, сенью, из претворённого в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склонённая скорбно над Младенцем, Царица Небесная <...>.
Вся Она - свет, и всё изменилось с Нею и стало храмом. <...> Народ стережёт священную карету. На её дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Её карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».