Самоубийца против аборта...

О пьесе «Очень простая история» драматурга Марии Ладо

Позвонили знакомые с просьбой обратить внимание на спектакль советского «Тильзит-театра» под названием «Очень простая история». В этом спектакле, мол, самоубийца становится ангелом-хранителем. Ещё одним ангелом-хранителем становится... зарезанная свинья. А глупые зрители этому «натуральному сатанизму» рукоплещут.

Озадачил меня этот звонок. Попробовал разобраться. «Тильзит-театр» - название неофициальное. Официальное наименование этого очага советской (находится в городе под названием Советск) культуры: Государственное бюджетное учреждение культуры Калининградский областной театр юного зрителя «Молодежный». Относится это государственное бюджетное учреждение к Министерству культуры Калининградской области. Приписывать «натуральный сатанизм» Министерству культуры - идея довольно смелая. Может ли такое быть? Хотя, кто его знает? Деньги на установку памятника врагу России Мицкевичу, умершему при попытке отобрать у неё Крым, Министерство культуры Калининградской области выделило. Министр (уже бывший) Светлана Кондратьева лично этот памятник врагу России в Зеленоградске открывала. Плевок, так сказать, в сторону Президента Путина, воссоединившего Крым с Россией. Плевок в сторону государственной Думы, в сторону России и стремящегося воссоединиться русского народа в целом. Но, это - политика. Не все в России с политикой Президента Путина согласны, поэтому, бывает, вредят исподтишка. А «сатанизм» - термин более религиозный, чем политический. Чтобы его употреблять по отношению к какому-либо явлению, нужно иметь определенные основания, и основания эти - религиозные.

Попробовал узнать мнение других зрителей этого спектакля. Действительно, большинство зрителей остались вполне довольными увиденным. Во-первых - спектакль оказался веселым, несмотря на самоубийство одного из героев. Петух какой-то «прикольный» всех развеселил. А ещё спектакль, якобы, проповедует добро, любовь, и даже учит не делать аборты. Борьба с абортами, конечно, должна рассеять все подозрения в сатанизме, так как раньше этим занималась исключительно Православная Церковь. Теперь, оказывается, «Тильзит-театр» к борьбе против абортов присоединился. Новый союзник для Церкви, так сказать. Некоторые зрители сравнивали спектакль «Очень простая история» с библейской притчей и называли его рождественской сказкой.

Разнобой получается. Одни утверждают: «натуральный сатанизм»! Другие: «проповедь добра, любви и борьбы против абортов, библейская притча»! Как это можно совместить? И что в спектакле делает самоубийца-ангел? Попробуем разобраться в непростой «Очень простой истории».

Что можно выяснить сразу? Спектакль «Очень простая история» поставлен по пьесе киевского драматурга Марии Ладо (Марии Алексеевны Мишуриной). В Википедии существует про неё статья.[1] Из статьи можно узнать, что автор пьесы родилась в 1965 году в Киеве в семье кинорежиссера Алексея Мишурина. Ладо - это псевдоним. Является автором не одной, а целых восьми пьес и ещё пяти киносценариев. В России и СНГ, странах Евросоюза и США на протяжении многих лет с большим успехом идут спектакли по её по произведениям, таким как «Очень простая история», «Маэстро», «Женщина года», «Красный, белый, немножко грязи», «Тёзка». Пьеса на украинском языке «Шабля, булава та китиця» ещё не поставлена. В 2010 году была награждена премией Российского Авторского Общества «За вклад в развитие науки, литературы и культуры России». Является членом СК России и СК Украины. Спектакли по её пьесам получили более 50 призов на Российских и международных театральных фестивалях. Впечатляет? Конечно, впечатляет, но надо учитывать, что статьи в Википедии могут составлять очень заинтересованные люди, которые могут разместить там заказной материал, где всё будет только положительное. Реклама, так сказать.

Текст пьесы «Очень простая история» можно найти в Интернете. Я его легко нашел и буду использовать для дальнейшей работы. Спектакли по этой пьесе действительно ставились целым рядом российских театров и их видеозаписи можно найти и посмотреть в том же Интернете. Я нашел и посмотрел несколько. Оказалось, что этот спектакль идёт в более чем тридцати российских театрах. Понятно, что в зависимости от вкуса конкретного режиссера могут меняться декорации и даже песенный репертуар героев. Актриса, играющая свинью, может быть с нательным крестиком, а может быть без оного, но крылья у свиньи, ставшей ангелом-хранителем для какого-то черного ребенка, присутствуют во всех спектаклях. Нательный крестик и крылья обычно являются атрибутами и ангела-самоубийцы. Эти детали, естественно, не могут оставить равнодушными верующих православных зрителей, для которых нательный крестик на свинье - кощунство.

Говорящими животными в спектакле никого уже удивить нельзя. Но люди в этом спектакле оказываются куда хуже этого говорящего быдла. Конечно, животные в «Очень простой истории» справедливо ужасаются намерению людей сделать Дарье аборт. Но этим второсортность людей не ограничивается. Все умершие животные, если поверить тексту пьесы Мишуриной-Ладо, становятся ангелами, «даже крокодилы». А вот из числа умерших людей ангелами становятся очень немногие. В данном вопросе Мария Ладо-Мишурина, конечно, кардинально расходится с Библией. По Библии ни умершие люди, ни, тем более, умершие животные ангелами не становятся. Животные вообще не имеют бессмертной души, и никакого будущего после смерти у них нет. Души же умерших людей будут ждать Воскресения мертвых и Страшного Суда, и только потом уже пойдут в рай или ад. Причём пойдут именно люди (тела их будут воссозданы), а не просто души. Пока же из всех умерших людей действовать на земле Бог разрешает только святым. Но и святые не становятся ангелами. Ангелы существуют сами по себе. Человек, согласно Библии, является венцом творения. Он создан по иконе и подобию Божию, и только грехами своими искажает свою изначальную сущность. А по изначальному Божьему замыслу человек выше ангелов. Интересно, как дошла Мария Мишурина-Ладо до своего антибиблейского богословия?

Нашлась в Интернете видеозапись, объясняющая многое. Мария Ладо после премьеры спектакля по ее пьесе «Очень простая история» в постановке русскоязычной труппы Хайфского театра режиссера Аси Найфельд. 16.05.2015[2] рассказала о своей пьесе и о себе довольно любопытные вещи. Вот её слова: «Началось всё с того, что я просто решила защитить животных каким-то образом. Я очень люблю животных. Любых. Мяса я не ем, как вы понимаете. Ну, вот... Я... Ну, ну хоть какое слово в защиту животных сказать... Потому, что я их обожаю. Всех...Я очень люблю свиней, и слонов, и дельфинов, и коров. Обожаю коров. Это странно звучит, но я тот вариант, который очень любит коров. Я на них смотрю, и начинаю... Я смотрю на лошадь, и мгновенно начинаю плакать. Почему? Я не знаю. Но когда я вижу лошадей, у меня сразу текут слезы, и я сделать с собой ничего не могу. Я очень люблю животных. Не говоря уж там о собаках... У меня два таких чудесных щена дома, больших, дворняги рыжие, чудесные... Ну и вот, я их обожаю... И началось всё с этого. Но потом, когда всё вывалило на этот аборт... А оно вырулило само. Я даже... Я не думала об этом. Я не думала, что будет пьеса об этом вообще. То... Вот, результат, короче... Да».

Про свою личную жизнь в этом интервью Мария Ладо-Мишурина тоже говорит. Но как-то вскользь. Мужа нет, и вроде бы и не было. Что-то было, но непонятно что. Детей не наблюдается. Зато животных обожает. Слово, кстати, знаковое: «обожаю»! Оно показывает новый этап деградации человечества, забывшего Бога. Изначально люди исповедовали теоцентризм. Бог понимался как абсолютное, совершенное, наивысшее бытие, источник всей жизни и любого блага. Почитание и служение Богу служило основой нравственности, а подражание и уподобление Ему считалось высшей целью человеческой жизни. Деятели эпохи Возрождения поставили в центр Вселенной человека, занявшего место Бога. Теоцентризм стал вытесняться новым воззрением - антропоцентризмом. Теперь можно наблюдать ещё более новое воззрение - зооцентризм какой-то.

Ситуация получается интереснейшая. Автор пьесы честно и откровенно сказала в интервью, что всего лишь хотела защищать животных, а какая-то неведомая ей сила внушила ей совершенно неожиданный сюжет с абортом и самоубийцей-ангелом. В данном случае ей можно поверить. За кадром слышатся чьи-то шумные разговоры типа застольных. Это понятно: интервью бралось во время празднования премьеры спектакля. Возможно, причастные к нему уже успели хорошо отметить свой успех алкогольными напитками. Выпивший человек обычно бывает вполне искренен. Поэтому в данном случае я Ладо-Мишуриной верю. Вопрос для меня заключается только в том, от кого исходила неожиданная для самого автора идея пьесы. Вариантов может быть только два: от Бога или от Его противника, сатаны. Или от слуги Бога, ангела-хранителя, или от слуги сатаны, беса-искусителя. Как этот вопрос решить? Призовем на помощь Духа Святого и прочитаем текст пьесы в свете Евангелия!

Предварительно напомню, что сатана является обезьяной Бога. Он лишен способности творить, поэтому любое его «творчество» является изощрённым искажением всего, созданного Богом. По этому признаку можно определить участие сатаны в том или ином явлении.

 

 

 Фотография спектакля Астраханского драматического театра «Очень простая история». Свинья-Ангел (Виолетта Власенко) с нательным крестиком

Итак, события пьесы происходят в хлеву, где обитают «беременная» (так в тексте пьесы) корова Зорька, лошадь Сестричка и свинья. Периодически в хлев забегают пёс Крепыш и петух. Заходят покормить животных трудолюбивые Хозяин Павел Петрович и Хозяйка. Тунеядец и пьяница Сосед периодически забирается в хлев и ворует у Хозяина складированный там самогон, который тут же и выпивает. Двадцатитрехлетний сын Соседа Алексей, нигде не работающий, блудит в хлеву с дочерью Хозяина и Хозяйки Дарьей. Результатом этого греха блуда становится беременность Дарьи. Такова завязка событий пьесы. Теперь посмотрим, как соотносятся с текстом пьесы Мишуриной-Ладо (М.-Л.) библейские тексты.

 

Хлев.

Библия. Хлев - место Рождества Христова. Спаситель рода человеческого Иисус Христос родился в хлеву и Его Мать Дева Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:7). Ясли - это кормушка для скота. Хлев, где родился Христос - это Пещера Рождества в Вифлееме, величайшая христианская святыня, объект паломничества.

М.-Л. Хлев - это место, где блудили Алексей и Дарья. Итогом блуда стало рождение девочки, которую назвали Мария. В конце пьесы хлев также становится «объектом паломничества»:

«Алексей: - Чего сюда позвала? Прохладно здесь, укутай ее получше.

Даша: - (кутает ребенка) Знаешь, Леш. Я думаю... мне кажется, что мы здесь ее... ну...

Алексей: - Что здесь?

Даша: - Ну... сделали. Ее. (показывает младенца) Помнишь ту ночь, когда твой отец покойный нас в дом не пустил. Мы сюда пришли...и спали потом наверху, на сеновале.

Алексей: - Экий, бабы, вы народ странный. Может и было такое, я не очень помню.

Даша: - А я помню. Точно тогда. Я считала уж».

 

Блуд и целомудрие.

Библия. Непорочная Дева Мария родила Спасителя мира Иисуса Христа. Евангелия сообщают о девственности Марии до рождения Христа. «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:19-21). После Рождества Христова Мария осталась девственной. Верующие особо почитают Деву Марию. Она смогла родить Богочеловека Христа (Бог смог вселиться в Её утробу) потому, что Её обычная человеческая природа была наиболее очищена от греха многими поколениями праведных предков и Её личной чистотой и святостью с самого раннего детства.

М.-Л. Родители Алексея и Дарьи святостью жизни не отличаются. От блуда с Алексеем Дарья забеременела. Её родители требуют делать аборт. Ни о какой чистоте и святости речи в пьесе вообще не идёт. Блуд, как таковой, даже не осуждается. Хозяину просто не хочется породниться с тунеядцем и пьяницей Соседом, поэтому он и требует сделать аборт. После самоубийства Соседа причина для совершения аборта пропала. Отметим попутно, что «неведомая сила» внушила Мишуриной-Ладо дать молодым людям имена Алексея и Дарьи, а не какие-либо другие. Человек в крещении получает имя какого-либо святого, который становится его небесным покровителем. Среди тысяч святых есть сравнительно немногие, отказавшиеся от семейной жизни ради служения одному Богу, сохранявшие девственность и целомудрие и преодолевшие при этом всевозможные препятствия. Именно такими святыми являются преподобный Алексий, человек Божий (память 17 марта по ст.ст.), и святая мученица Дарья Римская (память 19 марта по ст.ст.). Святой Алексий с юности хотел оставить мир и служить Богу, но его родители упорно хотели его женить. После обручения, оставшись наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и тайно ушёл из дома. Всю жизнь Алексий прожил в посте и молитве. В нескольких фразах невозможно описать смысл подвига его жизни. На Руси Житие преподобного Алексия, человека Божия, было одним из самых любимых. Его надо прочитать каждому. Святая мученица Дарья первоначально была жрицей Афины Паллады. Родители юноши Хрисанфа, желая отвратить его от христианства, женили его на красавице Дарье. Однако Хрисанф обратил свою жену от язычества к Христу. Молодые супруги по обоюдному согласию решили вести девственную жизнь и даже поселились в отдельных домах. Святой Хрисанф собрал общину верующих во Христа юношей, а вокруг Дарьи собрались благочестивые женщины, стремящиеся к монашеской жизни. Во время очередных гонений на христиан Хрисанфа и Дарью арестовали. Дарью мучители захотели осквернить, отдав в блудилище, но там её охранял посланный Богом лев. Всех, кто пытался осквернить святую, лев валил на землю, но оставлял живыми. Дарью проповедовала им Христа и многих убедила встать на путь спасения. Святые Дарья и Хрисанф позже были казнены по приказу императора Нумериана. Очевидно, что имена Алексея и Дарьи были даны героям-блудникам пьесы Мишуриной-Ладо не случайно, а с целью глумления над христианскими идеалами святости, целомудрия, монашества.

Алексий, человек Божий - девственник и постник, за родителей молился. Алексей из пьесы одержим страстями греха и объедения: «Я жениться хочу... Да и жрать хочу все время, нажраться никак не мoгy». Отношение к родителям: «Ненавижу вас... Всех! Проклятые! Мне бы оружие какое, всех бы перестрелял к едреной фене!!.. И отца дашкиного задушил бы своими руками... Сволочи! Сволочи!!... сволочи...»

 

Морально-нравственные поучения.

М.-Л. Ещё одно знаковое имя Мишурина-Ладо дала Хозяину: Павел Петрович. О святых первоверховных апостолах Петре и Павле, надеюсь, знают все? Брат Павла Петровича, погибший на войне, носил имя Андрей. Про апостола Андрея Первозванного тоже многие слышали. Пример паскудной поэмы Блока «Двенадцать» для некоторых писательниц оказывается заразителен.

Библия. В состав Нового Завета входят 27 книг. Из них четырнадцать - послания апостола Павла, а две - послания апостола Петра. Апостол Павел в своих посланиях разъясняет учение Иисуса Христа применительно к конкретным случаям. В его посланиях много нравственно-поучительного. Так, во втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел написал: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). В послании к Ефесянам он призывает: «Не упивайтесь вином» (Ефес.5:18). В своём первом послании к Коринфянам апостол Павел призывает не общаться с грешниками: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор 15:33).

М.-Л. Павел Петрович по ходу пьесы постоянно попрекает Соседа за тунеядство, за пьянство, а от дочери требует, чтобы та не общалась с сыном Соседа, так как (тут уже жена подключается) «яблоко от яблони недалеко падает». Всё это, кстати, верно. Всё это могло быть взято из посланий апостола Павла. Однако в пьесе образ Хозяина Павла Петровича в сравнении с Соседом выводится отнюдь не положительным героем. А этим обесценивается вся нравственно-поучительная составляющая Библии. Очевидно, это и было целью «неведомой силы», воздействовавшей на Мишурину-Ладо.

 

Самоубийство.

Библия. Православное христианство считает самоубийство одним из тяжелейших грехов по той причине, что человек совершает двойной грех - убийства и отчаяния, в которых уже нельзя покаяться. Совершившие самоубийство лишаются отпевания перед погребением. В Новом Завете упомянут единственный самоубийца - предатель Иуда.

М.-Л. В своей пьесе Мишурина-Ладо романтизирует самоубийство. При первом же явлении Сосед поёт дифирамбы в честь кобылы Ласточки, влюбившейся в младшего сержанта Пересыпкина, а после его перевода в Казахстан покончившей жизнь самоубийством. Следом за ним запела дифирамбы свинья: «Да, бедная. Но умереть из-за любви! Как он сказал - « Она взлетела...»! Вот это - счастье!» Далее животные обсуждают способы самоубийства. После обнародования свиньёй, ставшей ангелом, своего варианта сотериологии (от греческого soteria (спасение) учение о спасении) желающие, чтобы их убили, выстроились в очередь: пёс, лошадь... В конце концов самоубийством покончил жизнь пьяница и тунеядец Сосед. Благодаря своему самоубийству Сосед стал СПАСИТЕЛЕМ ребенка Дарьи от аборта. Повторю: пьеса Мишуриной-Ладо романтизирует самоубийство. «Тильзит-театр» - театр ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ. Уровень самоубийств в России - один из самых высоких в мире. Уровень подростковых самоубийств в России в три раза превышает среднемировой. Выводы в данной ситуации надо делать прокуратуре.

 

Спасение и Спаситель. Самопожертвование.

Библия. Спасение, согласно Библии, значит спасение человека от греха и его последствий - смерти и ада, и обретение спасённым человеком Царства небесного - соединения с Богом. Люди, созданные Богом безгрешными, были обмануты сатаной, нарушили Божью волю и впали в грех и, в итоге, стали смертны. Бог, продолжая любить Своё творение, желает дать людям прощение грехов, вечную жизнь и спасение от наказания в аду. Для этого Он послал на землю Своего Сына Иисуса Христа, Который взял на Себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мёртвых. Иисус Христос, согласно Новому Завету, является искупительной жертвой за грех, и люди, веря в Его смерть и воскресение из мёртвых и обращаясь к Нему с покаянием в своих грехах, получают прощение грехов и вечную жизнь. Рожденного от Девы Марии Христа мы называем Спасителем.

М.-Л. Зарезанная Хозяином свинья по ходу пьесы становится ангелом с крыльями, является в хлев и излагает другим животным тайны мироздания. Попутно рассказывает о том, что Дарью утром увезут в город делать аборт, а СПАСТИ ребёнка нельзя, так как у него нет ангела-хранителя. Сама свинья стала почему-то «ангелом-хранителем» другому ребенку, черному и далеко живущему. Свинская сотериология изумительна по нелепости:

«Свинья: - У меня есть мысль... Нужно его Ангела-хранителя вызвать.

Пес: - Давай. Вызывай!

Свинья: - Я же не знаю, кто он.

Корова: - Так где же его взять?

Свинья: - Когда кто-то умирает, то кто-то рождается. Это закон жизни. И если тот, кто умер, попадает в ангелы, то он и есть Ангел-хранитель того, кто родился.

Петух: - А если не попадет в ангелы?

Свинья: - То тот, который родился, живет без Ангела-хранителя и жизнь у него не сладкая.

Пес: - Так ты, Свинья. Как раз и того... умерла.

Свинья: - Но я Ангел-хранитель совсем другому человеческому детенышу. Он родился очень далеко и весь черный.

Корова: - Батюшки, горе-то какое!

Свинья: - Ничего. Зато я у него есть.

Пес: - А для нашего, кто же помер? Кто его Ангел?

Лошадь: - Нет у него никакого Ангела.

Пес: - Почему это?

Лошадь: - Да потому, что он еще не родился.

(Пауза.)

Корова: - Так что же делать?

Лошадь: - Для того, чтобы он родился, нужно, чтобы кто-то помер.

Пес: - Ну ты Лошадь... ну ты умная...»

За спасение нерожденного ребенка пожелали умереть сначала пёс, затем - лошадь. Бессмысленно выяснять, почему они надеялись стать ангелом-хранителем именно ребенку Дарьи, который, тем более, должен был родиться только через семь с половиной месяцев. Животные сами себя назначали ангелом-хранителем для конкретного человека. Согласно воззрению зооцентризма, Бог обязан будет выполнить волю животных и сделать самоубийцу ангелом-хранителем для избранного ими ещё не рожденного ребенка. Осталось только умереть. Украдено ружьё, Лошадь требует от Соседа немедленно её застрелить:

«Лошадь: - Ты об Дашкином дитё подумай, ведь выхода-то нет. Ведь если какой человек помрет, то ангелом он может и не стать. Вот Свинья говорила, что людей в ангелы мало кого

Свинья: - Мало.

Лошадь: - А я уж точно в ангелах буду».

Сосед не смог выстрелить в Лошадь, загадочно заулыбался и ушел, горланя песню про Стеньку Разина, утопившего княжну. Ушел и застрелился. Учитывая, что ему было объяснено, что люди в ангелы практически не попадают, самоубийство Соседа можно считать скорее актом отчаяния. Но его странная улыбка перед уходом из хлева позволяет предполагать, что Сосед сознательно лишил себя жизни, чтобы целенаправленно стать Ангелом-хранителем для ребенка Дарьи. А, если человек, сознательно лишающий себя жизни, имеет своей целью спасти другого человека или группу людей, то такой поступок можно классифицировать уже не как самоубийство, а как самопожертвование. Получается какая-то кощунственная пародия на смерть на Кресте Спасителя нашего Иисуса Христа. И в лице тунеядца и пьяницы Соседа - кощунственная пародия на Самого Спасителя нашего Иисуса Христа.

 

Предтеча.

М.-Л. У Иисуса Христа был Предтеча. В кощунственной структуре пьесы Мишуриной-Ладо роль Предтечи выполнила Свинья. Она была убита первой и подготовила обитателей хлева к необходимости чьей-либо смерти для спасения ребенка Дарьи. Проложила стопы, так сказать. Вспомним, что у сатаны всё наоборот, и сравним образы святого Иоанна Предтечи и Свиньи.

Библия. Святой Иоанн Предтеча при жизни был ангелом во плоти, постником и аскетом (питался только сушеной саранчой и мёдом диких пчел). Пророк Исайя назвал его «Гласом вопиющего в пустыне». То есть человека из плоти и крови практически не было, остался только голос, призывающий людей покаяться и обратиться к Иисусу Христу. Святой Иоанн Предтеча обличал царя Ирода, впавшего в грех прелюбодейства. За это и был казнен.

М.-Л. Свинья в пьесе Мишуриной-Ладо жрёт, жрёт и ещё раз жрёт. Хозяина любит безумно и никаких грехов у него не видит. Готова умереть за него. Хозяин её убивает, чтобы продать на рынке мясо. При этом Свинья дико визжит. Как положено у сатаны, всё наоборот.

 

Наречение имени новорожденному младенцу.

Библия. Ангел Господень явился священнику Захарии и предрек: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк.1:13-15). За недоверие посланнику Бога Захария был наказан немотой. Когда у него родился сын, родные затруднялись наречь ему имя. Немому отцу пришлось преодолеть определенные трудности, чтобы дать родившемуся сыну имя Иоанн, названное ангелом.

М.-Л. Трудность с наречением имени родившемуся ребёнку возникла и в пьесе. Ещё при жизни пьяный Сосед вслух мечтает о внучке с именем Маруся. После самоубийства, став ангелом, Сосед внушает Алексею и родителям Дарьи назвать родившегося ребенка Марусей, т.е. Марией.

 

Славословие ангелов.

Библия. После Рождества Христова пастухам явился ангел, сказавший, что «родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:11,14).

М.-Л. После рождения Маруси-Марии её принесли зачем-то в хлев. Знаковый момент: когда все уходят, Хозяйка роняет пеленку, которая остается в хлеву. Ангел-самоубийца играет на гармошке, а затем поёт «Имел бы я златые горы, и реки полные вина».

 

Паломничество и Причастие.

Над местом Рождества Христова в Вифлееме построен храм, ставший местом паломничества верующих. Пещера Рождества находится под амвоном этого храма. Естественно, в нём регулярно совершаются богослужения. В конце Литургии верующие причащаются Тела и Крови Христовых. По-гречески таинство Причастия звучит Евхаристия (благодарение, благодарность). Таинство Причастия установлена Самим Спасителем, Который на Тайной вечере завещал: «Сие творите в мое воспоминание» (Лк.22:19).

М.-Л. Хозяин перевел животных из хлева в каменный сарай. Хлев потерял свое первоначальное значение и стал местом паломничества. Хозяин Павел Петрович: « Да что это вас в хлев все тянет?» Выше уже говорилось, что для Дарьи хлев стал особым («святым») местом: «Мы здесь её... сделали». «Паломники» вспоминают самоубийцу-Соседа, характеризуя его как никчемного человека. Впрочем, Дарья выражает своеобразную благодарность Соседу за то, что он застрелился. После этого всё поменялось к лучшему. В самом конце пьесы Хозяин, продолжая вспоминать «сукина сына и проклятого паразита» Соседа, застрелившегося из его двустволки, залазит на сеновал, где «сделали ребенка», и пьёт там самогон. При этом вместе с ангелом-самоубийцей поёт «Имел бы я златые горы и реки полные вина». Своеобразное кощунственное причастие кощунственной «пьяной мессы», творимой в воспоминание о самоубийце.

         

Можно продолжить анализ пьесы украинского драматурга Марии Мишуриной-Ладо, но есть ли в этом смысл? И так очевидно, что пьеса «Очень простая история» и спектакль, по ней поставленный, являются кощунственными пародиями на евангельские события, глумлением над Православной верой, богохульством. И, если какие-то театральные критикессы увидели в этом спектакле библейскую притчу и рождественскую сказку, это показывает их полное духовное одичание. С режиссера и актеров спрос особый. Неужели они не понимают, что делают? Неужели они не понимают последствий своих действий? За кощунство и богохульство придётся отвечать. Это в свинском богословии киевского автора существует только семь грехов, к которым актеры могут быть и не причастны. Согласно свинского богословия в «другое место» Бог их не отправит. Взглянем ещё раз на текст пьесы:

«Свинья: - Так вот. Когда живые существа умирают, Бог выясняет. Чистая у него душа или нет. Если чистая, значит ангел.

Корова: - А если грязная?

Свинья: - Если грязная - это грех.

Пес: - А что значит «грех»?

Свинья: - (перечисляет, как урок) Грех это: жадность, чревоугодие, прелюбодеяние, гордыня, гнев, зависть, праздность. Всего семь.

Пес: - Пре-лю-бо-де-я-ни-е - это что?

Корова: - А зависть?

Лошадь: - Гнев. Что за гнев такой?

Свинья: - Не знаю. Я только первый день.

Пес: - Нужно у петуха спросить. По радио обо всем говорят. Ну. хорошо. Ты на небо. А грехи эти куда?

Свинья: - Их в другое место отправляют... там душа мучается... мне сказали, там совсем плохо...»

Ангел-Свинья у Марии Мишуриной-Ладо оказывается очень продвинутая. Она перечисляет семь главных (только главных!) грехов согласно католической традиции, введенной папой Григорием Великим, перечислившим их в трактате «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования», а затем включившим в Катихизис западной церкви. Но папа Григорий не сам придумал понятие главных грехов. Задолго до него на Православном Востоке, в монашеской среде сформировалось учение о восьми главных греховных страстях. Папа Григорий взял православную восьмеричную схему, а в ней объединил в один грех печаль с унынием (получилась праздность), тщеславие с гордыней и добавил зависть. Так появилось семь главных грехов. Ангел-Свинья в пьесе Мишуриной-Ладо, получается, проповедует другим животным католичество. Но, повторю, учение о главных грехах возникло в древней монашеской среде, т.е. среди людей, всю свою жизнь посвятивших служению Богу. Богохульство или кощунство, например, среди этих людей практически не встречалось, и упоминание об этих грехах среди восьми (или семи в католической традиции) главных греховных страстей было тогда абсолютно неактуально. А в сегодняшней России?

Россия считается светским государством. Конечно, влияние Православия и исторически сложившиеся обычаи и традиции привносят в этические нормы современного человека некие запреты, не отраженные в Уголовном кодексе. Нарушение моральных норм, не закрепленных в законодательстве, светский человек может считать грехом. Но, как правило, грехом считаются только нарушения взаимоотношений между людьми. «Свинско-католическое» богословие Мишуриной-Ладо это прекрасно демонстрирует. А вот нарушения Библейских Заповедей, относящихся к взаимоотношению человека с Богом (неверие, религиозное поклонение кумирам, поминание всуе имени Бога, богохульство, кощунство, глумление над святыней и т. д.), с точки зрения светской этики греховными не являются. Пьеса Мишуриной-Ладо и это демонстрирует. Это демонстрируют и театральные зрители, аплодирующие кощунству и богохульству «Тильзит-театра» и ещё тридцати пяти театров России, в которых идёт эта пьеса. Бог им будет судьёй! Чему аплодируют? Низведению человека до животного уровня? Романтизации самоубийства? Пьянству и блуду?

  


[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Ладо,_Мария

[2] http://xitfilms.ru/online/S2I4ZlZGdExaT1E= 

 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Георгий Бирюков:
Афера с именем Канта. Юридический аспект
О выборе имени для аэропорта Калининграда в конкурсе «Великие имена России»
10.12.2018
Столетие со дня окончания Первой мировой войны
Для нас война пока не окончена
14.11.2018
Вдумчивым
Об увековечении памяти красноармейцев, погибших в лагере военнопленных «Офлаг-52» («Stalag I-D»)
25.07.2018
Откуда у хлопца тевтонская грусть?..
Вспоминая Колю из Уренгоя
15.01.2018
Все статьи автора