Живу я в республике Коми, в районе, приравненном к Крайнему Северу. Однажды, здороваясь со своим хорошим знакомым, я услышал от него такое слово: «приветствую тебя на земле коми». Что это за слово? Неужели мне дано было понять, что хотя я и родился и вырос в этом северном городе, здесь родился и вырос мой отец, но вот все равно - я пришлый здесь, чужой?
И решил я тогда узнать историю пребывания русского народа - руси на севере европейской части России, а точнее на тех землях, которые в 1923 году вошли в состав впервые образованной тогда Коми АССР - коми республики.
Очевидным было, что до 1923 года коми своего автономного государственного образования не имели. Раньше эти земли входили в состав Архангельской и Вологодской губерний.
Обратившись к письменным источникам я обнаружил удивительные факты.
Так, в книге Сергея Маркова «Избранные произведения» том 1, М, 1990 (Книга о землепроходцах и мореходах, стр.115) есть указание, что русские жили на реке Печоре уже в 1092 году, то есть с до монгольских времен, в то время Новгородцы собирали с народов, проживающих на реке Печоре дань. Этот факт С. Марков почерпнул из древней русской летописи - «Повести временных лет», (Киев 1112 год). Описывая то древнее тысячелетней давности время, Марков говорит, что тогда же упоминается и о югре - народе с непонятным языком, который жил на Урале и за ним и имел непонятный для русского человека язык. Югра это финно-угорские народы, которые с древности до сего времени живут в районе Ямала и Ханты - Мансийский области за Уралом.
Также С.Марков в своей книге, ссылаясь на путешественника Джосафата Барбаро (1479 год), говорит, что после присоединения Новгорода Москва стала владеть Заволочьем и всему путями в Югру (то есть за Урал - в Сибирь).
В письменных источниках о русском севере, с которыми мне удалось ознакомиться, упоминались многие народы: чудь, весь, вогулы, остяки, самоеды и др., такого названия, как коми, я не встретил.
Что же сами коми говорят о своем появлении на крайнем севере? Мой друг, коренной коми, рассказал старинное предание, о том, как коми получили свое прозвание - зыряне. Оказывается, это произошло в древности после одной великой битвы и слово «зыряне» в переводе с древнего языка означает - «убежавшие с поля битвы». А битва эта у коми была с черемисами (сейчас этот народ называют марийцы - угорский народ, живущий на Волге). И вот после этой битвы коми ушли на север и стали прозываться зыряне. Это предание коми народа устное, по всей видимости, передающееся в народе от поколения к поколению.
Районы коми республики, имеющие среди населения настоящих коми - это, например, Корткеросский, Усть - Куломский. Общаясь с местными, живущими в этих районах, или предки их жили в этих районах, выявил интересную вещь - от села Важкурья Корткеросского района и даже до с. Деревянск, Усть - Куломского района (автомобильная трасса с. Корткерос - с. Усть-Кулом) много коренных коми, имеющих исконно русские фамилии - Моторины, Королёвы, Морохины и др. - люди высокие, крепкие. Хоть они и из настоящих коми сёл, говорят по- коми, как говорится - коренные коми и сами себя считают коми народом, но они хранят в своих семья предания, что они потомки - новгородцев - Руси новгородской. Возможно, что они потомки той самой Руси, которая, как описывает Повесть временных лет, тысячу лет назад освоила Печору.
Дореволюционный историк Иловайский пишет, что финно - угорские племена крайне редко и с большим трудом поддаются ассимиляции. А мы можем наблюдать, что русские, наоборот, очень быстро ассимилируются с другими народами - это видно даже по волне эмиграции после революции 1917 года из России: много русских уехало за рубеж - в Латинскую Америку, в Северную Америку и за два - три поколения растворились в принявших их народах, утеряли свою русскую идентичность, даже забыли язык. Особенно ассимиляция русских проявляется, если русские смешиваются с монголоидными народами - например, с бурятами - тогда даже в пятом поколении все русские в этом роду будут похожи на бурятов.
Поэтому более вероятно признать, что туземцы - русские, проживавшие на европейском севере, нынешней республике коми, приняли в себя кочующие финно-угорские народы и ассимилировались с ними, потеряв свою русскую идентичность, оставив о ней только память в виде устных семейных преданий, фамилий и некоторых внешних данных (рост, цвет волос и глаз и др.).
Эту мысль подтверждают и названия деревень в нынешней республике коми (хотя эти названия в настоящее время и пытаются переиначить на коми лад). Названия деревень, похоже, имеют корни в Новгородской руси - это деревни: Половники, Онежье, Малая Слуда, Слудка. Что значит древнее название села Слуда? В коми языке такого слова нет, кто-то из коми считает, что это село было населено народом ханты. Для расшифровки названия мне понадобился словарь церковно - славянского языка. Оказывается, Слуда в переводе с древнерусского, означает - Утёс, а Слудка, соответственно - Утёсик. Названия деревень - Часово, Студенец, Серёгово, Княжпогост, Ляли, Кошки, Чёрный яр, Семуково, Весляна вообще не требуют перевода на современный русский язык, понятно, что они означают - это исконно русские названия.
На юге коми республики исконно русские названия деревень во множестве встречаются рядом с коми названиями, это: Черёмуховка, Мутница, Гурьевка, Гостиногорка, Ловля, Яковлевская, Беляевская, Абрамовская (в 1625 г. деревня называлась Обрамово), деревня Горбуновская (также упоминается в письменном источнике еще в 1625 году, жители деревни носят фамилию горбуновых, у деревни есть название и на коми языке - но название не древнее, скорее всего коми название появилось как аналог - прозвище, данное людьми, не говорящими по-русски); деревни: Климовская, Кондратовская, Кривуша, Рубцовка, Тереховская и др. Название деревни Ловля переводят с коми языка, как «живая река». А нужно ли переводить на коми древнее русское название Ловля? Оно и по-русски прекрасно показывает свой смысл. Деревня Лябовская вообще очень древняя - упоминается в 1551 году!
Старинное село Усть - Цильма, где живут старообрядцы - беспоповцы. В музее висит дореволюционная карта Архангельской губернии, где видно, что Усть - Цильма - древние русские земли архангелогородцев. Усть - Цилёмы - это архангельцы, русские, издревле проживавшие в районах Крайнего Севера. В своё время они еще приняли к себе беглецов - русских старообрядцев.
Село Усть - Вымь - раньше назывался «Владычний городок», здесь была ставка епископов, так как вокруг этого, крупного в старину центра, жили в основном русские.
В 1570 году при первом русском Царе Иоанне Васильевиче Грозном большие территории вдоль реки Вычегды, также около Усть-Выми и до Яренска вошли в состав опричнины - то есть под прямое управление центральной власти - Царя.
Уместно будет коснуться вопроса, откуда пошли сами русские
Но а сами русские откуда пошли? М.В. Ломоносов в своей книге «О начале Руси» научно доказывает, что древние троянцы, которые воевали с греками - это одно из русских племен. Так что, знаменитый Ахиллес, из древнего греческого эпоса, - русский, точнее, древний славянин. Действительно, у болгар (славянский народ) любимое чтение - это сказания о древней Трое. А было это аж в 5 веке до нашей эры!
Русские жили от чёрного моря до северного моря. Была Русь Новгородская, или северная, которая жила во всему европейскому Северу России вплоть до выходов к северным морям (а также и там, где сейчас располагается республика коми). Новгородцы называли себя славянами, чтобы отличаться от Киевлян. Киевския славяне первые стали называть себя Русью, как самое боевое славянское племя. А была еще Тмутараканская Русь, русские, которые жили на Тамани и Таврии, они были позднее оттеснены от основного анклава Русских степными кочевниками - половцами, печенегами, предшественниками монголов.
В древности русских византийцы называли роксоланами - то есть росами - аланами, видимо в той далёкой древности русские и аланы (современные осетины) были этически близкими народами. В дальнейшем, смешавшись с разными народами, обрели совершенно разный облик и язык.
Были еще русские, которые прозывались венедами, они основали знаменитую Венецию. Есть мнение, что древние этруски тоже являются русскими, древние надписи этрусков, например, надгробные, написаны на древнерусском языке. Поэтому культурное наследие этрусков, в частности, их письменность, тщательно в настоящее время скрывается, так как это доказательство, что русские - также коренные жители и Европы. Удивительно, что даже некоторые византийские императоры, например Юстиниан, были русскими (по Иловайскому).
Таким образом в древности русские занимали обширную территорию, включающую в себя часть Европы и всю современную европейскую часть России - от северных морей до Кавказа и Малой Азии (Троя находилась на территории современной Турции у побережья Эгейского моря).
Многие пытаются указать на то, что земли, где сейчас живут русские - не их родные земли, приводя древние названия. Но в древности многие языки были похожи, тем более языки прибалтов, русских и финно - угров, живущих рядом. Названия, как и имена, перекочёвывали из языка в язык. Но.
Слышал мнение, что слово Москва, переводится с коми языка, как коровий ручей. Учёные - историки (Иловайский) говорят, что Москва получила своё название от предка русских - библейского Мосоха. Ну а в обычном церковно - славянском словаре я прочитал, что москалыга - означает скряга! Ушлые москвичи они такие и есть - скряги! Реку Волга переводят с коми, как «мать» - «волога». А волга - это просто сокращенное от слова влага! Ну а если брать именно слово волога, то оно есть и в русском: из цер. - слав. словаря: слово Волога имеет значение «еда»! А вообще в древности река Волга носила название Рось (по Иолвайскому). Поэтому названиями вообще-то доказывается, что русские - действительно туземцы на европейской части России - от Чёрного до северных морей!
Корни коми и финского народов можно косвенно проследить, изучая их язык. Вообще, в финском языке есть около 30 слов, по звучанию и значению похожих на китайский язык. «Связи между эстонским, финским и китайским языками указывают на их тесное родство, к такому выводу пришел китайский лингвист Гао Жингуй, сравнивший сто наиболее употребительных слов.
Гао, третий год работающий в Тартуском университете, видимо, первым в мире выступил с подобным открытием, пишет Postimees. Гао взял сто слов из составленного американским лингвистом Моррисом Свадеши списка самых употребительных слов и сравнил их на эстонском, финском, венгерском, китайском и тибетском языках.
"Балтийско-финские и китайский языки связаны между собой", - таков основной вывод его исследовательской работы, проведенной при поддержке Института эстонского языка и Эстонского научного фонда.
Кроме того, Гао сравнил исследования генетиков и высказал предположение, что некогда где-то на землях нынешнего Западного Китая жил балтийско-финско- китайский народ, который был носителем общих генов и говорил на едином балтийско- финско- китайском праязыке.
Затем балтийско- финско- китайская семья разделилась на западную и восточную группы, предполагает Гао. Западная группа пошла на северо-запад и вышла к Балтийскому морю. По пути от нее отпочковались остальные уральские народы. Восточная группа распространилась до Восточно-Китайского моря, образовав народы Китая.
По-эстонски "rõõm" (радость), а по-китайски подобное значение выражается словом, которое произносится "rzomm". Эстонец говорит "panema", китаец - "pan". Овца по-эстонски "lammas", а по-китайски "lam"; дуб - "tamm" - китайцы называют "thamm".»
Подтверждает это высказывание и то, что коми больше всего живет не в так называемой коми республике, а в Сибири - как Западной, так и Восточной. По всей сибири есть села, где население говорит на коми языке. Река Зыряновка протекает в Омской области. Есть и села с названием Зыряновка - на Алтае и в Иркутской области.
Таким образом получается, что коренной народ, туземцы республики Коми на самом деле русские, которые здесь жили еще тысячу лет назад, что и подтверждается письменными источниками. Жили в той древности там и многие другие народы, потому что русский народ, по точному наблюдению писателя Ивана Солоневича, из всех народов мира наверное единственный владеет уникальной способностью мирно уживаться со всеми окружающими его народами.
Протоирей Борис Прокофьев, настоятель храма Иерусалимской иконы Божией Матери с. Сторожевск Корткеросского района
Сыктывкарская епархия