Сергей осваивал компьютер, занимаясь научной работой. На компьютере работа была простая - он набирал свой текст в программе Word - проще не бывает. Времена были злополучные - перестроечные, и всё было внове, и всё и у всех «утрясалось» и ничего, пока, не устоялось. Сергей был человек творческий, а писал на темы духовные. Но вот беда - программы зависали часто, что называется - компьютер «глючил». Находить причины и переустанавливать программы - значит вызывать компьютерщика, которому надо было платить, что немало денег стоило по этим временам. А их не было.
У бедности любая мелочь - высоко поднятое бревно в препятствии. Хоть компьютер и был не старый, а по этим временам ещё хороший, но сладу с ним не было никакого. Сергей надеялся закончить свою работу и заработать денег, на которые рассчитывал не только он один, но и вся его семья. В голодную Перестройку зарабатывать деньги было трудно. Честным путём. А Сергей был человек православный и нечестным путём просто не мог. В его привычном ремесле ему не могли платить достаточные деньги - уж так повелось для учёного люда с ещё советской России. И вот в этом-то замкнутом кругу компьютер просто всасывал в себя, как пылесос, не только семейные деньги, но и силы и нервы, а также очень нужное время самого Сергея.
Как только в очередной раз компьютер отключался сам по себе, Сергей находился на краю нервного срыва. В очередной раз приходилось искать недорого компьютерщика, потом искать что-либо, указанное, для очередного «апгрейта», ставить это сомнительное усовершенствование и облегчённо вздыхать. На короткое время. А так как очередные благие заверения компьютерщика не сбывались, то в следующий раз нужен был очередной «умелец», как правило, опять же, прохиндей. Дело это было новое, но все представлялись умельцами, чтобы подзаработать. Тогда рынок этого труда был ещё не столь велик и образован.
Ища выход из трудного положения, Сергей купил лицензионную программу в надежде, что, во-первых, «глючить» меньше будет, как тогда было общепринято во мнении, а во-вторых, техническая поддержка Microsoft подскажет ему выход из очередного нежелательного положения. Американская программа была очень дорогая для него, но в целом она всё-таки оправдывалась. Только вот инженеры из техподдержки Microsoft, которые уже хорошо его знали, избегали с ним работать. Часто после заданного вопроса инженеру Сергей в ответ слышал: «Этого не может быть». Наконец найдя техническое решение и выйдя из положения этого, инженеры были вынуждены «напрягаться» над следующим, таким же необычным для них. Сергей слышал от них: «У всех компьютеры ломаются, зависают и «глючат», но не так же часто-то!»
Как положено православным, Сергей читал молитву перед тем, как сесть за компьютер, а потом и после работы на нём. На экране, сбоку, у него было прикреплено изображение восьмиконечного православного Креста на листике, купленном в храмовой лавке.
Но порой сомнительные «чудеса» просто доставали его. Так, например, как-то он писал о святом Сергии Радонежском, а клавиатура вдруг отказала. У него была ещё одна, старая. Он достал её и подключил. Клавиатура работала через раз. Уже отчаявшись, Сергей прочитал «Отче наш...». Вторая - старая, клавиатура заработала. Тут он захотел проверить. Подключил первую, новую. Работала тоже.
Впоследствии он стал замечать, что «глюки» были особенно необычными на тексте о чём-либо святом. То строчка на строчку наезжала, то в одной строчке вдруг буквы ложились криво или размера разного вдруг становились, то пробелов было столь много, что они уходили куда-то в бесконечность правой стороны листа файла. Список «глюков» был разнообразный и всё пополнялся. Теперь Сергей относился к ним уже привычнее и спокойнее.
Как-то он был в одной из подмосковных святых обителей и пожаловался батюшке, что уже не знает, что ему делать. Сергей начал коротко рассказывать свои злоключения с компьютером. Батюшка улыбнулся и перебил его: «Э-э-э, мы тебе и сами можем про это рассказать сто-о-лько!.. Пригласи батюшку, пусть молебен отслужит».
В ближайшее же время Сергей обратился с этой просьбой к своему духовнику - отцу Андрею. Тот нисколько не удивился его просьбе. Они договорились о времени, а батюшка сказал, чтобы, когда он приедет, все домочадцы были дома.
Было это на начало Рождественского поста. И надо же было случиться тому, чтобы в этот день погода испортилась настолько, что было ни пройти, ни проехать. Поднялась снежная буря, снег слепил глаза и налипал на стёкла автомашин. После слякоти, которая была накануне, «дал крепкий морозец» и дороги сделались как каток. Сергей очень волновался, что отец Андрей к ним не проедет. Сергей побежал на перекрёсток, что недалеко от дома, чтобы, если понадобится, помочь батюшке сориентироваться в номере дома. Он понимал, что отец Андрей может не увидеть в тёмный снежный вечер и его самого тоже... Но Сергей так спешил и волновался потому, что усидеть на месте в бездействии просто уже не мог. Конечно же, его желание было глупым и он вернулся, убедившись в том воочию.
Отец Андрей опоздал часа на полтора-два. Это был молодой - 35-летний, мужчина приятной наружности. Батюшка был доброжелательный, спокойный и начитанный. Семья Сергея знала его уже лет пять как тому быть. Их квартира была уже освящённой и потому батюшке работы было меньше. Любимого духовника накормили постным ужином с непременным винегретом, хотя отец Андрей только что приехал от других своих духовных чад, где его, естественно, угостили тоже и тем же. Православные любят своих батюшек.
Заметив, что на стене уже нет изображения креста, а это случилось после ремонта, по просьбе Сергея отец Андрей нарисовал на четырёх внешних стенах общей коробки квартиры восьмиконечные кресты рукой своей. Затем Сергей поставил домашние святые образа перед монитором, зажёг храмовую свечку и вся маленькая семья встала перед ними на молебен. Предварительно отец Андрей воскурил вокруг ладаном, и начал читать акафист Николаю-чудотворцу, а потом из Нового Завета, и помолился о членах семьи перед Пресвятой Троицей и Пресвятой Богородицей. На душе у всех стало благостно и спокойно.
Потом с тем же настроением Сергей сел за работу на компьютере. «Глюки» прекратились, а если возникали обычные технические трудности, то преодолевались легко.
Ныне какому-либо невоцерковлённому современнику этот случай может показаться малоправдоподобным, а в древности русские православные имели большой опыт и в связи с чудесами, и в молебнах и крестных ходах вне храма. Искони православные понимали значение их и причинно-следственные связи. Об этом подробно писала исследовательница Громыко М.М. «Массовое народное понимание молебнов вне храма было сугубо церковным по сути своей: оно отвечало желанию максимально освятить все стороны своей жизни. Молебны на полях сопровождались кроплением святой водою (домашних животных тоже кропили ею); на улицах пели каноны и другие церковные песнопения, освящали улицы и площади самим ношением крестов, икон и хоругвей, служили молебны в определённых местах городов и селений; освящали свои дома присутствием чудотворных икон и служением молебнов и т. д. Молебны служили даже на ярмарках. Сравним эти факты массового религиозного сознания русского народа с церковно-богословской трактовкой позиций православия в этом вопросе в изложении о. Павла (Флоренского): «Но не только возведение на должности совершается молитвенно: вся гражданская организация пронизана символическими действиями, задача которых никакой стороны жизни не оставить вне её ориентированности на высшем духовном начале и связать со всем в единый духовный организм. Как остаток этой церковной культуры, этого священного устройства всей гражданственности, остаются и доныне многочисленные чинопоследования - на благословение путешествий, сухопутных и морских, на начатие торговых предприятий и всякого доброго (калос, т. е. отличного, прекрасного дела: как далеко это полножизненное понимание от интеллигентского гнушения и высокомерности к торговым предприятиям). Затем чинопоследование на выступления и обороны военные, на умиротворение нестроений, бунтов, восстаний, на прекращение гладов, эпидемий, землетрясений, моровых поветрий, общественных незадач всякого рода, на успокоение вражды, ненависти, ссор, на искоренение ересей и т. д., и т. д.» (1).
А ныне некоторые современники, «напичканные» знаниями-программами, как компьютеры, порой смотрят и не видят очевидное. Для таких людей мiр видимый, но несуществующий (виртуальный), понятнее, чем мiр невидимый, но существующий. Человек - создание Божье, по образу и подобию Его, а потому в мiре земном нет ничего выше человека тогда, когда он с Творцом в душе.
1 - Священник Павел Флоренский. Параграфы 34, 35 и 36 из «Философии культа». Regnum acternum. I. М. - Париж, 1996. С. 196. Цит. по: Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., «Паломник», 2000. С. 42-43
1. Re: Компьютерные «глюки»