itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Правда о Грозном Царе Иоанне Васильевиче и «черный миф» о «Иоанне Ужасном»

Часть 2

Иван Грозный  Бывший СССР  Новости Москвы 
0
1535
Время на чтение 18 минут

Часть 1

Клевета «тошной силы» и правда о Русском Царе

После выхода на экран фильма «Тzar», руководство российского телевидения, судя по всему, решило регулярно показывать кощунственный фильм на православные праздники, как на Новый год обязательно показывает «Иронию судьбы». После очередной демонстрации лунгинского «киношедевра», отвечая на вопросы радиослушателей, я сравнил кровавый ужас, беспросветный мрак и уродство, которое изображал на экране Лунгин в своем фильме «Тzar», с тем, что происходило в то время на Руси на самом деле. В эти годы на Руси был расцвет церковного зодчества, возводились прекрасные храмы, среди которых знаменитые шедевры архитектуры, такие как Покровский собор на Рву, который известен во всем мире как храм Василия Блаженного. Был расцвет иконописи, и в этом огромную роль сыграл Стоглавый собор, созванный Государем. При Грозном царе на Руси начиналось книгопечатание. Сам же Царь в эти годы, по описаниям иностранцев, был красивым, высоким, широкоплечим и сильным тридцатилетним человеком, никоим образом не напоминая беззубого бомжа в исполнении несчастного Мамонова. Причем, беспристрастные иностранцы, такие, как итальянец Фоскарини, подчеркивали, что государь Иоанн Васильевич сочетал подлинное царское величие с приветливостью и простотой в обращении с подданными. Велико и литературное наследие царя Иоанна Васильевича. В его творениях мы видим необычайно глубокие и ясно выраженные мысли православного христианина, полностью основанные на Священном Писании и Священном Предании Православной Церкви. А исчерпывающие и твердые ответы Государя об истинах Православной веры папскому легату Антонио Поссевино и чешскому пастору лютеранину Яну Роките и сегодня не потеряли своего значения и могут быть поставлены в один ряд с произведениями святых отцов, написанных в литературной форме «прения о вере». Необходимо упомянуть и о том, что Царь Иоанн Васильевич известен как замечательный церковный гимнограф. Самую высокую оценку его произведениям давал известный церковный писатель архимандрит Леонид Кавелин.

Великим подвигом в Церкви считалось основание монастырей. В царствование царя Иоанна Васильевича было основано 60 монастырей. Основателями монастырей были подвижники благочестия, молитвенники-монахи, но мы знаем, что Государь особое внимание оказывал монастырям. Грозный Царь щедро помогал древним русским обителям и особенно заботился о монастырях, основанных в его царствование. В конце той передачи я посоветовал радиослушателям ознакомится с книгой митрополита Иоанна «Самодержавие Духа», а также читать в первоисточниках письма и послания царя Иоанна Васильевича.

Обвинение в прелести?

Но любое доброе упоминание о царе Иоанне Васильевиче Грозном вызывает приступы гнева и необычайное раздражение у радиослушателей, воспитанных на измышлениях Карамзина. И на этот раз не замедлило появиться письмо в котором меня обвинили в прелести, кощунстве и потребовали от руководства радиостанции ввести «духовную цензуру» и навсегда запретить Виктору Саулкину рассуждать о Иоанне Грозном и подвергать сомнению сочинения Карамзина. Свою и лунгинскую точку зрения эти люди считают единственно верной, «как учение маркса и энгельса» и претендуют на роль некой «духовной цензуры». Самое поразительное, что эта публика категорически не желает даже слышать иную точку зрения. Какая уж тут полемика, обсуждения фактов. Упоминать Грозного Царя можно только, как «жестокого тирана», иначе это оскорбляет их «нравственное чувство».

Обвинение в прелести - довольно серьезное обвинение. И очень странно, когда тебя обвиняют в духовном повреждении, только на основании твоего отношения к сложному, одновременно величественному и трагическому периоду Русской истории и личности царя Иоанна Васильевича Грозного. Все же это разномыслие относится к области отечественной истории, а не к области догматов и вероучения.

Требование не рассуждать на радио «Радонеж» о личности Государя Иоанну Васильевича является откровенной попыткой установить на нашей радиостанции идеологическую цензуру. Оказывается, Эшпаю с Лунгиным можно демонстрировать на телеэкране русофобские сериалы и фильмы, посылать эту клевету и ложь о Русской истории и Русском народе в Канны, а на православном радио нельзя эту ложь опровергать. Мало нам монополии на «правду о русской истории» на телевидении, и на «Радонеже», оказывается, должна звучать только одна точка зрения. Та, что с середины ХIХ века «прогрессивной интеллигенцией» считается единственно верной.

Но попытки запретить на радио обсуждение русской истории ХVII века и личности государя Иоанна Васильевича Грозного бессмысленны, так как народ все равно будет читать не только Дворкина, но и Фроянова и Боханова, и многих других исследователей, которые стремятся беспристрастно изучать этот сложный период в жизни России. И нет сомнений в том, что многие православные русские люди в поисках истины будут обращаться к книге митрополита Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского «Самодержавие Духа». А владыку Иоанна ни один человек, находясь в здравом уме, не посмеет обвинить в прелести и кощунстве. И то, что Россия в царствование государя Иоанна Васильевича была страной «мрака и беспросветного ужаса», как это изображено в антирусском фильме «Тzar», никто из оппонентов доказать не сможет.

О царствовании Грозного Царя, его великих государственных свершениях, о том, как в те годы строилось Православное Русское Царство - Третий Рим, как первый Помазанник Божий и его духовник святитель Макарий утвердили в сознании людей идеал русской жизни - Святую Русь, можно говорить и писать очень много. Но я постараюсь обосновать только те утверждения о царствовании Государя Иоанна Васильевича, которые прозвучали в радиопередаче.

Пункт первый. Расцвет церковного зодчества.

Любой историк архитектуры подтвердит, что при Государе Иоанне Васильевиче был настоящий расцвет церковного зодчества; были построены храмы, которые считаются шедеврами древнерусской архитектуры. В честь венчания Государя построен прекрасный храм Иоанна Предтечи в Дьяково. Замечательной красоты Успенский храм в Старице был построен при личном участии царя Иоанна Васильевича в «разработке архитектурного проекта», как сегодня бы сказали. Каменные храмы при Государе возведены в Муроме, Владимире, Вологде. Всего при личном участии Грозного царя построено 40 прекрасных церквей. Все храмы, построенные в годы царствования государя Иоанна IV, отличаются одновременно величественностью и изяществом линий.

Но один храм, возведенный при царе Иоанне Васильевиче Грозном, знают во всем мире. Покровский собор на Рву, построенный в честь взятия Казани, для многих иностранцев стал символом России. Именно создание этого собора ознаменовало собой начало строительства Москвы, как Нового Иерусалима, Небесного града, описанного св. Иоанном Богословом. Смысл богословской концепции градостроительства священной русской столицы в своих трудах замечательно раскрыл Михаил Петрович Кудрявцев. Покровский собор и вся Красная площадь занимают в этом замысле особое место.

О том, что Государь был выдающимся храмостроителем, сохранились свидетельства иностранцев. Английский дипломат Джером Горсей, находившийся в Московии с 1573 по 1591 гг., пишет: «За время своего правления Иоанн Грозный возвел свыше 40 прекрасных каменных церквей, богато украшенных куполами, укрытыми чистым золотом. Он основал свыше 60 монастырей, подарив им колокола и украшения и пожертвовав вклады, чтобы молились за его душу. Кроме этого Царь построил 155 крепостей и 300 новых городов».

Многие иностранцы отмечали и личное благочестие русского царя, любовь к монастырскому богослужению, щедрость и особенное усердие в строительстве храмов. Австрийский дипломат Даниил Принц пишет о государе Иоанне Васильевиче: «Он до того усердно предан был благочестию и богослужению, что для того, чтобы удобнее предаваться молитвам и постам, которые он очень строго содержал, часто проживал в монастырях и тело изнурял великим воздержанием. Большую часть своих доходов он тратил на построение святых храмов и отыскивает мастеров с большим старанием».

О том, как Грозный царь заботится о состоянии церквей в своем государстве, говорит и польский посол Василий Тышкевич: «Нынешний государь ваш всякие дела по Боге делает, христианство исправляет и утверждает, по всей его державе Христианские церкви цветут, как в старину в Иерусалиме при равноапостольном царе Константине».

Посол императора Максимилиана II Кобенцель рассказывал, что при аудиенции государь Иоанн Васильевич попросил его подождать, пока он не помолится в церкви. Посол сообщает, что «Великий князь, не предпринимает и не постановляет ничего важного, не посоветовавшись предварительно с Митрополитом».

Сторонники Карамзина все эти свидетельства готовы перечеркнуть одним категорическим заявлением. «Строительство храмов и прочие проявления «внешнего благочестия» в ту мрачную эпоху вполне могли сочетаться у тирана Иоанна Грозного с проявлением жестокости и религиозного изуверства». Возражать на такие аргументы невозможно. Но есть одна сторона церковной деятельности государя Иоанна Васильевича, которая не оставляет камня на камне от подобных умозаключений.

Пункт второй. Любитель иноческого жития

Величайшим подвигом у подвижников благочестия считается основание и строительство монашеских обителей. Ничто так не досаждает врагу рода человеческого, как монастырь - духовная крепость в войне за души людей. Основатели монастырей особенно почитаются, ибо этот подвиг требует необычайного мужества в духовной брани и горячей любви ко Господу. В царствование Государя Иоанна Васильевича основано 60 новых монастырей. Необходимо понимать, что это не могло быть простым результатом «хозяйственно-административной деятельности Церкви при поддержке государства». Монастыри были основаны подвижниками благочестия, но нельзя отказать и Государю в желании обустройства и украшения монашеских обителей. Если мы возьмем историю большинства, если не всех русских монастырей, возникших до рождения Грозного Царя, или же основанных в его царствование, то увидим, что государь Иоанн Васильевич либо особенно покровительствовал обители, либо монастырь учрежден или же построен и украшен при участии Государя. Сам царь Иоанн Васильевич в послании к братии Кирилло-Белозерского монастыря пишет о своей любви к обители и о желании в юности принять там постриг. Все послание к братии наполнено многими примерами из жизни древних преподобных отцов и свидетельствует о глубоком понимании законов духовной брани и добротолюбия, которые были свойственны Государю. Неужели не понятно, что такое отношение к монашеству и усердие в создании монастырей говорит нам о глубокой вере и благочестии царя Иоанна Васильевича Грозного?

И сегодня хранят благодарную память о щедрой помощи и богатых дарах Грозного Царя на Святой Горе Афон в греческих, сербских, болгарских монастырях.

Пункт третий. «Муж чудный в рассуждении»

Обвинение в кощунственном сравнении литературного наследия царя Иоанна Васильевича Грозного с творениями святых отцов не имеет под собой оснований. Есть вымышленный Карамзиным и растиражированный либералами образ «кровавого тирана», садиста и убийцы, сравнение которого со святыми отцами вызывает у некоторых «праведный гнев». Но есть и подлинное, настоящее литературное наследие царя Иоанна Васильевича Грозного. Об этом наследии и необходимо рассуждать и сравнивать с творениями святых отцов.

О глубоком понимании Государем идеи служения православного Царя Вселенской Православной Церкви говорит все его литературное наследие. В диспуте с ученейшим иезуитом Антонио Поссевино царь Иоанн Васильевич, защищая истину Православной веры и единой Святой Апостольской Церкви, дает безупречные ответы, не оставляя камня на камне от аргументов посланника Римского папы. Государь говорит о том, что вера у русских не «греческая», а христианская, и веруют они «не в греков, а в Христа». Точно так же лютеранину Яну Роките Государь ответит, что на Руси вера не «русская», а с Крещения Руси - вера христианская. И поэтому «по всюду, по всей земле, где истинная вера христианская, зовутся люди христианами, а где зовутся иным именем, по названию земли, тут ересь и раскол, а не истинная вера».

В 1570 году Государь удостоил в Москве «диспута о вере» пастора из Чехии Яна Рокиту. Диспут был записан и его текст передали гостю из Чехии и Моравии. Трактат Государя «Ответ Яну Роките» - замечательное богословское произведение, которое достойно занять место в ряду творений отцов Церкви в жанре «прений о вере». И ни один из тех, кто считает Государя «духовно поврежденным», «параноиком-тираном», не сможет найти никаких признаков прелести в государевых строках. Все, что пишет Грозный царь богословски безупречно, твердо стоит на основании Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви.

В своем духовном завещании сыновьям царь Иоанн Васильевич Грозный пишет: «Се заповедаю вам, да любите друг друга, и Бог мира да буди с вами. Аще бо си я сохраните, и вся благая достигните; веру к Богу тверду и непостыдну держите, и стоите, и научитися Божественных догматов, како веровати, и како Богу угодная творите, и в какое оправдание пред нелицимерным Судиею стати. То всего больше знайте; Православную Христианскую веру держите крепко, за нее страждите крепко и до смерти. А сами живите в любви».

Удивительно, как умудряются современные профессора-сектоведы, бывшие кришнаиты, или же диакона-богословы, бывшие преподаватели научного атеизма, свысока рассуждать о «религиозном типе Иоанна Грозного». Себя они считают истинными христианами, а Русского Царя, воспитанника святого митрополита Макария и друга Василия Блаженного, автора замечательных церковных песнопений, которые и сегодня звучат за богослужением, строителя храмов и основателя монастырей, ни минуты не сомневаясь, называют духовно поврежденным. Думаю, что Государь проводил гораздо больше времени в молитве и бывал на богослужениях гораздо чаще, чем многие из нас. В том числе и нынешние миссионеры и сектоведы. На это, скорее всего, последует ответ: «Важно как молится человек, а не то, сколько времени простаивает на молитве». Обличители Грозного царя почему-то твердо уверены, что уж они-то молятся правильно.

Отдельная тема - духовные песнопения и молитвословия, написанные Грозным царем. Самые известные среди них стихира празднику Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, которой и сегодня вся наша Церковь славит Царицу Небесную. И канон Архангелу Михаилу. Известный духовный писатель и церковный ученый ХIХ века архимандрит Леонид Кавелин, посвятил специальный труд гимнографическим творениям государя Иоанна Васильевича. Он очень высоко оценивал стихиры Грозного царя, сравнивал творения Государя с творениями императора Льва Премудрого. Архимандрит Леонид, считал, что «творения Царевы» вполне заслуживали бы стоять наряду с древними стихирами, и жалел, что они не входят в состав Служебных Миней. Церковные песнопения, созданные Государем, свидетельствуют о том, что он был замечательный «распевщик». В 70-е годы ХХ века стихиры царя Иоанна Васильевича исполняли на концертах древнерусской музыки. Наш современник Георгий Васильевич Свиридов, великий русский композитор, необычайно высоко оценивал музыкальный дар Грозного Царя. К мнению последнего «классика», наверное, стоит прислушаться. Возникает вопрос, может ли человек, будучи религиозным изувером, в перерывах между личным участием в пытках и казнях, развратом и пьянством, писать прекрасные и глубокие церковные песнопения?

Благодаря Стоглавому собору в царствование государя Иоанна Васильевича наступил расцвет иконописи. Иконопись - «богословие в красках». Именно решения Стоглавого Собора определили будущее русского церковного искусства. Иконописцам было велено писать иконы, опираясь на древние образцы, чтобы не было искажения истины; писать иконы Господа Бога, Богоматери и всех святых по образу, подобию и по существу с древних образцов. Пресвятую Троицу велено было писать так, как написал прп. Андрей Рублев. Святой иконописец в красках запечатлел молитвенное откровение прп. Сергия Радонежского. Иконы прп. Андрея Рублева и Даниила Черного признавались образцами православной иконописи. Стремились, чтобы иконописцы подражали лучшему, что было создано в византийской и древнерусской иконописных школах. Все постановления Стоглавого Собора были направлены на то, чтобы иконы создавались в соответствии с Церковным Преданием и каноном, а иконописцы бы писали «смотря на образ древних живописцев», велено было и «знаменовати с добрых образцов". Т. е. чтобы пользовались лучшими прорисями и писали, взирая на лучшие древние иконы. Иконописцев призывали быть смиренными, кроткими, вести трезвый, целомудренный образ жизни, и писать иконы «с великим тщанием». Государю советовали жаловать иконописцев, архиереям их беречь, а боярам и всему народу велено было почитать их труд.

Постановления Собора не только ни в чем не сковывали творчество иконописцев, но появлялись удивительные новые иконы. Одна из таких икон - образ из Успенского собора Кремля «Благословенно Воинство Небесного Царя».

Неслучайно о царе Иоанне Васильевиче писали: "Муж чудный в рассуждении, в науке книжного поучения довольный и многоречивый зело".

Все исследователи отмечают необычайную память Государя. Царь Иоанн Васильевич цитировал целые страницы Священного Писания. Причем отрывки из Ветхого и Нового Завета Государь, как замечают исследователи, цитировал наизусть, близко к тексту. В своих посланиях Царь приводит примеры из творений святых отцов, греческих и римских писателей, цитирует Тита Ливия и Иосифа Флавия, пересказывает события древней истории, свидетельства русских летописей, польских и немецких хроник. Сегодня таких людей принято называть людьми «энциклопедических знаний». И потому Грозный Царь легко побеждает в богословском диспуте ученого иезуита Антонио Поссевино и убедительно и глубоко отвечает чеху Яну Роките, разоблачая заблуждение протестантизма. По просьбе Грозного царя ему присылают книги из Англии и Италии, Ближнего Востока. Государь заказывает переводы на русский язык. Пастор Иоганн был потрясен, увидев библиотеку царя Иоанна Васильевича. Ливонец утверждал, что подобными сокровищами не обладает ни один христианский государь.

О литературном таланте Государя писали многие. Мне хотелось бы привести свидетельства человека, чей авторитет у либеральной российской интеллигенции не вызывает сомнений.

Академик Д. С. Лихачев был человеком довольно либеральных настроений, разделявшим взгляды Карамзина на царствование Грозного царя. Но он не только считал царя Иоанна Васильевича одним из образованнейших людей своего времени, но и был искренне восхищен литературным даром Государя.

Д.С. Лихачев писал: «Грозный - политический деятель, тщательно доказывающий разумность и правильность своих поступков, стремящийся действовать силой убеждения не меньше, чем силою закона и приказа. И в его писательской деятельности, не в меньшей степени, чем в его деятельности государственной, сказалась его исключительная талантливость. Это был поразительно талантливый человек. Казалось, ничто не затрудняло его в письме. И при этом какое разнообразие лексики, какое резкое смешение стилей, какое не желание считаться с какими бы то ни было литературными условностями своего времени! Никогда еще русская литература не знала такой эмоциональной речи, такой блистательной импровизации, и, вместе с тем такого полного нарушения всех правил средневекового писательства: все грани между письменной и устной речью, так старательно возводившиеся в средние века стерты; речь Грозного полна непосредственности. Грозный прирожденный писатель, но писатель, пренебрегающий всеми искусственными приемами писательства во имя живой правды. Он пишет так, как говорит, смешивая книжные цитаты с просторечием, то издеваясь, то укоряя, то сетуя, но всегда искренно по настроению. Роль Грозного в историко-литературном процессе древней Руси громадна и еще не оценена».

Вдумаемся в слова академика Лихачева: эмоциональная, непосредственная речь, блестящая импровизация, пишет так, как говорит, всегда искренно по настроению. Любой психолог скажет, что такая речь не может быть свойственна человеку лицемерному, лукавому, с «двойным дном».

Невозможно опровергнуть и то, что именно при государе Иоанне Васильевиче Грозном на Руси начиналось книгопечатание. Были изданы Степенная Книга, Лицевой Летописный Свод, Судебник, Стоглав, Четьи-Минеи (Жития Святых), Домострой. Основана типография в Москве была в 1553 году. Иван Федоров и Петр Мстиславец издают Евангелие, Постную Триодь. В 1564 году печатают «Апостол». Чтобы поддержать православных в Польско-Литовском государстве, царь Иоанн Васильевич отправляет Ивана Федорова на земли Западной Руси, где Федоров основал типографию и наладил издание богослужебных книг. В Москве продолжает работать типография, книги начинают печатать и в новой типографии, основанной в Александровской слободе. Но некоторые «историки» до сих пор пишут, что Ивану Федорову пришлось бежать от «тирана», который назвал книгопечатание «западной ересью».

Ни один пункт о времени правления государя Иоанна Васильевича невозможно опровергнуть: прекрасные каменные храмы стоят, основанные монастыри известны всем, стихиру Владимирской иконе Пресвятой Богородицы, написанную Грозным Царем, во всех православных русских храмах продолжают петь и в ХХI веке.

Читая послания Государя Иоанна Васильевича, можно узнать правду о Грозном Царе

Предлагаю последователям Карамзина, обвинившим меня в кощунственном сравнении творений Грозного царя с творениями святых отцов, внимательно и с карандашом изучить его литературное наследие. Если они найдут в словах Государя хоть один пример несоответствия Священному Писанию, Священному Преданию и тому, что писали святые отцы Православной Церкви, то я буду вынужден признать, что ошибся и совершил кощунство. Только убедительно прошу не ссылаться на Курбского, не цитировать Карамзина, Штадена и пр., утверждая, что все, написанное Государем, это лицемерие «тирана, который пытался оправдаться перед потомками». Можно детально и подробно опровергать клевету и ложь, вылитую на Грозного Царя и историю его царствования по многим пунктам обвинений. Но в этот раз прошу оппонентов сосредоточиться именно на литературном наследии царя Иоанна Васильевича Грозного.

Кстати, весьма любопытно, что даже в императорской России почему-то печатали все письма Курбского царю, и лишь отрывки из первого послания Государя изменнику-боярину. Полностью с творениями царя Иоанна Васильевича широкий круг читателей смог ознакомиться только в 1951 году. Удивительно, но это так. Только в СССР при Иосифе Сталине были изданы все послания и письма Грозного царя. Конечно, для либералов это еще одно подтверждение того, что Царь был «кровавым тираном». Но для любого беспристрастного человека, чья голова не забита идеологическими штампами, это говорит о том, что лишь в 1951 году у читателей появилась возможность познакомиться с первоисточниками. Сравнить то, что писал Курбский и ответы Государя, а затем, сопоставив дальнейшую жизнь боярина-изменника в Польше, сделать самому вывод о том, за кем была правда, за Курбским или Государем.

О том, как «кровожадный тиран» умудрился славного воеводу дважды смерти предать

Тем, кто верит рассказам о необычайной жестокости и кровожадности «тирана», советую начинать знакомство с литературным наследием Государя с послания к братии Кирилло-Белозерского монастыря. С Кирилло-Белозерским монастырем связана одна из фантастических историй, которую любят рассказывать последователи Карамзина, обличая «Иоанновы злодейства». Неудивительно, что «Иоанна Ужасного» считают величайшим злодеем мировой истории, ведь дважды замучить до смерти одного и того же человека до того не удавалось никому из известных в истории тиранов.

Одним из самых несправедливых и жестоких преступлений царя Иоанна IV считают убийство боярина и воеводы Михаила Воротынского. Славного победителя крымских татар при Молодях, по утверждению Карамзина, царь-тиран замучил, поджаривая на огне, собственноручно подгребая царским посохом раскаленные угли. Царский посох особенно не дает покоя воображению Карамзина. Думаю, почему именно царский посох Государя Иоанна Васильевича постоянно присутствует в его кровавых фантазиях? Об этом надо будет упомянуть отдельно. Скажем только, что это «Богословля трость», посох св. прп. Авраамия Ростовского, чудесно врученный преподобному самим святым апостолом Иоанном Богословом.

По версии Курбского, после страшных пыток Воротынский умер по пути в Белоозеро, где и похоронен в Кирилло-Белозерском монастыре. Произошло это якобы в 1565 году. Но, когда историки обращаются к источникам, то выясняется, что если верить недругам государя Иоанна IV, то зажарить на углях славного воеводу царь умудрился дважды. В 1571 году происходит невероятное: славный воевода чудесно воскресает, чтобы возглавить комиссию по организации обороны южных рубежей Русского государства. А в следующем 1572 году Михаил Воротынский одерживает самую главную победу своей жизни. При Молодях Воротынский во главе небольшого русского войска в тяжелейшей битве наголову разгромил огромную орду крымского хана. Но после этого «жестокий тиран» еще раз, конечно же, подгребая «кровавым жезлом угли», поджаривает на огне полководца. Воротынский вновь умирает по пути в Белоозеро. Но упрямому тирану не удается погубить своим проверенным способом лучшего русского полководца. Воротынский вновь воскрес. Прославленный воевода разрабатывает планы обороны южных границ, и 16 февраля 1574 года подписывает новый устав сторожевой службы.

Любому честному исследователю ясно, что такие противоречия ошибками летописцев не объяснишь. Либо верить Курбскому и Карамзину, нынешним Радзинскому и компании, либо верить источникам. Все легко разъясняется, если знать, что в Кирилло-Белозерском монастыре похоронен брат воеводы, находившийся в ссылке, опальный боярин Владимир Воротынский. Не славный воевода Михаил Воротынский, а Владимир находился в ссылке в монастыре. Но и этот опальный боярин, явно не был замучен до смерти «кровавым тираном». Об условиях пребывания Владимира Воротынского в ссылке свидетельствует отправленное из заточения письмо, в котором боярин жалуется на то, что ему, его семье и 12 слугам не присылают полагающихся от казны рейнских и французских вин, свежей рыбы, изюма, чернослива и лимонов. Над могилой Владимира его вдова воздвигла церковь в обители, о чем упоминает царь Иоанн Васильевич в своем знаменитом письме братии Кирилло-Белозерского монастыря. Государь удивлен тем, что над могилой Воротынского церковь стоит, а над могилой преподобного церкви нет, и упрекает в этом братию обители.

Это письмо известно всем, но такое впечатление, что многие историки просто не понимают, о чем пишет Государь, обращаясь к братии монастыря. Или не хотят понимать. Потому что послание царя - искреннее, живое, письмо человека, болеющего всей душой за то, что происходит в дорогой для него с юности обители преподобного Кирилла, и это никак не сочетается с образом кровавого тирана. Предлагаю вместе внимательно прочесть письмо Государя Иоанна Васильевича братии Кирилло-Белозерского монастыря.

(продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. "Не прикасайтесь к помазанникам Моим".

Есть легенда о том, что после написания И. Репиным картины «Иван Грозный убивает сына Ивана» у художника отсохла рука. Не берусь судить. Но мне представляется поучительной точно известная судьба поэта Дмитрия Кедрина, написавшего в 1938 году клеветническое стихотворение «Зодчие». Прошёл всю войну, но 18 сентября 1945 года со второй попытки был кем-то «успешно» сброшен под колёса электрички. Деятелям литературы и искусства надо понимать, что нельзя использовать свои таланты для очернений духовно значимых Первых лиц государства. Чревато плохим концом земной жизни. Конечно, только Господь – судья поэту, погибшему в 38-летнем возрасте. Возможно, что он искупил перед Господом этот свой грех 1938 года, именно пройдя через Великую Отечественную войну, и Господь изъял его из земной жизни в самом благоприятном состоянии его души. Сия духовная тайна поэта велика, как и преступление, жертвой которого он стал по Божиему попущению.
Сергей Абачиев / 26.08.2016, 05:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Саулкин
«Период Горбачева/Ельцина – это полнейшее
предательство партийной элитой собственной страны»
05.10.2023
О войне с IV Рейхом (коллективным Западом)
и его попытке удержать власть над миром
17.08.2023
Подлинный гражданин Святорусского Царства
Борису Глебовичу Галенину 75 лет
10.10.2022
Все статьи Виктор Саулкин
Иван Грозный
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Собиратели земли Русской
В Москве прошла конференция «Первый Русский царь Иван IV Грозный»
01.03.2024
Царь Иван Грозный vs воеводы Андрея Курбского
Как «пятая колонна» сумела обратить победную Ливонскую «спецоперацию» в затяжную Ливонскую войну
28.02.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2024
День памяти св. благоверного князя Даниила Московского
Сегодня мы также вспоминаем видных русских ученых Н.Е.Жуковского и П.В.Никольского, генерала А.А.Брусилова и исследователя Арктики К.С.Бадигина
17.03.2024
Он преобразил весь мир
К 165-летию со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова
16.03.2024
Любимый дед Советского Союза
К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова
16.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии