Государство без идеологии - корабль без компаса; народ без осознания себя командой, без ощущения общности судьбы с теми, кто у котлов в нижнем трюме и кто на капитанском мостике в бинокль смотрит - сброд курортников, классический Корабль дураков, влачимый в ад...
В 1939 году, в канун планетарной войны, на вопрос, что является русской идеологией, святитель Серафим (Соболев) в известной своей книге отвечал: «Русская идеология состоит в православной вере и основанной на ней жизни русского человека во всех её проявлениях». Этот ёмкий ответ - ответ по инерции, взгляд в прошлое, из горькой эмиграции. Мы в ту пору уже плотно вошли в мясорубные шнеки ХХ века. И в ХХI-м веке вновь встал вопрос о русской идеологии, вновь прошелестело пушкинское: «Куда ж нами плыть?» За ним следует другой вопрос, связанный с первым, вопрос о русской идентичности: «Кого считать русским?» Кажущаяся простота ответа на второй вопрос не должна вводить в заблуждение, а очевидная сложность первого - не должна ставить в тупик. Обнадёживает, что нашей публицистике свойственно почти твёрдое понимание, что прививаемая русскому уму либеральная идеология токсична и что чем скорее из Русского мира будет выдран чип с плесневидной матрицей разложения, тем вероятность восстановления русской цивилизации, а с нею и выживание всего человечества, окажется выше. Если будут на то воля Божия.
1.
Св. Иоанн Кронштадтский в 1905 в проповеди предвестил: «Россия, если отпадёшь от своей веры, как уже отпали от неё многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святой». Пророчество исполнилось: слово Русь (Россия) исчезло из названия государства. Сначала оно выветрилось вместе с топонимом Малороссия, из названия корневой Руси, территории, на которой в 1917 году возникла «автономная Украина»... несколькими годами позже Троцкий с Лениным, придумывая название покорённой территории, народу которой надлежало стать хворостом для мирового майдана, решали ту же задачу. Лейба Давидыч справился, придумал плохо произносимое «СССР»; из названия русскость исчезла. Но Русь в своём глубинном подполье при этом не отпала от веры Православной, осталась Святой (если этому требуется доказательство, ниже мы предложим простейшее, но неоспоримое). На поверхности взамен государственнической идеологии «Православие, Самодержавие, Народность» миру была явлена марксистско-ленинская идеология, которая своей конечной целью провозглашала установление коммунистического строя во всём мире.
После осознания отсрочки, если не отмены, мировой социалистической революции, в 1961 году на XXII съезде КПСС была провозглашена советская идентичность; в энциклопедию вошло: «Советский народ - это историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель - построение коммунизма». Последний утопический пункт погубил всё вышеперечисленное, рукотворный рай не состоялся, всё это рухнуло.
Православный мыслитель Геннадий Шиманов (1937-2013) в «Слове к читателю» (2004) формулировал: «Национальная идеология есть сумма идей, организующих нацию в одно взаимосочувствующее и взаимопомогающее целое... Без национальной идеологии взаимопонимание членов нации невозможно, она распадается на разрозненные индивидуумы и исчезает. Именно в таком разрушенном состоянии находится сегодня русский народ. Идейный каркас, объединявший когда-то русских хоть как-то (советская общность. - О.М.), теперь уничтожен, и на его месте образовался идейный хаос, в котором русский народ вымирает физически и духовно...» Г.М. Шиманов предложил алгоритм обретения идеологии: «Задача сегодняшнего дня: начать работу по претворению идейного хаоса в русском самосознании в идейный космос, т.е. в высший порядок и гармонию». Как это сделать? И сам отвечает: «Для этого надо выделить из этого хаоса правильные идеи и систематизировать их на правильной основе, обличив при этом ложные идеи как ложные...» http://www.rpnp.ru/pnp/autors/shimanoff/shimanoff_main.htm
Полемика по поводу русской идеологии ни шатко, ни валко длилась годы. Каждая группа готова была сочинить свою. Носители коммунистического, монархического, либерального, языческого и, вероятно, иных воззрений «оставались при своих». Но правильные идеи, как самородки, отбирались. Через десять лет XVIII-й Всемирный русский народный собор (ноябрь, 2014), подбирая общий знаменатель для всего комплекса правильных идей, в своём Соборном слове сформулировал: «Перед лицом попыток противопоставить друг другу различные периоды нашего прошлого мы констатируем единство и непрерывность русской истории. Призываем соединить все самое лучшее и ценное из различных эпох нашей истории в великом синтезе религиозных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской Империи, социальных императивов солидарности и равенства, провозглашенных в советском обществе, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Подобную идеологическую модель можно описать формулой «вера - справедливость - достоинство - солидарность - державность».
Заметим, здесь не конкретизируются религиозные идеалы, вероятно, подразумевается православие (и другие традиционные верования).
Но процесс на этом не завершился. Это и понятно. Нет нужды обсуждать работу компаса, если он есть. Но державная идеология в России отсутствует как бы на законной основе. Конституция России нацеливает статьёй 13.2 на то, что «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». По большому счёту от этого и дурная болезнь разделённости Русского мира внутри России и за её красно-зелёными пограничными столбами. В лучшем случае под идеологией каждый волен понимать своё, причём в разное время разное. Президент Путин, например (своим лидером его считают не только лишь проживающие в бывшей РСФСР), в 2004 говорил, что национальной идеей России является конкурентоспособность, в 2011 - «сбережение народа» (цитируя А.И. Солженицына), в феврале 2016: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». При этом патриотизм, любовь к отечеству, что печально, иные понимают, как в том анекдоте грузин понимает любовь к помидорам («кушать люблю, а так - нет»). То есть, исходя от противного, Конституция признаёт законность идеологии шайки шкурников и барыг.
Высказывание Путина о патриотизме как объединяющей идее, было косвенным ответом на факт возникновения организации «Комитет 25 января». Если бы в этой организации на первой позиции не значился Игорь Стрелков - национальный герой России, первым приступивший к сборке исторической Руси «снизу» с оружием в руках, об организации и её идеологии можно было бы не говорить. Внутренне неустойчивый «Комитет 25 января», почти фантом, в мае 2016 был переименована в «Общерусское Национальное Движение под руководством Игоря Стрелкова» (ДИС). Это группа национально ориентированных общественных деятелей, имеющих «не диванный» опыт войны за Новороссию.
В качестве примечания можно заметить, что подобные движения непременно возникают на Руси через паузу после движения «сверху», после того как Россия достигает значительного геополитического успеха, который создателям движения кажется недостаточным, за которым должен последовать следующий шаг. В числе предшественников ДИС, со всеми оговорками, следует назвать Декабристов (рождённых успехом 1812-1815) и Жертв «ленинградского дела» (рождённых Великой Отечественной 1941-1945). Хорошо бы ДИС, рождённое «Русской весной - 2014», не вошло в трагический ряд несостоявшихся политических инициатив, но было актуализировано в эпоху, которой рождено. ДИС декларирует: «Целью нашей деятельности является возрождение России в качестве русского национального государства, служащего интересам русской нации».
И тут встаёт вопрос об идентичности: кого всё-таки считать русским?
2.
В памятном 1905 году был опубликован принципиально важный идеологический документ - Устав Союза Русского Народа (СРН), организации, которая став всенародной, сломала Первую революцию (1905-1907). СРН декларирует: «Русский народ - народ православный». В примечаниях Устава: «Союз не делает различия между великороссами, белороссами и малороссами». Очевидно, что инославные и безбожники, по мнению СРН, не могут считаться русскими людьми - исходя из анализа причин надвинувшейся в 1905 катастрофы. Такого же взгляда за 40 лет до СРН придерживался, как принято думать, Ф.М. Достоевский, а через 30 лет после СРН - святитель Серафим (Соболев), собственно, как и определённая часть нашей эмиграции.
Через сто лет после Первой русской революции, в 2007 году, Геннадий Шиманов, давая ответ на вопрос «Кто русский?», сказал замечательную вещь: «Правильный ответ, на мой взгляд, возможен при соблюдении следующих условий:
1. Русский это тот, кто сам сознаёт себя русским. Это главный признак, но не единственный.
2. Русский это тот, кто подтверждает свою принадлежность к русскому народу своими делами на его благо.
3. Русский это тот, кого сами русские признают своим. Ибо нельзя принадлежать к тем, кто тебя не признаёт своим.
4. И, наконец, последнее. Чтобы иметь право судить о том, кто русский, а кто не русский, надо быть самим полноценными русскими. Т.е. обладать развитым национальным сознанием. Ибо невежды не могут быть судьями». Он понимал сложность восприятия последних двух пунктов, но их обозначил.
Ещё через семь лет на ХVIII-м Всемирном русском народном соборе (ВРНС, 2014) была принята Декларация русской идентичности: «русский - это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».
Замена чеканной формулы 1905 года («русский народ - народ православный») на обтекаемую формулу ВРНС-2014 («русский - человек, признающий православное христианство основой национальной духовной культуры»), вероятно, отвечает духу и правде времени и не вызовет протест даже в сердцах «красных». Скажут: да, исторически сложилось, в основе, если копнуть, православная культура. Но другие заспорят: «Глубже, глубже копнуть - тысячи лет красочного язычества!» А третьи в иную сторону кивнут, укажут на язычество и коммунизм как на ложные идеи. К слову, Шиманов понимал, что в ходе обретения Русской идеологии «возникнут два варианта (или даже больше) национальной идеологии: не только на православной основе, но и на языческой или какой-то ещё...» http://www.rpnp.ru/pnp/autors/shimanoff/shimanoff_main.htm
Декларация «Комитета 25 января 2016» трактует русскость шире, чем ВРНС-2014: «Членом русской нации может стать каждый, вне зависимости от этнического происхождения, кто владеет русским языком, знаком с русской культурой, считает своей Родиной Россию и лоялен интересам России и русского народа». ДИС в своей Политической Декларации достигает почти предельной широты. Как видим, здесь нет уже упора ни на православие, ни на православную культуру. Люди, рождённые Русской Весной, не приемлющие захват Украины - исконной Руси - Западом, придерживаются разных мировоззренческих традиций. И замах широк: «Мы выступаем за объединение РФ, Украины, Белоруссии, а также иных русских земель в едином общерусском государстве и превращение всей территории бывшего СССР в безусловную русскую зону влияния. Мы поддерживаем любые усилия русских людей по объединению, откуда бы они ни исходили...» Между тем, усилия могут исходить и от тех, кто не вполне владеет русским языком и кто не может назвать своей Родиной Россию, но лишь Святую Русь - духовной Родиной.
(Продолжение следует)