ДУХОВНОЕ ЕДИНСТВО РОССИЙСКОГО НАРОДА
«...всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет;
и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит»
[Мф 12, 25]
«...истинная национальность состоит
не в описании сарафана, но в самом духе народа»
Н.В. Гоголь «Несколько слов о Пушкине»
Единство народов России и русская общинность
Единство и устойчивость большого государства - такого, например, как Россия, - невозможны только на основании государственно-бюрократической надстройки, то есть надстройки с силовыми и принудительными функциями. Большое число людей на большой территории не могут удерживаться только властью, их целостность возможна в первую очередь благодаря духовному единству.
Общинность русских - это не столько коллективизм как таковой, сколько именно общение, однокоренное со словом «общность». Частое и открытое общение - характерная черта русской натуры.
Русская земля велика, и ее географический размах неотделим от истории русского народа и его идентичности. Смыслы слов «русская земля» и «русский народ» близки. В Древней Руси выражение «русская земля» обозначало и территорию, и российский этнос. Созерцание жизни на бескрайних просторах - мудрость российского этноса. То, что «доброхоты» относят к свидетельствам лености русских, есть по существу способ высвобождения времени для бесед, размышлений, мыслительного созерцания в ущерб не столь важным суетным делам. Думаю, эта сущностная черта российского этноса в немалой степени обусловила его заботу о своей физической защищенности на большой территории с богатейшими ресурсами.
В нестабильной России в ее истории после крещения Руси неизменной и связующей народ духовной ипостасью была Православная церковь при всех переменах государственно-политических институтов и социально-экономической жизни. Это особенно важно для громадной России, где одними силовыми методами целостность государства не сохранишь. Даже Сталин создал культ и массовую идеологию, без которых на одном только страхе он не смог бы быть вождем огромной страны и пассионарного народа. И нет тени сомнений в том, что православие - органическая сущностная основа России. При этом совсем не обязательно для сохранения духовных основ целостности России, чтобы православие было государственной религией или чтобы все россияне были православными. Главное, чтобы незамутненная духовная атмосфера христианской веры охватывала всю территорию. Человек, например, не может жить без сердца и кровеносной системы, хотя система кровообращения не единственная система организма человека. Сказанное нисколько не противоречит идее свободы совести и мирного духа во взаимоотношениях различных конфессий. Вопрос о полноценном культурно-духовном развитии народов с различными вероисповеданиями - принципиальный вопрос стабильности многонационального и поликонфессионального государства.
Взаимообогащение культур народов России
Здесь доказательств изобретать не надо. Вся история человечества показывает, что изучение, освоение, приятие культурных ценностей других народов обогащает национальную культуру данного народа в целом без ущерба для сущностных основ национальной культуры и национальной ментальности.
Многие люди ценность изучения неродных языков усматривают только в том, что это расширяет коммуникативные функции как личные, так и профессиональные. Это не столь большая ценность, если учитывать, что сейчас все больше и больше совершенствуются компьютерные переводчики, работающие сразу «с голоса». Наибольшая ценность изучения языка других народов - это обогащение личной культуры. Новый язык - это новое мировидение, новые формы и нюансы выражения мыслей и чувств, а это и есть магистральный путь взаимообогащения национальных культур и дружбы народов.
Важно учитывать, что история Россия являет много примеров дружбы народов и взаимообогащения национальных культур. Возьмем, например, среднее Поволжье: достаточно посмотреть на декор деревянных домов Академической и Старотатарской слобод Казани.
Другой показательный пример - многие мечети, возведенные в XVIII-XIX веках в Казани, были построены по проектам российских (в том числе и русских православных) архитекторов. Среди них: Сенная мечеть - архитектор А.К.Ломан, мечеть Марджани - архитектор В.И.Кафтырев, Апанаевская (северный пристрой) - архитектор П.И.Романов, Галеевская мечеть (южный пристрой) - архитектор П.И.Романов, Иске-Таш (перестройка) - архитектор А.К.Шмидт, Бурнаевская - архитекторы П.И.Романов и Ф.Н.Малиновский, Первая Пороховая - архитектор Артамонов (об этом см. «Татарская энциклопедия», Т.1-5, 2002-2010). Эти факты свидетельствуют о глубоких корнях дружбы народов и веротерпимости в среднем Поволжье.
Культурное взаимообогащение народов - естественное и частое, а не редкое явление. Например, стены и башни Московского кремля, существующие и теперь, были возведены в конце XV века итальянскими архитекторами (Марк Фрязин, П.Солари, Алевиз Фрязин Миланец, Антон Фрязин). В начале XVI века итальянский архитектор Алевиз Фрязин возвел Архангельский собор (об этом см. «Кремль московский» в БСЭ, Т.13, 1973).
О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ВОЕННОЙ ДОКТРИНЕ РОССИИ
Напрасный труд, - нет, их не вразумишь,
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация для них фетиш,
Но недоступна и идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы
Ф.Тютчев
Не верь в святую Русь кто хочет,
Лишь верь она себе самой,
И Бог победы не отсрочит
В угоду трусости людской
Ф.Тютчев
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С роскосыми и жадными очами!...
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем братья
А.Блок
Президент России Владимир Владимирович Путин сказал участникам Международного дискуссионного клуба "Валдай" в Сочи 24 октября 2014 г., что в деле снятие создавшейся напряженности в мире и установлении международного правопорядка на принципах справедливости большое значение имеет «мягкая сила», или гуманитарные факторы.
Разрушение географических, а также размывание национально-культурных границ чревато если не гибелью народа, то его вырождением как целостного культурно-духовного организма. Сохранение традиций, а вместе с этим утверждение национальной ментальности - вопрос национальной безопасности любого народа в смысле как здоровья нации, так и ее сохранения при жизни в среде чуждых (не путать с враждебными!) душевно-интеллектуальных складов других народов. Поддержание и раскрытие национальных традиций всех народов России - принципиальный вопрос национальной безопасности.
«Бедная свобода» на Родине значительно важнее для русского человека, чем «богатая несвобода» на чужбине.
Какой бы ни была риторика политиков, совершенно очевидно, что для наиболее сильных стран вряд ли желательно, чтобы Россия была сильной в военном отношении, производящей конкурентоспособные промышленные и сельскохозяйственные товары, распространяющей свой язык и культуру в другие страны - как это происходит с английским языком и североамериканской культурой. Поэтому если даже не на уровне сознания, то на уровне, если можно так выразиться, «государственного бессознательного» ясно, что каждое государство заботится о своем процветании - в том числе за счет других. Можно много говорить об этике межгосударственных отношений, можно говорить о взаимных интересах - все это есть, но если взаимные интересы невозможны, государство действует, исходя из уже только национальных интересов.
Война, конечно, непростой феномен жизни человечества уже только потому, что при всей цивилизованности народов войны не утихают.
Война может рассматриваться в трех измерениях.
Во-первых, в материально-физическом измерении (войска, пушки, бомбы, ракеты).
Во-вторых, в измерении душевной жизни людей (насаждение данному народу неприемлемых для его здоровой жизни свойственных ему инокультурных элементов).
В-третьих, в измерении духовной жизни (внедрение чуждых духовных ценностей с вымыванием национальной ментальности).
Война в третьем измерении наиболее опасна, поскольку физическая война может привести только к физическому порабощению народа, в то время как война, разрушающая менталитет, способна уничтожить народ как уникальную духовную целостность, если даже индивиды, его представляющие, в физическом смысле останутся живыми людьми. Сказанное является, по сути, методологическими принципами национальной безопасности и так называемых национальных военных доктрин. Военная доктрина России должна рассматривать войну в названных трех измерениях. Тогда будет действительно целостная и эффективная военная доктрина России.
Северное расположение и большая территория обеспечивают России большую безопасность и в экологическом отношении. Грядущее потепление климата будет весьма неблагоприятным для теплых и низинных стран, в то время как в России он станет более мягким, и ее затопление при таянии арктических ледников не будет столь катастрофическим. В этом смысле Россия может стать новым земным Эдемом. Другой защитный пояс России - большая территория и неизмеримые ресурсы. Правда, российские компрадоры и временщики вместе с западными «партнерами» энергично этот пояс ослабляют.
Русские относятся к себе жестко критически, граждане или подданные многих стран склонны умиляться собой, поэтому русские непобедимы.
Борьба с национализмом и конфессиональной враждой в братской семье народов России - принципиальный вопрос национальной безопасности.
Осознание почвенных основ общенациональной идентичности всех народов России в единой социокультурной среде обитания - принципиальный вопрос национальной безопасности.
Важно подчеркнуть, что обладание большой территорией не связано обязательно с имперскими амбициями и имперской политикой. Как говорят, если собаке дать плохое имя, то потом ее можно спокойно убить. Поэтому стоит задаться вопросом: Кому выгодно было называть нашу страну «империей, которая обязательно должна развалиться»? - Почему бы не именовать ее, пусть даже используя клише эпохи «развитого социализма», «устойчивой исторически сложившейся общностью» или «восточноевропейским общим домом»? Всякий дом несовершенен, но от этого необходимость его ломки неочевидна. Наша страна не была империей потому, что во всех известных в истории человечества империях метрополия жила лучше своих вассалов. Только в России во многих случаях было наоборот.
Можно выделить три главных фактора повышения национальной безопасности, которые формируются в системе высшего образования.
1. Высокий уровень профессиональной квалификации;
2. Чувство патриотизма (в частности введение в содержание всех преподаваемых дисциплин знаний истории отечественной науки и техники).
3. Вытесненение мелкобуржуазных потребительских ценностей
духовными ценностями (стремлением к истине, добру и красоте).
Повышение уровня профессиональной квалификации выпускников вузов - отдельный вопрос, который сейчас поддерживается громадной конструктивной работой и полемической литературой.
Особое внимание следует уделять воспитанию чувства патриотизма и духовного единство граждан России. Здесь много проблем, но и много путей их разрешения, конечно, в первую очередь методами «мягкой силы», т.е. методами гуманитарных дисциплин.
Просто также высказаться о коррупционном сознании - это плохо для всех и, следовательно, для национальной безопасности.
Нам следует сохранять и даже защищать под давлением западной культуры традиционные ценности народов России. В некоторых странах разрешены эвтаназия, пропаганда гомосексуализма, однополые браки и усыновление или удочерение такими «семьями» детей, приобретение и употребление наркотиков, а, с другой стороны, действует воинствующая ювенальная юстиция и шаг за шагом дорогие для сердца детей обращения «мама» и «папа» вытесняются иными «политкорректными» наименованиями.
Что делать в первую очередь для укрепления внутренней стабильности страны? - Решить, наконец, проблему неоправданного каким-либо особым служением государству многократного имущественного превосходства самозваного «креативного меньшинства». К сожалению, «Бедные люди» тема не только времен Достоевского. Проблемы бедных людей у нас в СМИ мало освещаются и замещаются бедами людей, которые свойственны гражданам любого достатка, то есть преимущественно криминальной хроникой - хитроумный ход увода от проблем малоимущего большинства России.
Вспомним «Элегию» Некрасова:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! Не стареет она.
Санкции ряда стран по отношению к России, вводимые с 2014 года, оказались во благо России. Николо Макиавелли говорил: «Тяжелую болезнь вначале легко вылечить, но трудно распознать, когда же она усилилась, ее легко распознать, но уже трудно вылечить». Санкции позволили распознать зависимость от импорта России до ее тяжелой и необратимой стадии.
Оборонная наука и промышленность России - это важный фактор не только национальной безопасности как таковой, но социально-экономического и научно технического развития. Дело в том, что мощности ВПК бессмысленно перепрофилировать на производство потребительских продуктов. Потребительских продуктов и так много - у каждого несколько курток, костюмов, сковородок и электронной техники.
* * *
Борьба за ресурсы и сферы влияния между государствами, увы, будет всегда. Причина этого неустранимая - ресурсов на всех землян не хватает.
ИЗВЕЧНАЯ ПРОБЛЕМА ОБУСТРОЙСТВА РОССИИ И ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Много написано о том, что делать и как обустроить Россию, немало было и есть практических «деланий» и «обустройств». Успехи незаметны. В чем причина? Российский народ по природе своей более аполитичен, чем политичен (я не согласен с антиномией Бердяева, что русские и аполитичны, и политичны в равной степени). В той сфере, которую мы называем политикой, русский народ живет по христианскому принципу «кесарево кесарю, а Божие Богу» [Мф 22, 21].
У российского государства два полюса - народ и правительство. Россия - страна непрерывного поиска смысла жизни народом и почти непрерывного реформаторства, учиняемого правительством.
Кстати, слова «каган», «князь», «царь», «монарх», «император», «генсек», происходят от не от русских корней. В русских народных сказках есть немало примеров того, что герой сказки не стремится к власти или отказывается от нее, если она ему дается в руки. Всплески спонтанной душевной жизни русского народа - русские бунты и революции, бессмысленные и беспощадные - не суть выражение политичности русских.
Чего не надо делать, так это со скрежетом внедрять ценности иных государств - они приспособлены к иным условиям. Какой уклад обеспечивает стабильность государства? Для Востока - это авторитаризм, для России - патриархальность, для Запада - демократия (точнее, ее имитация).
Даже наиболее успешные примеры реформаторства могут оказаться сомнительными при их системном анализе. Например, мы еще не имеем убедительного доказательства (оно и невозможно), подтверждающего полезность реформ Петра I для всей истории России. Мы знаем о положительных сдвигах, произошедших благодаря реформам Петра I. Но быть может, еще большие положительные сдвиги имели бы место без их внедрения. Не исключено, что традиционным и естественным путем в России развивалось бы что-то лучшее: она стала бы не менее великой, не менее морской, не менее просвещенной и научной державой. Быть может, вместо Санкт-Петербурга в другом месте Отечества стоял бы прекрасный русский город, построенный не в западном стиле, к тому же не на костях и крови.
Ф.М. Достоевский, характеризуя направление журнала «Время», так высказал почвенническую позицию: «Реформа Петра Великого нам слишком дорого стала: она разъединила нас с народом.... После реформы был между ним и нами, сословием образованным, один только случай соединения - двенадцатый год, и мы видели как народ заявил себя... Мы убедились наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная, и что наша задача - создать себе новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа и из народных начал... Русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таки упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях» [Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 10-ти т. Т.10. - М.: Госиздат художеств. л-ры. - М.: 1958 - С.568].
Теперь посмотрим с другой стороны на причины извечной нестабильности социально-экономического уклада России. Как обыватель со своей организованной и законсервированной жизнью отличается от порывистого, открытого к жизни человека, находящегося в постоянном познании самого себя и поиске своей идентичности, так и Россия отличается от западных государств с устойчивым развитием. Русский народ протестует против подавления свободы культом труда (здесь под трудом я понимаю труд как таковой без удовольствия, радости и творчества, то есть труд, называемый в физике «работа»).
Феномен перманентной нестабильности российской жизни обусловлен взаимосвязью двух факторов. В онтологической части это установка россиян на непрерывный поиск индивидуального и национального смыслов жизни (личной и национальной идеи), в феноменологической части - волюнтаризм власти, вхождение в которую так немило русскому народу.
Постоянные изменения государственных институтов и всей государственности в России являются неотъемлемой чертой ее прошлого и неизбежны в ее будущем. Это особенность Российской идентичности.
Мой добрый знакомый - профессор-медик из Ульяновска заметил в письме-отклике на мою статью «Что есть Россия?»: «Странно, но на протяжении тех 10-15 лихих лет, в течение которых новоявленные "нувориши" старательно переселяли меня из одной страны в другую, не перемещая географически, я засыпал и просыпался только с одной книжкой "Мёртвые души". Я её знаю почти наизусть и верю, что она из разряда "вечной истории"«.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР РОССИИ КАК НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС
При работе в оргкомитете «Всероссийской научно-практической конференции «Цивилизационный выбор народов России» (Казань, 27-28 марта 2015) и формулировке ее тематики мне пришла мысль, что цивилизационный выбор - это не только революционный процесс, но и непрерывный динамический процесс. Сообщаю содержание моего доклада.
Цивилизационный выбор - это выбор основ бытия народа, нации, государства. Обратим внимание на исторические ситуации цивилизационного выбора России. Россия (конечно, она называлась по-разному, но мы рассматриваем суть вопроса под этим именем) совершила цивилизационный выбор много раз. Это приглашение варяга Рюрика, крещение св. кн. Владимира, реформы Никона, прорубание окна в Европу Петра 1, либерализация политики на прозападный манер Екатерины II, реформы Столыпина, революция Ленина, режим Сталина, волюнтаризм Хрущева - все эти значимые события происходили с Россией! Следовательно, ее сущность, ее основа не есть волевые изменения отдельных персон или партий, а есть то, что находится в онтологических основах России как составной части народов мира. Так же и другие национально-государственные образования, например, Китай - это Китай каким бы он ни был императорским или коммунистическим. Дело здесь далеко не только в географических рамках бытия нации, а в онтологических основах существования нации в целостном организме народов мира.
По большому счету цивилизационных выбора в России было три.
Первый выбор - это Крещение Руси. В нестабильной России во всей ее истории после крещения Руси (первого, по моему мнению, цивилизационного выбора России) неизменной и связующей народ духовной ипостасью была Православная церковь. А это свидетельствует о том, что только религия может пройти через века как неизменная ипостась духовной связи людей. Это особенно важно для громадной России, где одними силовыми методами целостность государства не сохранишь. Сказанное нисколько не противоречит идее свободы совести и мирного духа во взаимоотношениях различных конфессий. Вопрос о полноценном культурно-духовном развитии народов с различными вероисповеданиями - принципиальный вопрос стабильности многонационального и поликонфессионального государства.
Русская земля велика, и ее географический размах неотделим от истории русского народа и его идентичности.
Второй выбор Россия совершала на протяжении столетий - это освоение новых территорий и ресурсов. Смыслы слов «русская земля» и «русский народ» близки. В Древней Руси выражение «русская земля» обозначало и территорию, и российский этнос. Обращаю внимание - расширение границ государства в данном случае не означает неограниченную экспансию, а вхождение места проживания народа в свои берега. Например, слово «Сибирь» закономерно в сознании народов мира ассоциируется с Россией, поскольку Сибирь органично входит в ее территориальную целостность. Не случайно О.Шпенглер особо выделил «русско-сибирскую культуру».
В России живет один из самых мудрых этносов. Об этом свидетельствует уже тот неоспоримый факт, что Россия, несмотря на катаклизмы, продолжает оставаться самой большой по территории и ресурсам страной, а, следовательно, и самой богатой. Именно земля и природные ресурсы - самое выгодное вложение. Это всегда давало нашему народу возможность более вдумчиво, философски относиться к жизни. Он никогда не был ленив и бездеятелен, как это пытаются порой представить, но он и не был склонным оказываться винтиком в механизме безудержной гонки производства ради материального потребления. Даже при отстающей технологии совокупные природные и духовные ресурсы страны свидетельствуют о том, что российский народ, бесспорно, один из самых мудрых, он приумножал богатства в созидательном и ратном труде.
Защитный пояс России - это большая территория и неизмеримые ресурсы.
Третий выбор России совершает непрерывно - это поиск смысла жизни для себя и всего мира (см. выше раздел «Извечная проблема обустройства России и особенности российской идентичности»).
* * *
Продуктивным понятием является на сегодняшний день «многонациональный народ России».
Сейчас в условиях существования российского мира в границах России и за ее пределами среди соотечественников, я бы предложил, наряду с известным концептом «русский мир», ввести концепт «российский полиэтнический мир», который позволит выявлять политический вектор развития России как уникального феномена мировой цивилизации.
РОССИЯ: ДОБРЫЕ СЛОВА О ПЕРВЫХ ЛИЦАХ ГОСУДАРСТВА
В истории России первых лиц государства именовали в исторической последовательности так: князь, великий князь, царь, император, председатель совета народных комиссаров, генеральный секретарь ЦК ВКП(б), первый секретарь ЦК КПСС, генеральный секретарь ЦК КПСС, президент. Замечу, что здесь я называю руководителей государства фактических, а не номинальных - например, при руководителях коммунистической партии были и председатели президиума верховного совета, и премьер-министры, порой эти должности совмещались, но реальная власть была у руководителей компартии.
С каких-то пор у нас стало нормой придирчиво критически, а часто и предвзято критически, оценивать личности и деятельность первых лиц нашего государства. Поэтому здесь я назову очень кратко некоторых руководителей России, отмечая только их заслуги перед отечеством. Важно иметь в виду, что нет людей во всех делах и намерениях своих хороших, как нет людей во всех делах и намерениях своих плохих.
Важно изживать отхлестывание отечественной истории. Искажение истории - это не только искажение фактов, но и тенденциозный их подбор. Особенно мы привыкли критиковать всех, кто выше нас. Пусть эта критика справедлива. Но! Несправедливость всегда присутствует в том, что мы выделяем нечто плохое в их действиях, забывая о хорошем.
Скажем о первых лицах России только то, что оценивается как хорошее.
Князь Киевский Владимир Святославич, в народном эпосе - Владимир Красное Солнышко (г. рожд. неизв. - ум. 1015), укрепил Киевскую Русь, по его воле государство приняло христианство и отвергло язычество (или перешло от политеизма к монотеизму), тем самым на Руси установилась единая объединяющая всех духовная культура.
Великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Иванович Донской (1350-1389) построил первый каменный кремль в Москве, возглавил объединенные народные силы и положил начало освобождению Руси от иноземного ига Золотой Орды (победа в Куликовской битве в 1380 г.).
Великий князь и первый русский царь Иван IV Васильевич Грозный (1530-1584) создал сильное централизованное государство, расширил границы московской Руси во много раз. Организовал книгопечатание, аптекарский приказ, дома призрения (приюты для бедных и обездоленных). Разделил светскую и военную власти (земство и опричнина). Создал регулярную армию (стрельцы). Благословил казака Ермака Тимофеевича на освоение и покорение Сибири, без которой сейчас (достаточно назвать «Газпром») мы бы жили намного беднее. Он поддержал казачество (до этого казаки считались беглыми разбойниками) как военную силу, охраняющую Россию на юго-восточных рубежах. По количеству казней и жертв во время его царствования он может быть назван «гуманистом» по сравнении с его западными «коллегами» того же времени.
Русский царь и первый российский император Петр I (1672-1725) начал преобразование России в сильную военную, морскую, промышленную и научную державу.
Императрица Екатерина II (1729-1796) расширяла границы России и укрепляла авторитет России в мире. Внедрила в государственную политику принципы веротерпимости или свободы совести. Разрешила строительство мечетей в Казанской губернии.
Император Николай I (1796-1855) - продолжительная стабильность государственного уклада. Содействовал открытию высших учебных заведений, в том числе инженерно-технических. Его можно назвать предтечей брежневского «застоя».
Председатель совета народных комиссаров В.И. Ленин (1870-1924) упразднил все привилегии по сословному признаку, инициировал программы ликвидации безграмотности, электрификации всей страны, сформулировал программу жизни молодежи: «Учиться, учиться и учиться».
Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) и председатель Совета министров СССР И.В.Сталин (1879-1953) в кратчайшие сроки после гражданской войны осуществил индустриализацию страны, обеспечил развитие науки и образования на таком уровне, что после второй мировой войны наша страна стала второй ядерной державой мира и первой в освоении космического пространства. При всей тяжести экономической жизни и массовых политических репрессий сталинская пропагандистская машина внушала человеку веру в лучшее будущее и тем самым духовно сплачивала население огромной страны (здесь речь идет, конечно, не о терапии обманом, т.е. не о принципах управления людьми по Великому инквизитору из «Братьев Карамазовых» Достоевского).
Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев и председатель Совета министров СССР (1894-1971) - начало крупнопанельного массового жилищного строительства. Именно с этого времени простые граждане (трудящиеся, молодые специалисты, пенсионеры) стали получать квартиры - знаменитые теперь «хрущевки».
Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного совета СССР Л.И.Брежнев (1906-1982) - небогатая, но социально защищенная и стабильная жизнь граждан, которая устраивала заметную часть населения, знаменитый брежневский «застой». Время Брежнева было временем спокойствия, защищенности и стабильности.
Генеральный секретарь ЦК КПСС и первый и последний президент СССР М.С. Горбачев (р.1931) - резкая интенсификация сотрудничества с зарубежными странами и массовые поездки простых и ранее «невыездных» граждан за границу. Он убрал сталинский «железный занавес».
Первый президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин (1931-2007) - проведение социально-экономических реформ, высвободивших естественную предпринимательскую инициативу граждан.
Президент Российской Федерации Д.А.Медведев (р.1965) - поддержание устойчивого курса развития страны после перестройки.
Президент Российской Федерации В.В.Путин (р.1952) - восстановление социально-экономического развития страны после перестроечной разрухи конца XX в. Внимание к системе образования и регионального развития. Повышение авторитета страны в мировом сообществе после перестройки, начало восстановления надежной и современной обороноспособности страны и ее экономического суверенитета.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ
Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопр. философии.-1995. N 3.-С.29-36. (Kurashov V.I. Ecology and Eschatology // Russian Studies in Philosophy, Winter 1998-99.-Vol. 37, N 3. - P.8-19).
Курашов В.И. Философия и российская ментальность.- Казань: КГТУ, 1999.-300 с.
Курашов В.И. Философия: Человек и смысл его жизни.- Казань: КГТУ, 2001.- 351 с.
Курашов В.И Начала прагматической антропологии - М.: КДУ, 2007 - 304 с.
Курашов В.И. Философия: избранные главы. Учебное пособие для Православных Духовных учебных заведений //Православный собеседник. Альманах Казанской Духовной Семинарии, 2011. - 248 с.
Курашов В.И. Взаимосвязи науки, логики, методологии науки и теологии: этап зарождения // Вестник КГТУ им. А.Н.Туполева, 2011, N3. С.131-136.
Курашов В.И. Что есть Россия? //Развитие и экономика, N 9, 2014. - С. 12-25. (статья также есть в Internet см.: http://devec.ru/almanah/1538-almanah-razvitie-i-ekonomika-mart-2014.html).
Курашов В.И. «Я» народа и духовные основы национального самосознания // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом - М.: КДУ, 2015. - С. 245-252.
Курашов В.И. Мысли о старой Казани и о проблемах сохранения духовных ценностей отечества // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом - М.: КДУ, 2015. - С. 8-19.
Курашов В.И. Теоретическая, социальная и практическая философия: учебное пособие / В.И. Курашов. - М: КДУ, «Университетская книга», 2016. - 450 с.
Видеолекции и публикации Курашова В. И. в Internet
(для нахождения набрать в поисковой системе указанные данные)
Видеолекции:
Курашов Современная культура и риски
Курашов Интеллектуальная история человечества в кратчайшем изложении
Курашов Уроки патриотизма. 70 лет со дня победы под Сталинградом
Курашов Патриотизм, или с чего начинается Родина
Публикации:
Курашов Что есть Россия? (статья в журнале «Развитие и экономика», N9, 2014).
Курашов История и логика взаимосвязи науки, философии и теологии
Курашов Основы светской этики: базовые понятия