Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отческим гробам.
А.Пушкин
О любви к Родине
«Любовь к родному пепелищу» - это, конечно, любовь и интерес к отечественной истории, преданиям старины глубокой. Без памяти нет нормального человека, как нет и нормального народа. «Любовь к отеческим гробам» - это, конечно, любовь к предкам: к матери и отцу, к бабушкам и дедушкам, словом, ко всем пращурам.
Любовь к Родине - то, что естественно присутствует в душе каждого нормального человека. Любовь не может возникнуть по принуждению, но она может быть скрыта суетой повседневности, например, потребительским мышлением. Поэтому точнее, наверное, говорить о воскрешении естественного благоговения к земле, на которой человек родился и вырос.
Мы есть преемственная часть нашей родословной, и не любить родителей и Родину - это также ненормально, как не любить самого себя. Как сказано, «возлюби ближнего твоего, как самого себя» [Мф. 22:39], то есть если мы не любим себя, то у нас нет внутреннего ориентира для любви к другим людям. Что касается любви к другим народам, то здесь также первична любовь к своему народу. Не умея любить свой народ и себя вместе с ним, не сможешь полюбить и другой народ.
Пятая заповедь Библии: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будешь на земли» наводит на мысль: Чти Родину, и будут благо и долгие дни и для нее, и для тебя.
Только любовь к Родине может преодолевать путы мелкобуржуазного потребительского космополитического мышления, которое делает человека кочевником от чего-то материально хорошего к чему-то материально лучшему.
Гоголь так связывал понятия «Россия» и «любовь»: «Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви».
Жизнь в родном культурном окружении - национальные песни и танцы, кушанья и напитки, народные герои и святые места, «дым отечества»... Кто-то может жить вне всего этого, но это пресная жизнь без того жизнеутверждающего и прекрасного, что дает хотя бы один только фольклор. На концерте хора имени Митрофана Пятницкого такой человек увидит только хореографическое мастерство и услышит лишь профессиональное хоровое пение, но не сможет почувствовать самого важного - как в целостном представлении дышит и живет вся Россия.
Во всех словах наших поэтов есть любовь к отчизне, которая никак не связана с какими-либо благами, полученными от нее, их любовь бескорыстна сострадательна.
Михаил Лермонтов
РОДИНА
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень...
Александр Блок
РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви!
Анна Ахматова
РОДНАЯ ЗЕМЛЯ
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.
Вероника Тушнова
СТИХИ О ДОМЕ
Косое деревянное крыльцо,
облитое зеленым светом.
У дома было доброе лицо,
и дом всегда встречал меня приветом.
...
Какой суровый, необычный быт!
Здесь все не так, все трудно по-иному...
Но здесь мой кров.
Здесь мой ребенок спит.
Здесь мы живем.
За все спасибо дому.
...
Дым ел глаза...
Но то был добрый дым,
Дым очага! Добра не позабудем.
Спасибо стенам, тесным и простым,
Теплу, огню, хорошим русским людям!
Символы и выразители русской идеи - гении, герои, святые места
Столица государства всегда является символом нации. Для нашего государства в исторической последовательности это - Киев, Москва, Санкт-Петербург и вновь Москва. Когда мы думаем о России, Пушкин всегда рядом:
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Примечание. Наша столица и ее обитатели не всегда являла собой образцы гражданского сознания и патриотизма. Смутные времена российской истории показали, что основой национальной безопасности России является не столица, а вся Россия.
Процесс духовно-нравственного и государственно-политического объединения России символически связан с именами святого равноапостольного князя Владимира и преподобного Сергия Радонежского. Киевская Русь в лице святого равноапостольного князя Владимира дала русским христианство, Московская Русь в лице преподобного Сергия Радонежского дала русским духовное возрождение и национальную свободу. Святой равноапостольный князь Владимир и преподобный Сергий Радонежский - это не только символы российского единства, но они и сами по себе суть Идея России в онтологическом понимании.
Лавра, основанная преподобным Сергием Радонежским, является одним из духовных центров России. Лавра в лице преподобного вдохновила на ратный подвиг русских на Куликовом поле. В лавре находится церковь святой Троицы с боговдохновенной архитектурой. Лавра и Сергий Радонежский вдохновили Андрея Рублева на творение иконы «Троица». Таким образом, лавра и преподобный Сергий Радонежский, «Троица» и преподобный Андрей Рублев - первый и второй символы русского духа.
Помимо фольклора как хранителя национального духа есть и гениальные (напомню, «гений» в переводе с латинского - дух, покровительствующий народу) носители и выразители национальной идеи: Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Федор Михайлович Достоевский, многие драматурги, композиторы, философы. Есть герои - защитники Отечества: Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Павел Нахимов. Есть святые - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Можно долго называть имена выдающихся людей России. Национальный дух выражается также во многих городах, храмах, теремах и палатах, дворцах и усадьбах и, конечно, в срубах с резными наличниками.
Имена носителей и выразителей национального духа - гениальных писателей, поэтов, композиторов, художников, выдающихся защитников России, святых людей и мест - становятся неотъемлемыми символами, связанными со смыслами национального самосознания. Предание их забвению, к чему обычно прибегали захватчики в нашей стране - западничество и космополитизм, - ослабляло российское самосознание, а вместе с этим приводило к ослаблению чувства национальной идентичности.
О патриотизме, патриотическом воспитании и национализме
Патриотизм - это, конечно, любовь к Родине. Удачное, на мой взгляд, дополнительное разъяснение понятия «патриотизм» дал Гегель в «Философии права». Он заметил, что обычно под патриотизмом понимают чувство, проявляющееся в критических для государства ситуациях, когда дают о себе знать героические составляющие народного характера. На самом деле патриотизм, кроме таких крайних случаев, есть особое повседневное умонастроение. Это умонастроение выражает дух единого государства, его онтологические основы.
Часто путают понятия «национальная гордость» и «национализм». Национальная гордость - благородное патриотическое чувство любви и уважения к достижениям своей нации, своего государства. Национализм - убежденность части представителей какого-либо народа в том, что уже только по генетическому признаку или этническому родству его народ превосходит другие народы по интеллекту, доброте, чувству прекрасного, трудолюбию, чистоплотности и т.п. Национализм имеет отнюдь не этническое и религиозное основания - это способ самоутверждения людей, далеких от духовных ценностей - истины, добра и красоты. Национализм является основой вражды между народами и причиной конфликтов вплоть до кровопролития. Борьба с национализмом - одно из направлений поддержания стабильности государственной жизни.
Для национальной гордости ключевое слово - достоинство, а для национализма - превосходство.
Национализм как явление определяется тремя основными факторами.
Первый фактор - индивидуально-психологический: националистами становятся люди, не проявившие себя ни в какой достойной и уважаемой области деятельности (неважно в чем: в портновском деле, науке, искусстве, политике), и им не остается ничего иного, как твердить о достоинствах своей нации.
Второй фактор связан с первым: национальная идентичность определяется такими людьми только по генетическому (биологическому, «кровному») - словом, животному - признаку.
Третий фактор определяется предыдущими (ограниченные люди создают миф-идеологию с преувеличением достоинств своей нации со сравнительными характеристиками превосходства своей нации по отношению к другим).
Как написано в «Философском словаре» под редакцией Эрнеста Радлова, изданном еще в 1914 году, «Понятие «национальность», узко понятое, ведет к национализму, противоречащему лучшим идеалам человечества».
Генетическая характеристика не имеет существенного отношения к национальной идентичности. Можно привести примеры, когда люди, имеющие чужеродные корни, но родившиеся или выросшие в соответствующем национальном окружении, являются подлинными представителями этого окружения. Африканская кровь Пушкина не помешала ему стать великим русским национальным поэтом и одним из творцов русского литературного языка.
Необходимо различать генетический код биологической наследственности и культурный код историко-культурной преемственности.
Высокие этические нормы и уровень интеллекта не могут быть свойственными только отдельным нациям, они присущи всем народам в равной степени. Эта установка дезавуирует шовинизм. Национальная идентичность не может выражаться в превосходстве одного народа над другим по умственным способностям и по умению нести добро. Более и менее умными, более и менее добрыми могут быть только отдельные люди, и то только могут, поскольку «не судите, да не судимы будете» [Мф. 7:1].
Непредосудительно выделение не превосходств, а особенностей народа, например, по направлениям интеллектуальной деятельности, по предпочтениям жанров, техники и форм изобразительных средств в искусстве, по традициям жизнеустройства, взаимоотношениям в семье, взаимоотношениям подданных и власть имущих, отношению к власти и политике, по приверженности к строгому укладу или к свободному жизнеустройству.
О воспитании воспитателей, т.е. преподавателей средней школы и высшей школ. Самое главное - это воспитание самих воспитателей. Много ли у них знаний об отечественной политической и интеллектуально-творческой истории? Что патриотического в их убеждениях и жизни, чтобы они могли быть учителями и живым примером? Посещают ли они Байкал, Соловецкие острова, Крым или только увлечены заграничным туризмом? Будут ли они предпочтительно покупать продукцию отечественных производителей, поддерживаю их в трудные времена санкций, если даже она пока уступает по качеству импортным товарам? Несколько десятилетий назад в США распространили удачный национально ориентированный вопрос: «Когда вы в последний раз покупали машину «Форд»?» Такие же слова следует теперь доносить нашим гражданам в отношении отечественных товаров.
Военно-патриотическое воспитание - это проверенное, важное и продуктивное направление решения проблемы национальной безопасности и здоровья нации. Хорошие организационные формы такого воспитания ОСОАВИАХИМ (1927-1948) - «Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству» и ДОСААФ (1951 - н. вр.) - «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту». Это же относится физкультуре и спорту, что в бывшем СССР было хорошо организовано в рамках движения «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Что же касается спортивно-патриотического воспитания, то это направление не существенный фактор воспитания патриотизма. Проигрыш команды - это еще не признак угрозы национальной безопасности, хотя таковой часто усугубляется противоправным поведением фанатов. Проигрыш же в военном сражении - это действительно плохой признак состояния национальной безопасности.
Заключительные афоризмы
Тот не вполне русский, кто ни разу не пил водки и не закусывал ее квашеной капустой.
Тот не вполне русский, кто в детстве не слушал русских народных волшебных сказок.
Тот не вполне русский, кто стремится к власти не как к средству, а как к цели.
Россия - одна из лучших стран для душевного комфорта человека, следовательно, вообще для человеческой жизни. То есть Россия при всех ее бедах и неустроенности, является землей, благоприятной для жизни в душевно-духовных измерениях.
Владимир Игнатьевич Курашов, профессор, зав. кафедрой философии и истории науки Казанского национального исследовательского технологического университета
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ
Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопр. философии.-1995. N 3.-С.29-36. (Kurashov V.I. Ecology and Eschatology // Russian Studies in Philosophy, Winter 1998-99.-Vol. 37, N 3. - P.8-19).
Курашов В.И. Философия и российская ментальность.- Казань: КГТУ, 1999.-300 с.
Курашов В.И. Философия: Человек и смысл его жизни.- Казань: КГТУ, 2001.- 351 с.
Курашов В.И Начала философии. - Москва: Издательство «Книжный дом Университет», 2007. - 344 с.
Курашов В.И Начала прагматической антропологии - М.: КДУ, 2007 - 304 с.
Курашов В.И. Философия: избранные главы. Учебное пособие для Православных Духовных учебных заведений //Православный собеседник. Альманах Казанской Духовной Семинарии, 2011. - 248 с.
Курашов В.И. Что есть Россия? //Развитие и экономика, N 9, 2014. - С. 12-25. (статья также есть в Internet см.:
http://devec.ru/almanah/1538-almanah-razvitie-i-ekonomika-mart-2014.html).
Курашов В.И. «Я» народа и духовные основы национального самосознания // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом - М.: КДУ, 2015. - С. 245-252.
Курашов В.И. Мысли о старой Казани и о проблемах сохранения духовных ценностей отечества // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом - М.: КДУ, 2015. - С. 8-19.
Курашов В.И. Теоретическая, социальная и практическая философия: учебное пособие / В.И. Курашов. - М: КДУ, «Университетская книга», 2016. - 450 с.
Видеолекции и публикации Курашова В. И. в Internet
(для нахождения набрать в поисковой системе указанные данные)
Видеолекции:
Курашов Уроки патриотизма. 70 лет со дня победы под Сталинградом
Курашов Патриотизм, или с чего начинается Родина
Публикации:
Курашов Что есть Россия? (статья в журнале «Развитие и экономика», N9, 2014).
Курашов Основы светской этики: базовые понятия
2. Re: О любви к Родине, патриотизме и национализме
1. Re: О любви к Родине, патриотизме и национализме