Последние годы жизни протоиерея Валентина Амфитеатрова и его кончина

К 180-летию со дня его рождения (1/14 сентября 1836 года)

Новости Москвы 
0
836
Время на чтение 9 минут

 

Ангельский свет служения Первопрестольной Москве протоиерея Валентина Амфитеатрова «1836-1908» проникает в Москву современную, потускневшую и замерзшую духовно.

Этот свет и тепло прорываются к нам из Рая молитвами святого, нашего дорогого утешителя и чудотворца.

Он, как и при жизни, зовет нас к спасению.

 


Вот о чем вспоминал духовный сын батюшки Валентина В.Н. Зверев: «Уже взрослым, бывая в Москве, я часто посещал батюшку, любившего меня порасспросить обо всем понемножку, и видел, что здоровье его стало сдавать. Одолевшие его немощи он переносил стоически и попрежнему отправлял службы. День ото дня это становилось труднее. Оплывшие ноги отказывались.... Зрение стало слабнуть. Батюшка справлялся и с этим. Наконец, он ослеп окончательно и должен был уйти на покой. (...) Он удалился на жительство на Воронухину Гору, поместившись в маленьком (...) домике, выходившим на набережную Москвы-реки, с видом на Дорогомилово. Оттуда он сохранял связь с оставшимися ему верными до гроба духовными детьми; вел огромную переписку и попрежнему принимал всех притекающих».

 


 

 Домик протоиерея Валентина, где он проживал последние годы жизни и где скончался (Фото 1884 года).

 

Протоиерей Валентин отдал пастырскому служению в Москве многие многотрудные годы, буквально не щадя себя. Служил он в самом сердце Первопрестольной - в Кремле. Сначала в церкви святых равноапостольных Царей Константина и Елены (с 1874 г.), в 1892 году отец Валентин был переведен в Архангельский Собор настоятелем.

«Благодаря заботам батюшки было положено начало благосостоянию Константино-Еленинской церкви, которая была великолепно украшена внутри и снаружи. Причт Архангельского Собора так же во время настоятельства о. Валентина получал большие доходы и имел возможность приобрести для жительства большой дом на Остоженке».

Протоиерей Валентин «имел ордена: Св. Анны 2 и 3 степени, Св. Владимира 4 и 3 степени, Крест с драгоценными камнями и другие знаки отличия»

«До конца своих дней он не прекращал оказывать нравственную и моральную помощь нуждающимся и у него всегда бывало много почитателей и лиц, желавших с ним побеседовать о своих нуждах» («Московский листок», 22 июля 1908 г., N 169).

В пятницу, 18 июля (по ст. стилю) отец Валентин принимал народ дома, на Воронухиной Горе последний раз. 19-го, в субботу, он уже окончательно ослаб.

«Ночь под воскресенье была особенно тяжела для батюшки, ночью приезжал доктор, вызванный по телефону, к утру стало как будто получше, а в 11-ом часу опять приехал доктор Корнилов.... и вот тут то совершилось то, что считалось всеми нами величайшим несчастием в жизни - батюшка тихо скончался...» - писала Анна Зерцалова, духовная дочь протоиерея Валентина.

Протоиерей Валентин почил в Бозе 20 июля (по ст. стилю) в день, когда церковь празднует память святого пророка Божия Илии.

«В десятых годах текущего столетия о. Валентин скончался. Смерть его воспоследовала летом, помнится, во время жатвы. Большинство его знавших в той же час покинули свои дела и заботы и срочно устремились в Москву, чтобы отдать последний долг любимому пастырю. В поездах, шедших тогда в Москву, со всех сторон России ехало с той же целью многое множество народа. Боголюбивая Москва и провинция достойно проводила прах о. Валентина к месту его последнего упокоения» - писал В.Н. Зверев.

«Быстро облетела всех страшная весть и подавленные, убитая горем и отчаянием несчастная паства стала собираться на первую панихиду».

 

 

 Храм свт.Николая на Щепах

«И вот на стол положили облеченного в белую священническую ризу незабвенного пастыря» - вспоминала Анна Зерцалова.

В «Московском листке» за вторник, 22 июля (по ст. стилю) 1908 года сообщалось горожанам о постигшей всех утрате, о том, что «вчера в квартире почившего о. протоиерея на Воронухиной горе в доме Рыбакова, было совершено 12 панихид архимандритом Игнатием с придворным и епархиальным духовенством, при громадном стечении народа.

Вчера же прах усопшего, облеченный в священнические одежды, был положен в дубовый гроб и начато непрерывное чтение Святого Евангелия» («Московский листок», вторник, 22 июля 1908 г. N 169).

Паству пустили в дом для прощания с батюшкой. Вспоминала Анна Зерцалова:

«Я стояла вместе с другими у подъезда; дверь отворили, нас впустили; мы вошли в переднюю. (...) «Подходите прощаться с батюшкой». Я была как бы совсем без сознания. Как прощаться? С кем прощаться? - промелькнуло у меня в голове.

Люди подходили, я пошла за ними. Подходим и видим своего неоцененного пастыря. Светлый, лучезарный лежит он, точно заснувший. Лицо белое, светлое; губы сейчас пошевелятся; глаза откроются.

Мы приложились к ручке. Рука теплая, живая»

«Воскресенье, понедельник, вторник быстро пролетели при непрерывном молении у тела батюшки. (...) Во вторник вечером совершился торжественный вынос тела пастыря в приходской храм ко всенощному бдению. Гроб с дорогими останками вынесли из домика и в предшествии святых икон понесли к храму.

Многотысячная толпа высыпала из всех переулков, провожая великого усопшего. Гроб внесли в храм и поставили на приготовленном месте. Началось вечернее заупокойное служение при благоговейном стройном пении хора певчих; по окончании службы шли панихиды, после чего подходили духовные дети прикладываться к руке пастыря. (...)

Добрый пастырь приходского храма несколько раз поднимал воздух* и тем несказанно радовал осиротелых духовных детей. (...)

Лишь около полуночи заперли храм. (...) Чуть забрезжило утро, потянулись печальные одинокие сиротинки в храм, который был уже отворен. (...)**

Кончилась ранняя обедня, стали подходить прощаться с дорогим пастырем и как горячо любящие дети, пожелали сохранить последний дар от него: прикладывали чистые платки и ватку к дорогой пастырской ручке, как к высоко чтимой ими святыне, и глубоко утешенные таким приобретением, прятали их у себя, как великую драгоценность. (...)

Долго продолжался обряд прощания, пока, наконец, не собралось высшее духовенство. Приехали два преосвященных - владыка Трифон и Анастасий. (...)

Засиял весь храм безчисленным множеством свечей и лампад. Солнечные лучи, отражаясь и дробясь в золоченных ризах Святых Икон, обдавали весь храм каким-то особенным лучезарным сиянием, точно безчисленное ангельское воинство невидимо парило здесь и украсило храм лучами небесного света. (...)

Кончилась поздняя обедня. Началось отпевание тела усопшего. (...)

 

 

Владыка Трифон и Преосвященный Анастасий своим глубоким участием в отпевании почившего пастыря еще больше усиливали общее молитвенное благоговение. Кончилось отпевание, допустили еще некоторых проститься с пастырем и закрыли крышку гроба.

«Московские церковные ведомости» (1908 год, N 171 от 24 июля, стр 2-3 ) писали о погребении протоиерея В. Н. Амфитеатрова:

«Тело почившего о. протоиерея 22 июля, в 6 часов вечера, было перенесено из его квартиры в приходской храм во имя св. Николая, что на Щепах, близ Смоленского рынка, в котором затем было совершенно заупокойное всенощное бдение.

Отпевание тела было совершено в том же храме 23 июля после заупокойной литургии, которую совершал Преосвященый Анастасий, епископ Серпуховской, в сослужении придворного и прочего многочисленного духовенства. Самое отпевание совершали Преосвященные епископы Трифон Дмитровский и Анастасий Серпуховской, в сослужении настоятеля Антиохийского патриаршего подворья о. архимандрита Игнатия и прочего духовенства. Стечение молящихся было так велико, что не только храм и обширный церковный двор, но и прилегающие к ним переулки были переполнены почитателями и почитательницами памяти почившего.

По окончании отпевания гроб с телом пастыря в преднесении хоругвей и запрестольных икон, при колокольном звоне, был обнесен вокруг храма, после чего Преосвященный Анастасий совершил у церковных ворот литию и процессия, сопровождаемая о. архимандритом Игнатием и прочим духовенством, направилась к Ваганьковскому кладбищу. При следовании процессии, в попутных храмах производился колокольный звон и выходило духовенство, которое совершало перед гробом литии».

Анна Ивановна вспоминала: «После крестного хода кругом храма, направились к домику пастыря. Пастырь прощался со своим земным жилищем, местом его величайших молитвенных трудов и подвигов.

Отсюда направились к кладбищу. Чинно, благоговейно несли гроб к месту последнего упокоения.

Тело пастыря несли по тем улицам, мимо тех домов, которые он проезжал во время своей труженической жизни. (...)

Часто в окнах радостно светились знакомые лица, которые с любовью и благодарностью приветствовали великого пастыря-молитвенника. (...) Несметная толпа все увеличивалась и присоединялась к торжественному шествию. Все шли пешком за гробом, не чувствуя никакой усталости, хотя уже был 4 час дня».

В «Московском листке» писали:»Хоронят усопшего на Ваганьковском кладбище, согласно его завещанию».

Протоиерей Валентин овдовел в 1880-м году. Он благословил похоронить себя вместе с супругой Елизаветой. В 1904 г. скончалась сестра супруги Мария Ивановна Чупрова, которая после смерти сестры понесла нелегкий труд по хозяйству и воспитанию детей о. Валентина. По желанию батюшки ее похоронили в одной ограде с супругой о. Валентина.

Обратимся же вновь к воспоминаниям Анны Зерцаловой: «Ясный солнечный день, духовная красота крестного хода - все это вызывало особенное благоговение в окружающих.

Большой дубовый крест несен был впереди, как знамя победы усопшего над грехом и смертью.

Принесли тело батюшки на кладбище - место последнего упокоения.

 


Глубокая могилка была приготовлена рядом с могилкой супруги батюшки. (...) И вот гроб великого пастыря последний раз высоко-высоко подняли и опустили в могилку. Все было кончено! Все совершено; дорогое тело предано земле и засыпано. (...)

 

Могилка батюшки находится в 3-тьем разряде, в конце 3-тьей левой дорожки, ведущей от церкви. Пройдя дорожку, делаешь поворот на право и сейчас же видишь справа 3 больших дубовых креста, которые невольно поражают взоры приходящих и призывают к молитве и умилению.

Средний крест, под которым именно и покоятся дорогие останки пастыря - несколько больше других крестов; справа от него стоит крест над могилкой его супруги, скончавшейся около тридцати лет тому назад; а слева крест, на котором художественно написано Распятие, стоит над могилкой сестры супруги батюшки, которая до самой своей кончины (25 мая 1904 года) жила в семействе батюшки.

На среднем кресте, на медной доске начертана надпись «Под крестом моя могила, на кресте - моя любовь».

Почитание протоиерея Валентина как молитвенника и чудотворца, помощника в скорбях и печалях, не прекращалось и после его блаженной кончины.

Могилка батюшки всегда была посещаема, а в дни памяти пастыря (день кончины, день ангела и день рождения) народ нескончаемым потоком стремился к о. Валентину на Ваганьковское кладбище.

В конце 30-х годов власти разрушили надгробия родового захоронения Амфитеатровых, были также уничтожены могилы, расположенные вблизи. После Великой Отечественной войны на «очищенном» участке возник мемориал погибшим воинам. Одна из плит воинского мемориала (4-ая в центральном ряду захоронений) служила многие десятилетия пристанищем спасения от бед. К ней приходили как к могилке отца Валентина. Люди помнили: крест батюшки стоял здесь, но изменить ситуацию не могли, время было не в пользу верующих. Только в 1997 году Московская Патриархия (Московское подворье Валаамского монастыря), используя научные исследования (благодаря старинной фотографии могилы протоиерея Валентина), смогла получить разрешение на установку креста протоиерею Валентину на участке Братского мемориала, в том месте, где находилась его могила до разрушения.

Позже была установлена оградка. Могилка батюшки буквально усыпана живыми цветами. В любое время, в любую погоду здесь молятся люди, надеясь на помощь благодатного пастыря. А пастырь отвечает взаимностью. И по сей день мы слышим о чудесах, происходящих по молитвам о. Валентина. Его любовь к нам не иссякает.

*****

Дорогие читатели, воспоминания Анны Зерцаловой - духовной дочери протоиерея Валентина создают более полную картину похорон батюшки. Она горячо любила о. Валентина, издала несколько книг о его жизни и в преклонном возрасте сподобилась от Господа мученического венца - в 1937 году она была расстреляна за то, что до конца жизни сохраняла православную веру и прославляла имя протоиерея Валентина как святого. Погребена мученица на полигоне в Бутово. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000-го года Анна Ивановна была прославлена Церковью в лике святых новомучеников Российских.

*****

В статье использованы воспоминания духовных чад отца Валентина:

В. Н. Зверева (опубликовано в ежемесячном приложении «Православная жизнь» к журналу «Православная Русь», Джорданвилль, N 9, 1950, США)

Анны Ивановны Зерцаловой из книг:

«Светильник православия», М., 1912;

«Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского Придворного Архангельского Собора протоиерея В. Н. Амфитеатрова». М., 1910.

Примечания

* Воздух - плат, которым покрывают лицо священника при погребении.

** (...) - «На утро с 4 часов опять пришли ко гробу» - писала Анна Зерцалова.

 

Елена Валерьевна Бочарова

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Бочарова
Помяните Игнатия...
На Братском Мемориале воинов Великой Отечественной войны Ваганьковского кладбища
06.12.2016
Домик батюшки Валентина
Памяти протоиерея Валентина Амфитеатрова (1836-1908)
14.01.2015
Колыбель любви
К 100-летию со дня блаженной кончины подвижника благочестия, московского пастыря Валентина Николаевича Амфитеатрова
05.08.2008
Все статьи Елена Бочарова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Наблюдатель
18.11.2024 15:30
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
18.11.2024 13:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.11.2024 13:35
Зачем?
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:35
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34