Последние годы жизни протоиерея Валентина Амфитеатрова и его кончина

К 180-летию со дня его рождения (1/14 сентября 1836 года)

Новости Москвы 
0
817
Время на чтение 9 минут

Ангельский свет служения Первопрестольной Москве протоиерея Валентина Амфитеатрова «1836-1908» проникает в Москву современную, потускневшую и замерзшую духовно.

Этот свет и тепло прорываются к нам из Рая молитвами святого, нашего дорогого утешителя и чудотворца.

Он, как и при жизни, зовет нас к спасению.


Вот о чем вспоминал духовный сын батюшки Валентина В.Н. Зверев: «Уже взрослым, бывая в Москве, я часто посещал батюшку, любившего меня порасспросить обо всем понемножку, и видел, что здоровье его стало сдавать. Одолевшие его немощи он переносил стоически и попрежнему отправлял службы. День ото дня это становилось труднее. Оплывшие ноги отказывались.... Зрение стало слабнуть. Батюшка справлялся и с этим. Наконец, он ослеп окончательно и должен был уйти на покой. (...) Он удалился на жительство на Воронухину Гору, поместившись в маленьком (...) домике, выходившим на набережную Москвы-реки, с видом на Дорогомилово. Оттуда он сохранял связь с оставшимися ему верными до гроба духовными детьми; вел огромную переписку и попрежнему принимал всех притекающих».


Домик протоиерея Валентина, где он проживал последние годы жизни и где скончался (Фото 1884 года).

Протоиерей Валентин отдал пастырскому служению в Москве многие многотрудные годы, буквально не щадя себя. Служил он в самом сердце Первопрестольной - в Кремле. Сначала в церкви святых равноапостольных Царей Константина и Елены (с 1874 г.), в 1892 году отец Валентин был переведен в Архангельский Собор настоятелем.

«Благодаря заботам батюшки было положено начало благосостоянию Константино-Еленинской церкви, которая была великолепно украшена внутри и снаружи. Причт Архангельского Собора так же во время настоятельства о. Валентина получал большие доходы и имел возможность приобрести для жительства большой дом на Остоженке».

Протоиерей Валентин «имел ордена: Св. Анны 2 и 3 степени, Св. Владимира 4 и 3 степени, Крест с драгоценными камнями и другие знаки отличия»

«До конца своих дней он не прекращал оказывать нравственную и моральную помощь нуждающимся и у него всегда бывало много почитателей и лиц, желавших с ним побеседовать о своих нуждах» («Московский листок», 22 июля 1908 г., N 169).

В пятницу, 18 июля (по ст. стилю) отец Валентин принимал народ дома, на Воронухиной Горе последний раз. 19-го, в субботу, он уже окончательно ослаб.

«Ночь под воскресенье была особенно тяжела для батюшки, ночью приезжал доктор, вызванный по телефону, к утру стало как будто получше, а в 11-ом часу опять приехал доктор Корнилов.... и вот тут то совершилось то, что считалось всеми нами величайшим несчастием в жизни - батюшка тихо скончался...» - писала Анна Зерцалова, духовная дочь протоиерея Валентина.

Протоиерей Валентин почил в Бозе 20 июля (по ст. стилю) в день, когда церковь празднует память святого пророка Божия Илии.

«В десятых годах текущего столетия о. Валентин скончался. Смерть его воспоследовала летом, помнится, во время жатвы. Большинство его знавших в той же час покинули свои дела и заботы и срочно устремились в Москву, чтобы отдать последний долг любимому пастырю. В поездах, шедших тогда в Москву, со всех сторон России ехало с той же целью многое множество народа. Боголюбивая Москва и провинция достойно проводила прах о. Валентина к месту его последнего упокоения» - писал В.Н. Зверев.

«Быстро облетела всех страшная весть и подавленные, убитая горем и отчаянием несчастная паства стала собираться на первую панихиду».

Храм свт.Николая на Щепах

«И вот на стол положили облеченного в белую священническую ризу незабвенного пастыря» - вспоминала Анна Зерцалова.

В «Московском листке» за вторник, 22 июля (по ст. стилю) 1908 года сообщалось горожанам о постигшей всех утрате, о том, что «вчера в квартире почившего о. протоиерея на Воронухиной горе в доме Рыбакова, было совершено 12 панихид архимандритом Игнатием с придворным и епархиальным духовенством, при громадном стечении народа.

Вчера же прах усопшего, облеченный в священнические одежды, был положен в дубовый гроб и начато непрерывное чтение Святого Евангелия» («Московский листок», вторник, 22 июля 1908 г. N 169).

Паству пустили в дом для прощания с батюшкой. Вспоминала Анна Зерцалова:

«Я стояла вместе с другими у подъезда; дверь отворили, нас впустили; мы вошли в переднюю. (...) «Подходите прощаться с батюшкой». Я была как бы совсем без сознания. Как прощаться? С кем прощаться? - промелькнуло у меня в голове.

Люди подходили, я пошла за ними. Подходим и видим своего неоцененного пастыря. Светлый, лучезарный лежит он, точно заснувший. Лицо белое, светлое; губы сейчас пошевелятся; глаза откроются.

Мы приложились к ручке. Рука теплая, живая»

«Воскресенье, понедельник, вторник быстро пролетели при непрерывном молении у тела батюшки. (...) Во вторник вечером совершился торжественный вынос тела пастыря в приходской храм ко всенощному бдению. Гроб с дорогими останками вынесли из домика и в предшествии святых икон понесли к храму.

Многотысячная толпа высыпала из всех переулков, провожая великого усопшего. Гроб внесли в храм и поставили на приготовленном месте. Началось вечернее заупокойное служение при благоговейном стройном пении хора певчих; по окончании службы шли панихиды, после чего подходили духовные дети прикладываться к руке пастыря. (...)

Добрый пастырь приходского храма несколько раз поднимал воздух* и тем несказанно радовал осиротелых духовных детей. (...)

Лишь около полуночи заперли храм. (...) Чуть забрезжило утро, потянулись печальные одинокие сиротинки в храм, который был уже отворен. (...)**

Кончилась ранняя обедня, стали подходить прощаться с дорогим пастырем и как горячо любящие дети, пожелали сохранить последний дар от него: прикладывали чистые платки и ватку к дорогой пастырской ручке, как к высоко чтимой ими святыне, и глубоко утешенные таким приобретением, прятали их у себя, как великую драгоценность. (...)

Долго продолжался обряд прощания, пока, наконец, не собралось высшее духовенство. Приехали два преосвященных - владыка Трифон и Анастасий. (...)

Засиял весь храм безчисленным множеством свечей и лампад. Солнечные лучи, отражаясь и дробясь в золоченных ризах Святых Икон, обдавали весь храм каким-то особенным лучезарным сиянием, точно безчисленное ангельское воинство невидимо парило здесь и украсило храм лучами небесного света. (...)

Кончилась поздняя обедня. Началось отпевание тела усопшего. (...)

Владыка Трифон и Преосвященный Анастасий своим глубоким участием в отпевании почившего пастыря еще больше усиливали общее молитвенное благоговение. Кончилось отпевание, допустили еще некоторых проститься с пастырем и закрыли крышку гроба.

«Московские церковные ведомости» (1908 год, N 171 от 24 июля, стр 2-3 ) писали о погребении протоиерея В. Н. Амфитеатрова:

«Тело почившего о. протоиерея 22 июля, в 6 часов вечера, было перенесено из его квартиры в приходской храм во имя св. Николая, что на Щепах, близ Смоленского рынка, в котором затем было совершенно заупокойное всенощное бдение.

Отпевание тела было совершено в том же храме 23 июля после заупокойной литургии, которую совершал Преосвященый Анастасий, епископ Серпуховской, в сослужении придворного и прочего многочисленного духовенства. Самое отпевание совершали Преосвященные епископы Трифон Дмитровский и Анастасий Серпуховской, в сослужении настоятеля Антиохийского патриаршего подворья о. архимандрита Игнатия и прочего духовенства. Стечение молящихся было так велико, что не только храм и обширный церковный двор, но и прилегающие к ним переулки были переполнены почитателями и почитательницами памяти почившего.

По окончании отпевания гроб с телом пастыря в преднесении хоругвей и запрестольных икон, при колокольном звоне, был обнесен вокруг храма, после чего Преосвященный Анастасий совершил у церковных ворот литию и процессия, сопровождаемая о. архимандритом Игнатием и прочим духовенством, направилась к Ваганьковскому кладбищу. При следовании процессии, в попутных храмах производился колокольный звон и выходило духовенство, которое совершало перед гробом литии».

Анна Ивановна вспоминала: «После крестного хода кругом храма, направились к домику пастыря. Пастырь прощался со своим земным жилищем, местом его величайших молитвенных трудов и подвигов.

Отсюда направились к кладбищу. Чинно, благоговейно несли гроб к месту последнего упокоения.

Тело пастыря несли по тем улицам, мимо тех домов, которые он проезжал во время своей труженической жизни. (...)

Часто в окнах радостно светились знакомые лица, которые с любовью и благодарностью приветствовали великого пастыря-молитвенника. (...) Несметная толпа все увеличивалась и присоединялась к торжественному шествию. Все шли пешком за гробом, не чувствуя никакой усталости, хотя уже был 4 час дня».

В «Московском листке» писали:»Хоронят усопшего на Ваганьковском кладбище, согласно его завещанию».

Протоиерей Валентин овдовел в 1880-м году. Он благословил похоронить себя вместе с супругой Елизаветой. В 1904 г. скончалась сестра супруги Мария Ивановна Чупрова, которая после смерти сестры понесла нелегкий труд по хозяйству и воспитанию детей о. Валентина. По желанию батюшки ее похоронили в одной ограде с супругой о. Валентина.

Обратимся же вновь к воспоминаниям Анны Зерцаловой: «Ясный солнечный день, духовная красота крестного хода - все это вызывало особенное благоговение в окружающих.

Большой дубовый крест несен был впереди, как знамя победы усопшего над грехом и смертью.

Принесли тело батюшки на кладбище - место последнего упокоения.


Глубокая могилка была приготовлена рядом с могилкой супруги батюшки. (...) И вот гроб великого пастыря последний раз высоко-высоко подняли и опустили в могилку. Все было кончено! Все совершено; дорогое тело предано земле и засыпано. (...)

Могилка батюшки находится в 3-тьем разряде, в конце 3-тьей левой дорожки, ведущей от церкви. Пройдя дорожку, делаешь поворот на право и сейчас же видишь справа 3 больших дубовых креста, которые невольно поражают взоры приходящих и призывают к молитве и умилению.

Средний крест, под которым именно и покоятся дорогие останки пастыря - несколько больше других крестов; справа от него стоит крест над могилкой его супруги, скончавшейся около тридцати лет тому назад; а слева крест, на котором художественно написано Распятие, стоит над могилкой сестры супруги батюшки, которая до самой своей кончины (25 мая 1904 года) жила в семействе батюшки.

На среднем кресте, на медной доске начертана надпись «Под крестом моя могила, на кресте - моя любовь».

Почитание протоиерея Валентина как молитвенника и чудотворца, помощника в скорбях и печалях, не прекращалось и после его блаженной кончины.

Могилка батюшки всегда была посещаема, а в дни памяти пастыря (день кончины, день ангела и день рождения) народ нескончаемым потоком стремился к о. Валентину на Ваганьковское кладбище.

В конце 30-х годов власти разрушили надгробия родового захоронения Амфитеатровых, были также уничтожены могилы, расположенные вблизи. После Великой Отечественной войны на «очищенном» участке возник мемориал погибшим воинам. Одна из плит воинского мемориала (4-ая в центральном ряду захоронений) служила многие десятилетия пристанищем спасения от бед. К ней приходили как к могилке отца Валентина. Люди помнили: крест батюшки стоял здесь, но изменить ситуацию не могли, время было не в пользу верующих. Только в 1997 году Московская Патриархия (Московское подворье Валаамского монастыря), используя научные исследования (благодаря старинной фотографии могилы протоиерея Валентина), смогла получить разрешение на установку креста протоиерею Валентину на участке Братского мемориала, в том месте, где находилась его могила до разрушения.

Позже была установлена оградка. Могилка батюшки буквально усыпана живыми цветами. В любое время, в любую погоду здесь молятся люди, надеясь на помощь благодатного пастыря. А пастырь отвечает взаимностью. И по сей день мы слышим о чудесах, происходящих по молитвам о. Валентина. Его любовь к нам не иссякает.

*****

Дорогие читатели, воспоминания Анны Зерцаловой - духовной дочери протоиерея Валентина создают более полную картину похорон батюшки. Она горячо любила о. Валентина, издала несколько книг о его жизни и в преклонном возрасте сподобилась от Господа мученического венца - в 1937 году она была расстреляна за то, что до конца жизни сохраняла православную веру и прославляла имя протоиерея Валентина как святого. Погребена мученица на полигоне в Бутово. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000-го года Анна Ивановна была прославлена Церковью в лике святых новомучеников Российских.

*****

В статье использованы воспоминания духовных чад отца Валентина:

В. Н. Зверева (опубликовано в ежемесячном приложении «Православная жизнь» к журналу «Православная Русь», Джорданвилль, N 9, 1950, США)

Анны Ивановны Зерцаловой из книг:

«Светильник православия», М., 1912;

«Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского Придворного Архангельского Собора протоиерея В. Н. Амфитеатрова». М., 1910.

Примечания

* Воздух - плат, которым покрывают лицо священника при погребении.

** (...) - «На утро с 4 часов опять пришли ко гробу» - писала Анна Зерцалова.

Елена Валерьевна Бочарова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Бочарова
Помяните Игнатия...
На Братском Мемориале воинов Великой Отечественной войны Ваганьковского кладбища
06.12.2016
Домик батюшки Валентина
Памяти протоиерея Валентина Амфитеатрова (1836-1908)
14.01.2015
Колыбель любви
К 100-летию со дня блаженной кончины подвижника благочестия, московского пастыря Валентина Николаевича Амфитеатрова
05.08.2008
Все статьи Елена Бочарова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18