Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В царственном граде Казани

Анатолий  Степанов, Русская народная линия

Русское Собрание / 01.08.2016


Репортаж об участии в конференции и праздновании обретения Казанской иконы Пресвятой Богородицы …

 

С 18 по 22 июля довелось побывать в Казани, где проходила международная конференция, посвященная Казанской иконе Богородицы, и торжества, приуроченные к первому визиту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который принял участие в церемонии начала возрождения разрушенного собора, где пребывал явленный образ Пресвятой Девы. Этому посвящен мой фоторепортаж.

Я прибыл в Казань из Москвы, куда заехал, чтобы принять участие в ночной литургии в память убиения Царской Семьи в Сретенском монастыре. 17 июля только в нескольких храмах России традиционно служится ночная литургия в то самое время, когда приняли смерть Царственные Мученики и их верные слуги, - Сретенский монастырь один из них. Я вообще люблю службу в Сретенском монастыре, стараюсь бывать тут, когда по делам посещаю Москву в праздничные дни, но утром в соборе яблоку негде упасть, - не только я люблю приходить сюда на службу. Однако и ночью на удивление храм был заполнен, причем, в основном молодыми людьми.

18 июля Казань встретила 30 градусной жарой. Слава Богу, в гостинице «Шаляпин», куда разместили участников конференции организаторы, исправно работали кондиционеры.

Мы заранее договорились с казанскими единомышленниками, что воспользуемся оказией и проведем собрание Казанского отделения Русского Собрания, которое и состоялось 18 июля в конференц-зале гостиницы «Волга», где проходило два года назад и учредительное собрание организации.

Напомню, что Казанское отделение РС было учреждено 18 июня 2014 года, тогда я впервые побывал в Казани. Отчет о собрании можно прочитать здесь. Председателем отделения был избран известный ученый-исламовед Раис Сулейманов, татарин по национальности и мусульманин по вероисповеданию, что мы считали весьма уместным для инородного и иноверного региона России. К сожалению, в последнее время против Раиса началась активная кампания с целью не только дискредитировать его как эксперта, но даже и привлечь к уголовной ответственности «за разжигание». РНЛ много писала об этом. Вот один из материалов. Проблему удалось разрешить, дело прекращено с правильной формулировкой - «за отсутствием состава преступления», но могут быть трудности. В связи с этим Раис Равкатович предложил освободить его от должности председателя отдела РС и избрать председателем отдела известного в Казани общественного деятеля кандидата технических наук, доцента технического университета Михаила Щеглова.

Михаил Юрьевич известен читателям РНЛ своими публикациями.  После кончины 18 июля 2014 года профессора Александра Леонидовича Салагаева он возглавил известное в Казани Общество русской культуры. Состоялась небольшая дискуссия, и предложение Сулейманова было принято. Сам Раис Сулейманов остается членом правления Казанского отдела, куда помимо него входят теперь М.Ю. Щеглов, священник Олег Соколов, один из лидеров кряшенского движения кандидат исторических наук Аркадий Васильевич Фокин и преподаватель Казанской духовной семинарии, известный краевед, кандидат исторических наук Анатолий Михайлович Елдашев.

19 июля открылась международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». В первый день я участвовал в работе первой секции «Духовные аспекты явления и почитания иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани», которая проходила на Архиерейском подворье в честь священномученика Кирилла, митрополита Казанского. Секцию вели проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев) и известный казанский философ профессор Владимир Игнатьевич Курашов. Вторая секция «Историческое значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря для России и мировой цивилизации» проходила в Зале заседаний Попечительского совета Казанского (Приволжского) федерального университета, а третья секция «Казанская икона Божией Матери в произведениях искусства и памятниках архитектуры» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (у третьей секции было еще три подсекции).

После обеда в Казанско-Богородицком мужском монастыре состоялся круглый стол «Под осенением чудотворного Казанского образа: судьбы России и мира - прошлое, настоящее, будущее». Его открыл пространным выступлением митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), который затем отбыл встречать Святейшего Патриарха Кирилла. А на круглом столе после Владыки выступили директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Петров, советник мэра Казани Дмитрий Хафизов, профессор Владимир Курашов и автор этого репортажа. Мое выступление опубликовано на Русской народной линии

Фото 1. Заседание круглого стола.

На конференции повстречал многих хорошо известных мне людей: московских протоиереев Владимира Вигилянского и Александра Салтыкова, заместителя декана факультета философии МГУ Алексея Козырева, профессора МГУ Сергея Перевезенцева, профессора Института русского языка им. А.С.Пушкина Владимира Аннушкина, писательницу Олесю Николаеву, профессора Крымского университета Татьяну Сенюшкину и др.

20 июля с утра продолжилась работа секций. Поскольку первая секция уже завершила свою работу я отправился на третью секцию, которая заседала в Музее изобразительных искусств, где была открыта прекрасная выставка, посвященная Казанской иконе Божией Матери. Я решил воспользоваться случаем и посетить выставку. И не напрасно. Сделал для себя два удивительных открытия. Оказывается, в России сохранилось несколько десятков прекрасных старинных икон XVII-XVIII веков. Причем, это иконы прекрасно сохранившиеся и очень выразительные по письму. В этой связи вызывает удивление тот ажиотаж, который возник вокруг Ватиканского списка, который относится к началу XIX века. Увы, судя по надписям у экспонатов, большинство из древних икон находятся в частных коллекциях, т.е. перед ними не молятся. И это - печальная характеристика нашего времени.

Второе открытие, которое ждало меня на выставке - неизвестный мне ранее необычный портрет первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного кисти неизвестного автора начала XIX века. Портрет разрешено было фотографировать в отличие от икон, и я его предлагаю вниманию читателя.

Фото 2: портрет Государя Иоанна IV Васильевича.

После обеда состоялось пленарное заседание конференции, на котором были подведены первые итоги конференции. Заседание проходило в весьма торжественной обстановке в Колонном зале Казанской Ратуши (это здание Дворянского собрания, которое видело многих знаменитостей). Один из докладов заседания (проф. В.И. Курашова) опубликован РНЛ

На этом конференция завершила свою работу. Но, оказавшись в Казани накануне праздника обретения образа Божией Матери, грех было не принять участия в богослужении, крестном ходе и торжествах в честь закладки разрушенного собора. Тем паче, что торжества эти возглавил сам Святейший Патриарх Кирилл.

Его Святейшество 20 июля открыл памятник великому Гавриле Романовичу Державину в его родном селе, а вечером направился служить всенощное бдение в чудный городок Свияжск, который однако отстоит от Казани на значительном расстоянии. Я же на всенощную пошел в Благовещенский собор Казанского кремля, где на следующий день должно было состояться главное богослужение с участием Патриарха и сонма архиереев. Хотя в соборе вовсю шли приготовления к завтрашнему богослужению, суетились телевизионщики, совершалось, как и положено, уставное богослужение даже с чтением Акафиста Казанской иконе Божией Матери.

21 июля в самый день празднования обретения Казанской иконы Божией Матери пришлось идти на службу заранее, чтобы попасть в собор. Литургия начиналась по расписанию в 10.00, нам советовали придти не позже 9.00, но, оказалось, что и в 8.00 в соборе уже было полным полно народу. Сослужили Святейшему митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, предстоятель РПЦЗ митрополит Нью-Йоркский Иларион, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, архиепископ Берлинский Марк, еще несколько архиереев с сонмом казанского духовенства. Во время богослужения меня запечатлел, как потом выяснилось, фотограф местного издания «Бизнес-Онлайн».

Фото 3: Во время литургии в Благовещенском соборе Казанского Кремля.

После литургии состоялся уже традиционный Крестный ход из Благовещенского собора вокруг Казанского Кремля к месту обретения Казанской иконы Божией Матери - Богородицкому мужскому монастырю. Крестные ходы в Казани в этот день совершаются уже почти два десятка лет. Раньше ходили с чтимой древней иконой из храма в честь Ярославских Чудотворцев, что на старинном Арском кладбище (единственный храм Казани, не закрывавшийся в безбожное время), но после шумного прибытия в Казань в 2004 году Ватиканского списка крестные ходы совершаются с 2005 года с этой иконой.

Когда крестоходцы строились в соборе я с удивлением увидел среди тех четырех человек, которые несли икону, Павла Астахова, который пока занимает пост Уполномоченного по правам ребенка. Позже мне рассказали, что обычно икону несут четыре священнослужителя, но на сей раз Святейший Патриарх неожиданно предложил исполнить эту почетную миссию стоявшим на солее почетным гостям, среди которых и был, прибывший по собственному почину в Казань Астахов. С чем бы это не было связано, сей факт характеризует господина Астахова в глазах православных с наилучшей стороны. Кстати, как мне говорили, и некоторые другие вип-участники торжеств прибыли в Казань неожиданно для организаторов. Стало быть, можно предположить наличие какой-то духовной потребности у представителей нашей элиты, что весьма отрадно.

Фотографии Крестного хода, которые опубликованы в Сети дают представление о масштабе Крестного хода. Крестный ход был достаточно коротким, но я с удовлетворением отметил, что в рядах крестоходцев много было молитвенников, а не просто прогуливающихся людей. Святейший Патриарх в Крестном ходе не участвовал, видимо, сказалась усталость после службы, процессию возглавлял митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

В ворота монастыря пустили только духовенство и вип-гостей. Всем остальным предложили пройти через хозяйственные ворота монастыря, где почему-то вся земля была посыпана силосом для корма животных.

После небольшого ожидания началась церемония закладки памятного камня на месте возрождаемого собора Казанской иконы Божией Матери. Кстати, по ходу шествия и в самом монастыре всем желающим волонтеры раздавали бутылки с водой, что было очень кстати, поскольку в Казани была опять 30-градусная жара. Как только выдерживали архиереи и духовенство в своих облачениях?! Потом я слышал, что некоторым архиереям пришлось даже вызывать «скорую помощь». В ходе церемонии над нашими головами неожиданно собралась весьма приличная туча, и по моим ощущениям вот-вот должен был полить дождь. Я грешным делом начал искать место, куда можно было бы убежать, если хлынет дождь. Но туча прошла, и дождь пролился на город за пределами монастыря. Такое вот небольшое чудо явила Божия Матерь собравшимся почтить Её память.

Как известно, храм, в котором пребывала обретенная в 1579 году чудотворная икона Божией Матери в советское время был разрушен. И вот наконец власти решили взяться за восстановление одной из главных святынь Казани.

Церемония была очень торжественной. В ней приняли участие высокие государственные чиновники во главе с председателем Государственной Думы Сергеем Нарышкиным. Причем, до последнего момента, как мне потом рассказывали, не было понятно, кто из государственных мужей приедет в Казань. Приехал четвертый человек в государственной иерархии - глава нижней палаты парламента. Понятно, что на церемонии был весь цвет чиновного Татарстана - и президент Рустам Минниханов, и больше двадцати лет руководивший республикой Минтимер Шаймиев (без которого, как говорят, и сегодня не решается ни один серьезный вопрос в республике, а некоторые уже вроде согласованные с высокими чиновниками вопросы после вмешательства людей Шаймиева торпедируются), и глава Госсовета Фарид Мухаметшин, и другие. Церемония проходила с присущей современной Казани толерантностью, на нее прибыли и руководители мусульманской общины. В их числе муфтий Талгат Таджуддин, регулярно участвующий в заседаниях Всемирного Русского Народного Собора. Примечательно, что был высокий уровень присутствия чиновников из Москвы. Помимо Нарышкина и ожидаемо присутствовавшего полпреда Президента в Приволжском округе Михаила Бабича, мы неожиданно увидели, к примеру, начальника Генерального штаба Валерия Герасимова, который, правда, был в гражданской одежде.

Фото 4: В ожидании начала торжеств.

После церемонии закладки Патриаршей капсулы и памятного камня в основание Собора, во время которой всех удивил митрополит Казанский Феофан, который, взяв мастерок, со знанием дела начал намазывать его раствором, были произнесены соответствующие речи. Выступали государственные чиновники и Патриарх Кирилл. Первым слово предоставили Сергею Нарышкину, который упорно (два раза) употребил выражение «Казанская икона Богоматери». И мы недобрым словом вспомнили первых переводчиков на русский язык знаменитого романа Виктора Гюго (могли бы перевести и «Собор Парижской Богородицы»!), из-за чего страдают сегодня наши чиновники. Тем паче, что дурной пример оказался заразительным, и выступавший следом президент Татарстана в первый раз замешкался, но произнес правильно, как было в тексте «Богородицы», но потом «исправился» и сказал «Богоматери». Удивила речь бывшего президента Татарстана Шаймиева, который решил перед православными напомнить о своих заслугах в строительстве мечетей и в укреплении толерантности. Создалось впечатление, что «Бабай», как ласково зовут фактического хозяина Татарии, решил добавить ложку дегтя в бочку православного казанского меда. На фоне «штатных» выступлений высокопоставленных чиновников всех порадовало слово Святейшего Патриарха, который по обыкновению произнес блестящую проповедь, показывавшую глубокий смысл происходящего.

После завершения церемонии мы встретились с избранным накануне председателем Казанского отделения Русского Собрания Михаилом Щегловым, чтобы поговорить обстоятельно о путях развития РС. Михаил Юрьевич был на Крестном ходе с хоругвью Спасителя, с которой мы с ним прошествовали по центру Казани до облюбованного им кафе, чтобы утолить голод и побеседовать. Таким образом мы совершили еще и своеобразный малый Крестный ход, что в условиях Казани весьма важно.

Фото 5: с М.Ю. Щегловым.

22 июля, последний день моего пребывания в Казани, был посвящен знакомству с достопримечательностями Казани.

Сначала моим экскурсоводом вызвался быть давний автор Русской народной линии, исследователь истории казанских монархистов-черносотенцев кандидат исторических наук Игорь Алексеев. Я хотел побывать на старинном Арском кладбище, чтобы посетить место первого упокоения генерала Василия Иосифовича Сталина, человека трагической судьбы, и как-то так случилось, что наша экскурсия была в итоге посвящена местам Казани, связанным со сталинской эпохой.

Началась она, правда, с характерного курьеза. Игорь Евгеньевич захотел показать мне былую гордость отечественного ВПК Казанское моторостроительное производственное объединение, где трудился еще его дед. Мы подошли к зданию предприятия, я сфотографировал на телефон памятную доску у входа, сообщающую о том, что здесь трудился великий Сергей Павлович Королев (именно на этом предприятии была та самая «шарашка», т.е. КБ 4-го Спецотдела НКВД, где С.П. Королевым и В.П. Глушко в годы войны был создан первый отечественный жидкостный реактивный двигатель РД-1). Едва мы отошли на несколько метров, как нас догнал охранник и попросил вернуться, в вестибюле мы были подвергнуты допросу строгой начальницей смены, татаркой, которая в итоге по совету вышестоящего начальства, которому она позвонила, потребовала удалить сделанные фотографии. Никакие призывы к трезвомыслию (мол, зачем же повешена доска, если ее нельзя фотографировать?!) не помогли. Охранница заставила меня удалить даже фотографию здания завода, которая красуется на официальном сайте предприятия. При этом перед входом на предприятие копошились несколько рабочих из Средней Азии, которые проходили и во внутрь предприятия, где могли фотографировать не только памятную доску С.П. Королева. Впрочем, мы не стали терять время на пререкания, утешая себя тем, что откровенное дуболомство, с которым мы встретились на проходной предприятия - это выражение того, что все-таки возвращается некоторый порядок в ВПК, что у нас вспомнили наконец о том, что надо беречь военные секреты.

Зато никто не помешал нам сфотографировать дом, в котором жил Сергей Павлович Королев. Дом вполне пристойный, характерная «сталинка».

Фото 6: дом, в котором жил в Казани С.П. Королев.

Недалеко от этого дома совсем недавно стоял гипсовый памятник Серго Орджоникидзе. Про этот памятник ходит упорная молва, что изначально это был памятник И.В. Сталину, а в годы борьбы с культом личности местные руководители решили просто перебить имя и фамилию. Недавно памятник снесли, но, судя по забору, не окончательно, видимо, после реставрации памятник вернется на свое место.

Фото 7: у забора, окружающего постамент памятника И.В. Сталину.

А во дворе дома, где жил С.П. Королев сохранился полуразрушенный постамент, на котором по слухам был еще один памятник Сталину. Впрочем, две бабульки, которые тут сидели на скамеечке заявили нам, что тут был памятник Ленину, а памятник Сталину недалеко, там, где мы были и видели полуразрушенный постамент памятника Орджоникидзе.

 

Фото 8: разрушенный постамент еще одного памятника Сталину.

Следующий пункт нашей экскурсии - дом, в котором жил в казанской ссылке генерал Василий Иосифович Сталин. Вот подъезд, где находится квартира.

 

Фото 9: подъезд дома, в котором жил В.И. Сталин.

А это - окна той квартиры, в которой жил Василий Иосифович последний год своей жизни. Он прибыл к месту ссылки в Казань в конце апреля 1961 года, а 19 марта 1962 года, не дожив 5 дней до 41-го своего рождения, скончался. По официальной версии от отравления алкоголем, по версии близких ему людей был отравлен ядом. Из этой квартиры он отправился в свой последний путь на Арское кладбище Казани.

 

Фото 10: окна квартиры, в которой жил Василий Сталин в Казани.

Судьба Василия Иосифовича Сталина поистине трагична. В первые же дни после кончины вождя его сыну предложили покинуть Москву и отправиться на службу в дальний округ. Он отказался. Василий Сталин был убежден, что его отца отравили, о чем публично заявил, чем подписал себе приговор. Уже в конце апреля он был арестован. Придумали расходование средств не по назначению, а главное антисоветскую пропаганду, - так определили его слова об отравлении Сталина. Почти семь лет провел Василий Иосифович во Владимирском централе, где подорвал свое здоровье. В январе 1960 года его «милостиво» выпустили, попытались подкупить генеральской пенсией и квартирой в Москве. Он пошел искать правду о смерти отца в китайское посольство. Последовал новый арест и год в Лефортовской тюрьме. Наконец в апреле его выслали в Казань, где, не прожив и года, он скончался. На Арском кладбище сохранился кенотаф его могилы, в 2002 году по желанию родственников его последней жены прах сына вождя был перенесен на Троекуровское кладбище Москвы. У надгробного памятника на Арском кладбище всегда живые цветы. 

Кстати, существует предание, что именно по распоряжению Василия Сталина гроб с телом его отца был ночью доставлен в Богоявленский собор, где Патриарх Алексий совершил отпевание. Об этом я слышал от одного священника, ссылавшегося на рассказ благочестивой женщины, работавшей в соборе в те годы. Она рассказывала эту историю своему сыну тоже прихожанину Богоявленского собора. Так что вполне вероятно, Святейший Алексий не только заочно отпевал вождя раба Божия Иосифа. Известно, когда Патриарх отслужил панихиду по Иосифу Виссарионовичу, на упреки зарубежников он лаконично ответил: «Я молился не за безбожника». 

Отпевали ли самого раба Божия Василия мне неизвестно.

Почтил и я память генерал-лейтенанта Василия Иосифовича Сталина. 

 

Фото 11: цветы к памятнику на месте первого захоронения В.И. Сталина

С именем Василия Сталина в Казани связана еще одна легенда. Считается, что на памятнике павшим в Великой Отечественной войне воинам, на котором начертано: «Вечная память славным советским воинам, павшим в дни Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в борьбе за свободу и независимость нашей Родины» неизвестный скульптор изобразил солдата похожего на Василия Сталина. И впрямь есть некоторое сходство.

 

Фото 12: памятник павшим воинам на Арском кладбище.

А воинов, умерших в госпиталях Казани вокруг похоронено великое множество.

 

Фото 13: могилы воинов Великой Отечественной.

Кстати, рядом с памятником павшим воинам находится могила легендарного Михаила Девятаева, совершившего беспримерный побег из концлагеря на острове Узедом на фашистском самолете. Герой Советского Союза Михаил Девятаев скончался совсем недавно в 2002 году.

 

Фото 14: могила Михаила Девятаева.

У нашего посещения Арского кладбища была и еще одна цель - почтить память русских монархистов-черносотенцев, похороненных тут. Прежде всего мы побывали на могиле выдающегося востоковеда профессора Казанского университета и Казанской духовной академии Николая Федоровича Катанова, который был товарищем председателя Казанского отдела Русского Собрания - первой черносотенной организации в России. Он скончался в 1922 году и был похоронен на территории Казанского Кремля в ограде Спасо-Преображенского монастыря. После разрушения монастыря в 1928 году останки Катанова были перенесены на Арское кладбище и погребены напротив входа в храм Ярославских чудотворцев. Впрочем, есть мнение, что надгробный памятник - лишь кенотаф, а останки выдающегося ученого и общественного деятеля утрачены. Катанову повезло, он родился хакасом, а не русским, поэтому память о нем сохранилась. Его имя носит Хакасский государственный университет и Аскизский районный музей на его родине, а в Абакане стоит памятник Катанову. А вот у многих русских видных деятелей правого движения, а в их числе были не менее выдающиеся ученые и деятели культуры, неизвестно даже место захоронения.

 

Фото 15: могила (или кенотаф) Н.Ф. Катанова.

Возложили мы цветы и на могилу видного монархического деятеля, единственного правого депутата Государственной Думы от Казани Федора Ниловича Казина, скончавшегося в 1915 году.

 

Фото 16: И.Е. Алексеев у могилы Ф.Н. Казина.

А вот могилу выдающегося общественного деятеля Казани, основателя и руководителя Казанского Русского Собрания, лидера местных трезвенников Александра Титовича Соловьева, скончавшегося предположительно в 1918 году на этот раз нам отыскать не удалось. Память Соловьева в Казани, увы, никак не отмечена, хотя он был человеком выдающимся.

Зато на кладбище мы нашли могилу композитора Виктора Никандровича Пасхалова, родного брата одного из лидеров монархического движения Клавдия Никандровича Пасхалова. Он был основателем первом бесплатной музыкальной школы в Казани и скончался в возрасте 44 лет. У могилы композитора установлена памятная доска, сообщающая, что место погребения находится на попечении детской школы искусств им. М.А. Балакирева («Малая академия искусств»), - благой почин, достойный всяческой поддержки!

 

Фото 17: могила В.Н. Пасхалова.

Не могли мы пройти мимо могилы «апостола кряшен» Николая Ивановича Ильминского, на могиле которого начертаны примечательные слова «здесь покоится тело великого просветителя инородцев светом Христовым». Его могила прямо у стены кладбищенского храма.

 

Фото 18: могила Н.И. Ильминского.

Проходя по одной из аллей кладбища, обратил внимание на странный надгробный памятник, оказавшийся могилой выдающего русского математика ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского. Внимание привлекает, конечно, обилие всякого рода масонской символики на памятнике. Слава Богу, венчает это все-таки христианский крест.

 

Фото 19: могила Н.И. Лобачевского.

После экскурсии по Арскому кладбищу я отправился в гости к современному подвижнику Геннадию Васильевичу Пронину, стараниями которого в Казани создан музей удивительного русского художника Константина Васильева. Константин Алексеевич Васильев - яркая самобытная звезда на небосклоне русской культуры. Он жил неподалеку от Казани, как ни странно в селе под названием Васильево, где и похоронен. Несмотря на то, что он прожил всего 34 года после него осталось довольно много картин, которые любовно и скрупулезно собрал его друг Геннадий Пронин. Геннадий Васильевич провел для меня эксклюзивную экскурсию по экспозициям музея, а потом за чашкой час мы еще долго задушевно беседовали вместе с присоединившимся к нам Михаилом Щегловым.

В музее, который размещается в самом центре Казани (надо отдать должное главе города Ильсуру Метшину), находится и одна из моих самых любимых картин Васильева (наряду с его военным циклом), которая официально называется «Человек с филином», хотя, как говорят, сам художник дал ей иное нетолерантное по нынешним временам название «Грядущий гой». Картина - последний шедевр художника и одно из самых загадочных его полотен.

 

Фото 20: картина Константина Васильева «Человек с филином»

Присоединение Казани к Московскому царству стало важнейшим этапом в развитии России, в становлении нашей страны как великой Империи, полноценного Третьего Рима. Казань была взята в 1552 году в праздник Покрова Божией Матери (точнее в самый праздник Покрова военные действия не велись, защитникам Казани был дан шанс сложить оружие, отказавшиеся были покорены силой 2 октября, т.е. на второй день после Покрова). После взятия Казани Россия фактически стала империей. Думается, неслучайно Петр Великий назначил день официального провозглашения России империей на осенний праздник Казанской иконы Божией Матери.

В старинных текстах Казань величалась как царственный град. В имперский период город сохранил за собой статус центра русского востока, - тут был мощный университет, Духовная академия. Не удивительно, что и сегодня Казань играет важную роль в политической жизни России. Будем надеяться, что после восстановления Казанского собора Богородицкого монастыря и возрождения Казанской духовной академии, что сегодня планируется, Казань вернет себе былую славу и важного духовного центра России.

Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме