Путь жизни мудрого вверх, чтобы
уклониться от преисподней внизу. (Пр.15:24)
В западном богословии существует такое понятие как теодицея, то есть оправдание Бога, с помощью которого теологи пытаются объяснить, почему всемогущий и милосердный Бог допускает существование Зла в мире. Может быть, Он не всемогущ? Или же не милосерд? Где Он и каков, если допускает Майданеки и Гулаг, Хиросиму и Спитак? Немыслимые масштабы трагедий, страданий, войн, революций, геноцидов. Бог видит все это или нет? Кажется, что есть только два ответа, на выбор: или Он не видит, или Его нет. Ведь ход истории идет своим чередом, волны бедствий захлестывают, и круги ада сжимаются. И попытки «оправдания» закономерно приводят к выводам, подобным тому, что сделал писатель Эли Визель: в Освенциме погибло не еврейство, а христианство.
Но... при этом множество свидетельств во все времена о том, как на самом краю невидимая сила выхватывала отдельного маленького (исчезающе малозначимого для хода истории) человека из самого жерла смерти. И спасенным в этой точке иного измерения открывалось, что его именно спасли, и это был не случай.
В сознании строящих силлогизмы «оправдания» не совмещаются огромность Космоса и исчезающая малость человека, жернова истории и отдельная судьба, существование религии, но при этом отсутствие очевидности для всех присутствия Бога, его вмешательства в историю. Молчание Его в ответ на бесчинства народов, попущение войн, разрушение государств, и - ответ на призыв безвестной души... Эта несоразмерность столь вопиюща, что свидетельства помощи Божией и Его присутствия объяcняются психологическими причинами, самовнушением, совпадением...
Человеку кажется, что его требование вмешательства Бога для прекращения этого безумия справедливо, потому что соразмерно - такой масштаб разгула зла требует вмешательства не человеческой силы. Несправедливо, неразумно, абсурдно попускать мировые катаклизмы с гекатомбами жертв, но отзываться на совершенно частную молитву матери об исцелении ребенка или отца семейства о получении работы. Разве это что-то меняет в мире? Но это абсурдно с точки зрения нашего «хочу», потому что даже христиане слишком верят своему разуму и не верят Промыслу Божьему, картину мира рисуют в соответствии с науками - философией, историей, социологией, политологией... В этой череде катастроф и бедствий человечество принимается исправлять положение своими силами: изучая историю, пытается разглядеть закономерности (даже законы!), причины и следствия, угадать путеводные знаки к желаемому общественному устройству. Главный компас на этом пути - свой разум, вера в прогресс - движущая сила. Священная история? - нет, это несерьезно, далеко от реальности и злобы дня.
А ведь однажды произошло событие несоразмерное со всем сущим на земле более, чем несоразмерны атом и галактика. Творец миров сошел из вечности во время и, оставаясь Богом, вочеловечился, стал одним конкретным человеком - Иисусом из Назарета. Не кесарем в центре цивилизованного мира Риме, блистающего науками и искусствами, владеющего народами, а в глухой его провинции - сыном плотника. Это событие предсказывали пророки, но иные забыли, иным оно и не нужно было, иные понимали превратно... Ждали царя, победителя и судию, вершителя судеб народов и царств - вот придет он, и свершится отмщение, отольются слезы угнетаемых. Но тогда, как и сейчас, были нарушены все пропорции, здравый смысл и ожидания.
Спаситель пришел втайне, скрывая Свою Божественность перед людьми, запрещая и бесам возвещать о ней. Не судить и вершить пришел Он - Господь с Небесе приниче на сыны человечeския: видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога (Пс. 13:2). Он учил, но учение Его было далеко от политической злобы дня, даже вовсе не касалось ее. Он не упоминал и не ссылался на передовые достижения и поражающие воображение завоевания Римской цивилизации, не для ее плодов свершалась Священная история от создания мира - Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне (Ин. 5:39). Невместимое умом совершилось не для того, чтобы исправлять историю, ибо придет время и земля и все дела на ней сгорят (2Пет. 3:10), даже не для того, чтобы уничтожить нищету (ибо нищих всегда имеете с собою... (Мф.28:20)), а для того, чтобы спасти от вечной смерти тех, кто захочет оторваться от сна. Господь касался души каждого, кто приходил к Нему и слушал. Блаженны нищие духом, презревшие мудрость и власть мира сего, блаженны алчущие и жаждущие правды - они утешались Его благовестием и в их душах рождалась вера в невидимое. Спаситель сказал: Мир Мой даю вам (Ин. 14:27). Он говорил со властью, и людям, принявшим Его слово, открывалось, что этот Его мир проходит сквозь окружающую их реальность, как лучи света проходят сквозь решетку кристалла. Его власть обнажала обманчивость мира плоти, сила и мощь которого колеблется и рассыпается:...яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?» (Из Великого канона преподобного Андрея Критского).
Но шли столетия, Европа создавала свой мир, питая его отравленными соками хитроумных учений, и сейчас мы называем христианской цивилизацией то, что по плодам опознается как ее антипод.
Вавилоняне строили башню, в гордыне своей намереваясь достичь неба; ослепление современной безбожной цивилизации страшнее: она не башня, а стремительно закручивающаяся воронка, устремленная в бездну. И человечество, потерявшее представление о духовной Истине летит в эту пропасть думая, что взлетает ввысь, а силовое поле гордыни, лжи, комфорта и сладострастия увеличивает скорость центростремительного падения.
Но сказанные однажды, звучат и теперь слова: Мир Мой даю вам, ибо Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Лк.21:33). Это нужно услышать, это дает надежду. Каждая душа, вырывающаяся из смертного плена, должна знать, что надлежит ей пройти через страдания, претерпеть раны, которые наносят ей когти дьявола, пытающегося удержать свою добычу. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). Если нет ран, значит, не вырываемся, страдания ради Христа - свидетельство о пути к спасению. Потому и мученики в христианстве называются свидетелями.
«Мы живем в эпоху..., мы вступаем в очень серьезный период истории..., новые вызовы современности..., человечество должно выработать механизмы» - слышим мы отовсюду. Пустое все это, пустое искать решения проблем на путях мира сего и его методами, мы обмануты и попали в ту самую гибельную воронку, в которой верх - низ, а низ - верх, ведь князь мира сего непревзойденный иллюзионист. И летит мир, забывший Христа, по сжимающимся кругам, чтобы в конце этого головокружительного полета-падения воткнуться в самое ее дно и окончательно соединиться с тем, кто там поджидает свою добычу.
У христиан должна быть только история пути к Богу: Аз есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6). Тому, кто стал на этот путь, кто жаждет Горнего Иерусалима, не нужны никакие «оправдания», как не нужны были они мученикам ради Христа, раздираемым пыточными орудиями или зверями на аренах римских цирков, поющих молитвы на дне алапаевской шахты. Истина была им открыта, написана в их сердцах, и они о ней свидетельствовали.
8. Ответ на 6., Ксения Балакина:
7. Ответ на 6., Ксения Балакина:
6. Ответ на 5., М.Яблоков:
5. Ответ на 3., Ксения Балакина:
4. Ответ на 2., М.Яблоков:
3. Re: Несовместимость
2. Re: Несовместимость
1. Re: Несовместимость