Несовместимость

Нужна ли христианам теодицея

0
927
Время на чтение 5 минут

Путь жизни мудрого вверх, чтобы 

уклониться от преисподней внизу. (Пр.15:24)

 

 

В западном богословии существует такое понятие как теодицея, то есть оправдание Бога, с помощью которого теологи пытаются объяснить, почему всемогущий и милосердный Бог допускает существование Зла в мире. Может быть, Он не всемогущ? Или же не милосерд? Где Он и каков, если допускает Майданеки и Гулаг, Хиросиму и Спитак? Немыслимые масштабы трагедий, страданий, войн, революций, геноцидов. Бог видит все это или нет? Кажется, что есть только два ответа, на выбор: или Он не видит, или Его нет. Ведь ход истории идет своим чередом, волны бедствий захлестывают, и круги ада сжимаются. И попытки «оправдания» закономерно приводят к выводам, подобным тому, что сделал писатель Эли Визель: в Освенциме погибло не еврейство, а христианство.

Но... при этом множество свидетельств во все времена о том, как на самом краю невидимая сила выхватывала отдельного маленького (исчезающе малозначимого для хода истории) человека из самого жерла смерти. И спасенным в этой точке иного измерения открывалось, что его именно спасли, и это был не случай.

В сознании строящих силлогизмы «оправдания» не совмещаются огромность Космоса и исчезающая малость человека, жернова истории и отдельная судьба, существование религии, но при этом отсутствие очевидности для всех присутствия Бога, его вмешательства в историю. Молчание Его в ответ на бесчинства народов, попущение войн, разрушение государств, и - ответ на призыв безвестной души... Эта несоразмерность столь вопиюща, что свидетельства помощи Божией и Его присутствия объяcняются психологическими причинами, самовнушением, совпадением...

Человеку кажется, что его требование вмешательства Бога для прекращения этого безумия справедливо, потому что соразмерно - такой масштаб разгула зла требует вмешательства не человеческой силы. Несправедливо, неразумно, абсурдно попускать мировые катаклизмы с гекатомбами жертв, но отзываться на совершенно частную молитву матери об исцелении ребенка или отца семейства о получении работы. Разве это что-то меняет в мире? Но это абсурдно с точки зрения нашего «хочу», потому что даже христиане слишком верят своему разуму и не верят Промыслу Божьему, картину мира рисуют в соответствии с науками - философией, историей, социологией, политологией... В этой череде катастроф и бедствий человечество принимается исправлять положение своими силами: изучая историю, пытается разглядеть закономерности (даже законы!), причины и следствия, угадать путеводные знаки к желаемому общественному устройству. Главный компас на этом пути - свой разум, вера в прогресс - движущая сила. Священная история? - нет, это несерьезно, далеко от реальности и злобы дня.

А ведь однажды произошло событие несоразмерное со всем сущим на земле более, чем несоразмерны атом и галактика. Творец миров сошел из вечности во время и, оставаясь Богом, вочеловечился, стал одним конкретным человеком - Иисусом из Назарета. Не кесарем в центре цивилизованного мира Риме, блистающего науками и искусствами, владеющего народами, а в глухой его провинции - сыном плотника. Это событие предсказывали пророки, но иные забыли, иным оно и не нужно было, иные понимали превратно... Ждали царя, победителя и судию, вершителя судеб народов и царств - вот придет он, и свершится отмщение, отольются слезы угнетаемых. Но тогда, как и сейчас, были нарушены все пропорции, здравый смысл и ожидания.

Спаситель пришел втайне, скрывая Свою Божественность перед людьми, запрещая и бесам возвещать о ней. Не судить и вершить пришел Он - Господь с Небесе приниче на сыны человечeския: видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога (Пс. 13:2). Он учил, но учение Его было далеко от политической злобы дня, даже вовсе не касалось ее. Он не упоминал и не ссылался на передовые достижения и поражающие воображение завоевания Римской цивилизации, не для ее плодов свершалась Священная история от создания мира - Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне (Ин. 5:39). Невместимое умом совершилось не для того, чтобы исправлять историю, ибо придет время и земля и все дела на ней сгорят (2Пет. 3:10), даже не для того, чтобы уничтожить нищету (ибо нищих всегда имеете с собою... (Мф.28:20)), а для того, чтобы спасти от вечной смерти тех, кто захочет оторваться от сна. Господь касался души каждого, кто приходил к Нему и слушал. Блаженны нищие духом, презревшие мудрость и власть мира сего, блаженны алчущие и жаждущие правды - они утешались Его благовестием и в их душах рождалась вера в невидимое. Спаситель сказал: Мир Мой даю вам (Ин. 14:27). Он говорил со властью, и людям, принявшим Его слово, открывалось, что этот Его мир проходит сквозь окружающую их реальность, как лучи света проходят сквозь решетку кристалла. Его власть обнажала обманчивость мира плоти, сила и мощь которого колеблется и рассыпается:...яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?» (Из Великого канона преподобного Андрея Критского).

Но шли столетия, Европа создавала свой мир, питая его отравленными соками хитроумных учений, и сейчас мы называем христианской цивилизацией то, что по плодам опознается как ее антипод.

Вавилоняне строили башню, в гордыне своей намереваясь достичь неба; ослепление современной безбожной цивилизации страшнее: она не башня, а стремительно закручивающаяся воронка, устремленная в бездну. И человечество, потерявшее представление о духовной Истине летит в эту пропасть думая, что взлетает ввысь, а силовое поле гордыни, лжи, комфорта и сладострастия увеличивает скорость центростремительного падения.

Но сказанные однажды, звучат и теперь слова: Мир Мой даю вам, ибо Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Лк.21:33). Это нужно услышать, это дает надежду. Каждая душа, вырывающаяся из смертного плена, должна знать, что надлежит ей пройти через страдания, претерпеть раны, которые наносят ей когти дьявола, пытающегося удержать свою добычу. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). Если нет ран, значит, не вырываемся, страдания ради Христа - свидетельство о пути к спасению. Потому и мученики в христианстве называются свидетелями.

«Мы живем в эпоху..., мы вступаем в очень серьезный период истории..., новые вызовы современности..., человечество должно выработать механизмы» - слышим мы отовсюду. Пустое все это, пустое искать решения проблем на путях мира сего и его методами, мы обмануты и попали в ту самую гибельную воронку, в которой верх - низ, а низ - верх, ведь князь мира сего непревзойденный иллюзионист. И летит мир, забывший Христа, по сжимающимся кругам, чтобы в конце этого головокружительного полета-падения воткнуться в самое ее дно и окончательно соединиться с тем, кто там поджидает свою добычу.

У христиан должна быть только история пути к Богу: Аз есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6). Тому, кто стал на этот путь, кто жаждет Горнего Иерусалима, не нужны никакие «оправдания», как не нужны были они мученикам ради Христа, раздираемым пыточными орудиями или зверями на аренах римских цирков, поющих молитвы на дне алапаевской шахты. Истина была им открыта, написана в их сердцах, и они о ней свидетельствовали.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Ответ на 6., Ксения Балакина:

Глава XXV Об усвоении    Должно еще знать, что усвоение бывает двоякое: одно — естественное и существенное, а другое — личное и относительное. Естественное и существенное — то, соответственно коему Господь по человеколюбию принял естество наше и все наши естественные свойства, действительно и истинно став человеком и испытав то, что принадлежит нашему естеству. Личное же и относительное усвоение бывает, когда кто-либо ради известного отношения, например, ради сострадания или любви, принимает на себя лицо другого и вместо него говорит в пользу его речи, к нему самому нисколько не относящиеся. Соответственно этому, Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не относится к естеству, — усвоил не потому, что Он есть или соделался таковым, но потому, что принял наше лицо и поставил Себя наряду с нами. Вот что означает изречение: «быв по нас клятва» (Гал. 3:13). Дамаскин.
М.Яблоков / 26.07.2016, 17:38

7. Ответ на 6., Ксения Балакина:

Только ради Вас, матушка! ) "Умирая уже за людей, Иисус Христос воскликнул это в лице рода человеческого; в Себе Самом, говорит Григорий Богослов, Он изображает то, что свойственно нам, потому что прежде мы были оставлены и отвергнуты, а потом, т.е. теперь, мы опять приняты и спасены страданиями Иисуса Христа." (Евфимий Зигабен). "Слова же: Боже мой, Боже мой, вcкую мя ecu оставил? Он сказал, так как имел наше лицо Своим собственным." (прп. Иоанн Дамаскин).
М.Яблоков / 26.07.2016, 17:32

6. Ответ на 5., М.Яблоков:

Никакой богооставленности у Христа не было! Христос с Богом-Отцом не разделим. А сказано было это Христом от нашего лица, так толкуют все святые отцы. Он нашу богооставленность усвоил Себе относительным усвоением. В подобии плоти греховной.

Михаил, можно подробнее, и ссылки на святых отцов.
Ксения Балакина / 26.07.2016, 16:35

5. Ответ на 3., Ксения Балакина:

Никакой богооставленности у Христа не было! Христос с Богом-Отцом не разделим. А сказано было это Христом от нашего лица, так толкуют все святые отцы. Он нашу богооставленность усвоил Себе относительным усвоением. В подобии плоти греховной.
М.Яблоков / 25.07.2016, 17:26

4. Ответ на 2., М.Яблоков:

Только "Творец миров" - нехорошее выражение. Мiр только один.

Три мира, по меньшей мере. Тварный духовный, тварный природный, тварный социальный.
Сергей Абачиев / 25.07.2016, 08:03

3. Re: Несовместимость

Тому, кто стал на этот путь, кто жаждет Горнего Иерусалима, не нужны никакие «оправдания», как не нужны были они мученикам ради Христа, раздираемым пыточными орудиями или зверями на аренах римских цирков, поющих молитвы на дне алапаевской шахты. Истина была им открыта, написана в их сердцах, и они о ней свидетельствовали.

На самом деле, не все так просто... Вспомним слова Господа: Боже мой, Боже мой, вскую мя ecu оставил? (Мф. 27, 46) - самое страшное - это ощущение богооставленности. И обычный человек тоже часто задается вопросом : а где же Господь, когда тварь страждет? Неужели Господь оставил? Не слышит? И окружающим людям (и пастырям и просто мирянам) очень важно найти в такой момент правильные и честные слова о происшедшем. Для меня очень интересной и полезной стала книга митрополита Николая "Там, где не видно Бога" https://clck.ru/A33SQ. Очень говорящее название: Бога не видно, но это не значит, что Его нет, Его присутствие нужно научиться видеть там, где, как кажется Его не может быть...
Ксения Балакина / 25.07.2016, 07:07

2. Re: Несовместимость

Только "Творец миров" - нехорошее выражение. Мiр только один.
М.Яблоков / 25.07.2016, 04:50

1. Re: Несовместимость

Теодиция - это Сам Христос.
М.Яблоков / 25.07.2016, 04:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Арнольдовна Коппер
Все статьи Лидия Арнольдовна Коппер
Последние комментарии
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
18.11.2024 18:33
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
18.11.2024 17:59
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от АБС
18.11.2024 16:57
Андрей Гурулёв: «От Америки ничего не останется…»
Новый комментарий от Игорь Ал
18.11.2024 16:17
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
18.11.2024 16:10