Как трудно добиться любви, как трудно любить! Будто сквозь каменную толщу с киркой и заступом приходится пробиваться. Телом мы живем в прозрачной и легкой воздушной среде, а душою - в каменной штольне, выпав из духовного мира, в котором сияло Солнце правды - Бог, и Дух Святой дышал и животворил Свое создание.
Эта каменная толща - наше «я», человеческая самость, лишенная Бога. Мы говорим «люблю» и устремляемся, пробиваясь через твердую породу, к другому, чтобы соединиться с ним. Вот только не осознаем, что называем любовью желание присвоить предмет своей любви, сделать его жизнь, его дыхание, его сознание своей собственностью, использовать его. Но раздробленная, казалось бы, стена, преграда, разделяющая души, не исчезает, а вновь вырастает грудой камней вокруг. Здесь желание любить оборачивается страстью, нависает каменными сводами над головой, грозит обвалом и гибелью. В этом подземелье нет свободы, нет полета, нет воздуха, нет света. И не будет никогда.
Чтобы дотянуться друг до друга, чтобы услышали твой голос и откликнулись, чтобы услышать самому, нужен такой труд! Но даже если встреча произошла, то где остальные? На них уже не хватает ни сил, не желания... Люди страшно разъединены и по вертикали - по сословиям, классам, культурным отличиям, и по горизонтали - во времени и пространстве. Единения в любви здесь, в этой толще чуждой породы не будет никогда. Дети подземелья в сени смертной... Даже на самой счастливой взаимной любви лежит отсвет безнадежности - ведь без Бога все поглотит смерть. «На земле не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без Воскресения, а Воскресения - без Христа» - (прп. Иустин (Попович). (Толков. На 1Фес., 5).
Нужно все изменить. Чтобы пробиться друг ко другу, надо начать изо всех сил пробиваться наверх, вон из этого подземелья. Наверх - это значит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим (Лк. 10:27).
Тогда почувствуем, что порода стала податливой, что кучи ее куда-то исчезают - мы, возносимые неведомой силой, оказываемся в ином мире. А в нем нас ждет самое главное - Чаша. Вот оно - предложение и Дар любви, дар Бога Себя нам - высшее и полнейшее соединение - Примите, ядите... Слишком часто, мы желаем быть любимыми - то есть, высказывать себя, раскрывать душу, чтобы показать себя, но и только. Часто ли мы хотим слышать, слушать другого, отдавать? По-настоящему мы на это мало и редко способны. А ведь любовь - это не общение-разговоры, а отдача души своей за други своя. Вот Господь и отдал и отдает Себя... Соединение с Богом дает соединение и со всеми - мы делаемся способными возлюбить ближнего, как самого себя. Как сказал апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». (Флп.4,13) Отдающий научит отдавать, даст познать, что жертвующий - приумножает.
Святые, поднятые своей любовью к Богу в Царствие Его, слышат всех, обращающихся к ним, и одновременно ко всем призывающим приходят на помощь. Они в Боге соединены с нами со всеми, они рядом, только позови!
Но никого нет ближе, чем Бог. В этом великая тайна духовной реальности и духовного пространства. Нам туда, к Нему!
Слава Тебе, изведшему из темноты земли.
Слава Тебе, зажегшему впереди яркий свет вечной жизни. (Из акафиста «Слава Богу за все»).