В феврале состоялся беспрецедентный визит Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в страны Латинской Америки. В состав делегации входили деятели российской культуры - православный хор, народная артистка России Надежда Крыгина и солисты Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Зыкиной.
На Кубе, в Бразилии русские артисты знакомили кубинцев и бразильцев с песенной и музыкальной культурой России. Надо сказать, выступления проходили при широкой публике и имели неимоверный успех. Среди музыкантов был солист ансамбля «России» Валерий Матряшин, ведущий домрист прославленного коллектива.
Он пришел в коллектив уже состоявшимся музыкантом. После института, аспирантуры. Оставил место дирижера в русском оркестре Харькова и отправился в Москву. Нет, совершенно не покорять ее, а служить высокому искусству рядом с легендарной Зыкиной.
Это теперь, по прошествии многих лет, когда судьба Валерия определена, можно с улыбкой вспомнить то время: двадцать лет назад молодой, подающий надежды музыкант отправился из Украины к Зыкиной на прослушивание. Та вместе с музыкантами решила: Валерий должен играть в ансамбле. «Такими музыкантами пренебрегать нельзя ни в коем случае», - сказала она тогда.
Не было времени на «вхождение» в репертуар, надо было с нотной тетради начинать полноценно работать. Работать в Москве, в Санкт-Петербурге, в Ижевске, на Волге, на Урале, в Сибири. И с первых концертов о Валерии Матряшине заговорили как о необыкновенном музыканте-виртуозе, как о человек, в руках которого домра пела и говорила одновременно.
А все, казалось, начиналось просто. Шел человек по одной дороге и с одной мечтой, а та взяла и повернула на другую тропинку. К добру ли такое, к худу ли - время покажет. А пока маленький Валера Матряшин за руку с папой и с мамой спешил по ессентуковским улицам к музыкальной школе. Сердце вот-вот готово было выпрыгнуть из груди. Он идет поступать (понимаете - поступать!) учиться игре на аккордеоне. И представлял себе Валера, как настанет время, и он войдет в класс музыкальной школы, сядет на стул, припадет к этому клавишному чуду и заиграет. А все будут слушать и хвалить: «Ах, какой молодец».
Каково же было разочарование, когда преподаватели школы сказали: «Мал ты еще для такого большого инструмента. Может, другой какой выберешь?».
- А чем аккордеон лучше домры? Ты взгляни-ка, какая она ладная, легкая! Ты послушай-ка, какая она голосистая! Подрастешь и возьмешься за свой аккордеон, - старались успокоить родители вместе с экзаменаторами.
Согласился - куда деваться? Из музыкальной школы уходить не хотелось.
Согласился, а тогда и знать не знал, какая удивительная судьба у этой маленькой голосистой домры. Это потом он узнает, что впервые на Руси она появилась в руках скоморохов и звучала на «бесовских игрищах». В результате в 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов. Знаменитый указ гласил тогда: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды... изымать и, изломав те бесовские игры, жечь». По дошедшим до нас тетрадям путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженных отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли.
Такого трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире, но... домре суждено было возродиться из пепла.
- Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека - Василия Васильевича Андреева, - рассказал мне художественный руководитель ансамбля «Россия» имени Л.Зыкиной Дмитрий Дмитриенко. - В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Это была домра.
Вот такой древний инструмент пришлось осваивать Валере Матряшину. Жажда играть и учиться музыке перехлестнула все другие желания, а тут еще отец подбадривал. Сын знал и видел, как ловко и хорошо отец играет на аккордеоне, гитаре и мандолине. Это уже авторитет и пример для подражания.
Александр Петрович Тулин, преподаватель Валеры, насмотреться не мог на упорного мальчика. Слабенькие руки осторожно соприкасались со струнами, и те начинали звучать - сначала с дрожащей робостью, а потом все увереннее и ладнее, пока домра Матряшина не разлилась насыщенной мелодией. Такой, будто несколько инструментов вместе зазвучали. Да, такой вот голос у домры.
- Может, на аккордеон все-таки пересядем? - спросили осторожно домашние.
Валера только домру к себе прижал, погладил струны и ответил:
- Нет уж.
Под руководством Николая Петровича Валера постигал премудрости домры. А знаете: игрец на домре с древности звался домрач, домрачей. Самые умелые домрачи овладевали волшебным приемом, от которого звук домры становился похож на шелест листвы, тронутой ветром. И звался тот прием - тремоло. Об этом знал учитель, но до поры до времени не говорил ученику, а как только понял, что Валера Матряшин добрался до нужного приема, возрадовался, и вместе они готовились к участию в конкурсах,
вместе радовались победам. Именно Тулин благословил своего ученика на учебу в Ставропольское музыкальное училище.
А потом были Харьковский институт искусств, аспирантура.
- Мне повезло с преподавателями, - говорит Валерий Матряшин. - В Ставрополье с В.А.Мищенко. В Харькове с профессором Борисом Александровичем Михеевым. Когда в Российской академии музыки имени Гнесиных ему праздновался 75-летний юбилей, я для него с удовольствием и благодарностью играл "Русский триптих", им же написанный. Играл и волновался, а он после счастлив был. Это одна из самых высоких моих оценок - не подвел учителя.
- Тот уникальный стиль аккомпанемента, авторских аранжировок, особенности игры сформировался, безусловно, благодаря Людмиле Георгиевне Зыкиной. Однако уже тогда программы ансамбля не состояли только из песен. Была прекрасная инструментальная программа. Основа, заложенная тогда, остается в нашем репертуаре. Ее мы бережем как основополагающую, но вместе с тем и развиваемся во многих направлениях. Тем более, в коллективе - талантливейшие музыканты. Валерий Матряшин один из них. На таких, как он, музыка держится, - так отзывается о Матряшине Дмитрий Дмитриенко.
На таких музыка держится. Только ли? Мне всегда интересно наблюдать, как на сцене ведет себя тот или иной музыкант. Валерий Матряшин сразу же обращает на себя внимание зрителей, как только открывается занавес. Крайний слева, он наполняет сцену интеллигентностью, собранностью и дисциплиной. Ни разу с его стороны не было равнодушия к тем, кто поет с коллективом, будь это прославленная народная артистка или только-только начинающий певец.
Он и сам, солист ансамбля, выходит на сольное исполнение, как будто стесняясь, но стоит ему прикоснуться к струнам домры, как музыка захватывает, и нет уже Матряшина, нет его коллег, есть только ее величество музыка. Послушайте, как он исполняет «Маар дяндя». Когда мне пришлось первый раз слушать эту цыганскую народную мелодию, из головы не выходило одно: что - больше не нашлось произведений? А потом понял: Матряшин точно уловил настроение в мелодии и еще раз напомнил, что русскую песню, равно как и русскую мелодию, на эстраду вывели цыганские хоры. Потому и произведение, пропитанное многоголосьем, больше походит на русское раздолье.
Так исполняет и «Импровизацию», и «Токатто», да всего и не перечислишь. Но больше всего он «заводится» на инструментальной оркестровой мелодии, когда ансамбль «Россия» играет Андреева, Свиридова, Рахманинова, когда зрителей со всех сторон музыка окутывает, лелеет, взывает к необыкновенным радостным чувствам. Здесь все музыканты - единое целое, каждый из них солист, а вместе - слаженный коллектив, единые в оркестровом голосе.
Служить в «России», значит, служить России. Пути-дороги артиста Матряшина бесконечны. Спроси его, где он чаще бывает - дома или в гастрольных поездках, ответит в пользу последнего. Если не мир, то полмира объехал с коллективом, представляя национальное искусство отчизны. Это не громкие слова, это так и есть на самом деле.
Когда люди приглашают Валерия играть для них, он никогда не отказывается. Не отказывает детям и студентам музыкальных училищ и проводит для них мастер-классы. Ему есть чему учить других, есть что сказать о своем любимом инструменте. Особенно сейчас, когда редко кто идет на народный инструмент учиться.
Валерий Матряшин - автор многочисленных пьес, написанных специально для домры с оркестром. Коллективы берут их и исполняют с радостью и удовольствием. От них получает большое удовольствие слушатель.
В багаже у Матряшина музыкальные произведения, написанные для детского исполнения. В школах преподаватели не надышатся над такими чудными подарками, потому как для детей музыкальных произведений сегодня пишется невероятно мало, особенно пьес домрового звучания.
Самое неожиданное для любого исполнителя и невероятно приятное - это когда твое творчество становится не просто музыкальной картинкой, иллюстрацией, а настоящим учебным пособием. Вот так произошло, что педагоги в училищах на примере игры Матряшина рассказывают и показывают, как надо владеть домрой, как надо играть на инструменте, как нужно становиться музыкантом. Не каждому это удается, а у Валерия именно так.
Осенью прошлого года ансамбль «Россия» отправился в Луганск, туда, где горит земля, где гибнут и страдают люди. Дмитрий Дмитриенко тогда собрал не весь ансамбль для выступления в Луганске, не попадал в состав Матряшин. Валера настоял, чтобы его включили в программу и отправился в края, ставшие ему родными, - на Украине шло его становление как музыканта, там живут его родные и друзья, там живут и борются русские люди. Возможно ли ему туда не ехать? Права такого не имел и не имеет.
Если говорить о репертуаре музыканта, то он велик. И где бы ни выступал Валерий Матряшин, везде он находит дорогу к слушателю, к зрителю. Его талант сродни музыке, которую он исполняет.
- Моя домра не просто так наделена раздольным голосом. Она сердечна и настойчива, как все у нас в России, - так говорил мне Валерий Матряшин, лауреат российских и международных конкурсов, солист ансамбля «Россия» имени Л.Зыкиной.
В это веришь, как верят Валерию Матряшину люди, живущие в разных уголках нашей страны. Они ждут его, его товарищей. Ждут от ансамбля «Россия» настоящей русской музыки. И не обманываются в своих ожиданиях.
Иван ЧУРКИН