Валерий Матряшин. С любовью к Отчизне

Голоса России

Новости Москвы 
0
848
Время на чтение 7 минут

 

В феврале состоялся беспрецедентный визит Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в страны Латинской Америки. В состав делегации входили деятели российской культуры - православный хор, народная артистка России Надежда Крыгина и солисты Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Зыкиной.

На Кубе, в Бразилии русские артисты знакомили кубинцев и бразильцев с песенной и музыкальной культурой России. Надо сказать, выступления проходили при широкой публике и имели неимоверный успех. Среди музыкантов был солист ансамбля «России» Валерий Матряшин, ведущий домрист прославленного коллектива.

Он пришел в коллектив уже состоявшимся музыкантом. После института, аспирантуры. Оставил место дирижера в русском оркестре Харькова и отправился в Москву. Нет, совершенно не покорять ее, а служить высокому искусству рядом с легендарной Зыкиной.

Это теперь, по прошествии многих лет, когда судьба Валерия определена, можно с улыбкой вспомнить то время: двадцать лет назад молодой, подающий надежды музыкант отправился из Украины к Зыкиной на прослушивание. Та вместе с музыкантами решила: Валерий должен играть в ансамбле. «Такими музыкантами пренебрегать нельзя ни в коем случае», - сказала она тогда.

Не было времени на «вхождение» в репертуар, надо было с нотной тетради начинать полноценно работать. Работать в Москве, в Санкт-Петербурге, в Ижевске, на Волге, на Урале, в Сибири. И с первых концертов о Валерии Матряшине заговорили как о необыкновенном музыканте-виртуозе, как о человек, в руках которого домра пела и говорила одновременно.

А все, казалось, начиналось просто. Шел человек по одной дороге и с одной мечтой, а та взяла и повернула на другую тропинку. К добру ли такое, к худу ли - время покажет. А пока маленький Валера Матряшин за руку с папой и с мамой спешил по ессентуковским улицам к музыкальной школе. Сердце вот-вот готово было выпрыгнуть из груди. Он идет поступать (понимаете - поступать!) учиться игре на аккордеоне. И представлял себе Валера, как настанет время, и он войдет в класс музыкальной школы, сядет на стул, припадет к этому клавишному чуду и заиграет. А все будут слушать и хвалить: «Ах, какой молодец».

Каково же было разочарование, когда преподаватели школы сказали: «Мал ты еще для такого большого инструмента. Может, другой какой выберешь?».

- А чем аккордеон лучше домры? Ты взгляни-ка, какая она ладная, легкая! Ты послушай-ка, какая она голосистая! Подрастешь и возьмешься за свой аккордеон, - старались успокоить родители вместе с экзаменаторами.

Согласился - куда деваться? Из музыкальной школы уходить не хотелось.

Согласился, а тогда и знать не знал, какая удивительная судьба у этой маленькой голосистой домры. Это потом он узнает, что впервые на Руси она появилась в руках скоморохов и звучала на «бесовских игрищах». В результате в 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов. Знаменитый указ гласил тогда: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды... изымать и, изломав те бесовские игры, жечь». По дошедшим до нас тетрадям путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженных отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли.

Такого трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире, но... домре суждено было возродиться из пепла.

- Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека - Василия Васильевича Андреева, - рассказал мне художественный руководитель ансамбля «Россия» имени Л.Зыкиной Дмитрий Дмитриенко. - В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Это была домра.

Вот такой древний инструмент пришлось осваивать Валере Матряшину. Жажда играть и учиться музыке перехлестнула все другие желания, а тут еще отец подбадривал. Сын знал и видел, как ловко и хорошо отец играет на аккордеоне, гитаре и мандолине. Это уже авторитет и пример для подражания.

Александр Петрович Тулин, преподаватель Валеры, насмотреться не мог на упорного мальчика. Слабенькие руки осторожно соприкасались со струнами, и те начинали звучать - сначала с дрожащей робостью, а потом все увереннее и ладнее, пока домра Матряшина не разлилась насыщенной мелодией. Такой, будто несколько инструментов вместе зазвучали. Да, такой вот голос у домры.

- Может, на аккордеон все-таки пересядем? - спросили осторожно домашние.

Валера только домру к себе прижал, погладил струны и ответил:

- Нет уж.

Под руководством Николая Петровича Валера постигал премудрости домры. А знаете: игрец на домре с древности звался домрач, домрачей. Самые умелые домрачи овладевали волшебным приемом, от которого звук домры становился похож на шелест листвы, тронутой ветром. И звался тот прием - тремоло. Об этом знал учитель, но до поры до времени не говорил ученику, а как только понял, что Валера Матряшин добрался до нужного приема, возрадовался, и вместе они готовились к участию в конкурсах,

вместе радовались победам. Именно Тулин благословил своего ученика на учебу в Ставропольское музыкальное училище.

А потом были Харьковский институт искусств, аспирантура.

- Мне повезло с преподавателями, - говорит Валерий Матряшин. - В Ставрополье с В.А.Мищенко. В Харькове с профессором Борисом Александровичем Михеевым. Когда в Российской академии музыки имени Гнесиных ему праздновался 75-летний юбилей, я для него с удовольствием и благодарностью играл "Русский триптих", им же написанный. Играл и волновался, а он после счастлив был. Это одна из самых высоких моих оценок - не подвел учителя.

- Тот уникальный стиль аккомпанемента, авторских аранжировок, особенности игры сформировался, безусловно, благодаря Людмиле Георгиевне Зыкиной. Однако уже тогда программы ансамбля не состояли только из песен. Была прекрасная инструментальная программа. Основа, заложенная тогда, остается в нашем репертуаре. Ее мы бережем как основополагающую, но вместе с тем и развиваемся во многих направлениях. Тем более, в коллективе - талантливейшие музыканты. Валерий Матряшин один из них. На таких, как он, музыка держится, - так отзывается о Матряшине Дмитрий Дмитриенко.

На таких музыка держится. Только ли? Мне всегда интересно наблюдать, как на сцене ведет себя тот или иной музыкант. Валерий Матряшин сразу же обращает на себя внимание зрителей, как только открывается занавес. Крайний слева, он наполняет сцену интеллигентностью, собранностью и дисциплиной. Ни разу с его стороны не было равнодушия к тем, кто поет с коллективом, будь это прославленная народная артистка или только-только начинающий певец.

Он и сам, солист ансамбля, выходит на сольное исполнение, как будто стесняясь, но стоит ему прикоснуться к струнам домры, как музыка захватывает, и нет уже Матряшина, нет его коллег, есть только ее величество музыка. Послушайте, как он исполняет «Маар дяндя». Когда мне пришлось первый раз слушать эту цыганскую народную мелодию, из головы не выходило одно: что - больше не нашлось произведений? А потом понял: Матряшин точно уловил настроение в мелодии и еще раз напомнил, что русскую песню, равно как и русскую мелодию, на эстраду вывели цыганские хоры. Потому и произведение, пропитанное многоголосьем, больше походит на русское раздолье.

Так исполняет и «Импровизацию», и «Токатто», да всего и не перечислишь. Но больше всего он «заводится» на инструментальной оркестровой мелодии, когда ансамбль «Россия» играет Андреева, Свиридова, Рахманинова, когда зрителей со всех сторон музыка окутывает, лелеет, взывает к необыкновенным радостным чувствам. Здесь все музыканты - единое целое, каждый из них солист, а вместе - слаженный коллектив, единые в оркестровом голосе.

 

Служить в «России», значит, служить России. Пути-дороги артиста Матряшина бесконечны. Спроси его, где он чаще бывает - дома или в гастрольных поездках, ответит в пользу последнего. Если не мир, то полмира объехал с коллективом, представляя национальное искусство отчизны. Это не громкие слова, это так и есть на самом деле.

Когда люди приглашают Валерия играть для них, он никогда не отказывается. Не отказывает детям и студентам музыкальных училищ и проводит для них мастер-классы. Ему есть чему учить других, есть что сказать о своем любимом инструменте. Особенно сейчас, когда редко кто идет на народный инструмент учиться.

Валерий Матряшин - автор многочисленных пьес, написанных специально для домры с оркестром. Коллективы берут их и исполняют с радостью и удовольствием. От них получает большое удовольствие слушатель.

В багаже у Матряшина музыкальные произведения, написанные для детского исполнения. В школах преподаватели не надышатся над такими чудными подарками, потому как для детей музыкальных произведений сегодня пишется невероятно мало, особенно пьес домрового звучания.

Самое неожиданное для любого исполнителя и невероятно приятное - это когда твое творчество становится не просто музыкальной картинкой, иллюстрацией, а настоящим учебным пособием. Вот так произошло, что педагоги в училищах на примере игры Матряшина рассказывают и показывают, как надо владеть домрой, как надо играть на инструменте, как нужно становиться музыкантом. Не каждому это удается, а у Валерия именно так.

Осенью прошлого года ансамбль «Россия» отправился в Луганск, туда, где горит земля, где гибнут и страдают люди. Дмитрий Дмитриенко тогда собрал не весь ансамбль для выступления в Луганске, не попадал в состав Матряшин. Валера настоял, чтобы его включили в программу и отправился в края, ставшие ему родными, - на Украине шло его становление как музыканта, там живут его родные и друзья, там живут и борются русские люди. Возможно ли ему туда не ехать? Права такого не имел и не имеет.

Если говорить о репертуаре музыканта, то он велик. И где бы ни выступал Валерий Матряшин, везде он находит дорогу к слушателю, к зрителю. Его талант сродни музыке, которую он исполняет.

- Моя домра не просто так наделена раздольным голосом. Она сердечна и настойчива, как все у нас в России, - так говорил мне Валерий Матряшин, лауреат российских и международных конкурсов, солист ансамбля «Россия» имени Л.Зыкиной.

В это веришь, как верят Валерию Матряшину люди, живущие в разных уголках нашей страны. Они ждут его, его товарищей. Ждут от ансамбля «Россия» настоящей русской музыки. И не обманываются в своих ожиданиях.

Иван ЧУРКИН

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Чуркин
Любовь моя – моя Россия
Бородинская осень – 2024
30.09.2024
Верные дети Отчизны
О лауреатах Национальной премии «Имперская культура» 2023
21.01.2024
Шестнадцатый богатырский фестиваль
К открытию Всероссийского фестиваля духовности и культуры «Бородинская осень»
09.09.2021
Петь русскую душу для русской души
Всероссийский фестиваль духовности и просвещения «Бородинская осень» – 2020
17.09.2020
Это слышать должна вся Россия…
12 апреля – премьера программы Волжского хора «Победоносная весна»
09.03.2020
Все статьи Иван Чуркин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
27.12.2024 08:13
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 07:53
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 06:18
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 06:15
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39