То, что происходит в эти дни на Крите - «варфоломеевский собор», как окрестили это событие многие православные верующие, - менее всего походит на церковный собор. Дело даже не в том беспрецедентном регламенте, по которому идёт «собор», и не в беззаконном давлении патриарха Варфоломея и его окружения на остальные девять Поместных Церквей, представители которых прибыли на Крит.
Вселенский Патриарх Варфоломей на открытии «Святого и Великого Собора» 20 июня. По правую руку от него - митр. Иоанн (Зизиулас), один из главных идеологов и практиков модернизма и экуменизма.
История Церкви знает множество примеров «давления»: давил на своих единомышленников свт. Кирилл Александрийский, дабы осудить еретика Нестория. Давал волю кулакам александрийский патриарх Диоскор на «разбойничьем» соборе 449 года. Осуждение оригенизма - ереси столь милой многим современным церковным реформаторам - было «продавлено» св. императором Юстинианом. Употребляли силу власти, а не только силу убеждения на соборах равно как иконоборцы, так и иконопочитатели.
Дело не в авторитарности или «демократизме» на соборе, а в том, очищает ли он церковную ниву от плевел современности, которые сеет враг рода человеческого. «Всеправославный Собор» не случайно сравнивают со Вторым Ватиканским собором - они оба выполняют «домашнее задание» антихристианских сил.
По крайне дозированной и проходящей жёсткую цензуру Вселенского Патриархата информации о ходе «собора», можно уже сейчас сказать, что Фанар добросовестно выполняет задание своих западных кураторов.
Первое. Подготовлена медийная и богословская база под «константинопольскую экклезиологию». «Восточный папизм» подкреплён не только настоящими папистами из Ватикана, которых вселенский патриарх от души благодарит и с ними служит вечерню; не только архиепископом Кипрским Хризостомом, по-византийски витиевато вставившим в центр «соборной мозаики» «огромную Личность Святейшего патриарха Варфоломея», но теперь эта личность обретает свою институциональную плоть в виде «Святого и Великого собора».
Причём нет никаких оснований полагать, что фанариотский лидер захочет так быстро развоплотиться - «собор» имеет все шансы не закончиться 26 июня, а растянуться на несколько лет, подобно «Ватикану-2». Не для того же готовился более полувека созыв этого по сути наднационального и надпоместного псевдоцерковного органа, чтобы «посветиться» перед камерами и подписать шесть мутных документов.
Второе. О документах. Принятие их идёт, поправки, вносимые по ходу заседаний (вопреки, кстати, принятому регламенту!), скорее всего существенно их не изменят. Масса той критики содержания этих двусмысленных текстов, которая наполняла весь православный мир последние месяцы - от отдельных богословов, мирян и клириков, до целых Поместных Церквей - была попросту проигнорирована.
«Рупор» патриарха Варфоломея - архиепископ Кипра Хризостом объявил всех не приехавших на «собор» и критиковавших документы «фанатиками» и «фундаменталистами». Мы в Русской Церкви это уже пережили пару месяцев назад, когда наш собственный архиерей - митрополит Иларион (Алфеев) пытался в своих разъяснениях об известных событиях представить несогласных с позицией ОВЦС кучкой раскольников и маргиналов. Теперь сам владыка Иларион невольно записан в эти ряды «вселенской» инстанцией. Но это отступление в сторону. Документы принимаются, если можно так выразиться, в порядке «обрамления».
Архиепископ Кипрский Хризостом объявил «фанатиками» и «фундаменталистами» тех, кто критиковал Собор.
В начале недели принят документ о миссии Церкви в современном мире - ведь именно современный мировой порядок, pax Americana, является по сути «заказчиком» этого критского мероприятия. Завершатся заседания, скорее всего, принятием главного экуменического текста, который вызывал больше всего негодования среди православных традиционалистов - «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Поскольку этот остальной «христианский» мир органично вписан в мир современный, контролируемый Западом, то вот вам и постмодернистские «границы Церкви».
Два этих документа призваны определить, за какие границы политкорректности, экуменической толерантности, «общечеловеческих» западных ценностей современный православный переходить не должен, рискуя оказаться раскольником, фанатиком, экстремистом и далее по списку. А в рамках уже этой новой мирской экклезиологии строится надзирательская башня Вселенского Патриархата. 21-22 июня обсуждались и приняты документы о диаспоре, способах провозглашения автономии, о посте - всё это имеет целью унифицировать православный мир под константинопольский образец. Диаспора - в ведении Фанара, своей паствы в Турции маловато. Как решает Константинополь вопросы автономии, мы скоро, увы, узнаем на примере очередного церковного кризиса на Украине. Его активно готовят и им шантажируют Москву. История с эстонскими приходами в 90-е нам хорошо известна. Ну, а пост и богослужение - лучшие орудия всех модернистов по перестройке православного сознания, начиная с масонских кругов патриарха Мелетия (Метаксакиса) вплоть до наших доморощенных неообновленцев, вроде Кочетква или Кураева.
И третье, о чем я бы хотел, сказать, касается нашего неучастия в этом «соборище». Слава Богу, этот водораздел положен. Те Церкви, которые по разным причинам не приехали на Крит, не запятнали себя участием в нецерковном и антиправославном проекте. Как говорил наш новопрославленный святитель Серафим (Соболев) об экуменических собраниях: «Присутствие там бывает хуже слов». Пока мы, милостью Божией, не присутствуем, но со слов наших официальных церковных спикеров от самой идеи «Всеправославного Собора» и экуменического курса не отказываемся. Если Русская Церковь не сделает более принципиальный и радикальный шаг - не осудит беззакония на Крите и не станет сворачивать свою экуменическую дипломатию - то и мы рискуем быть втянутыми со временем в «критскую воронку».
17. Реплика в сторону...
16. Ответ на 7., М.Яблоков:
15. Re: О «варфоломеевском» соборе
14. Ответ на 5., М.Яблоков:
13. Ответ на 11., М.Е.:
12. Ответ на 10., Иванович Михаил:
11. Ответ на 9., М.Яблоков:
10. Ответ на 6., Савва:
9. Ответ на 8., Ник Ликашин:
8. Ответ на 7., М.Яблоков: