В Священном Писании Иисус Христос назван: первенцем из умерших (1); первенцем из оживших (2); начатком (3); первенцем из мертвых (3); восставшим первым из мертвых (4). В православных молитвах говорится: «...сотвори державу мышцею Своею Господь, поправ смертию смерть. Первенец мертвых бысть...» (5) (Третьего гласа Стихиры на Господи воззвах. Тропарь)
Вместе с этим, в Библии приведены шесть поименованных случаев воскрешения из мертвых, произошедших до Воскресения Иисуса Христа. Из них три - из Ветхого Завета: воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской (3 Цар. 7: 17-23); сына Сонамитянки (4 Цар. 4: 32-36); человека, тело которого коснулось костей пророка Елисея - ученика и преемника пророка Илии (4 Цар. 13: 21). И три случая воскрешения - из Нового Завета: сына вдовы Наинской (Лук. 7: 12-15); дочери начальника синагоги Иаира (Лук. 8: 49-55); четырехдневного Лазаря (Ин. 11: 14, 38-44). Кроме того, также говорится о воскрешении в момент смерти Иисуса Христа непоименованных усопших святых, которые затем, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27: 50-53).
Однако в сказанном нет какого-либо несоответствия. Апостолы говорят о Воскресении Иисуса Христа в бессмертном теле. «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6: 9). При Втором пришествии Христа мы все воскреснем в бессмертных телах (6). В указанных же выше случаях воскрешения, тела людей оставались такими же смертными, как и ранее, при жизни.
«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин. 20: 19, 20); «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 26-28).
«Тело Богочеловека, после Его воскресения, уже принадлежавшее горнему миру, могло быть и видимым, и невидимым по воле Богочеловека, то являлось с плотью и костями, было осязаемо, принимало пищу, то проходило сквозь твердые земные вещества, как дух» (свт. Игнатий (Брянчанинов) (3: 371, 372).
«После же воскресения из мертвых Христос устранил от Себя все страсти; разумею: тление, как голод, так и жажду, сон и утомление, и подобное. Ибо, хотя Он и после воскресения вкусил пищу, но не в силу закона естества, ибо Он не взалкал; а в силу цели Домостроительства, давая уверение в истинности Своего воскресения...» (преп. Иоанн Дамаскин) (4: 270).
Рассмотрим в данном вопросе еще один аспект. Как известно, ветхозаветный пророк Илия был взят Богом на небо живым: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала... Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 1, 11). Аналогичное сказано и в отношении Еноха: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11: 5). Из этого можно предположить, что тела не познавших смерти и находящихся на небе Еноха (7) и Илии, являются бессмертными. Такими, в которых мы все воскреснем, т. е. - телами воскресения.
Однако даже допущение этой возможности (возможности нахождения Илии и Еноха в телах воскресения до Воскресения Иисуса Христа) не противоречит указанному выше первенству Христа. ИБО СПАСИТЕЛЬ БЫЛ ПЕРВЫМ ВОСКРЕСШИМ ИЗ МЕРТВЫХ В БЕССМЕРТНОМ ТЕЛЕ - ПЕРВЕНЦЕМ ИЗ УМЕРШИХ. А ЕНОХ И ИЛИЯ НЕ ВИДЕЛИ СМЕРТИ.
________________________
(1) «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15: 20).
(2) «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15: 22, 23).
(3) «Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство...» (1 Кол. 1: 18); «благодать вам и мир... от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (Откр. 1: 4, 5).
(4) «...Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам» (Деян. 26: 23).
(5) Перевод на русский язык: «...Господь проявил мощь руки Своей: смертью победил смерть, сделался Перворожденным из мертвых...»* (1: 254).
* «Т. е. первым воскрес из мертвых» (1: 421).
(6) «Воскресение мертвых по учению Церкви последует со вторым пришествием И. Христа, Который сказал: "мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавшее, оживут". Воскресение мертвых, по учению ап. Павла, произойдет во мгновенье ока; Бог Своею силою воскресит мертвых нетленными; а тело воскресшего, не будет по своему существу таким как при жизни; оно будет нетленно, духовно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питье, ни в одежде, ни в брачных связях и отношениях, оно будет легко, светоносно, подобно воскресшему телу Спасителя» (2: 560).
(7) «Сыновья Сифа - это "сыны Божии", они призывают имя Иеговы и один из них Енох, "ходил пред Богом" и был, может быть, с телом взят Богом в рай» (В. Н. Лосский) (5: 257).
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Молитвы и песнопения православного молитвослова / пер., примеч. Н. Нахимова. Изд. испр. и доп. - К.: Пролог, 2003
2. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х т. - Т. 1. - Изд-во П. П. Сойкина. 1992.
3. Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Ставропольский и Кавказский. Жизнь и смерть: Слово о человеке. Слово о смерти. - М.: Издат. Совет РПЦ; ДАРЪ, 2005.
4. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Ладья, 2000.
5. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. - М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. - 1991. - (Религиозно-философская серия).
2. Ответ на 1., М.Яблоков:
1. Re: Почему Иисус Христос назван первенцем из умерших