ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ С ВЕЛИКИМ И СВЕТЛЫМ ПРАЗДНИКОМ ВОСКРЕСЕНИЕМ ХРИСТОВЫМ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Пасха, - по словам свт. Григория Богослова, - есть «праздников Праздник и Торжество торжеств». Воскресение Христово, являясь венцом христианских праздников и основой веры христианской, есть величайшая истина, которую проповедовал св. Апостол Петр вместе с одиннадцатью Апостолами после сошествия Святого Духа, говоря: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его... чему мы все свидетели» (Деян. 2: 24, 32).
Как отмечает блж. Феофилакт: «Адам умер по справедливости, потому что согрешил. Господь умер не по долгу справедливости, потому что не согрешил. До распятия Господа смерть справедливо властвовала над людьми. А как Господь оказался безгрешным, то диавол что мог найти в Нем заслуживающего смерти? А как Он был умерщвлен несправедливо, то победил умертвившего Его и таким образом освободил и Адама от смерти, справедливо причиненной ему, как согрешившему» (1: 112, 113).
* * *
В результате первородного греха человек сам отошёл от благодатного общения с Богом. Иначе говоря, сам перерезал «духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатью Духа Святого» (архим. Иоанн (Крестьянкин) (2: 8). Из-за утраты благодати Божьей силы души человека (сердце, ум и воля) повредились и в нём произошло искажение образа Божьего. Это искажение было столь сильным, что жизнь первых рождённых на земле людей уже была связана с одним из самых тяжких, по христианским понятиям, грехов - убийством. Ибо «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4: 8).
По мнению свт. Игнатия (Брянчанинова): «падение человека так глубоко повредило его, что он, отвергши жизнь плача на земле, избрал на ней жизнь наслаждений и вещественного преуспеяния, как бы торжествуя и празднуя самое падение свое. К этой жизни плотского наслаждения и преуспеяния, убивающей жизнь для Бога, уже начали склоняться некоторые из детей Адама, мало внимая повести о рае и о духовном состоянии человека, находя в стране изгнания полную пищу и удовлетворение в скотских и зверских страстях своих» (3:175). Преп. Иоанн Дамаскин так описывает греховное состояние падшего человека: «Владычественное место ума заступила неразумная похоть, которая стала управлять разумной душою. Отягченное греховною праотчею печалью, сердце человеческое стало беспрестанно обуреваться нестерпимой душетленной бурей страстей, превратившихся в целое неистово волнующееся море. Вообще вся душа человека сделалась омраченной, а тело его, воемое законом греховным во удах своих, стало легко склоняться ко греху» (цит. по 4: 90). Религиозный философ В. Н. Лосский говорит, что, если раньше в человеке дух должен был жить Богом, душа - духом, тело - душой, то после первородного греха «дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными... Душа, в свою очередь, становится паразитом тела - поднимаются страсти. И наконец тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть» (5: 253).
Таким образом, возможность греха, заложенная в природе первозданного человека, превратилась в склонность или уклонение к греху. «Зло приразилось к естеству, как ржавчина - к меди и грязнота - к телу» - говорит Антоний Великий (цит. по 6: 251). Преп. Макарий Великий пишет: «После того, как человек уклонился от заповеди и подвергся осуждению гнева, грех взял его в свое подданство, и сам, как некая бездна горечи, и тонкая и глубокая, вошедши внутрь, овладел пажитями души до глубочайших ее тайников... обратился в привычку и предубеждение, с младенчества в каждом возрастает, воспитывается и учит его худому» (цит. по 7: 156). Приверженность к греху настолько укоренилась в человеке, что свт. Григорий Богослов даже говорит о практической невозможности человека не совершать грехов вообще (8: 490, 505), что можно понимать, как невозможность собственными силами, без помощи Божьей, преодолеть греховные влечения.
Священное Писание прямо указывает на всеобщность человеческого греха, например: «И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6: 12); «Нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8: 46); «Нет правдивых между людьми» (Мих. 7: 2); «Но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3: 19); «Весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19). Такое нравственное состояние мира св. Иоанн Предтеча характеризует, как грех мира (Ин. 1: 29).
Однако Бог не оставил человека после его падения и «по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» (Плач. 3: 22). И «когда род человеческий провел многие тысячелетия в жестоком порабощении у падшего ангела, тогда явился на земле обещанный Богом Искупитель» (свт. Игнатий (Брянчанинов) (3: 183). Как сказано в Новом Завете: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16); «Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4: 10); «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Кор. 5: 19); «не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» (2 Кор. 5: 21).
Таким образом, вина человека не устранила его возможности к обόжению. Обόжение является, - по словам В. Н. Лосского, - «единственной истинной целью», средством достижения которой было искупление нас Крестной смертью Иисуса Христа (5: 281). Ибо «Божественная любовь хочет всегда одного свершения: обожения людей и через них - всей вселенной» (5: 280). Предназначение первого Адама выполнено вторым Адамом - Христом: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом».
Это утверждение с глубоким смыслом, - по словам прот. Ливерия Воронова, - впервые появляется у св. Иринея Лионского: «Господь наш по неизмеримой благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он» (Против ересей. Кн. 5. Предисл.) (9: 92, 93). В дальнейшем оно встречается у свт. Афанасия Великого: «Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились» (Слово о воплощении Слова, гл. 54) (цит. по 10: 444. Книга 1), свт. Григория Богослова: «Богом был ты (Христе) от века, человеком же явился нам напоследок, чтобы после того, как Сам Ты стал человеком, меня сделать богом» (Ст. ο самом себе), «Бог вочеловечился и человек обожился» (К Кледонию. 1 посл.) (цит. по 10: 444. Книга 1), других свв. отцов.
Свт. Григорий Богослов также говорит: «Нам надо было, чтобы Бог воплотился и умер, дабы мы могли ожить» (цит. по 5: 280). Аналогичную мысль высказывает и свт. Афанасий Великий: «Если Бог родился и умер, то не потому Он умер, что родился, но Он родился для того, чтобы умереть» (цит. по 5: 280). Умереть, чтобы оживить нас. Дать нам возможность избавления от рабства греха и смерти.
«Учение о том, что Крестная смерть Иисуса Христа есть искупительная жертва за грехи мира, составляет основную истину христианства...» - говорит прот. Н. Малиновский (10: 448. Кн. 1). «Посему как в Адаме мы подпали греху, проклятию и смерти: так избавляемся от греха, проклятия и смерти в Иисусе Христе...» - пишет митр. Филарет (11: 41). «В искупительной жертве, совершенной Христом, открылось миру и Божественное правосудие, и Божественное милосердие. Правда Божия открылась в том, что Бог примирился с человеком, лишь «очистив» его Кровию Иисуса Христа и открыв ему путь к праведности. Любовь и милосердие явились в том, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5: 8) и «не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4: 10)» - отмечает прот. Л. Воронов (9: 71).
Крестной смертью Иисуса Христа осуществлено примирение Бога и человека. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5: 19). Человеку в полной мере стала доступна благодать Божья. Иначе говоря, каждый получил возможность исцеления и жизни, поскольку отсутствие благодати Божьей означает болезнь души и духовную смерть. Открылись врата Царства Небесного, которые были закрыты после падения Адама для всех душ. «Ибо глава падших ангелов - сатана вместе с ордами подчиненных ему духов стал на пути от земли к раю, и с того времени до спасительного страдания и животворной смерти Христовой не пропустил по пути тому ни одной человеческой души, разлучившейся с телом. И праведники, и грешники нисходили во ад» (свт. Игнатий Брянчанинов) (цит. по 12: 79).
Иначе говоря, «ветхозаветные праведники не могли избежать общего удела падшего человечества по своей смерти, пребывания во тьме ада, до создания Небесной Церкви, то есть до Воскресения и Вознесения Христова: Господь Иисус Христос разрушил двери ада и открыл путь в Царство Небесное» (13: 139, 140). Господь вернул к жизни души ветхозаветных праведников, так как «сошел душою Своею и Своим Божеством в ад, в то время, как Его тело находилось во гробе, благовествовал пленникам ада спасение и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Царя Небесного» (14. Ч. 1).
Этим была завершена полнота победы над адом - местом духовной смерти, где «нельзя найти утех» (Сир. 14: 17), - и завершена полнота действий, обеспечивающих пребывание в Царстве Небесном всех праведных душ. Господь наш и Спаситель Своей смертью лишил «силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2: 14). Таким образом, человеку была дарована возможность Вечной Жизни - жизни с Богом, жизни в Боге, жизни в Царстве Небесном. Ведь, как известно, истинная жизнь человека - это когда душа соединена с Богом, а не когда душа соединена только с телом.
Также отметим слова, сказанные Иисусом Христом Нафанаилу: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1: 51). Эти слова означают, что «с момента прихода Христа в мир, происходит коренное изменение в мироздании. Грехопадение человека привело к тому, что небо стало закрыто для нас, между миром горним и миром дольним - пропасть. В видении Иакова (Быт. 28: 12) эта пропасть перекрывается таинственной лестницей, по которой могут восходить и нисходить ангелы, но это - во сне, а наяву никакой лестницы нет, и явление ангелов в этом мире - событие исключительное... Здесь же Господь Иисус говорит, что эта лестница стала реальностью, небо отверзается, и явление Божией воли и силы в земном мире становится нормой. Эта «лестница», «мост», соединяющий Бога и Его творение, - это Сам Христос, Богочеловек. Он - Сын Божий, сошедший с небес, Он же - Сын Человеческий, восходящий к Отцу, и когда Его восхождение (Вознесение) совершится, двустороннее движение между Небом и Землей будет открыто, и Дух Святой сойдет в Пятидесятницу на апостолов в этот мир, как в свою вотчину. Видение отверстого неба, действительно, даруется людям; его видят Иоанн Креститель во время Крещения Господня, трое апостолов во время Преображения, перводиакон Стефан перед казнью, апостол Павел во время молитвы, апостол Иоанн Богослов в Откровении и многие другие святые; возможно оно и для нас...» (15).
Возможно, потому что обращение к Иисусу Христу, - Который есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), - и изменение своей жизни под воздействием Святого Духа, преобразует грешного человека в сына Божьего. Ибо, - как говорит св. апостол Павел, - «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8: 14), «а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4: 7).
Далее, «по разрушении Иисусом Христом ада последовало Его ВОСКРЕСЕНИЕ из мертвых - воссоединение Его человеческой души с Пречистым Телом, которое лежало во гробе, но восстало прославленным, светоносным и бессмертным» (прот. Н. Малиновский) (10: 478. Кн. 1). Христос воскрес! И «бескрайний океан света изливается от воскресшего тела Спасителя», - говорит В. Н. Лосский (5: 288). Воскресение Христово, являясь прообразом всеобщего воскресения (1 Кор. 15: 20, 47-49, 51, 52), «служит залогом и удостоверением, что оно совершится» (прот. Н. Малиновский) (10: 480. Кн. 1). «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века» - сказано в Символе веры (т. е. Жизни Вечной в воскресших и нетленных телах).
Совокупность последовательно совершившихся и связанных между собой величайших евангельских событий: Воплощения Сына Божьего; Крестных страданий и смерти безгрешного человеческого естества Иисуса Христа; Схождения в ад и выведение оттуда всех праведников; Воскресения - обеспечивает необходимое условие (основание) полноты спасения души человека во все периоды её существования. При этом земная жизнь Спасителя является эталоном и примером благочестия, а его учение - непосредственным и действенным руководством по спасению человека и приобщению его к жизни вечной. Приобщению к - Царству Небесному. Приобщению - к блаженству в соединении с Господом!
Однако хотя Бог и «недалеко от каждого из нас» (Деян. 17: 26-28), и «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4), и стоит у дверей души нашей, и стучит (Откр. 3: 20), - Он не хочет входить без нашего желания. Ибо, «Бог спасает нас не без нас» (свт. Афанасий Великий) и «не принуждает никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно, не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет» (свт. Иоанн Златоуст) (цит. по 9: 45). Он только ждет, пока Ему отворят дверь, так как чтит великий дар, данный Им человеку - свободу нравственного выбора.
И этот выбор, определяющий, что будет ждать человека в вечности, каждому придётся сделать здесь - в своей земной жизни. Поэтому время нашей жизни на земле - бесценно. Мы должны успеть не только сделать правильный выбор, но и накопить определённый духовный капитал. Именно он и будет нашим пропуском в Царство, ключ от Которого - у Царя! Ведь, хотя Царство и даётся по великой милости Божьей, однако оно никому не навязывается насильно. И для Его достижения требуется определённая духовная направленность всех сил человека (духовных, душевных, телесных). Требуется преобразование его сердца.
Таким образом, для спасения необходимо деятельное участие и самого человека. Ведь от его воли зависит многое. И даже благодать, «спасительная для всех человеков» (Тит. 2: 11), может оказаться тщетной, если человек не приложит свои силы к соработничеству с Богом. В святом Евангелие об этом сказано так: «От дней Иоанна Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12); «...с сего времени Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16: 16); «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13, 14); «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13: 24).
Иначе говоря, поскольку Божественным Домостроительством созданы необходимые условия для спасения человека, к ним - для создания достаточных условий - еще следует добавить и благочестивую волю человека. Нужна синергия (соработничество, соединение) двух воль - Бога и человека. Ибо, хотя человек и был «сотворен одной волей Божией, но ею одной он не может быть обожен. Одна воля в творении, но две - в обожении. Одна воля для создания образа, но две - для того, чтобы образ стал подобием» (В. Н. Лосский) (5: 244).
Для возможности перехода от богообразия к богоподобию (или для спасения) милостью Божьей человеку даровано великое право - обменять свои временные земные права на право войти в Царство Небесное, право узнать Истину, право получить вечное блаженство! Иначе говоря, - добровольно, сознательно и свободно передать свою волю в руки Бога. В православных молитвах об этом говорится так: «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» (молитва Господня); «Ты Сам, Владыко, всяческих творче, сподоби меня истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, ныне и присно и во веки веков. Аминь» (молитва св. Макария Великого); «Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой... Руководи моею волею» (молитва Оптинских старцев).
Отметим, что в мирской жизни обычной ситуацией является сознательное принятие человеком временных трудностей для приобретения в дальнейшем желаемых благ. При этом, чем значительнее ожидаемые блага, тем бóльшие тяготы он готов претерпеть для их достижения. Так что же тогда можно сказать о временных неудобствах в жизни земной, если они необходимы для достижения вечного блаженства в Царстве Небесном? Даже простой здравый смысл говорит, что не может быть для нас ничего более правильного, чем сознательное и смиренное принятие временных земных скорбей для достижения Царства. Ведь Господь наш и Спаситель, Иисус Христос, говоря полюбившемуся Ему юноше: «пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10: 21), по сути дела, предлагал ему обменять один вид сокровища - сокровище земное в виде имения и богатства, на другой его вид - сокровище небесное (т. е. предлагал обменять один вид права - право на собственность и роскошь, на другой его вид - право войти в Царство).
Иными словами, предлагал добровольно и сознательно принять временные земные неудобства для возможности в будущем войти в Царство Небесное и получить вечное блаженство в соединение с Христом. При этом, как очевидно, речь здесь идёт не о простом товарном обмене, а о сознательном следовании за Христом, взяв свой крест!
Поскольку Бог всегда готов помочь человеку и стоит у дверей души его и ждет пока ему отворят (Откр. 3: 20), то именно в воле человека остается принять или отвергнуть эту помощь. Поэтому человек и ответственен за все свои грехи, даже с учетом невозможности их преодоления собственными силами, так как в возможности человека находится прибегнуть или нет к помощи Божьей. Здесь можно привести следующую аналогию. Человек в своей жизни находится как бы в некоем жизненном море, где вместо морских волн бушуют волны страстей и похотей. И стоит Бог и протягивает руку помощи, руку спасения. И в воле человека, - оказавшись вдали от берега, и не имея возможности добраться до него собственными силами, - взять эту руку, этот спасательный духовный круг (т. е. встретиться с Богом) или оттолкнуть её. Но тогда уже сам человек будет виноват в своей погибели. По мнению преп. Ефрема Сирина: «Подвигоположник всегда готов подать тебе Свою десницу и восставить тебя от падения. Ибо, как скоро ты первый протянешь к Нему руку, Он подаст тебе десницу Свою, чтобы восставить тебя» (16: 81).
Таким образом, встреча с Богом преобразует нашу жизнь и восстанавливает нас. Просветляет наш ум, умудряет сердце, укрепляет волю и веру. Наполняет сердце любовью к Богу и людям. Открывает дорогу в Царство Небесное!
Поэтому, - для спасения нашего, - с искренним покаянием и великой радостью, с верой, надеждой и любовью, откроем своё сердце воскресшему Иисусу Христу! - Истинному Свету, просвещающему и освящающему весь мир! - Агнцу Божьему, взявшему на Себя грех мира (Ин.1: 29), лежащего во зле (1 Ин. 5: 19), и являющемуся умилостивлением за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2: 2)! - Который стоит у дверей души нашей и стучит! Ибо сказано в Писании: «се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со мною» (Откр. 3: 20).
Или другими словами: каждому христианину нужно найти своё духовное дерево, с которого он, как Закхей, - сможет увидеть Иисуса Христа и услышать: «сегодня надобно Мне быть у тебя в доме... Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19: 5, 10). «Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 56). По словам свв. апостолов: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тит. 1: 5); «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» (1 Ин. 2: 25).
Так воскликнем же вместе со свт. Иоанном Златоустом: «Смерть! где твое жало?! ад! где твоя победа? (Ос. 13: 14; 1 Кор.15: 55 - П.Д.). Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, - первенец из умерших (1 Кор. 15: 20, 22, 23; 1 Кол. 1: 18; Откр. 1: 4, 5; Деян. 26: 23 - П.Д.). Ему слава и держава во веки веков! Аминь» (Огласительное слово на Пасху).
ХРИСТОС ВОКРЕСЕ! И ЕГО ВОСПЕВАЕТ ВСЕ ТВОРЕНИЕ ВО ВЕКИ ВЕКОВ. АМИНЬ!
* * *
Господи, Иисусе Христе - Сыне Божий!
Ты даешь нам пищу и питие для тел наших.
Напитай, напои, услади Всемилостивый и души наши
словом Твоим, которое есть Истина. Ибо верующий в Тебя
и слушающий слово Твое - прощён будет, не судится
и имеет жизнь вечную. И призывающий имя Твое - спасется. Аминь
(Иоиль. 2: 32; Ин. 3: 18; 5: 24; 3: 14-16; 3: 36; 5: 24; 6: 40; 6: 47; Деян. 10: 43; 2: 21; Рим. 10: 13; 1 Тим. 1: 16).
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Святое Евангелие от Иоанна с толкованием блаженного Феофилакта. - М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Новая книга, 1996.
2. Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. - Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
3. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке // О человеке: сб. - М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2004.
4. Пантелеимон, иер. Антропология по творениям святого Иоанна Дамаскина // Святоотеческая христология и антропология: сб. ст. - Вып. 1. - Пермь: Панагия, 2002.
5. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. - М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. - 1991. - (Религиозно-философская серия).
6. Алипий (Кастальский - Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.
7. Добротолюбие / пер. с греч. Свт. Феофана Затворника: в 5-ти тт. - Т. 1. - М.: Сретенский монастырь, 2004.
8. Свт. Григорий Богослов. Избранные слова. - М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2002.
9. Воронов Л., прот., док., проф. Догматическое богословие: учеб. для дух. учебн. завед. - 2-е изд. - Клин: Христианская жизнь, 2002.
10. Малиновский Н., прот. Очерк православного богословия. - М.: Православный Свято - Тихоновский богословский ин-т, 2003.
11. Филарет, митр. Пространный Христианский катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. - Варшава: Синодальная Типографиия, 1930.
12. Серафим (Роуз), иер. Душа после смерти. Современные «посмертные» опыты в свете учения Православной Церкви. - М.: Сретенский мон-рь, 1997.
13. Закон Божий. М.: Сретенский мон-рь. Новая книга. Ковчег, 1998.
14. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной.
15. Сайт «Библия-Центр». Мысли вслух на Ин. 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bible-center.ru/note/20121110/main, свободный. - Загл. с экрана.
16. Новоселов М. Ф. Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве. Издательский дом: «Лепта-Пресс» - (Испытание мудростью. Вып. 7), 2003.
3. Ответ на 1., М.Яблоков:
2. Ответ на 1., М.Яблоков:
1. Re: Воскресение Христово