С IV-го века распространение христианского благовестия в Северной Италии было тесно связано с именем св. Зенона, епископа Веронского - известного миссионера и ревностного проповедника (день памяти 12 апреля). В Православной церкви этого святого поминают как «священномученика Зинона, епископа Веронийского», однако верующим немного известно о житии и прославлении его в других странах. К этому святому западные христиане обращаются с молитвами во время наводнений и паводков, а также почитают его как покровителя детей и взрослых, имеющих симптомы аквафобии, замедленную речь и слабо развитый опорно-двигательный аппарат.
«Темнокожий проповедник и чудотворец» из Вероны
Имя «Зенон» ( Zeno) является сокращением от греческого «Зенодот» (Zenodotos) ( 9, с. 869). На немецкий и русский языки «Зенодот» можно условно перевести как «Данный Зевсом». В России встречается и альтернативное написание имени св. Зенона - «священномученик Зинон, епископ Веронийский». Год и место рождения св. Зенона точно неизвестны: в западной литературе называют дату его рождения «ок. 362-380?» (8, с.1422), а «Православная энциклопедия» - «конец III-го - начало IV-го в.». В среде богословов и теологов наиболее приоритетной версией, хотя и недостаточно обоснованной, является североафриканское происхождение Зенона. Сторонники приводят, в частности, такие, например, аргументы в пользу гипотезы об африканском происхождении: 1) статуя улыбающегося Зенона в веронской базилике Сан-Дзено Маджоре изображает епископа темнокожим; 2) стиль и содержание проповедей Зенона испытали сильное влияние африканской литературы II-III вв. ( 4 ). Одни источники называют местом рождения св. Зенона Сирию, другие указывают на его греческое происхождение, третьи называют родиной святого Верону, с которой была тесно связана церковная и литературная деятельность этого восьмого по счету, а по другим данным - первого веронского епископа.
Неизвестно, когда и каким образом пришел к христианской вере и где принял монашество движимый миссионерским духом Зенон. По преданию, он добывал себе пропитание рыбной ловлей. По этой причине святого, прозванного веронцами «мавром», часто изображают с посохом и книгой, к последним добавляют удилище и две рыбы. В древней веронской церкви Св. Зенона (Chiesa di San Zeno in Oratorio), построенной на том месте, где, согласно местной легенде, молился и рыбачил на берегу Адидже св. Зенон, ныне хранится большая каменная глыба, на которой он сидел во время рыбалки (20, с.30).Покрыто неизвестностью и время появления «темнокожего проповедника» в Вероне, где Зенон был посвящен в сан епископа 8 декабря 362 г. Во время служения Зенона, обратившего многих веронцев ко Христу, в Римской империи господствовали императоры Юлиан, известный как Юлиан Отступник (361 - 363), противник христианства и сторонник реставрации языческих традиции, а также Валент (364 -378), исповедовавший арианство. Широко образованный епископ Зенон стойко переносил притеснения еретиков, и как латинский писатель твердо отстаивал в своих многочисленных проповедях и письменных поучениях евангельские истины. Его писательские труды были совершенно неизвестны до открытия в 1508 г. вывезенной из Вероны в Венецию епископской библиотеки, где числилось свыше ста его поучений народу ( 2 ).
Имя Зенона впервые упоминается ок. 380 г. в одном из посланий святителя Амвросия Медиоланского. В V в. святой епископ Петроний Бононский ( Болонский) вспоминает о «дне памяти святого Зенона» и называет его «выдающимся архиереем Христовым», «блаженнейшим пророком», прославившимся добродетелями и многочисленными чудотворениями, которые и после смерти продолжают совершаться на его могиле. Однако епископ Петроний не указал, где и в какой церкви находилась первая могила веронского проповедника. Ее точное местонахождение и перемещение в городе мощей святого до сих пор является объектом споров итальянских исследователей ( 15 и 18 ).
В сочинениях Григория I Великого (ок. 540 - 604), наложивших отпечаток на церковную жизнь Запада, повествуется о чуде в Вероне, произошедшем в 558-м г., когда во время наводнения вода остановилась на пороге той церкви, где якобы покоились мощи Зенона. Какую именно веронскую церковь имел ввиду Григорий I Великий, до сих пор выясняют итальянские историки, выдвинувшие по меньшей мере три версии.
История о чуде в Вероне обрела со временем легендарный характер и, начиная приблизительно с VIII в., была широко распространена в землях «севернее Альп», в частности, в Баварии, где берущие свое начало в горах реки и ручьи часто выходили из берегов и топили большие пространства. Верующие пересказывали друг другу, что однажды в Вероне протекающая через город и широко разливавшаяся река Адидже достигла церкви Св. Зенона. Ее двери были открыты и вода, со всех сторон окружившая храм не проникла в него, где собралось много народа. Вода в глазах людей будто бы и не была водою, а напоминала какую-то жидкую и в то же время твердую массу. Однако люди в храме смело подходили к становившейся у дверей церкви воде и черпали эту пригодную для питья воду. Это примечательное событие свидетельствовало западным христианам о праведности и святости епископа Зенона, ставшего небесным покровителем Вероны.
В латинских «Стихах о Вероне» (Versus de Verona; ок. 781 - 810 г.) неизвестного автора рассказывается о разрушении св. Зеноном идолов и об обращении жителей города в христианство, сотворении им многих чудес и возведении в христианских церквей. Название базилики «Св. Зенона» упоминает Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» (Песнь XVIII: «Io fui abate in San Zeno a Verona // sotto lo'mperio del buon Barbarossa, // di cui dolente ancor Milan ragiona...»). Многие поздние источники, среди них и житие святого, пишут о мирной кончине епископа Зенона. В других текстах его называют «исповедником» и даже «мучеником», однако это всего лишь предположения ( 4 ). Согласно немецким источникам, св. Зенон окончил земную жизнь 11 или 12 апреля 370/371 ( также -372 ) года, а по другим данным, это случилось в конце III-го - начале IV века.
В V-м веке на месте захоронения св. Зенона появилась небольшая церковь, а в 807 - 810 гг. при участии епископа Радольфа ( Ратольд) Веронского (ок. 770 - между 840 и 858), построено новое здание (11, с.181), где поместили мощи св. Зенона. В течение последующих нескольких столетий его мощи несколько раз переносили из одной веронской церкви в другую, из-за чего с останками святого и местами их нахождения произошла довольно запутанная история.
1. Перенесение мощей св. Зенона. Фреска в базилике Св. Зенона
21 мая 810 г. в Вероне считается днем перенесения мощей, когда их фрагменты стали достоянием нескольких храмов города. Церковные хроники Германии свидетельствуют, что в 830 г. мощи ( главу ) св. Зенона перенес на озеро Бодензее епископ Радольф ( аРРатольд) Веронский, правивший в Вероне более сорока лет (с 799-го по 840-й год), но окончивший свою жизнь на германской земле ( 6 ). В начале X-го в. после разрушения веронской церкви мощи св. Зенона некоторое время находились в кафедральном храме, но ок. 921 г. их возвратили в сохранившуюся крипту. В 967 г. при покровительстве императора Оттона I Великого, имевшего германское происхождение, было построено романское здание базилики, пострадавшее при землетрясении 1117 г. Часть ее фундамента послужила основанием для возведения нового здания базилики, построенной в 1120 - 1138 гг. Через три столетия к ней прибавили многоугольную апсиду. В 1450-е годы при правлении аббата Коррере веронцы считали, что «в крипте базилики мощей св. Зенона давно нет, и их увезли в Германию» (18).
Известно, что в сентябре 1882 г. Верона сильно пострадала еще от одного крупнейшего наводнения в истории города, разрушившего большую часть мостов и зданий. О защите и спасения города и его церквей от разлива реки по молитвам к св. Зенону сведений не имеется. Однако известно, что в XIX в. базилика Сан-Дзено-Маджоре оказалась в заброшенном состоянии. После обнаружения в ней реликвий первых веронских епископов эту базилику стали реставрировать, и в современном виде она предстала перед верующими и паломниками после 1988 года.
2. Базилика Сан-Дзено-Маджоре
На внешних и внутренних стенах базилики сохранилось несколько работ неизвестных мастеров и знаменитых итальянских художников, выразивших через свои произведения любовь к св. Зенону. В люнете входного портала находится барельеф с изображением св. Зенона, попирающего дьявола и благословляющего рыцарей и горожан Вероны.
3. Люнет портала базилики Сан-Дзено-Маджоре с изображением св. Зенона
На входных дверях базилики немецкие мастера в XII в. изготовили бронзовые панно, на них представлены библейские сюжеты и три чуда св. Зенона (20, с. 26). В левой малой апсиде установлена изготовленная в VIII в. из разноцветного мрамора неизвестным мастером статуя улыбающегося и темнолицего проповедника Зенона, покровителя Вероны.
4. Статуя св. Зенона
Лик святого запечатлен и на знаменитом алтаре-триптихе «Мадонна на престоле с ангелами и святыми» ( 1459; копия; оригинал находится в Лувре) работы Андреа Мантеньи.
5. Cв. Зенон (крайний справа) на левой створке алтаря-триптиха «Мадонна на престоле с ангелами и святыми» ( 1459) работы Андреа Мантеньи
К образу св. Зенона в XVI в. обращались и другие итальянские художники. Так, в 1538 г. Якопо даль Понто (ок. 1510 - 1592), представитель венецианской школы живописи, создал для приходской церкви в Борсо-дель-Граппa алтарную картину, изображающую св. Зенона рядом с Божией Матерью. В том же XVI в. в Вероне в рамках расширения городских стен построены Ворота (Порта) Сан-Дзено.
Ныне в крипте базилики Сан-Дзено-Маджоре, в специальной стеклянной раке (urna di vetro) находятся мощи св. Зенона, обнаруженные только в 1838 года. У верующих, стоящих в некотором отдалении от гробницы и созерцающих через металлическую решетку и стекло лежащую фигуру и одеяние святого, а также митру и серебряную маску на месте головы, создается впечатление, что в раке якобы хранятся полные мощи святого, а его десница является «нетленною». Собранные костные останки укреплены на изготовленном из проволоки объемном каркасе скелета, создающем впечатление целого тела. Митра является даром Папы Римского Льва XIII (1810 - 1903), правившего с 1878 года.
6. Гробница с мощами св. Зенона
У этой раки с мощами иногда совершают молебны и православные из Веронского прихода святителя Николая Чудотворца (Московский Патриархат).
О мощах св. Зенона широко заговорили в Вероне после 22 марта 1838 г., когда два католических священника из базилики Сан-Дзено-Маджоре обнаружили в построенной в XII в. крипте каменный саркофаг с неизвестными и хорошо сохранившимися мощами ( среди них была и глава). По распоряжению Веронского епископа Джузеппе Грассера (1782-1839) костные останки были исследованы специальной комиссией, пришедшей к выводу об их принадлежности именно св. Зенону. С этого времени верующим стало известно о существовании двух глав святого - в Германии и Италии, одна из которых, очевидно, является фальсификатом. В нескольких немецких источниках упоминается, что перенесенные в 830 г. из Вероны мощи ( глава) св. Зенона и в период с 1725 г. по 1806 г. еще находились в церкви г. Радольфцель на Боденском озере (6, с. 228).
Известно, что в 1839 г. в Вероне состоялся праздник по случаю обнаружения мощей св. Зенона, однако тогда же началась и полемика относительно подлинности обнаруженных мощей. Новые их исследования начались в 1938 г. и продолжились в нашем столетии. В 2014 г. католический епископ Вероны Джузеппе Зенти и аббат базилики Св. Зенона монсеньор Джанни Балларини решили с помощью одного английского и нескольких итальянских ученых-экспертов из разных отраслей знаний вновь исследовать костные останки святого. Исследователи пришли к выводу, что «хорошо сохранившиеся останки» принадлежат страдавшему артритом мужчине в возрасте 50 - 60 лет и ростом 165 - 167 см, жившему в IV столетии (18). Радиоуглеродный анализ костей также датировал их IV веком (Там же). Это и послужило основанием для причисления костных останков именно св. Зенону, жившему в том же IV-м столетии. Несколько позже в Вероне ученым удалось восстановить и предполагаемый портрет св. Зенона.
По мнению автора этих строк, ученым следовало бы провести также и сравнительное исследование костных останков, получив для этой цели и образцы мощей, хранящихся в Германии, чтобы установить их возраст и область происхождения. Не следует игнорировать или подвергать сомнению тот исторический факт, что правивший несколько десятилетий в Вероне епископ Радольф ( аРРатольд) Веронский, участвовавший в строительстве второй церкви на месте захоронения св. Зенона и последующем сохранении в ней мощей этого же святого, мог перенести на германскую землю фальсифицированные мощи и тем самым ввести заблуждение многочисленных верующих за пределами северной Италии.
Почитание св. Зенона от Вероны до Мюнхена
Уже в V в. началось почитание Зенона как святого и чудотворца. В посвященной ему церкви, где покоились мощи святого, происходили многочисленные исцеления. Слух об этом распространился по всей Северной Италии и приграничных с нею областях, расположенных севернее Альп. После кончины святого было возведено и освящено в его честь не менее сорока церквей, монастырей, часовен и алтарей (14, с. 222). Одна из известных церквей во имя св. Зенона была построена в 552 г. в Равенне. В конце VIII - середине XIX в., во времена каролингского возрождения в Западной Европе, почитание св. Зенона распространилось в Тироле и Южной Германии ( 11, с.182). Здесь в народе были известны латинский текст «Слова о житии святого Зенона» (ок. 800 г.), написанного нотарием (служащий церковной канцелярии. - Примечание А.Х.) Коронатом, и еще одно сочинение легендарного характера- «Стих о жизни святого Зенона». В Баварии, особенно среди жителей горных деревень, расположенных на берегах быстрых рек, были распространены легенды о многочисленных чудотворениях св. Зенона: воскресение мертвого, унесенного рекой; возвращение из пучины утонувших волов вместе с возницей; исцеление от нечистых духов и др. Верующие обращались к св. Зенону с призывами защитить их от разных природных бедствий, особенно при опасности наводнений и потоплений. Востребованными стали в Баварии и мощи святого. К почитателям св. Зенона принадлежал «апостол Баварии» - святой Корбиниан, епископ Фрайзингский и Баварский (724 -730). Сохранились сведения, что он воздвиг церковь в честь веронского святого в Южном Тироле, в местечке Маис (Mais; ныне - деревня Ценоберг возле Мерано (Zenoberg; итал.: - Monte San Zeno). Около 716 г. св. Корбиниан прибыл миссионером в баварский Фрайзинг, и основал в Баварии первые приходы. В церковном календаре Фрайзинга существовала дата 8 декабря как день посвящения св. Зенона в епископский сан.
В VII-м и в начале VIII-го века между Вероной и расположенном на Дунае баварским Регенсбургом существовали тесные «религиозные контакты» (11, с. 181). Св. Зенон был известен верующим Регенсбурга, где в бенедиктинском аббатстве Св. Эммерама, основанного ок. 739 г., существовала часовня Св. Зенона и хранилась и часть мощей святого.Начиная с VIII-го - начала IX-го столетия, св. Зенон стал покровителем нескольких монастырей и приходских церквей в поселениях южногерманских земель: Изене (Isen), Райхенхале (Reichenhall), Радольфцеле (Radolfzell), Ульме (Ulm), Херришриде (Herrischried; ныне - земля Баден-Вюртемберг) и др. Церковные хроники свидетельствуют о перенесении в эти места из Вероны фрагментов мощей св. Зенона (7,11,12, 16).
В VIII-м веке в Изене (Верхняя Бавария), на средства знатного семейства Фагана (Fagana) основан монастырь Св. Зенона ( ныне - в 40 км от Мюнхена, в районе г. Эрдинг). Впервые он упоминается документально в связи с епископом Йозефом Фрайзингским (748 -764), которого считают его учредителем и покровителем. Этот монастырь, принявший в начале XII-го в. бенедиктинский устав, входит в число самых старейших на баварской земле. Просуществовал монастырь вплоть до секуляризации 1803 г. Семь его строений позже перешли в частное владение, а бывшая монастырская церковь является ныне приходской церковью Изена. В этом городе неизвестным автором был написан текст народной песни, посвященной св. Зенону, где имеются такие строки : «О heil'ger Zeno, schaue in Lieb auf uns herab!// Patron der Heimatgaue, so reich an Wundergab!// Erfleh' uns Licht und Gnade für diese Erdenzeit,// bis enden unsre Pfade im Haus der Ewigkeit...».
Около 803 г. в Райхенхале ( ныне - Бад Райхенхаль на границе Германии и Австрии ) на месте монашеской кельи возник бенедиктинский монастырь Св. Зенона. Его основание, по одной версии, приписывают императору Карлу Великому, а по другой - архиепископу Арну ( или Арно) Зальцбургскому (после 740 - 821). Св. Зенона здесь почитали как защитника против паводков в долине реки Залах, часто угрожавших жителям Райхенхаля. В XII в. монастырь стал принадлежать августинцам-каноникам, построившим на его месте самую большую романскую базилику в старой Баварии (90 м - длина и 30 м - ширина, высота среднего нефа около 16 м, высота звонницы - 48 м).
Монастырь закрыли в 1803 г., а его церковь стала именоваться приходской церковью Св. Зенона, где ныне хранится ценный реликварий с мощами св. Зенона.
7. Реликварий с мощами св. Зенона в Бад-Райхенхале
Церковные хроники Германии свидетельствуют, что с 1725-го по 1806 г. в церкви Св. Зенона в Радольфцеле мощи ( глава ) св. Зенона почитались в третье воскресенье июля вместе с мощами св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. 213- ок. 270/275) и св. Синезия (Синесий; 370/375 - 413/414), епископа Птолемаидского (6, c. 282). После секуляризации в начале XIX в. бесследно исчезли многие христианские святыни, потерялись и дальнейшие следы мощей св. Зенона в Радофцеле.
В Южной Германии и в Австрии возрос интерес к житию и сочинениям св. Зенона возрос в XVIII в., после выхода в Вероне книги «S. Zenonis episcopi Veron. Sermones» (1739). Ее переиздали в баварском Аугсбурге (1758) и позже перевели на немецкий язык и издали в баварском Кемптене (1877). В Австрийской национальной библиотеке в Вене ныне хранится изданная в этом городе в 1702 г. книга о житии св. Зенона («Hospes Benedictinus S. Zeno Veronensis»; шифр: 308.667-A.Alt-Mag).
Почитание св. Зенона было распространено и в соседней с Баварией Австрии. Возле деревни Хафнербах, входящей в состав округа г. Санкт-Пёльтен (Нижняя Австрия), расположено местечко Корнинг, где рядом с «Ручьем Зенона» имеется так называемый «Камень Зенона» (Zenostein). На его месте в 1725 г. графским семейством Монтекукколи и установлено скульптурное изображение св. Зенона в одеянии «иерусалимского пилигрима».
8. Скульптура на «камне св. Зенона» возле деревни Хафнербах (Нижняя Австрия)
В этих же местах живет легенда о том, что этот святой проповедовал и совершил здесь несколько чудес. Его стопа якобы отпечаталась на том самом камне, где он стоял во время проповеди народу. В честь св. Зенона в Хафнербахе возведена церковь.
Среди австрийских и итальянских пилигримов ныне популярна так называемая «Тропа святого Зенона» ( ок. 3 км) в западной части Хорватии ( Истрийская жупания), начинающаяся в населенном пункте Бртонигла (итал. - Verteneglio), где в 1859 -1861 гг. на фундаменте старого церковного здания (ок. 1480 г.), сохранившегося со времен Венецианского периода в Истрии, построена католическая церковь Св. Зенона. По преданию, в этих местах тоже проповедовал св. Зенон.
Издавна австрийские и немецкие пилигримы, особенно жители тех рискованных зон, где часто бывают наводнения, совершали паломничество в Райхенхаль и Изен, где хранятся мощи св. Зенона. Из монастыря в Изене драгоценный реликварий с мощами веронского святого попал в Мюнхен. Ныне он находится в специальной витрине в зале христианского искусства в Баварском Национальном музее в Мюнхене ( 17, с. 222 ). Мощи св. Зенона хранятся под спудом, а сам серебряный с позолотой реликварий, украшенный драгоценными камнями, демонстрируется как произведение церковно-религиозного искусства мастеров Южной Германии.
9 (а, б, в) Серебряный реликварий с мощами св. Зенона в Баварском Национальном музее в Мюнхене: вид спереди и сзади; ячейка с частью мощей святого
В настоящее время имя св. Зенона находится в списке самых почитаемых раннехристианских святых в католическом архиепископстве Фрайзинга и Мюнхена. К нему обращаются за помощью во время наводнений, его считают покровителем тех детей, кто имеют симптомы аквафобии, слабо развитый опорно-двигательный аппарат и замедленное речевое развитие. О св. Зеноне и его подвигах рассказывают священники особенно тем людям, кто травмирован после гибели в катастрофах на море близких родственников, кто представляет воду как разрушающий и несущий опасность людям фактор.
В самом Мюнхене отсутствует церковь, посвященная св. Зенону, но в марте 1960 г. баварская столица стала городом-побратимом Вероны. Позже в честь небесного покровителя Вероны и в память о монастыре Св. Зенона в Бад-Райхенхале одной из мюнхенских улиц (район Харлахинг) присвоили название «Дорога Святого Зенона».
Литература:
1.Память святаго священномученика Зинона, епископа Веронийского. См.: Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. - Кн. 8., Месяц апрель.- М., 1996.
2. Зенон, веронский епископ. -В кн.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
3. Зенон Веронский. - Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аверинцев. - М: Большая Российская энциклопедия, 1993-1995.
4. Зинон. - В кн.: Православная энциклопедия. Том XX. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. - С. 165-174
5. Зенон Веронский. - Католическая энциклопедия. - М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - Т. 1.
6. Die Insel Mainau und der badische Bodensee. - Carlsruhe, 1856.
7. Bigelmair. A. Zeno von Veron. -Münster 1904.
8. Lexikon für Theologie und Kirche.10 Band. -Freiburg-Basel-Rom-Wien: Herder, 2001.
9. Wimmer O., Melzer H. Lexikon der Namen und Heiligen. - Innsbruck-Wien:Tyrolia-Verlag, 1988.
10. Sterba Th. Herdes neues Klösterlexikon. -Freiburg in Breisgau: Herder,2010.
11.Vogel H. Über die Anfänge des Zenokultes in Bayern. - Beiträge zur altbayerischen Kirchengeschichte 27 (1973); (S.177-203).
12. Gamber K. Der Zeno-Kult in Regensburg. Ein Beitrag zur Geschichte des frühen Christentum in Bayern. -Beiträge zur Geschichte des Bistums Regensburg. -Regensburg: Herausgeben vom Georg Schwaiger,1977; ( S. 7-24).
14. Das grosse Buch der Heiligen. Geschichte und Legende im Jaheslauf. ( Erna und Hans Melchers. Barbeitung Carlo Melchers). - München: Südwest Verlag, 1979. - 848 S.
15. Anti E. Verona e il culto di San Zeno nella prima età comunale. - In: Annuario storico zenoniano Bd. 21 (2011). - S. 9-20.
16. Zeller J. Die Übertragung von Reliquien des hl. Zeno von Verona nach Ulm. - In: Ulm- Oberschwaben. Mitteilungen des (Historischen) Vereins für Kunst und Altertum in Ulm und Oberschwaben. -Ulm; Bd. 24 (1925), S. 113-119.
17. Холодюк А. Бавария. География хриcтианских святынь и реликвий. - Киев: Изд. Дом «АДЕФ-Украина», 2015
18. Горчакова Э. Реликвии Св. Зенона. - Электронный ресурс: http://www.veronavisita.it/?p=9114
19. Горчакова Э. Через 1650 лет лицо Святого Зенона. - Электронный ресурс: http://www.veronavisita.it/?p=3480
20. Моденини Е., М.-П. Джиролами. Верона. Искусство. История. Культура. - Верона: Изд.-во Kina Italia/Lego-Italy (б.г.)