Первая в истории встреча между Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Епископом Рима Франциском в аэропорту Гаваны, принятое там Совместное заявление, а также предполагаемый в июне сего 2016 года, называемый Всеправославным Собор, вызывают в православной среде весьма неоднозначные оценки.
Представляется, что для возможно более верного понимания происшедшего, и имеющего еще случиться, стоит совершить некоторый исторический экскурс. Для краткости сделаем это тезисно.
ВМЕСТО ЭПИГРАФА
I
В последние годы на повестку дня все чаще выходит проблема преследований и дискриминации христиан в тех регионах, где они составляют меньшинство: Ближний Восток, Северная Африка, Юго-Восточная Азия.
В ряде стран этих регионов христиан убивают, насилуют, грабят, выселяют из собственных домов, разрушаются церкви, уничтожаются древнейшие христианские реликвии
Последние несколько лет эпицентром гонений на христиан стал регион Ближнего Востока и Северной Африки - библейские земли, колыбель христианства.
Общие тенденции таковы, что преследования христиан только усиливаются. По данным американского исследовательского центра, процент стран, где религиозные меньшинства подвергаются притеснениям, вырос с 24 в 2007 году до 47 к концу 2012 года.
Христиане являются при этом самым преследуемым религиозным сообществом в мире.
Следует заметить крайне скудное внимание к сложившейся ситуации в СМИ, в политической и даже, в ряде случаев, в религиозной среде.
Более чем 100 000 христиан только в мусульманском мире ежегодно убивают за их веру. Иначе - мусульмане сейчас за год убивают больше христиан, чем святая инквизиция уничтожила людей за все 350 лет своего существования!
Всего же от Джихада ‒ по «средневзвешенной оценке» за 14 веков ислама погибло 270 миллионов человек.
Христиан убивают индуисты и буддисты-радикалы, как в Индии, так и в Шри-Ланка.
В России информацию о гонениях на христиан собирает и распространяет в основном Русская православная церковь и некоторые общественные организации, такие как Императорское православное Палестинское общество.
Россия осталась единственным защитником христианского присутствия в «горячих точках» ‒ на нее уповают многие христиане. Но возможностей повлиять на ситуацию у России немного...
Подчеркнем, что: «В эпоху европейских империй христиан не смели трогать даже в самых отдаленных, диких провинциях. Это был страх сурового наказания военной машиной метрополии... Великие империи, еще недавно обозначенные на карте, были христианскими»[1].
II
...
7.... Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. Христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа.
8. Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям.
Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами.
Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни ‒ осквернению, памятники ‒ уничтожению.
В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами.
9. Мы призываем международное сообщество к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока.
Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия.
10. В Сирии и в Ираке это насилие унесло тысячи жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей. Призываем мировое сообщество сплотиться, чтобы покончить с насилием и с терроризмом...
11.... необходимо, чтобы международное сообщество употребило все возможные усилия, дабы покончить с терроризмом при помощи общих, совместных, скоординированных действий....
12. Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто ценой собственной жизни свидетельствуют об истине Евангелия, предпочитая смерть отречению от Христа.
Верим, что мученики нашего времени, происходящие из различных церквей, но объединенные общим страданием, являются залогом единства христиан.
К вам, страждущим за Христа, обращает свое слово Его апостол:
"Возлюбленные!...как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1 Пет. 4:12-13).
13. В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии.
Из Совместного Заявления Папы Римского Франциска
и Святейшего Патриарха Кирилла.
12 февраля 2016 года, Гавана (Куба)].
1/. Объективным фактом является, что еще в конце XIX века, существовала всеевропейская цивилизация, имеющая христианское основание. Стержневым столпом этой цивилизации являлись прежде всего три континентальные христианские империи: прежде всего православная Российская, Австрийская католическая и в основном лютеранская - Германская. Все эти монархии большую часть того же XIX века были союзными, и уж во всяком случае не враждебными друг другу. «Союз трех императоров» в той или иной его форме фактически спасал христианскую Европу от крупных войн с 1815 до 1914 года.
Более того, военная мощь христианской Европы была достаточна, чтобы предотвратить геноцид христиан фактически в рамках земного шара. Так, когда в 1900 году в самом населенном государстве мира в Китае, во время восстания ихэтуаней стали уничтожать христиан независимо от их номинаций, при благожелательном попустительстве пекинского правительства, христианские государи единомысленно подавили эту резню объединенными воинскими силами. То, что к ним присоединились силы государств немонархических, но считающих себя все еще наследниками христианской культуры, только усиливает значения этого своего рода последнего «крестового похода» христианской Европы против врагов христовой веры.
Кайзер Вильгельм II в напутственной речи к отправлявшимся на Дальний Восток войскам, высказал пожелание действовать так, чтобы мало не показалось не только самим убийцам христиан, но, ‒ говоря словами Кузьмы Пруткова, ‒ и самым отдаленным их единомышленникам. И если у либеральной прессы уже тех дней слова кайзера вызвали возмущение своей «неполиткорректностью», то скажем у Владимира Соловьева они вызвали полный душевный резонанс, отразившийся в его фактически предсмертном стихотворении «Дракон», посвященном кайзеру, в котором особенно хотелось бы указать на выделенные строки:
ДРАКОН
Из-за кругов небес незримых
Дракон явил свое чело, ‒
И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Ужель не смолкнут ликованья
И миру вечному хвала,
Беспечный смех и восклицанья:
«Жизнь хороша и нет в ней зла!»
Наследник меченосной рати!
Ты верен знамени креста,
Христов огонь в твоем булате,
И речь грозящая свята.
Полно любовью Божье лоно,
Оно зовет нас всех равно...
Но перед пастию дракона
Ты понял: крест и меч ‒ одно.
Как видим, у Соловьева не было сомнения в христианстве кайзера Вильгельма и в его христианском отношении к врагам христианства. Как не было сомнения в христианстве своей невесты Аликс Гессенской у Цесаревича Николая, когда он писал ей: «Аликс, я понимаю Ваши религиозные чувства и благоговею перед ними.
Но ведь мы веруем в одного Христа; другого Христа нет. Бог, сотворивший мир, дал нам душу и сердце. И мое сердце и Ваше Он наполнил любовью, чтобы мы слились душа с душой, чтобы мы стали едины и пошли одной дорогой в жизни. Без Его воли нет ничего.
Пусть не тревожит Вас совесть о том, что моя вера станет Вашей верой.
Когда Вы узнаете после, как прекрасна, благодатна и смиренна наша Православная религия, как величественны и великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения, ‒ Вы их полюбите, Аликс, и ничто не будет нас разделять».
Принцесса Аликс сказала - Да! И стала православной императрицей, а затем православной святой.
Но кто может сказать, что до этого она не была христианкой?!
Или, например, кто назовет нехристианскими писателями Честертона или Льюиса?
2/. Единомыслие христианских монархов в вопросах защиты христиан отнюдь не влекло их к единомыслию в вопросах выбора конфессии. Но все-таки до Первой мировой войны Европа оставалась христианской, охраняемая христианскими монархами. События наших дней подтверждают, что истинной целью Первой мировой и было уничтожение этих монархий, а в их «лице» ‒ христианской цивилизации, фактически не существующей, а точнее говоря, уничтоженной к сегодняшнему дню.
Но еще остались христиане, отстреливать которых или резать голову оным стало отныне безопасно, что на Средне-Русской возвышенности, например в довоенном СССР, что уже ныне в предгорьях Кавказа, или в Сирийских и иных горах, городах и весях Ближнего и Дальнего Востока. Бывшая христианская Единая Европа никакого возмущения не выскажет.
Поэтому с точки зрения защиты христиан всех номинаций совершенно логично выглядит обращение предстоятелей крупнейших христианских церквей к «международному сообществу» с призывом спасти, кого еще возможно спасти. В своем обращении предстоятели по сути выполняют роль прежних христианских монархов. И в этом смысле единомыслие христиан любых номинаций не только допустимо, но является абсолютно необходимым, если мы не хотим, чтобы завтра «охотники за христианскими головами» возникли уже на порогах наших квартир.
3/. При этом единомыслие ни в коем случае не должно и не может распространяться на вероисповедные различия, тем более для православных, чья Церковь, единственно называемая с большой буквы, сохранила неискаженную полноту Писания и Предания.
Расхождение наше с Римской церковью началось ранее официально объявленных анафем. В 809 году на соборе епископов Империи в Ахене, по прямому настоянию императора Карла, в Символ Веры был включен пресловутый и уже проанафемствованный до этого «Filioque»[2].
«Filioque», напомним, означает, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Вставка этого слова в Символ веры разрушало гармонию Святой Троицы, делало две первые ипостаси практически равными друг другу, а третью ипостась - Святой Дух - подчиненной им[3].
Наш выдающийся православный философ Алексей Федорович Лосев убедительно показал, что все остальные «нововведения» католицизма, такие, как догмат о непорочном зачатии Девы Марии, или догмат о непогрешимости римского папы и подобные им, имеют основанием «Filioque»:
Внедрение Filioque произошло, в частности, оттого, что римский рациональный ум оказался не в состоянии понять апофатическую природу первого лица Святой Троицы и потому постарался совместить его со второй ипостасью, имеющей земное воплощение в лице Иисуса Христа.
Предписывая же Святому Духу исходить от Него, по законам формальной логики, доводит это допущение до уровня человека - римского папы. При этом католическое богословие ощущает, что Троица в такой интерпретации потеряла, если так можно выразиться «уровень святости», и стремится дополнить его, например, «непорочным зачатием Богородицы».
Такие расхождения не лечатся в одно касание.
Я искренне надеюсь, что эти элементарные для православного человека истины значительно лучше и полнее нас понимает наше священноначалие, и «Гаванская декларация» имеет все же «общехристианское» политическое значение.
4/. Но допустим, что это не так и имеет место, как считают многие «патриоты православия», сдача позиций перед Римской церковью. В результате чего уже сейчас идет речь о непоминании Патриарха во время церковных служб, и вытекающих из этого возможного раскола церкви, а затем и страны, единство которой, во всяком случае духовное, во многом поддерживается именно Русской Православной Церковью Московского Патриархата.
Не будучи сам богословом, приведу на это случай слова одного всеми признаваемого духовного авторитета наших дней, Святого Паисия Святогорца, высказанного им в письме от 23 января 1969 года по поводу поминания в афонских и иных монастырях и храмах имени патриарха Афинагора, однозначно признаваемого крупнейшим «православным экуменистом» XX века[4]:
«Насколько я могу видеть, в нашей Церкви произошел большой шум из-за различных движений в сторону объединения, а также взаимодействия Вселенского патриарха с Папой, и я, как чадо Церкви, чувствую боль, и нахожу полезным, помимо моих молитв, послать небольшую ниточку, которая могла бы послужить для сшивания одежды нашей Матери Церкви....
Я надеюсь, все поймут, что это письмо не более, чем выражение моей глубокой боли о прискорбной позиции и мирской любви нашего отца, патриарха Афинагора.
Кажется, он влюбился в другую женщину, - которая называется папистской церковью, - потому что наша Православная Мать совсем не произвела на него впечатления, ведь она столь скромна.
Эта любовь,..., стала сенсацией для многих православных, которые в настоящее время живут в обстановке такой бессмысленной любви в городах по всему миру. Более того, эта любовь в духе века сего: семья теряет свое божественное значение именно от такого вида любви, которая имеет целью разрушение, а не объединение. Такую вот мирскую любовь Патриарх являет к Риму.
Хотя он должен был бы, прежде всего, показать любовь к нам, своим чадам, и к нашей Матери-Церкви, - к сожалению, он направил свою любовь на сторону далече.
В результате, - восторг мирских чад, которые любят сей мир, и имеют в себе эту мирскую любовь, и возмущение чад Православия, молодых и старых, которые имеют в себе страх Божий.
С грустью мне приходится писать, что среди всех сторонников объединения Церквей, которые мне встречались, я ни разу не видел имеющих хотя бы крупицу духовности. Тем не менее, они знают, как говорить о любви и единстве, хотя сами не едины с Богом, потому что не любят Его.
Мне хотелось бы ласково попросить всех наших братьев-объединителей: поскольку вопрос объединения Церквей есть нечто духовное, и мы нуждаемся в духовной любви, то давайте оставим его [этот вопрос] для тех,
кто имеет великую любовь к Богу и является богословом, подобным отцам Церкви, а не «законником»;...
Мы должны признать, что существуют не только природные, но и духовные законы.... Будущий гнев Божий не отвратить путем собирания вместе грешников (ибо тогда мы получим двойной гнев), но - покаянием и следованием заповедям Господа.
Также мы должны помнить, что наша Православная Церковь не имеет никакого недостатка. Лишь кажущуюся нехватку трезвомысленных иерархов и пастырей со святоотеческим мышлением. «Мало избранных» (Мф. 22:14). Однако, это не должно служить к огорчению.
Церковь - есть Церковь Христова, и Он управляет ею.
Это не храм, построенный верующими из камней, песка и цемента, который затем сожгли варвары. Церковь - это Сам Христос.
«И тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44).
Когда Господь сочтет нужным, Он пошлет новых Марка Эфесского и Григория Паламу, чтобы объединить всех смущенных наших братьев, исповедовать Православие, укрепить Предание и даровать великую радость нашей Матери Церкви.
... Как мы знаем, многие верующие чада нашей Церкви, монашествующие и миряне, к сожалению, отделились от нее из-за объединителей.
По моему мнению, отделяться от Церкви каждый раз, когда Патриарх совершает ошибку, - дело совсем негодное. Быть вместе с Матерью-Церковью - это долг и обязанность каждого ее члена, чтобы по-своему бороться за благочестие.
Прекратить же поминовение патриарха, отколоться, создать собственную церковь и продолжать оскорбительно говорить о патриархе ‒ это, я полагаю, бессмысленно.
Если из-за того или иного приключившегося отклонения патриарха, мы отделяемся и создаем свои собственные Церкви - от чего Господь да сохранит нас! - мы уподобимся протестантам. Уйти легко, а вернуться трудно.
К сожалению, появилось много "церквей" в наше время, созданных или большими группами, или даже всего одним человеком, поскольку для некоторых достаточно иметь храм в своей каливе (я говорю о вещах, которые происходят здесь, на Святой Горе), чтобы решиться создать собственную независимую Церковь.
Если объединители наносят Церкви одну рану, то отделяющиеся наносят другую.
Давайте молиться, чтобы Бог просветил всех нас, включая нашего Патриарха Афинагора, [но] чтобы прежде произошло объединение этих "церквей" [раскольников, ушедших из Церкви]; чтобы установилось спокойствие среди смущенной православной паствы, чтобы мир и любовь царили между Православными Церквами.
А затем давайте думать и о единении с другими «исповеданиями», - но только если они искренне пожелают принять православное вероучение».
5/. На этом в принципе можно закончить цитату из Святогорца. Но дальше он говорит слова, пусть не о поминании или непоминании, но также крайне актуальные сегодня. Послушаем святого:
«Я хотел бы также сказать, что существует еще одна, третья группа, в нашей Церкви. Это братья, которые остаются в Церкви как ее чада, но не имеют духовного согласия между собой.
Они тратят свое время на то, чтобы критиковать друг друга, а не на то, чтобы вместе трудиться ради общего блага.... К сожалению, некоторые из нас предъявляют бессмысленные претензии к другим. Мы хотим, чтобы они соответствовали нашему духовному устроению. Иными словами, когда кто-то не совпадает с нами по характеру,... мы немедленно приходим к выводу, что он не является духовным человеком.
Мы все необходимы для Церкви. Все святые отцы, как мягкие, так и строгие, служили ей.
Подобно тому, как для человеческого тела нужно и сладкое, и соленое, и горькое и кислое, то же самое и для Церкви. Все необходимы. Один духовно дополняет другого, и все мы обязаны терпеть не только особенности духовного склада, но и человеческие слабости каждого из нас....
Давайте будем молиться о том, чтобы Господь даровал Его благодать, и пусть каждый из нас поспособствует, как сможет, славе нашей Церкви».
6/. И еще одно. Экуменизм - это духовный глобализм своего рода, снижающий уровень духовности до какого-нибудь «болон'к'ского» уровня, что вызывает очевидное законное возмущение. Но будучи «творением» князя мира сего, «экуменизм» не может иметь лишь одного очевидного значения. Даже земные разведки используют в своей деятельности по крайней мере два уровня прикрытия и так называемые многозначные, как минимум двузначные логики. В данном случае, сразу вырисовываются два варианта:
1) Требуется соединение несоединимого - истинной веры в лице православия и иных христианских «конфессий». Результат: а) объединение равнодушных и недалеких всех «конфессий»; б) возмущение неравнодушных к своему исповеданию, и в первую очередь, православных.
2) Невозможность в силу этого возмущения организовать даже «политический» отпор мировым антихристианским силам, по примеру христианских государей. Тем самым дать возможность врагу уничтожать по одиночке христиан всех номинаций.
7/. Наличие как минимум двух логик и значений в столь глобальном явлении как экуменизм, вытекает также из принципа дополнительности в исторической науке, недавно сформулированном профессором Виктором Николаевичем Тростниковым и Вашем покорным слугой. Подробно он изложен во Введении к книге «Императоры войны не желали и от престолов не отрекались», посвященной «темным» местам начала и окончания Первой мировой войны, а также в статье, которая вскоре увидит свет. Кратко: любое историческое событие содержит очевидную рациональную сторону, ‒ сразу бросающуюся в глаза, и некий «иррациональный» скрытый смысл, до которого значительно труднее дойти.
Пример: так называемое «сергианство». Обе стороны конфликта в свое время, в феврале 1917 года дружно предали Государя - главу в том числе Российской Православной Церкви. И об этом - ни-ни. Но зато сцепились по совершенно третьестепенному, по сравнению с Февралем вопросу. Что в той же разведке можно трактовать как акцию прикрытия.
Отдельно стоит упомянуть роль экуменизма в отвлечении христиан от действительных признаков прихода Антихриста, каковому сам экуменизм особо и не нужен. Смотрите «Три разговора» того же Соловьева. Напротив, Всемирный император готов дать каждой «конфессии» именно того, что желают ее самые активные члены. Отнюдь не путая и не мешая с другими.
У нас нет оснований думать и считать, что Святейший Патриарх понимает истинное значение экуменизма менее ясно, чем оно изложено в данном сообщении. И потому использует предоставляемые ему возможности именно для «политической» защиты христианства, за отсутствием на сегодняшний день христианских монархов.
Так что не нулевой вариант, что выступая против Патриарха, мы действительно можем оказаться на пороге нового «Февраля», в котором роль новых «февралистов» могут исполнить именно «ревнители чистоты православия».
[1] ПРАВОСЛАВИЕ.РУ 23 сентября 2013 года /Сергей Кириллов Почему Европа не вступается за христиан по всему миру?.
[2] Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. - М., 2001.
[3] См.: Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993. VI. Социальная природа платонизма. 16. Продолжение. Filioque как основа латинского платонизма 17. Продолжение. Прочие латинские догматы и молитвенная практика.
[4] Текст письма есть в инете, напр. на сайте ПРАВОСЛАВИЕ.
1. Re: За отсутствие христианских монархов