14 апреля в Рыбинске прошла конференция «Святой преподобный Серафим Вырицкий и его время», посвященная 150-летию со дня рождения святого и организованная Рыбинской епархией и администрацией г. Рыбинска. Публикуем доклад, прозвучавший на конференции.
***
Мы не станем пересказывать известные большинству собравшихся факты из жизни прп. Серафима Вырицкого. Нам важно увидеть в нем то общее, архетипическое, что делает уроженца наших мест выдающимся сыном русского народа, выразителем его идеалов.
Для этого нужно определиться с терминологией. Слово «народ» употребляется, по меньшей мере, в двух значениях. Под ним может пониматься так называемое «простонародье», т.е. люди, не облеченные властью, - как прежде именовались податные сословия. Такое понимание позволяет сравнивать народ и власть, рассматривать противоречия между народом и властью, наконец, противопоставлять народ и власть.
Именно в такую систему противопоставления сословий, ставшей результатом умелой пропаганды, попал в молодости Василий Муравьев. Очутился же он в этой разлагавшей государство среде, Божиим промыслом, в том числе, для того, чтобы сшивать раздираемое другими, воссоздавать попираемое другими, преодолевать средостение между, как было принято говорить, трудом и капиталом.
В понимании практики преодоления противоречий нам поможет другое определение слова «народ». Здесь это будет уже не простонародье, но иерархически составленное целое, единый организм, куда входит и глава народа (в идеале - Божий Помазанник), и тянущиеся от нее властные связи (своего рода, нервная система), и душа народа - Церковь.
В этом, втором, смысле народом будет именоваться вся совокупность живших, живущих, а также имеющих жить в будущем, людей, объединенных общими верой, языком, культурой, территорией, мировоззрением и тяготением к определенному социально-политическому строю.
Ту мысль, что народ не исчерпывается одним поколением живущих в данный момент людей, хорошо выразил первый русский Царь Иоанн Васильевич Грозный: «Земля правится Божиим милосердием, и Пречистыя Богородицы милостью и всех святых молитвами и родителей наших благословением, и последи нами, государями своими...»
Здесь Царь, как представитель ныне живущего поколения, ставит себя на последнее место, отдавая преимущество Богу Вседержителю, Богоматери, сонмам святых, родителям. При таком понимании народа угасает антагонизм классов и поколений.
Прп. Серафим Вырицкий имел близкое к указанному понимание идеала народной жизни. В детстве и отрочестве он принадлежал к крестьянскому сословию русского народа. Потом стал купцом, не переставая принадлежать тому же русскому народу. Общая идея русскости преобладала в нем над классовыми противоречиями. И эта особенность его характера помогала преодолевать всевозможные средостения, которые в то время воздвигались, всевозможные сословные предрассудки.
Будучи, по факту, богатым столичным купцом, юридически он продолжал числиться крестьянином Ярославской губернии. Богатство Василия Муравьева не надмевало - напротив, он регулярно устраивал обеды для неимущих сограждан, видя в них совершенно равных себе людей. Свою власть над богатством он воспринимал не как возможность жить роскошно, а как возможность заниматься широкой благотворительностью.
Позднее он перешел в духовное сословие, чем только приумножил свой опыт миротворчества, опыт собирания рассеянного, погрязшего в гибельных разделениях русского народа. Прп. Серафим нес в себе еще из мирской своей жизни колоссальный потенциал преодоления смуты. Именно поэтому к нему в 20-е годы прошлого века в Александро-Невскую лавру, когда он стал ее духовником, постоянно стояла очередь из сотен людей, исстрадавшихся от гибельных разделений. Именно поэтому Господь открыл в его душе источник врачующей благодати.
Прп. Серафим связывал духовно людей, превращая разрозненную толпу в народ Божий. Точно даровитый художник, легкими, но точными, мазками он восстанавливал в искаженном образе приходивших к нему: во-первых, их божественность; во-вторых, их русскость.
Важно отметить, что в 1927 г., после выхода известной Декларации митрополита Сергия Страгородского о лояльности советскому политическому строю, прп. Серафим твердо встал на сторону законной церковной власти, противостоя как ереси обновленчества, так и расколу тех, что объявили митрополита Сергия предателем Церкви.
Прп. Серафим не смог бы понести указанный подвиг собирания подвергшейся революционному распаду Святой Руси, если бы сам не был выразителем идеалов русского народа. Более того, он последовательно и неукоснительно воплощал эти идеалы на протяжении всего своего жизненного пути.
С младых ногтей он глубоко веровал в Бога и почитал родителей. Рано оставшись без отца, он стал опорой для матери, регулярно, с 14-летнего возраста, пересылая ей большую часть своих заработков.
Ощущая в себе склонность к иноческой жизни и видя ее преимущества перед жизнью в мiру, молодой купец в то же время опасался действовать самочинно. Поэтому поступил согласно совету старца прп. Варнавы Гефсиманского: вступил в законный брак.
Лишь в 1920 году, когда некоторые представители духовенства, «страха ради иудейска», снимали с себя священный сан, отец Серафим принял его, точно терновый венец, точно крест, с которым и надлежало ему взойти на свою голгофу. В этом явственно просматривается его самоотречение, его тяготение к идеалу.
Он не мыслил своей жизни в отрыве от горячо любимого им русского народа. Эта любовь пробила коросту во многом уродливого государственного строя, она понудила старца Серафима понести тягчайший подвиг столпничества. Так он вымаливал победу русскому оружию. Не без его молитвы произошел перелом в отношениях государства и Церкви, когда было восстановлено Патриаршество.
Любовь побеждает любое средостение. В этом главный завет прп. Серафима Вырицкого. Он пророчествовал, что Россия станет светом для всего мiра. И этот свет - в любви. Лишь она способна привлечь, победить сердца людей, исстрадашиеся от разделений, вражды, неприязни. Как и Спаситель говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).