31 марта - 1 апреля сего года состоялось ставшее уже традиционным расширенное заседание «Русского Собрания» в Калязине. Публикуем доклад священника Сергия Карамышева, прозвучавший на заседании.
***
Если мы именуем себя представителями патриотических сил России, неплохо определиться, что же такое патриотизм. Тем более, что совсем недавно глава Российского государства отождествил это понятие с национальной идеей.
Термин «патриотизм» происходит от латинского слова Patria, т.е. Отечество. Вообще, это любовь к Отечеству. Важно увидеть разницу между понятиями «Отечество», «Родина», «народ» (или нация). В отличие от иных приведенных здесь понятий, только слово «Отечество» непосредственно содержит в себе идею власти, потому что издревле отцом именовался человек, обладающий властными полномочиями, распространявшимися, как минимум, на членов его семьи. Еще республиканский Рим выдвинул почетное звание «Отца Отечества», которое присваивалось лишь выдающимся государственным деятелям, а позднее стало непременным атрибутом императорской власти.
Заметим существенную подробность. Впервые названный титул был присвоен Цицерону, когда тот, будучи в должности консула, раскрыл и подавил заговор Катилины, соблазнявшего на свою сторону часть народа обещанием списания долгов. Итак, высшая почесть патриоту, как спасителю Отечества, была оказана, по сути, в качестве награды за подавление революции.
Поэтому дико слышать, когда в последние времена патриотами именуют пропагандистов революционных потрясений. Я за то, чтобы называть вещи своими именами. Если за революцию - ты враг Отечества, и отношение к тебе должно быть соответствующим.
Понятие «Отечество» связывает нас с Небом. Ведь Бога мы именуем Отцом. Единственное замечание: идея власти на Небе выражена еще более отчетливо, потому что небесное Отечество иначе называется Царством. Небесное Отечество - идеал для устроения Отечества земного. А последнее - проекция, образ, икона первого.
Именно такое понимание дано нам святыми апостолами. Святой Петр наставляет: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2, 17). Святой Павел пишет: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тим. 2, 1-3). Если первоверховные апостолы говорили такие вещи, когда цари были язычниками, тем паче подобное отношение к верховной власти приличествует в отношении современной России, единственной в мiре стране, открыто и безбоязненно защищающей христианское благочестие вопреки все более богоборческой политике нынешнего Запада; стране, вставшей с оружием в руках на защиту христиан Ближнего Востока.
Как это ни дико звучит, в данный момент в России обретаются люди, именующие себя патриотами, которые ждут не дождутся революционных потрясений. Они назвали себя Третьей силой. Их бредовый план таков: когда либералы, при действенной поддержке Запада, свергнут власть В.В. Путина, тогда они, «гениальные стратеги», враз всех победят и выведут Россию в ее развитии на какие-то космические высоты. На наш взгляд, таковых космонавтов было бы полезнее изолировать от общества.
Из этимологии слова следует, что Отечество - не просто Родина и не просто народ, но та и другой, объединенные государственной властью. Поэтому понятие патриотизма шире и возвышеннее понятия «национализм», определяемого как любовь к своему народу. Национализмы населяющих Россию народов должны вплетаться в общую, верховную идею патриотизма, подчиняться ей. В противном случае наша страна будет постоянно разрываема появляющимися то здесь, то там сепаратистскими движениями. Стрежнем же патриотизма призвана стать исконная русская государственная идеология.
Как показывает современный опыт, многие люди, громко заявляющие о любви к своему народу (в том числе и к русскому), зачастую относятся к государственной власти нелояльно. В их среде зреет семя сепаратизма и революции (под лозунгами «Хватит кормить Кавказ» или «Хватит кормить Москву»). Эти люди отвергают имперский проект, где народы, по емкому и художественному определению Константина Леонтьева, представляют собою цветущую сложность. Эти люди объективно работают в связке с вековыми геополитическими соперниками России, которые всегда стремились ее расчленить на множество без конца враждующих между собою государств.
Сама возможность революционного взрыва для нас абсолютно неприемлема. Об этом постоянно говорят Президент и Патриарх: Россия исчерпала свой лимит на революции. Указанное единомыслие - важный фактор стабильности России. Напомним, что век назад ситуация была иной. Святейший Синод, которого теперь заменил Святейший Патриарх, в феврале-марте 1917 года отрекся от своего Царя с поразительной легкостью, призвав молиться о «благоверном Временном правительстве».
Когда Россия зимой 2011-12 г.г., после Думских выборов и перед выборами Президентскими, едва не была повергнута в очередную смуту, беглый олигарх Березовский напрямую предлагал Патриарху Кириллу «взять власть в свои руки», чтобы потом «передать ее народу». Но Патриарх непоколебимо встал на защиту законности. Революционеры просчитались.
Поэтому впредь нужно на корню уничтожать любые попытки устроить смуту, от кого бы они ни исходили. Режиссеры революций после событий 2012 года поняли одну вещь: покуда Русская Церковь едина, смута маловероятна. Поэтому значительные ресурсы направлены теперь на провоцирование церковного раскола. Поводом для брожения в данный момент служат: 1) встреча Патриарха и папы 12 февраля в аэропорту Гаваны; 2) подготовка к Всеправославному собору на Крите.
В ход пущены клевета, подлоги, оскорбления священноначалия. Церковь, идущую царским путем, грызут выползающие из двух гнилых канав, расположенных вдоль этого пути, либералы и псевдоревнители Православия. Поскольку методы у них одни и те же, имеются основания говорить, что движет ими одна и та же сила - нечистая.
Почему революция абсолютно неприемлема для православных патриотов не только в текущих политических условиях, но и вообще, т.е. абсолютно? Суть этого переворота, ставящего жизнь целого государства с ног на голову, с гениальной ясностью выразил прп. Серафим Саровский два века тому назад одной краткой фразой: «Первый революционер был сатана».
В качестве движущих сил революции можно выделить тягчайшие из смертных грехов - гордость и зависть. Следом за ними идут все прочие. Поэтому если постоянно не вести борьбы против революционной пропаганды, против революционного брожения, потенциал зла, сосредоточенный в уме и душе революционеров, способен разорвать государство сначала на ментальном уровне, а потом - и на всех остальных.
Революционность есть родовая черта, или, если хотите, родовое проклятие Западной цивилизации. Последняя уже подходит через цепь отрицаний к собственной аннигиляции. Эту особенность заметил и описал удивительно чуткий человек, дипломат, поэт и философ, Ф.И. Тютчев. Рассматривая антагонизм Европы и России, он видел его в качестве антагонизма революции и России. Он прозорливо видел Европу утопающей в революционной стихии. Только Россия представлялась ему неприступной скалой, способной выдержать натиск всепоглощающего безумия.
Кто-нибудь возразит: но ведь Россия была побеждена двумя революциями 1917 года. Это исторический факт. С фактом никто не спорит. Однако Россия имеет уникальную способность побеждать своих победителей, выходя из противостояния лишь более закаленной, более сильной. Так было и с революцией. Россия выработала в себе противоядие против ее смертоносной заразы. Кто этого противоядия лишен, обречен на поражение.
Указанного противоядия напрочь лишена современная Европа. Все более последовательно отрицая Закон Божий, она отдает себя во власть сатаны, истинного вдохновителя и творца всех революций. В текущий момент он через своих агентов, имеющих плоть и кости, с одной стороны, все более последовательно борется с и без того жалкими остатками христианского благочестия, что еще держатся в тамошних людях. С другой - возбуждает вражду между коренным населением и мигрантами-мусульманами. Глубина противостояния ужасает. Похоже, Европа обречена стать жертвой революционного безумия.
В основе революционной стихии, поглощающей современный Запад, лежит «ересь человекопоклонничества». Так ее обозначил Святейший Патриарх Кирилл в своей вызвавшей шквал негодования в либеральных кругах проповеди в праздник Торжества Православия.
Эта ересь под именем гуманизма успешно развивалась на Западе с эпохи так называемого Возрождения. В ее основе - религиозный, культурный, мировоззренческий, т.е. всеобщий, переворот, ставящий во главу угла всемирного строительства падшего человека. Он объявлен высшим идеалом, пределом совершенства. Это не могло не привести к поклонению греху в самых конечных, самых отвратительных стадиях его развития. Последнее же, в свою очередь, не могло не привести к гонению на Закон Божий, ставящий целью оградить человека от греха; гонению на добродетели. Теперь Запад вошел в стадию тотальной войны против Творца.
Поэтому долг патриотических сил России не только перед своею страной, но и перед всем человечеством - продолжать стоять описанной Тютчевым неприступной скалой, о которую разбивались бы все революционные волны, и которая могла бы стать прибежищем для всех несогласных с революционным безумием людей.
1. Re: Абсолютная неприемлемость революции