Аскетические подвиги преподобного Серафима Вырицкого

К 150-летию великого подвижника. Часть 1

0
621
Время на чтение 11 минут

 

 

 

В предыдущей статье рассказывалось о духовной дружбе святого с выдающимися русскими учеными

Жизнь преподобного Серафима Вырицкого (в миру - Василия Николаевича Муравьева) - это безценный урок для всех, кто искренне ищет спасения своей безсмертной души для блаженной Вечности среди невзгод и искушений временной земной жизни.

Как подняться над миром и оторваться от страстей, в нем бушующих? Как укротить плоть с ее греховными устремлениями? Как уберечься от сетей диавольских и устоять на пути к вожделенному Небесному Отечеству? Как распорядиться земными богатствами, чтобы стать обладателем нетленных Небесных сокровищ?

Именно жизнью и реальными делами ответил на эти и многие другие духовные и практические вопросы великий вырицкий подвижник. Стремившийся с детских лет к иноческой жизни Василий получил в отрочестве благословение на подвиг в миру. Трудившийся на поприще коммерческой деятельности, он по послушанию почти сорок лет готовил себя к монашеству.

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33), - эти слова Спасителя были путеводной нитью и краеугольным камнем во всех начинаниях благочестивого предпринимателя. Он воистину был человеком не от мира сего, одним из тех удивительных людей, которые, шествуя по земле, ум и сердце устремляют к Небесам.

Господь, по милости Своей, послал Василию мудрого наставника. Им стал иеромонах Варнава (Меркулов) - старец Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Под его духовным руководством коммерсант пребывал почти 20 лет. Опыт подвижничества, который обрел Василий Николаевич через старца Варнаву, стал непоколебимым основанием для дальнейшего возрастания его в духе и истине.

«Дело в руках - молитва в устах, в уме, в сердце», - эти слова духоносного отца Варнавы стали девизом и правилом жизни молодого Василия Муравьева. Господу было угодно, чтобы он прежде, чем отречься от мира и его забот, усовершился бы на поприщах семейного и коммерческого служений.

«Он убивал в себе плотского человека еще в миру, задолго до принятия монашества», - рассказывала внукам схимонахиня Серафима (Муравьева) - в миру Ольга Ивановна - единомысленная супруга Василия Николаевича.

Василий и Ольга Муравьевы свято хранили чистую детскую веру и заветы отцов. Послушные наставлениям батюшки Варнавы, смотрели они на мятущийся мир как бы со стороны, - не заглядываясь на его обманчивую красоту, не прилагая свои сердца ни к чему земному. Более всего они думали о том мире, в который всем нам придется переселиться, о мире Вечности. К ней и готовили себя с молодых лет супруги Муравьевы. Постоянно творили они дела любви и милосердия, всецело уповая на Господа, молитвенное предстательство Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих.

Древние христиане говорили: «Добрые браки основываются не на золоте и красоте, но на добродетели». В те далекие времена, прежде всего, простота и скромность украшали христианский брак. Обращаясь к христианским супругам, известный первохристианский богослов и писатель Тертуллиан говорит: «Являйте собою красоту пророков и апостолов... Привяжите Слово Божие к ушам вашим, а иго Христово к шее своей». Важнейшим качеством для мужа и жены, находившихся в благословенном браке, считалось тогда обоюдное попечение о спасении души.

У древних христиан жены весьма часто именовались «сестрами» своих мужей, и, в самом деле, некоторые супруги жили друг с другом как брат с сестрою, на некоторое время или навсегда отказывая себе в брачных удовольствиях. С первых веков христианства известно, как некоторые семейные пары, после того, как у них рождались дети, постепенно переходили к воздержанию от телесного общения. Но даже в те времена такое решение настолько выходило из обыкновенного порядка вещей, что почиталось немалым подвигом. Согласно апостольскому слову, такое воздержание могло иметь место только при обоюдном согласии супругов и во имя более высоких духовных целей - «для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7, 1-7).

Сей высокий подвиг и приняли на себя Василий и Ольга Муравьевы. После рождения двух детей по обоюдному согласию и благословению отца Варнавы, Василий и Ольга стали жить, как брат и сестра. Молитвы духовного отца помогали им устоять в этой решимости.

Супруги Муравьевы питались очень скромно, употребляя простую и здоровую пищу в небольших количествах. Это был телесный подвиг, совершаемый в строгом согласии со святоотеческим учением и по истинно духовному рассуждению - умеренная наружная жизнь вместе со хранением тела в ровности и здравии, необходимых для подвига внутреннего, духовного. С детских лет Василий Николаевич любил постничать. Ольга тоже старалась подражать ему. После того, как супруги Муравьевы принесли обет целомудрия, в доме их к среде и пятнице присоединился еще один постный день - понедельник. Воистину, не хлебом единым жив будет человек...

«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8), - говорит святой апостол Павел. - Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24). Этим назиданиям апостола Василий Николаевич неукоснительно следовал в течение всей своей земной жизни.

Более того, известный петербургский коммерсант питал искреннее равнодушие к тленным, преходящим ценностям, которые воспевает суетный мир, обольщенный врагом спасения. Никакое земное пристрастие не может запятнать сердце человека, если он сам не стремится к этому...

Подобно апостолу Павлу, Василий Николаевич совершенно искренне считал себя грешнейшим паче всех человек. Ученика преподобного отца Варнавы отличали глубочайшее смирение и великая любовь к ближним. Как и его наставник, он никогда никого не осуждал. «Нас никто не поставил судить. Нет у нас такого права, - любил говорить Василий Николаевич, - мы должны судить только себя». «Неосуждение - половина спасения», - назидают нас святые отцы...

Сокровенная внутренняя жизнь петербургского купца и его подвиги были скрыты от посторонних взоров. При весьма напряженных земных трудах он вел жизнь истинного молитвенника. Его духовные труды были гораздо более обильными, нежели мирские, которые творил он исключительно во славу Божию, ибо суетен труд безблагодатный. Труд, соединенный с молитвою и Словом Божиим, уже на земле дает плоды духовные и ведет в Царствие Небесное.

Покаянная деятельность души Василия Николаевича зиждилась на двух молитвах - молитве святого преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» и непрестанной Иисусовой молитве. Через них же обретал подвижник смирение и святой мир о Христе Иисусе Господе нашем, соединяющий воедино ум, душу и тело. «Стяжи мир духовный и вокруг тебя спасутся тысячи», - говорят святые отцы...

Смирение и покаяние. И паки: смирение и покаяние... Смирение - основание в здании добродетелей. Покаяние - основание в здании внутреннего делания.

«Земная жизнь наша коротка - точно обман: ее скорби, по самой вещи, ничего не значат; - имеют столько значения, сколько им даем его. Смирение принесет в твое сердце мир, молитву, безмолвие...

От лица покаяния бежит всякий грех; никакой грех не может устоять пред всемогущим покаянием. Покаяние - евангельская добродетель, дар Божий безценный, купленный для нас ценою Крови Сына Божия, - этою ценою, выкупающей всякое наше согрешение», - пишет святитель Игнатий Брянчанинов. И еще: «Глубина смирения есть вместе и высота преуспеяния. Нисходя в бездну смирения, восходим на Небо. Покушающийся взойти на Небо без посредства смирения, низвергается в бездну самомнения и погибели».

«Постоянно укоряйте себя и говорите себе всегда так: «Знаешь ли, душа моя, что мы грехами превзошли и бесов, а доброго дела никакого не сделали, и горе нам будет - какой ответ воздадим мы в День Судный?» Во все течение жизни вашей постарайтесь всегда содержать в себе молитву сию и с сокрушением сердца повторяйте мысленно на всякое время: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! « и «Боже, очисти мя грешнаго! « Повторяйте в себе и эти слова: «От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18, 13-14). А посему, чада, уповайте всегда на помощь Божию, а себя всегда считайте за безполезный прах», - назидал своих учеников преподобный старец Варнава.

Для Василия Муравьева он был как бы живой и безценной книгой, исполненной благодати Святаго Духа. По милости Божией батюшка стяжал дар чистой молитвы и святой благоговейный трепет, который приближает человека к Богу. К радости всех усердных искателей Царствия Божия духоносные слова отца Варнавы о молитве сохранились для назидания потомков. Это слова, излившиеся из глубины чистого сердца - сердца, которое воистину узрело Бога: «Истинно сердечная молитва всегда бывает смиренна, она единственно только на милость и благость Божию уповает, а никаким своим заслугам цены не дает, да и не находит их в себе. Она детски проста, доверчива и дерзновенна, как вопль почтительных детей к любимому отцу.

«Батюшка, помилуй! Родимый, Кормилец, помилуй!»- молился святитель Тихон Задонский со слезным умилением. Вот она, истинно сердечная-то молитва. Здесь все: и сознание своей немощи, и дерзновенное упование на всесильную помощь Божию, и истинная любовь ко Господу, и полная, живая и крепкая вера в милость Его. Вот таких-то свойств и должны мы достигать в нашей молитве. Это нелегко. Это особый дар благодати Божией. Недаром говорится в молитве: «Господи, даждь ми слезы умиления». Потому, прежде всего, и должны мы просить: «Господи, научи ны молитися». А потом сие дается не вдруг, а постепенно. Вначале молитва - труд, а потом привыкнешь к ней - наслаждение. Для сего нужно чаще и неленостно упражняться в молитве».

К этому-то деланию и призывал подвижник своих духовных детей. «Неустанные труды и непрестанная молитва Иисусова - вот основа основ... Человек без молитвы, как птица без крыльев - никогда не сможет приблизиться к Богу», - часто повторял батюшка Варнава, - больше молчите, за чужими грехами не смотрите, себе внимайте...»

Общение с отцом Варнавой было для Василия Николаевича великой школой духовной мудрости: «Понуди себя на все доброе; принимай всех, как Самого Христа; всегда смотри только на свои недостатки; укоряй, уничижай себя ежедневно, люби безчестие и считай себя хуже всех, и будешь поистине с Богом!»; «Тщеславию противополагай: самоосуждение, воспоминание о грехах своих, о крайней нашей слабости и невозможности без Бога сделать что-либо доброе», - учил великий старец своих пасомых.

Его речь отличалась необыкновенной образностью и глубиной духовной мудрости: «Ешь вкусно, но помни, что тело будет добычей червей... Спи на богатой кровати, но помни и о жестких гробовых досках... В молчании ошибки нет... Суд Божий - не наш суд, и что хорошо, велико в глазах наших, то может быть признано худым и наоборот».

Верные в послушании отцу Варнаве, супруги Муравьевы всегда помнили и другие его слова: «Не столько делами своими и подвигами оправдываемся, сколько за веру и смирение туне спасаемся благодатию и милостию Божией, хотя все дела благочестия и любви христианской: чтение, благие мысли, разговоры душеполезные, послушание святое, благодарение в искушениях, скорбях и болезнях, прощение обид - носят печать молитвы и благоухают перед Богом».

Многолетнее послушание духоносному наставнику приносило свои благодатные плоды. Василий Николаевич был всегда благодушен и спокоен. Просвещаемый умною Иисусовой молитвою, опытно познавал он действия человеческих страстей и действия лукавых духов. Молитва берегла и хранила ум подвижника от впечатлений видимого мира и богопротивных помыслов. Находясь во многолюдстве мира, пребывал петербургский купец, как бы в затворе и отшельничестве. И среди людей можно жить, словно в монастырской келлии, если не давать уму скитаться на распутиях мира. Сам Господь помогал Василию хранить то Царство Божие, которое внутрь нас есть.

«Вселение Господа в сердце - плод любви; любовь - плод хранения заповедей; хранение заповедей - плод знания их, - назидает святитель Игнатий. - Если желаете идти истинным путем Божиим и увидеть духовный плод в душе вашей, то довольствуйтесь смиренным и простым образом духовного подвига. Не ищите наслаждения в восторгах мечтательности. Отрекитесь от них. Скоро вы убедитесь в прочности пути вашего.

Если при жизни по заповедям Христовым благодать Святаго Духа прольется в сердце ваше и будет ознаменовывать свое присутствие в нем различными духовными плодами, как-то - необыкновенным миром, кротостью, благостью, терпением; тогда будете сосудом благоприятным Богу, сосудом спасения.

Если же захотите быть совершеннее, то после полного самоотвержения, погрузитесь в глубину смирения. Тогда благодать может вам преподаться обильнее, тогда можете ощутить вселение Христово, соделаться храмом Божиим - опытно узнаете, что такое христианское совершенство на земле, называемое апостолом: совершенство отчасти».

Говоря о внутреннем безмолвии или умном молчании, преподобный авва Антоний Великий назидает ищущих совершенства: «Живи так, как бы тебя не было в мире сем - и обретешь покой».

Святитель Игнатий Брянчанинов так пишет об этом пути: «Не подумай, что для научения безмолвию необходим затвор или глубокая пустыня. Нет! Гораздо лучше научиться ему между людьми при посредстве душевного подвига. Самые падения, невидимые ближними, видимые и ведомые Богу и совести, падения ума и сердца, служат к пользе, соделывая тебя искусным в борьбе со грехом, открывая тебе всю немощь человека. Подвижник, воспитанный между людьми силою невидимого внутреннего подвига, бывает прочен, богат знанием и опытностью духовною, исполнен смиренномудрия, для ближних - пристанище и сокровище».

Таким подвижником и стал преданный ученик старца Варнавы. Путем незримого для постороннего глаза внутреннего подвига, познавая себя, окружающий мир и козни врага спасения, Василий Николаевич достиг, с Божией помощью, тишины духа. Сердце его становилось тем неведомым миру храмом, где шло непрерывное служение Господу; храмом, где Сам Дух Святый беседует с человеком, просвещает и освящает его, дарует дивные прозрения в сущность вещей, открывает тайны мироздания и соделывает человека уже при земной жизни его частицей Божества по благодати. Тогда-то, устремляясь к неизреченному свету, душа состязуется в славословии с ангелами: «Господи, Господи, кто подобен Тебе? Господи, Господи, только Ты моя радость! Только Ты - все, все для меня!»...

Безусловно, что сохранять такие состояния, находясь в круговерти земных дел, было ох как не просто. Слова молитвы святого Ефрема Сирина стали для купца Василия Муравьева образом жизни, а молитва Иисусова стала дыханием его души. Она ограждала и защищала его внутренний таинственный храм от всех посторонних вторжений.

Неизбежные для всякого человека преткновения врачевал подвижник Христов по слову преподобного отца нашего Серафима Саровского: «Если мы в Духе Божием, то, благословен Бог! - не о чем горевать: хоть сейчас - на страшный суд Христов! Ибо «в чем застану, в том и сужду». Если же - нет, то надобно разбирать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святый изволил оставить нас? И снова надобно искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока искомый Господь Бог Дух Святый не сыщется и не будет снова с нами Своею благодатию. На отгоняющих же нас от Него врагов наших надобно так нападать, покуда и прах их возметется, как сказал пророк Давид».

Так, устремляясь всем сердцем ко Господу, возрастал в христианских добродетелях будущий старец Серафим. Те озарения внутреннего человека, которые совершал в нем Сам Бог, вели Василия Николаевича к Истине неизреченною силою Духа Святаго Божия. О таком подвижнике благословенный святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Божие - положительно, вечно. Вначале оно, подобно малейшему зерну, появляется в сердце в виде малейшего благого влечения, желания; потом начнет возрастать мало-помалу, обымет все мысли, все чувствования, обымет и душу и тело; соделывается подобным древу, великому и ветвистому. Птицы небесные, то есть ангельские помышления и созерцания, придут витать на ветвях его. Это должно совершиться над христианином во время земной жизни. Над кем оно совершается, тот при вступлении в Вечность, увидит себя изобилующим духовными сокровищами, - залогами нескончающегося блаженства. Такое состояние - уже здесь на земле вечное блаженство, прежде явного вступления в вечность смертию тела. Такая жизнь - уже отселе вечная жизнь».

Многих благодатных даров сподобил Господь Василия Николаевича Муравьева еще в бытность его мирянином. Однако же до поры все это было сокрыто от мира, лежащего во зле. Благочестивый петербургский коммерсант заслужил особые дары Божии - он любил и жалел всех человеков, за всех молился и желал всем спасения. Василий Николаевич был одним из тех редких людей, которые любят Господа и ближнего истинным делом и подвигом всей своей жизни. Приближалось время, когда он должен был выйти на служение людям словесами духовной мудрости и любви...

Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Павлович Филимонов
Светлый Ангел Петрограда
«Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным...» О непостижимых подвигах и мученической кончине митрополита Петроградского Вениамина
12.08.2023
Духовная битва
Валерий Павлович Филимонов о России
21.07.2022
«Мы не прощались с батюшкой, а провожали его в жизнь вечную...»
Глава из книги Валерия Павловича Филимонова, посвящённой преподобному Серафиму Вырицкому
02.04.2022
«Я вышла от батюшки самым счастливым человеком...»
Воспоминания игумении Георгии о встречах с преподобным Серафимом Вырицким
25.02.2022
Загадочный и любимый старец
Ко дню прославления преподобного Феодосия Кавказского (8 августа 1995 года)
05.08.2021
Все статьи Валерий Павлович Филимонов
Последние комментарии
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Бузина Олесь
16.11.2024 20:37
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47