В христианском мире интерес к древнему Созополю - болгарскому приморскому городу греческого происхождения резко вырос в августе 2010 г., после появления первых сообщений об уникальном открытии археологов - обретении предполагаемых мощей Иоанна Предтечи. Эту находку, пролежавшую с V-го века в земле черноморского острова Святой Иоанн ( болг. - Свети Иван) недалеко от Созополя, ученые-специалисты назвали подлинной сенсацией в мировой библейской археологии.
По данным историков, Созополь, переводимый дословно с греческого как «Город спасения», возник в годы Великой греческой колонизации - масштабного расселения древних греков на побережье Черного моря. На месте нынешнего города ок. 610 г. до РХ выходцы из Милета основали первую и известную по тем временам античную колонию «Аполлония» («Аполлония Понтика»), расширив сферу распространения греческой культуры. Из метрополии континентальной Греции сюда перевезли огонь священного очага и изображение наиболее почитаемого языческого бога Аполлона - покровителя искусств, переселенцев и основанных ими полисов.
Составной частью греческой колонии был и расположенный недалеко от нее в море небольшой остров, называемый ныне Святой Иоанн - место обретения останков, приписываемых библейскому персонажу Иоанне Предтече.
1. Остров Св. Иоанна с построенным на нем в 1884 г. маяком
В IV-м веке до ХР на острове находилось фракийкое святилище со статуей бога Аполлона. В конце V-го столетия в южной части острова, предположительно на месте снесенной римлянинами ок. 72 г. до РХ статуи построен небольшой монастырь. Его основание предание приписывает святому апостолу Андрею, проповедовавшему в этих местах учение Христа. Монастырским центром стала сооруженная уже после 330 г. базилика в честь Божией Матери. Вторую церковь в честь святого Иоанна Крестителя здесь освятили в 1263 г. В монастырском комплексе, где подвизались монахи и монахини, возникли библиотека и скрипторий, действовавший до 1623-29 гг., что подтвердили археологические раскопки. Четыре столетия - от Х-го до ХIV-го вв. - островную обитель, именовавшуюся, по мнению ученых, монастырем Святого Иоанна Предтечи, причисляли к крупным православным центрам, посещаемым болгарскими царями. В 1453 г. турки разрушили монастырские постройки, но уже через четверть века их вновь отстроили. В конце XIV в. в обители насчитывалось около 150 монашествующих. В 20-х годах XVII-го столетия монастырь подвергался нападению иноземных пиратов. Во избежание новых вторжений турки разрушили все монастырские постройки, включая и два его храма. Перед этим варварским актом монахи, покидая остров, забрали с собою иконы, церковную утварь и ценные книги.
2. Развалины монастыря на острове Св. Иоаннa
Летом 2010 г. среди оставшихся руин бывшего монастыря на острове Св. Иоанна, входившего ранее в закрытую военную зону, продолжались длившиеся уже несколько лет раскопки под руководством болгарского историка и археолога Казимира Попконстантинова ( род. в 1942 г.). 28 июля в 13 часов 30 минут ученые обнаружили на предполагаемом месте основания алтарной части храма небольшой алебастровый и прямоугольной формы ящик-оссуарий с пирамидальной крышкой и рядом с ним - каменный ларец маленьких размеров и с греческой надписью, свидетельствующей об имени Иоанна Крестителя и вероятной дате престольного праздника церкви. Ученые прочитали также еще одну надпись, гласившую о некоем «рабе Божием Фоме», перенесшем в день памяти Иоанна Предтечи его святые мощи на черноморский остров.
Далее профессор Казимир Попконстантинов пригласил в Созополь специальную комиссию и в ее присутствии осторожно распечатал остававшийся доселе закрытым около полутора тысячи лет древний каменный реликварий. Глазам собравшихся предстали находившиеся внутри каменного короба несколько человеческих костных останков: фрагменты челюсти и других лицевых частей, один зуб и часть кости руки. Однако наряду с человеческими останками здесь лежали несколько древних костей разных видов домашних животных.
3. Алебастровый ящик-оссуарий с костными останками
В это же время руководитель раскопок заявил собравшимся о подлинной сенсации в болгарской археологии и об огромной ценности находки, имеющей большое значение для всего христианского мира. На основании первых археологических данных ученые-археологи выдвинули гипотезу о принадлежности останков Иоанну Предтече и об их перенесении в IV-м или V-м веке из Константинополя на остров в качестве подарка по случаю основания здесь монастыря.
Митрополит Сливенский Иоанникий (Неделчев), председатель Богослужебной комиссии и Комиссии по освидетельствованию чудес при Священном Синоде Болгарской Православной церкви «подтвердил нетленность и духовную святость мощей, сохранившихся в земле для духовной пользы верующих». Высоко оценил находку археологов и уроженец Созополя Божидар Димитров ( род. в 1945 г.) - историк и директор Национального исторического музея в Софии. Одновременно ученые и представители церкви согласились с предложенной идеей о проведении в недалеком будущем антропологической экспертизы предполагаемых костных останков Иоанна Предтечи и перенесения их в созопольскую церковь Святого Георгия. Здесь останки поместили в специальный мощевик и выставили их для поклонения верующим и демонстрации туристам курортного города.
В июне 2011 г. в исторической части Созополя состоялись торжественное перенесение мощей и праздничное богослужение в отреставрированном в храме свв. Кирилла и Мефодия, где перед его алтарной частью установили деревянный мощевик с мощами. В многолюдном шествии, возглавляемом митрополитом Сливенским Иоанникием, участвовали представители духовенства Болгарской Православной Церкви, высокопоставленные гости из Софии, городская администрация Созополя, местные жители и паломники. В том же году благодаря уникальной археологической находке на острове Св. Иоанна древний Созополь стал победителем в рейтинге «Чудеса Болгарии»
Тем временем в Софии, в Институте почвоведения «Н. Пушкарев» (Институт по почвознание «Никола Пушкарев») завершалось исследование маленького ларца с надписью на греческом языке, повествующей о дороге мощей к острову Св. Иоанна, а также алебастрового мощевика. Ученые установили, что порода камня, послужившего неизвестному мастеру для изготовления ларца, имеет вулканическое происхождение и происходит из Малой Азии. Такой же камень использовали в качестве строительного материала в первые века христианства. Алебастр для мощевика, вероятно, был добыт на одном из островов в акватории между Турцией и Грецией. На основании этого К. Попконстантинов предположил, что мощи могли быть перенесены на болгарский остров из Константинополя или из Святой Земли. После проведенного исследования два древних артефакта передали на постоянное хранение в коллекцию христианского искусства Археологического музея Созополя.
Руководитель археологический экспедиции К. Попконстантинов, получив в Национальном географическом обществе ( National Geographic Society) заверение о финансовой поддержке предстоящего исследования предполагаемых мощей Иоанна Крестителя, отправил несколько костных останков для лабораторного анализа в Оксфордский университет и вместе с коллегами стал дожидаться итоговых результатов.
4. Иоанн Креститель (византийская икона, XIV век)
География распространения в мире предполагаемых мощей святого Иоанна Предтечи достаточно широка. С давних времен некоторые храмы, монастыри, культовые центры и музеи в Западной Европе и в Малой Азии обладают костными останками, издревле почитаемыми христианами как мощи святого Иоанна Предтечи. В западной литературе в связи с количеством мощей, приписываемых этому святому, можно встретить такие цифры: 12 голов, 7 его челюстей, 4 плеча, 9 рук, 11 указательных и 8 других пальцев. Очевидно, что далеко не во всех случаях речь может идти о подлинных мощах Иоанна Крестителя. Многие из подобных «мощей» являются фальсифицированными реликвиями, обыкновенными подделками, их возраст и область происхождения разнятся.
Достаточно познакомиться с материалами «Православной энциклопедии» (см.: «Иоанн Предтеча». - Т. 24, с. 528 -577), чтобы убедиться в противоречивости разных документальных сведений и устных преданий о местах погребения и хранения реликвий Иоанна Предтечи, изложенных в разные времена в трудах церковных историков, апокрифических сказаниях, рассказах путешественников и паломников. Из евангельского повествования (Мф 14. 1-12) следует, что после обезглавливания честная глава Иоанна Предтечи осталась у Иродиады, а само тело этого святого забрали и похоронили ученики. Отсюда можно предположить, что у перенесения и распространения в мире реликвий святого (глава и тело) существуют разные истории. Однако на острове Св. Иоанна обнаружены костные останки, состоящие как из фрагментов лицевой части головы, так и корпуса тела - одной из руки, что сразу настораживает и дает повод для некоторых сомнений.
В Оксфордском университете международная группа специалистов из Западной Европы во главе с руководителем исследований, профессором Томасом Хигхэмом (Thomas Higham) подвергла изотопному и генетическому анализу костные фрагменты с острова Св. Иоанна с целью выявления общих предков и наиболее вероятной географической принадлежности человеческих останков. Отрадно, что впервые за всю историю обнаружения в мире предполагаемых мощей Иоанна Предтечи приписываемые ему останки прошли изотопный и ДНК-анализ. Профессор Томас Хигхэм и его коллеги признались, что они могут только узнать «возраст и область происхождения останков», но «не могут со стопроцентной точностью подтвердить, что мощи принадлежат тому или иному святому».
5. Останки с острова Св. Ивана
Лондонские специалисты с помощью изучения митохондриального генома - основного инструмента при проведении идентификации объекта исследования оформили окончательные его результаты. В начале апреля 2012 г. научный телеканал (Natiоnal Geographic Channel) показал для широкой аудитории документальный фильм, рассказывающий о процессе исследования мощей с острова Св. Иванa. Одновременно и британская газета «The Daily Telegraph» растиражировала выводы группы ученых. Научные данные сводились к тому, что «кости принадлежали одному и тому же человеку мужского пола, проживавшему в начале I-го века (период между 5-м и 75-м гг.)»; «данный мужской индивид происходит из того района на Ближнем Востоке, где предположительно жил Иоанн Креститель»; «останки были обнаружены в аутентичной археологической среде, точнее, в надписанном реликварии»; «кости передали в монастырь на острове Св. Иоанна в V-VI веке» и др. Однако почему этого «человека мужского пола», жившего в одно время с Иисусом Христом, толкователи новости выбрали именно Иоанна Предтечу? Таким «мужским индивидом» мог быть кто угодно, то есть любой человек. И как, наконец, можно доказать, что останки времен I-го века принадлежат именно Иоанну Крестителю?
Данные исследования оксфордских экспертов не являлись бесспорным доказательством того утверждения, что костные останки с острова Св. Иоанна принадлежали именно Иоанну Предтече. Для этого ученым следовало бы сравнить свои полученные данные с одним из бесспорных и признанных Церковью оригиналов мощей библейского святого, но такого «образца» не существует в природе. В тех же целях важно было бы получить крохотные образчики мощей (размером с крупинку соли) хотя бы из базилики Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме, где хранится «часть главы», приписываемой Иоанну Предтече, из мечети Омейядов в Дамаске («глава»), из Собора Амьенской Богоматери во французском Амьене («лицевые части главы») и провести сравнительное исследование всех этих костных останков, установив соответственно их возраст и область происхождения.
В 2014 г. в том же Оксфорде специалисты изучили костные фрагменты, считавшиеся мизинцем Иоанна Крестителя, из средневековой коллекции 82-х христианских реликвий, известной в Фонде прусского культурного наследия (Берлин) под названием «сокровища гвельфов». В 1935 г. последние были проданы еврейскими коллекционерами рейхсмаршалу Третьего рейха Герману Герингу. Анализ пробы костной ткани мизинца ученые датировали периодом 660-770 гг., что отрицало их принадлежность святому Иоанну Предтече. Это еще раз актуализирует проблему идентификации возраста и области происхождения многих христианских реликвий в Европе и Азии для выявления подлинных и фальсифицированных артефактов, выставленных во многих храмах и монастырях и ставших объектами паломнических путешествий и массовых поклонений верующих. Особенно это касается древесных, железных и тканных реликвий. Число их на протяжении веков стало таким большим, что отличить ныне подлинные от фальсификатов невооруженным глазом и без помощи богословов (теологов), церковных историков, ученых-физиков и представителей других наук практически не представляется возможным. Настала потребность создания христианами Востока и Запада особого научно-экспериментального центра, где авторитетные ученые-эксперты самых разных отраслей знаний с помощью современных и перекрестных методов исследования устанавливали бы на стыке разных наук подлинность ряда известных всему миру христианских святынь.
...Однако вернемся после этих рассуждений в приморский город Созополь. В начале августа 2012 г. «Радио Болгарии», комментируя выводы исследования английских специалистов, не представивших убедительных доказательств о принадлежности костей именно Иоанну Предтече, констатировало в одной из передач: «Обнаруженные в Созополе мощи св. Иоанна Крестителя - ближе всего к профилю библейской личности». Вслед за этим и многие другие СМИ выдали информацию о якобы «абсолютно доказанных и правильных результатах», что неадекватно воспринято в среде верующих, мыслящих и думающих людей. И только в Италии в конце новостного заголовка о находке на болгарском острове предполагаемых мощей Иоанна Предтечи стоит знак вопроса. В народе говорят, что доказательства якобы нужны только сомневающимся и скептикам. А среди мыслящих людей бытует мнение, что доказательства как раз подтверждают и усиливают веру христиан.
6. Мощевик с костными останками, приписываемыми Иоанну Предтечи
Ныне древняя часть Созополя, расположенного на изогнутом полуострове, представляет собою уникальный архитектурный заповедник со старыми православными храмами и местным Археологическим музеем. В нем имеется богатая коллекция произведений христианского искусства, где представлены средневековые иконы, резные иконостасы, образцы мозаик и другие культовые предметы. Среди экспонатов музея - уникальные артефакты древнегреческих расписных ваз и средневековых амфор. Здесь же демонстрируют алебастровый мощевик и каменный ларец, найденные во время раскопок на острове Св. Иоанна. Однако центром притяжения для всех прибывающих в город паломников является все-таки церковь свв. Кирилла и Мефодия, где ценная реликвия с черноморского острова находится перед алтарной частью на небольшом столике. Мощевик с предполагаемыми мощами святого Иоанна Предтечи часто путешествует по стране и выставляется для поклонения в православных храмах больших и малых городов.