Современному, образованному, культурному человеку, воспитанному на гуманистических началах с широтой взглядов, бывает очень сложно разобраться в жизни наполненной противоречиями. Иной раз потерянность целых поколений может происходить в «трех соснах», но при этом мучения и терзания омрачают множество людей и отравляют их жизнь. Человек ищет мира и покоя во внешнем, а этот мир приносит только войну Духа с плотью. Сегодня в мире утверждаются понятия диаметрально противоположные друг другу. Внешний мир глобализируется, это охватывает все сферы жизни человека. Очаги внутреннего противостояния вспыхивают в уродливых формах. Человечество неотвратимо погружается в абстрактное «всечеловечество», универсальное знание, единство ради единства. На этой почве происходит противостояние иногда перерастающее в открытые войны и столкновения. Каждая новая, очередная глобальная война все более и более обезличивает мир и сливает его в единый котел. «Дух мира сего» проникает и в православную среду. Глобальное единство встречает пассивное сопротивление человечества, но атмосфера самой жизни дает понять нам что эти процессы не отвратимы, и только чудо может изменить ход событий.
Архимандрит Рафаил (Карелин) так описывает современные опасности духовной жизни верующих людей:
«Наше время действительно сложное и это заставляет нас еще более ответственно относиться к каждому своему слову, которое может иметь непредвиденные и нежелательные последствия. В 90-м псалме сказано: «...падет от страны твоея тысяша и тьма одесную тебе». Это значит, с левой стороны падут в искушения тысячи, а с правой - тьма - десятки тысяч. Левая сторона в настоящее время для нас либерализм, модернизм и различные отступления от Предания. А искушения с правой стороны - это неразумная ревность, которая переходит в гордое осуждение и может способствовать будущему расколу Церкви. Если различные отклонения, не затрагивающие догматику и канонику, можно сравнить с болезнью, то раскол - это смерть, по словам Иоанна Златоуста, грех раскола равен греху ереси».
Современная жизнь человека, - это время испытания веры и правды. И судя по внутреннему духовному состоянию людей, тем внешним обстоятельствам и событиям происходящим сегодня, основные испытания еще только впереди. Это видно из того, что все перемешалось и единство с глобализацией, и разделения с отделением и противостоянием царящие в мире. Этот дух, люди живущие по плоти, пытаются упорно внести и в Церковную ограду. По этому не удивительно, что священноначалие основной посыл к чадам Православной Церкви обращает с проповедью о хранении единства:
«Забота о соблюдении церковного единства является обязанностью каждого православного христианина: епископа, клирика, монашествующего и мирянина».
Без кротости, без укрощения себя единства между братьями по вере не сохранить. Что это значит? Для того что бы не возмущаться этим «духом мира сего», нам необходимо «НИЧЕМ ПРОТИВНЫМ НЕ ВОЗМУЩАТЬСЯ, И НИКОГО НИ ЧЕМ НЕ ВОЗМУЩАТЬ, что бы не множилось и не росло зло». Святитель Феофан Затворник.
Какие опасности предлагает нам жизнь и сами люди. Что сегодня угрожает церковному единству православного народа Божьего? Эти и многие другие вопросы мы в духе мира Господнего должны разбирать и давать на них ответ. Сегодня мы можем говорить о нескольких «волнах» которые испытывают нашу веру и верность Матери Церкви.
1) ВОЛНА СЛЕВА В недавнее время мы видели как многие верные Православной Церкви соблазнились и некоторые еще продолжают соблазняться «украинским национализмом» или «Русским миром», другими разновидностями идеологических хитросплетений мира сего. Особо эта волна противостояния ударила по интеллигенции и молодежи разжигая ненависть и осуждение к более старшему поколению. Мы видели как верующие люди отходили от Церкви на эмоциях, с внутренним надрывом. Волна искусственной политизации захлестнула церкви выше куполов, смывая и размывая души в бушующий мир протеста.
2) ВОЛНА СПРАВА Мы только пережили одну волну, думали уже, вот и затишье. Нет, пришла и другая. Теперь уже справа. Новой волне способствуют слухи о восьмом вселенском соборе, - который в народе опирается на пророчества старцев и воспринимается собор как грядущее отступление от истины веры. Экуменизм, - который многие верные воспринимают как последнюю ересь, как образ зарождение «всецеркви» без Бога. Сегодня многие находят этому подтверждение в назначенном Всеправославном Соборе. Опубликованные документы данного Собора так же у многих вызывают недоумения. Многих искушает недавнее заявление о планируемой встречи 13 февраля на Кубе Святейшего Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска. Многие ревнующие о правде смущаются этими начинаниями.
И переживания эти бывают не беспочвенны. В церковных документах можно увидеть странные вкрапления инородного характера, которые и приводят к смущению многих. Как поле с доброй пшеницею засеяно плевелами. Некоторые ревнители не по разуму сразу могут кинуться «очищать» пространство... И могут с плевелами вырвать и добрый плод. На все вопросы касательно веры у Церкви давно есть ответы - догматы. На все смущения в области духовной дисциплины жизни, - каноны. Тот же вопрос: «Как относиться к Всеправославному Собору ввиду переживаний за сохранение Истиной веры?»
«К Всеправославному Собору надо относиться согласно принципам Вселенских Соборов, а именно: никакие постановления не должны противоречить догматике и канонике Церкви и постановлениям Вселенских соборов - это один из принципов единства и не изменяемости Церкви во времени. В противном случае, постановления совещаний и соборов будут недействительными и необязательными. Поэтому нам необходимо молится и возлагать все на волю Божию.
В истории Православной Церкви было много расколов, некоторые по серьезным причинам. Однако ни один из них не был оправдан Церковью. Вы будете кричать: «Пожар на корабле!!!», не объясняя как надо тушить, то некоторые, спасаясь от пожара, бросятся в море и погибнут». Арх.Рафаил (Карелин)
Весьма знаменательно, что перед проведением Всеправославного Собора и встречи в Гаване Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска на Архиерейском Соборе был прославлен в лике святых святитель Серафим (Соболев) - ревностный защитник Православной веры. Его отношение к единству Церкви, а в данном случае к идеи экуменизма весьма значима. И если первое было озвучено в Послании к духовенству и мирянам на Архиерейском Соборе, то второе приведем в кратком выражении:
«Экуменизм пока еще не будет торжествовать своей победы, он не заключит все Православные церкви в свое экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы! Памятуя его сущность и его цели, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь - отступление от православной веры, предательство и измена Христу, чего всячески мы должны избегать во исполнение слов преп. Серафима: «Горе тому, который хотя на одну йоту отступил от святых Вселенских соборов». Здесь мiр, враждебный Христу и Его Святой Православной Церкви. Поэтому дружба с этим мiром есть, по словам Апостола, вражда против Бога (Иак. 4:4)» Святитель Серафим (Соболев) Доклад на Всеправославном совещании 1948 г. Москва.
То есть мы видим ужасное дело врага рода человеческого, как происходит искушение верующих по всем фронтам духовной жизни! Идет страшная волна и с лева и с права. Сбываются слова прп.Паисия Святогорца о грядущем шторме. Многие будут соблазняться, многие будут отходить кто с лева, кто с права.
Что нам делать лично, каждому верующему, когда мы видим разные соблазны которые происходят в мире и в Церкви?
Уйти от внешнего к внутреннему и стоять умом в сердце с именем Иисуса Христа!
Встать на страже в своем сердце - молитвою, что бы дух осуждения и противления не вошел в него. Выстоять это смутное время посредством молитвы и поста духовного! Только посредством углубления своего внутреннего человека, познанию истинно духовной жизни (хранение чувств и трезвения) можно противостоять грядущим волнам искушений. Кто будет следить за своим сердцем, что входит и исходит из него. Кто молитвой Иисусовой будет ограждать свою душу от тлетворного духа осуждения. Тот сможет устоять в благодати Божьей.
ЧТО необходимо делать священству и активной православной молодежи?
Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет так: «для нас главное учить народ, проводить его катехизацию, объяснять догматы и каноны и их значение. На одном отрицании вряд ли можно что либо построить. А если мы постараемся дать людям положительные знания православной догматики и каноники, то они сами увидят, где и в чем правда. Нужно бороться за Православие, не выходя их иерархического послушания, учить Православию собственным примером».
Дорогие отцы, братья и сестры встретим грядущие и уже теперь бушующие бури мирным сердцем наполненным любовью к Богу, мужественно стоя в Вере и Правде. Являясь добрым примером христианского благочестия для всех людей. Аминь.
Протоиерей Тимофей Кучук, настоятель Свято-Успенского собора Днепропетровска
17. Ответ на 16., Обломов:
16. На п.13 М.Е.
15. Ответ на 12., Lucia:
14. Ответ на 12., Lucia:
13. Ответ на 10., Обломов:
12. Ответ на 9., М.Е.:
11. ответ 9 М.Е:
10. На п.9. М.Е.
9. Ответ на 7., Lucia:
8. Ответ на 7., Lucia: