О жертвах культовой зависимости: как восстановиться?

Новости Москвы 
0
1564
Время на чтение 19 минут

Конец 20-го столетия ознаменовался не только выраженной социально-экономической нестабильностью, но и глубоким духовно-идеологическим кризисом. На смену рациональному атеизму стал приходить всевозрастающий интерес населения к религии. Однако повсеместное духовное невежество, явившееся следствием господства предыдущей идеологии, отрицающей Бога, привело многих не к возврату в традиционные конфессии и к исконным культурно-религиозным корням нашего народа, а в новейшие религиозные объединения, обещающие своим последователям быстрое достижение всех земных и небесных благ. Бурное распространение культовых новообразований во всем мире стало огромной социальной проблемой. Особенно после того, как обнаружилось, что это явление далеко не безобидно. Очень быстро стали отмечаться негативные последствия деятельности таких организаций в виде их посягательства на интересы личности, семьи, общества и государства в целом.

Сегодня территорию бывших стран СНГ буквально заполонили многие нетрадиционные религиозные организации, которые пользуются в мире весьма скандальной репутацией и известны как деструктивные культы и тоталитарные секты. Среди них такие, как: «Свидетели Иеговы», «Дианетика», «Церковь Христа»(Бостонское движение), «Церковь Объединения» Муна, «Всемирное Общество Сознания Кришны», «Слово жизни» и др. На этой волне появились и свои доморощенные деструктивные новообразования - «Белое Братство», «Богородичный Центр», «Церковь Последнего Завета» Виссариона.

С помощью хорошо отработанных и отшлифованных приемов психологического воздействия они умело вовлекают и удерживают в своих рядах тысячи и тысячи наших обманутых граждан, в основном молодого возраста, отрывая и изолируя их от семьи и общества.

Методы, применяемые в деструктивных религиозных организациях и сектах, а также последствия их воздействия на человека уже давно стали предметом пристального изучения специалистов и поводом для богословских дискуссий во многих странах Запада и США. В ряде зарубежных государств разработаны целые программы и методики по выводу и помощи пострадавшим от деструктивных сект, организованы реабилитационные пункты и центры помощи, упорядочено законодательство, издается соответствующая литература. Во всем мире известны труды таких специалистов по выводу, как Венди Форд («Некоторые мысли об исцелении»), Стивена Хассена («Освобождение от психологического насилия»), Дж. Лалич и М. Тобиас («Верни свою жизнь...»), Майкла Д. Лангоуни («Исцеление от культов»).

В то же время в Украине, как и в России, специалистов, серьезно и постоянно работающих в области консультирования и экспертизы культовых случаев, можно просто пересчитать по пальцам. Среди них нужно назвать Р.А. Прокопишина и Е.Н. Исполатову (г. Москва), В.Э. Петухова (г. Киев), Е.Н. Волкова (Н. Новгород). Кстати, именно Е. Волкову мы обязаны тем, что имеем сегодня переводы на русский язык трудов лучших зарубежных консультантов по выходу. Реабилитация жертв, пострадавших от деструктивных культов и сект, на сегодняшний день является делом всего лишь небольшого количества энтузиастов-священников и светских специалистов. Единственное исключение среди всех постсоветских республик представляет собой Казахстан. Там сейчас уже созданы и действуют четыре государственных центра помощи жертвам деструктивных культов и зарегистрирована «Ассоциация центров по работе с жертвами деструктивных культов».

А между тем слабая информированность и невежественность в религиозных вопросах могут стать причинами попадания человека в руки недобросовестных проповедников неокультов. Есть, конечно, и положительные тенденции. Например, нашими украинскими авторами Е.Л. Мерзляковой и В.Э. Петуховым разработана и апробирована эффективная программа антиманипулятивного обучения школьников.

Поскольку проблема последствий социально-психологического воздействия на личность тоталитарных сект обозначена сегодня очень остро, а пострадавших становится все больше, и все большее число родственников, озабоченных состоянием духовного здоровья своих близких нуждаются в помощи узких специалистов и священнослужителей, то нам представляется целесообразным обратиться к более подробному рассмотрению данной темы.

Характерной особенностью религиозной ситуации в современной Украине является то, что ее формирование происходит не только за счет существования традиционных конфессий и мировых религий (православие, католицизм, греко-католицизм, иудаизм, ислам), но и новейших религиозных объединений. Среди них много таких, которые исторически не унаследованы нашим народом от предыдущих поколений, однако достаточно быстро завоевывают популярность в результате интенсивного наплыва зарубежных проповедников и их активной миссионерской деятельности.

В периодических изданиях, научно-популярной и религиозной литературе эти новые религиозные образования называют по-разному: секты, культы, течения, псевдорелигии, движения. Большинство светских религиоведов чаще употребляют наименование неокульт, мотивируя это тем, что данное определение является более широким понятием, чем секта. Термин же «секта» используется в современной научной лексике преимущественно в журналистике и богословской литературе. Названия «культ» и «секта» - многоплановы, и находятся в зависимости от того, какой специалист дает им определение. Например, занимавшийся современными культами Америки и религиозными движениями меньшинств доктор Чарльз Брэйден, писал: «Культ в моем понимании - это религиозная группа, которая значительно отличается от религиозных групп, считающихся общепринятыми в нашей культуре, по одному или более аспектов исповедания или обрядов». А исследователь деструктивных сект и культов Уолтер Мартин добавляет, что «культ можно определить как группу людей, объединившихся вокруг определенного человека или истолкования Библии».

Психологи пытаются определить культ как группу людей, которая способна изменить чье-либо поведение и психологическую точку зрения. Социологи называют культом группу, которая не соответствует нормам данного общества. Ряд светских специалистов утверждает, что культ - это «поклонение перед чем-то, безмерное возвеличивание чего-то или кого-то». Такое определение довольно расплывчато. Но, по-видимому, оно ориентировано на тот факт, что часть образовавшихся в последнее время неокультов имеет отдельные черты, не присущие религиозным объединениям в их классическом понимании: «вероучения некоторых из них центром внимания выбирают не богов, а человека, степень и пути его совершенствования, а основная цель этих учений - самоусовершенствование человека для полной самореализации, у некоторых неокультов отсутствуют служители культа, сильно упрощена или отсутствует культовая практика».

В этом контексте уместно отметить, что к этому же времени (80-90-е г.г. прошлого века) возникает некий неокульт и в искусстве, а также в спорте - в частности в кинематографе и футболе. Появилось понятие "культовый фильм" (от англ. cult film) - фильм, ставший объектом почитания у сплоченной (иногда узкой) группы поклонников, образуя подобие религиозного культа. Поклонение обычно проявляется в регулярных просмотрах, ритуалах при совместном просмотре, вплоть до создания субкультуры и даже неорелигии в форме секты, на основе вымышленного мира ("Звездные войны"). Поклонение приобретает формы тематических вечеринок и фестивалей. Некоторые киноведы определяют культовый фильм как оппозицию к мейнстримному кино. Но большинство специалистов указывают на существование вокруг фильма какого-то сообщества фанатов. В спорте в это же время сложилась субкультура футбольных болельщиков, среди которых выделяют и футбольных хулиганов - активных, агрессивно настроенных фанатов.

В нашу эпоху зрелой "денежной цивилизации" человек склонен видеть в деньгах божественное начало и активно ему поклоняться. Так складывается культ денег. По мнению профессора В.Ю. Катасонова (Религия денег. Духовно-религиозные основы капитализма. М. Кислород.2014), его суть - эзотерическая, т.е. имеющая две версии: для "посвященных", "избранных", "высших"; и для "профанов","плебса", "низших". "Богословие религии денег" для "посвященных" скрыто за семью печатями от глаз и ушей "профанов". Для понимания этих "тайн" надо всего лишь пользоваться работами Святых Отцов христианской Церкви. Обладая духовным зрением они проникали в секреты "тайного знания" и вскрывали планы "отцов-основателей" религии денег.

Однако, нас интересует теологическое определение понятий «культ» и «секта», как единственное, которое охватывает все аспекты жизни, мысли и поведения. Нам кажется очень удачным в этом отношении определение Дж. Макдауэлла. Вот что он пишет: «Слово «культ» происходит от латинского слова « cultus «, которое дословно значит «поклоняться» или «почитать» что-либо. Оно вошло в оборот в 17-м веке, а затем вновь в средине 19-го в качестве обособленной религиозной группы.

Определение, которое предлагаем мы, подходит для любых культов, независимо от того, являются ли они ответвлениями христианства, индуизма, буддизма, даосизма или ислама. Культ - это группа людей, убеждения которых основаны на представлении о превосходстве определенного лидера, что неизбежно влечет за собой отрицание центральных доктрин христианства, как они изложены в Библии».

Понятие «секта» также не имеет пока четкого научного определения в социологии и психологии, хотя в международной правовой практике встречается достаточно часто, чтобы считаться устоявшимся юридическим термином. Оно употребляется даже в документах ОБСЕ. «В социальном аспекте сектой можно назвать организацию или группу людей, замкнувшихся на своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Такие группы отличаются от тех, которые сложились на основе общих интересов (например, политических, экономических, спортивных), именно замкнутостью всех сторон своей внутренней жизни. В религиозном контексте под сектой обычно понимается община, отколовшаяся от господствующей церкви, или же какое-то братство, принявшее свое отдельное, самобытное учение о вере, - пишет профессор Ф.В.Кондратьев в своем «Аналитическом обзоре», посвященном проблемам сект.

Следует отметить, что многие современные культовые новообразования, претендуя на статус новой некой «универсальной» религии имеют ряд характерных особенностей, которые существенным образом отличают их от традиционных религий. Мировые религии по сравнению с сектами и культами обладают более обширным, несравненно более глубоко и цельно разработанным комплексом вероучительной литературы. В ней они определяют и обосновывают главные принципы и ценности своих религиозных систем, отработанные и проверенные способы их осуществления. Человек, принадлежащий к такому традиционному вероисповеданию и более или менее усвоивший его истины, достаточно свободен в своих оценках отдельных учителей и направлений, постоянно возникающих в сфере любой религии. Такой верующий обладает иммунитетом против слепого поклонения частным авторитетам. Людей, принадлежащих к одной из мировых религий, объединяет общее понимание ценностей и принципов, заложенных в вероучительных системах этих религий, а сектантов - более всего объединяет авторитет лидера (или учителя) и личностные отношения с другими членами секты. При этом специфичные личностные отношения внутри секты приводят к психологической зависимости индивидуума от группы. Поэтому при выходе из секты бывшие адепты часто бывают подвержены депрессиям и испытывают последствия этой зависимости.

Понятие «тоталитарные секты» заимствовано из политологии. Впервые этот термин был введен итальянцами И. Габети и Дж. Алиендола для обозначения фашистской диктатуры. Позже феномен тоталитаризма изучался такими авторами, как Х. Аренд, Г. Арон, К. Фридрих, а в России В. Яловым и многими другими. Смысловое содержание этого термина, согласно указанным авторам, определяется следующим сочетанием признаков: «контроль над сознанием и поведением, подавление личности; запрет на получение информации извне, самоизоляция от внешнего мира; фиксированное внимание на определенном противнике, что должно содействовать некритичному сплочению сторонников одной идеологии; культ харизматического лидера, вождя, который обладает абсолютной прозорливостью, « данной свыше» и выводится из-под всяких нравственных оценок его конкретного поведения и всей деятельности; призывы жертвовать реальными интересами семьи, общества и государства ради безраздельного служения своей организации; всеобщее личностное порабощение, которое, однако, в сознании членов культа иллюзорно воспринимается как «самопринуждение» ради общих интересов».

В конце 20-го столетия общество встретилось именно с такими сектами и культами, принципиально отличными от прежних. И это отличие заключается прежде всего в тоталитарно - деструктивном характере их деятельности с использованием современных методов воздействия на личность, в прикрытии мнимой духовностью истинной меркантильной сущности и в исключительно навязчивом, агрессивном прозелитизме. Вероучения тоталитарных сект направлены на полное изменение у людей системы моральных ценностей. При этом, исходя из сущности своих собственных доктрин и методов их навязывания, деструктивные новообразования дают своим адептам установку на социально-экономическое переориентирование и лишают их свободы религиозного самоопределения.

К большому сожалению, мы должны отметить, что климат для распространения новых религиозных учений в нынешней Украине весьма и весьма благоприятный. Это объясняется современной общественно-психологической и социокультурной атмосферой. Большинство деструктивных культов и тоталитарных сект зародились в США - стране интерконфессиональной, терпимой ко всем религиям. Там, в основном, оказались сосредоточены все организационные и финансовые центры различных сект. Во второй половине двадцатого века именно в США на фоне падения престижа традиционных религий и доминирующего бездуховного менталитета, при ориентации исключительно на материальные блага, сложилась крайне благоприятная атмосфера для возникновения, роста и распространения всевозможных культовых новообразований, включая даже с сатанистской направленностью. Все это привело к тому, что стали возникать и «изобретаться» многие маргинальные верования. Соединенные Штаты первые же и столкнулись с негативными последствиями влияния этих культов на личность. Проблема быстро стала общественной.

С начала 90-х годов культовые новообразования проникли в страны Западной Европы. Но европейцы гораздо быстрее американцев сумели разобраться что к чему и наложить на деятельность многих сект прямое правовое ограничение. В бывших же странах распавшегося Советского Союза открылись границы, и создалась весьма удачная правовая ситуация для деятельности многих иностранных миссионеров. Тут уместно вспомнить о том, что некогда монотеистическая страна в своем духовном развитии насильственно была превращена в атеистическую на семьдесят лет. На длительное время была разорвана духовная связь поколений, образовался разрыв в социальном опыте и ценностных основах, Православная Церковь была ослаблена. К последствиям многолетнего тоталитарного режима следует добавить те социально-психологические изменения, которые привели к идеологической дезориентации общества и к «апатизации» населения. Все эти перечисленные факторы стали хорошим подспорьем для недобросовестных «ловцов душ». Но, несмотря на многолетние старания богоборческой власти духовная жажда была все еще жива в народе. Однако религиозная невежественность, подпитанная общим ориентационным кризисом европейской цивилизации, выразившимся в попытках синтеза западной и восточной религиозных традиций, быстро дала свои негативные последствия в виде огромного сектантского разгула.

Ответ на вопрос о феномене быстрого и успешного распространения новых религиозных учений лежит в той же плоскости, что и ответ на вопрос - почему люди идут в секты. Об этом подробнее мы будем говорить дальше. А сейчас хотелось бы заметить лишь следующее. Французский ученый О. Клеман считает, что люди стали очень одинокими и остро чувствуют свою смертность; распадаются семьи, люди ищут в культе ощущения покоя и любви. Они легко интегрируют в новую структуру и находят в ней «мать» - секту. Психолог А. Джаноф тоже отмечал этот привлекательный момент - возможность удовлетворять детское стремление к любви и защите от реальности. При этом необходимо обязательно учитывать особенность неокультов как специфической разновидности человеческого содружества.

как получить информационную безопасность?

На протяжении всей истории развития человечества информация была и остается самым важным средством борьбы между людьми, народами, государствами и военно-политическими блоками. Информация является очень мощным оружием воздействия на человека, поскольку она способна влиять на формировании его мировоззрения, его приоритетов, взглядов и т.д. Отдельные факты осуществления информационного влияния на широкую аудиторию можно обнаружить на всех этапах существования человеческой цивилизации. Естественно, что в разные периоды интенсивность применения тех или иных способов воздействия, как и их действенность, очень отличались. В настоящее время в Украине происходит активное и массовое освоение информационного и духовного пространства различными асоциальными и подозрительными личностями. Сегодня уже для многих стало очевидным, что при помощи информационного контроля можно управлять человеком и модифицировать его поведение, фактически сделать его заложником любой системы. Развивающиеся деструктивные процессы в нашем обществе, которые резко усиливают неустойчивость социально-политического положения в государстве, к большому сожалению остаются практически бесконтрольными со стороны властных структур.

Если исходить из содержания Конституции Украины, то мы живем в государстве, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Эта правовая норма полностью совпадает с двухтысячелетним православным пониманием ценности личности. В социальном плане требуется сосредоточение общественного внимания и концентрация всех усилий на обеспечении всесторонней безопасности личности. Угроз безопасности человеку очень много - это и войны, и преступность, и геноцид, духовная и психическая агрессия, болезни, необратимые биологические процессы, катаклизмы. Правовое сознание, преданность Отчизне и уважение к власти у граждан вырабатывается многими факторами, различающимися по своей социальной значимости, К важнейшим из них относятся религиозные и мировоззренческие, так как они определяют стратегическую позицию не только отдельных личностей, но и социальных структур в отношении права, закона, власти, свободы, обязанности, гражданственности, патриотизма, справедливости, счастья, добра, совести и т.п.

Социальная психология отмечает, что светским правом удается регулировать не более 50% общественных отношений. Остальное входит в сферу традиций, обрядов, привычек, то есть, опять таки, конкретных религий, мировоззрений или... суеверий, зачастую крайне примитивных и разрушительных. Различные религии имеют неодинаковые, часто противоположные взгляды на право, государственность, власть, нравственность. Таким образом, правовое сознание, да и вся культура в значительной степени зависят от того, какие вероучения и как реально влияют на общество и его институты, на отдельные личности. Несомненно, что государство в порядке справедливости и самосохранения должно отдавать предпочтение традиционным созидательным религиям, то есть таким, которые внесли и вносят заметный и устойчивый позитивный вклад в историю, традиции, культуру, язык и самосознание народа, государства, человечества. Итак, для блага государства и подавляющего большинства наших граждан необходимо приоритетное его сотрудничество именно с традиционными созидательными религиями по направлениям, определенным законодательством Украины, в том числе и в сфере национальной безопасности. Это соответствует широкой международной практике. В свою очередь, проявление противоправной деятельности многих неокультов и деструктивных сект представляет прямую угрозу духовно-нравственной и психологической безопасности, как для государства и общества, так и для отдельных граждан. Православная Церковь является, наряду с другими созидательными социальными образованиями, одним их естественных охранителей духовной и нравственной безопасности нашей страны, так как она выдвигает высочайшие требования к личности и общественной совести людей, а также создает самые необходимые условия для ее правильного развития и укрепления. Активное сотрудничество Православной Церкви и государства, несомненно, должно осуществляться в сфере духовной и психологической безопасности общества, семьи, личности.

Святитель Николай Сербский (Велимирович), прошедший через нацистские концлагеря, хорошо знавший духовное состояние Запада, точно определил, ради чего властители Европы и Америки настаивают на мире? «Ради страха Божиего и славы Его или чтобы спокойнее пожинать плоды своей несправедливости: для более удобного и безпрепятственного поклонения своим идолам?» - задавался вопросом Святитель и находил ответ. Если верно последнее - а похоже, что верно, - тогда неудивительно, что им, вместо мира, будет послана война. Прославление Бога должно быть на первом месте, и оно является необходимым условием истинного мира. Если бы люди стремились к миру ради славы Божьей, то несомненно получили бы его и мир этот навсегда остался бы с ними. / Но разве вы хоть раз слышали от кого-нибудь из тех, кто настаивает на мире, что они дали обет воспользоваться миром во имя славы Божьей и для самоисправления? Такой обет совершенно необходим для истинного и прочного мира. Пусть нынешние миротворцы точно определят цель мира, исповедуя её громко, чтобы слышали их небо и земля, и тогда мы увидим, как отдалится от нас война.

В этом направлении важно не только то или иное правовое противодействие деструктивным культам, но и соответствующее широкое информирование и просвещение населения, а также активное стимулирование культурно-созидательных форм религиозности, проверенных историей и временем. Все международные правовые нормы, имеющие отношение к проблеме «свободы совести», предусматривают, с одной стороны, неотъемлемые права личности на свободу совести, а, с другой стороны, жесткие ограничения прав и свобод деструктивных культов (о чем стараются умалчивать защитники сект). В официальном пресс-релизе Совета Европы от 22 июня 1999 года говорится: «Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла рекомендацию, заявляющую о чрезвычайной важности работы по предотвращению распространения опасных сект... Серьезные инциденты, происшедшие в последние годы, заставили настоятельно потребовать, чтобы деятельность групп, обычно называемых сектами (точное определение которых Ассамблея не считает нужным давать), должна проходить с принципами демократических обществ. Поэтому жизненно необходимо иметь доступ к надежной и объективной информации об этих группах...»

Но как раз именно правдивую информацию и скрывает подавляющее большинство культов и сект, тем самым нарушая одно из прав человека. Неокульты при вербовке утаивают о себе полную информацию, используя ширму конфессиональной анонимности. Применяя христианскую символику, они вводят в заблуждение адептов относительно истинной сущности своих учений. Очень часто деструктивные секты регистрируются под видом благотворительных фондов, культурно-просветительских организаций и центров. Человека, попавшего в такую организацию, подвергают без его ведома жесткому контролю, тем самым лишая его свободы выбора. Для навязывания своей идеологии многие деструктивные группы, в обход законодательства, стали активно проникать в образовательные учреждения, нарушая принцип светского образования. С официального разрешения администрации учебных заведений под видом лекций о вреде курения и наркотиков, о здоровом образе жизни, о подготовке к семейной жизни, о продвинутых методах и формах психического и духовного самосовершенствования члены неокультов проводят активную пропаганду собственных религиозных взглядов. Посягая на государственную безопасность, члены сект активно стремятся пробиться в органы власти, лоббируя выгодные для себя решения. Как видим, деятельность неокультов не способствует развитию национального самосознания народа нашего государства, сохранению и развитию украинских исторических традиций и культуры, а потому существование таких организаций нужно рассматривать как внутриполитический дестабилизирующий фактор, распространение которого негативно влияет на национальную безопасность Украины и ее граждан.

Многовековая борьба за различные права человека позволила личности в наше время выбраться из-под диктата тех или иных идеологий, дала возможность перехода из группы в группу, смены не только рода занятий, но и самого образа жизни, мировоззрения и ценностей. Мы живем в обществе, где человек волен следовать любым религиозным убеждениям. Однако такая мобильность личности создала благоприятные условия не только для выбора и индивидуального развития, но и обострила конкуренцию среди всевозможных групп за привлечение в свои ряды новых приверженцев, а также стала предметом попыток для недобросовестных и асоциальных элементов создавать новые тоталитарные организации и движения, обслуживающие их патологические комплексы.

Поэтому проблема деструктитвных культов перерастает из идеологической и политической в социоэкологическую и психологическую. Используя плюрализм и толерантность современного общества, подобные неорелигиозные структуры демонстрируют очевидную попытку навязывания господства своей «реальности» посредством нарушения множества основных писаных и неписаных правил человеческого общежития.

Паразитируя на естественной духовной потребности человека и его тяге к поиску смысла жизни и истины, деструктивные группы желают поработить не только личность, но и заставить служить себе имя самого Бога. Еще в 1993 году в Украине было проведено исследование психического состояния людей, ощутивших на себе воздействие некоторых деструктивных сект («Белое Братство», «Богородичный центр»). В состав экспертной комиссии входили опытные ученые-психологи (О. Жажков, О. Бухтияров, Л. Тарасова). В результате исследования они пришли к выводу: у людей, попавших под влияние руководства и культовой практики этих группировок, произошли в личностных интеллектуальных и психологических структурах существенные расстройства. Такие изменения проявляются в механизмах нервного урегулирования поведением и жизнедеятельностью.

Используя применение деструктивных методик и манипуляций, приводящих в конечном итоге к реформированию сознания, тоталитарные религиозные организации подавляют в человеке его истинное личностное начало, его волю, а главное - драгоценный дар Божий: свободу.

К большому сожалению, до недавнего времени, областью получившей наименьшее внимание в вопросах исследования культов, был послекультовый период. Круг интересов сосредотачивался, в основном, вокруг определения современных деструктивных культов, установления методик, которыми они влияют на людей, описания манипулирования, фазы культовой жизни. Сегодня уже известно, что пребывание в деструктивной организации наносит большой ущерб физическому, духовному и психическому здоровью человека. Последствия этого пребывания экс-культист ощущает еще многие годы. Большинство бывших адептов и члены их семей не получают достаточной информации о том, что собой представляют группы, практикующие психологическое насилие, как они работают и как исцелиться от подобного опыта. Специалисты знают, что реабилитация культистов отчасти схожа с реабилитацией жертв других форм насилия или жертв катастроф и войн, но есть много серьезных существенных отличий. Эти различия начинаются уже с момента первичного консультирования, поскольку главной проблемой оказывается сам факт признания ситуации социально-психологического насилия, манипулятивной эксплуатации и соответствующих последствий.

Многие деструктивные организации используют стресс и навязывание фобий как средство удержания адептов в своих рядах. Механизм навязывания фобий осуществляется методами прямого или косвенного внушения. Знание этих механизмов помогает консультанту и самому пострадавшему для проведения успешной реабилитации и избавления от фобий. Восстановление пострадавших от тоталитарных религиозных образований, как было выяснено в ходе исследования, ведется по нескольким направлениям: прежде всего, это - психологическая реабилитация, в ходе которой приходится решать определенные эмоциональные проблемы, а также вопросы психологической культовой зависимости. В данном случае лучшим помощником может быть психолог-эксперт по деструктивным культам.

Второе направление: духовная реабилитация, которая включает в себя работу священника-духовника и эмоциональную поддержку общины верующих. Постепенно человек учится личному общению с Богом (возможность которого вне секты обычно отрицается ее лидерами) и приобщается к неисчерпаемому благодатному источнику церковного Предания. Процесс духовной реабилитации ускоряется, если экс-культист сам начинает помогать своим бывшим собратьям и специалистам в их усилиях по выводу очередного обманутого из секты.

Третье направление охватывает вопросы социальной адаптации, без решения которых невозможна дальнейшая полноценная жизнь бывшего члена деструктивной организации. Многие из бывших сектантов часто оказываются в буквальном смысле на улице: с утраченными навыками самостоятельной жизни, без жилья, без работы, вне круга общения Это работа для психологов, социальных служащих и юристов. На этом этапе необходимо помочь человеку научиться жить заново в обществе, вне секты. Перед началом реабилитации для эффективной работы проводится предварительная дифференциация контингента лиц, оказавшихся под воздействием деструктивных сект и других неорелигиозных образований.

Уход близкого человека в секту - это всегда трагедия для семьи. Однако большинство даже и не подозревает, как много зависит от правильного поведения членов семьи. Задача родственников - сохранить хотя бы минимальный контакт с попавшим в беду родным человеком, который находится в психологической зависимости от деструктивной группы. Этот контакт оставляет близкому эмоциональную нить, по которой он в случае кризиса внутригрупповых отношений и переоценки своего участия в организации смог бы выбраться из психологического лабиринта.

Необходимо помнить, что есть черты, характерные для любой начинающейся религиозности ( в том числе и созидательной), а есть типичные признаки только деструктивных культов и сект. Самым главным признаком попадания человека в секту является всесторонняя негативная трансформация его личности, которая проявляется, прежде всего, в изменении образа жизни, идеалов, поведения, интересов, облика, привычек, речи. Происходит существенное изменение его духовности, мировоззрения, общественных связей, взаимоотношений в семье, отношения к самому себе. Часто проявляется раздраженно-критическая и агрессивная позиция к Православию, к Православной Церкви, государству и государственным институтам, органам самоуправления, патриотизму, традициям, святыням (крайне сильны эти приметы у сатанистов и адептов демонических культов). У человека резко изменяется состав библиотеки, появляются культовые предметы, меняется режим питания; он становится либо слишком экзальтированным, либо замкнутым. Подобное поведение- это повод для того, чтобы забить тревогу и обратиться к специалистам, которые грамотно расскажут, как вести себя в такой ситуации.

Профессор В.М. Чернышев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Чернышев
Духовное преемство гуманизма, материализма и сатанизма
Начнётся борьба с Богом в пользу сатаны
21.02.2022
Духовная преемственность гуманизма, материализма и сатанизма
Современное безбожное общество восхищается прогрессом, который обусловил процесс деградации духовной жизни человека
16.02.2022
«Будем помнить свое призвание к "жизни будущаго века" через крещение»
Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева
17.01.2022
Сокровенная добродетель
На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2021 г.
26.08.2021
Все статьи Виктор Чернышев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07